г. Липецк
МБОУ СОШ №61 имени М.И. Неделина
Цель урока Изучить характерные особенности строения бактерий, выявить их роль в природе и жизни человека
1. Учащиеся осознают необходимость безопасного и здорового образа жизни
2. Научатся делать выводы из изученного материала
3. Повышение интереса к предмету
4. Закрепление навыков работы в группах
Этапы урока | Содержание учебного материала. Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1) Организационный момент (эмоциональный настрой) | Приветствует учащихся, делает вступительное слово. | Учащиеся подготавливаются к уроку, приводят в порядок рабочее место. Слушают учителя. | Регулятивные УУД – волевая саморегуляция. Учащиеся после приветственного слова должны быть мотивированы к преодолению препятствий на пути познания |
2) Актуализация знаний (определение потребностей и мотивов). | Работает фронтально с учащимися по выявлению знаний о строении растительных и животных клеток Скажите, что вы видите на рисунке? Какие организмы состоят из этих клеток? Чем отличаются клетки животных и растений? | Учащиеся отвечают на вопросы учителя Растительная и животная клетка Растения и животные У растений плотная клеточная стенка с целлюлозой, есть пластиды (!!!хлоропласты), крупные вакуоли с клеточным соком. | Познавательные общеучебные УУД – умение осознанно строить речевое высказывание в устной или письменной речи, логические - установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений; постановки и решения проблем - формулирование проблемы Коммуникативные УУД – Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Владение монологической и диалогической речью Личностные УУД - действие смыслообразования Регулятивные УУД - целеполагание |
3) Создание проблемной ситуации | Работа с рисунками Создание эмоциональной реакции затруднения: что произошло с яблоками? Можно ли считать эти изменения деятельностью бактерий? Демонстрирую яблоко, счищаю с него кожуру и утверждаю: я полностью избавилась от бактерий на этом яблоке. Так ли это? Как вы думаете, что нам необходимо знать о бактериях, чтобы доказать или опровергнуть данное утверждение? Формулируем тему урока "Бактерии: строение, жизнедеятельность, значение". Формулирование темы урока "Бактерии: строение, жизнедеятельность, значение". | Учащиеся предполагают, что яблоки подверглись процессу гниения и, что в этом активно участвовали бактерии. Учащиеся предполагают, что для этого нам необходимо знать процессы жизнедеятельности бактерий. Запись темы урока в тетерадь | Регулятивные УУД – планирование Логические УУД – выдвижение гипотез и их обоснование Познавательные УУД - общеучебные - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов |
4) Планирование деятельности | Совместно с учащимися составляет план действия по изучению нового материала, разделение класса на группы для дальнейшей работы | | Регулятивные УУД - планирование Познавательные УУД - общеучебные - самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера, самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; логические - выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов |
5) Открытие новых знаний | Учитель предлагает учащимся поработать в группах. Каждая группа получает инструкции по выполнению работы На основании текста учебника и дополнительного материала, а также презентации учитель предлагает заполнить каждой группе свою часть в тетради Учитель предлагает каждой группе отчитаться о выполненных заданиях, показывая слайд-шоу презентации | Внимательно читают карточки – инструкции и выполняют задания Делают записи в тетрадях Учащиеся рассказывают об особенностях строения, жизнедеятельности и значения бактерий | Личностные УУД - действие смыслообразования Регулятивные УУД - волевая саморегуляция Познавательные УУД - общеучебные - поиск и выделение необходимой информации, умение структурировать знания, умение строить речевое высказывание в устной и письменной формах; логические - анализ объектов с целью выделения признаков, синтез, выбор критериев для сравнения и классификации, построение логической цепи рассуждений Коммуникативные УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, управление поведением партнёра, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
6) Итоговый самоконтроль | Учитель возвращается к проблеме, которая была сформулирована в начале урока и просит учащихся опровергнуть её или подтвердить. Предлагает посмотреть слайд-шоу про бактерии. Учитель демонстрирует тренажёр и проводит проверку изученной темы Учитель с помощью учащихся делает обобщение по уроку «Итак, бактерии окружают нас по всюду, являются нашими невидимыми спутниками, среди них есть наши друзья и наши враги, и чтобы не стать жертвой врагов необходимо заботиться о своём здоровье и соблюдать несложные правила» | Учащиеся обсуждают проблемную ситуацию Работа с тренажёром | Личностные УУД - самоопределение Регулятивные УУД - контроль, коррекция, оценка Познавательные УУД - общеучебные - рефлекция способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности Коммуникативные УУД - владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами родного языка |
6) Рефлексия | Учитель предлагает Составить синквейн к слову «Бактерии» Проанализировав свою деятельность на уроке, составьте один вопрос, который остался неясным в ходе изучения материала урока. | Учащиеся составляют синквейн и пробуют задать вопрос, на который они хотели бы получить ответ | Личностные УУД - личностное и жизненное самоопределение Регулятивные УУД - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению) Коммуникативные УУД - умение выражать свои мысли |
7) Домашнее задание | Учитель сообщает домашнее задание Параграф 49 -50 Подготовить сообщения о бактериях, которые вызывают опасные заболевания Составить кроссворд «Бактерии» | Записывают домашнее задание в дневник | |