Предмет | Математика | Класс | 5 |
Тема урока | Сложение и вычитание десятичных дробей (1 урок). |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Цели | Обучающие: создание условий для овладения обучающимися новыми знаниями при сложении и вычитании десятичных дробей. Развивающие: развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, развивать внимание. Воспитательные: создать условия для воспитания доброжелательного отношения друг к другу, умения работать в коллективе, сотрудничать друг с другом; продолжить приучать к аккуратности, внимательности; положительное отношение к базовым национальным ценностям кинематографического искусства и литературы. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Составить алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей, научиться применять его при сложении и вычитании десятичных дробей; проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел; грамматически верно читать записи дробей и выражений, содержащих дроби. | Анализировать и осмысливать тексты задач, в которых данные и искомые величины выражены десятичными дробями, извлекать необходимую информацию. Моделировать ситуацию с помощью схем, рисунков, реальных предметов. Строить логическую цепочку рассуждений, критически оценивать полученный ответ. Соотносить условия задач с имеющимися моделями и выбирать необходимую модель. | Уметь ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи. Понимать смысл поставленной задачи. Осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организационно-психологический момент (1 мин) | Создание благоприятной атмосферы Добрый день, мы с вами готовы к уроку, садитесь пожалуйста. Я очень рада вас всех видеть и надеюсь на плодотворное сотрудничество. В ходе диалога у нас с вами будут возникать вопросы и мы будем искать на них ответы. Вашу готовность отвечать я буду видеть по вашей поднятой руке. Договорились? Тогда начинаем. Я хочу вас пригласить в удивительный мир кино и начать наш урок с фрагмента фильма "Королевство кривых зеркал" режиссера А.Роу, которому 8 марта исполнилось бы 110 лет. (ПОРТРЕТ) В ходе урока с несколькими работами этого режиссера мы познакомимся. Постарайтесь запомнить названия этих фильмов. | Организуют рабочее место |
Мотивация (1 мин) | Фрагмент фильма "Королевство кривых зеркал" | Просмотр фрагмента фильма |
Целеполагание (3 мин) | Задача от короля Йагупопа-77: Прочитать и предложить способ решения На мантию для короля Йагупопа-77 израсходовали 3,52 метра ткани, а на костюм 2,63 метра ткани. Сколько ткани израсходовали на мантию и костюм вместе? На сколько меньше израсходовали на костюм? Предложите способ решения задачи Умеете ли вы выполнять сложение десятичных дробей? У нас возникла проблема, которая определяет тему урока Какую учебную цель вы поставите? Ну а для того, чтобы достичь цели нужно составить план работы | Читают задачу, выдвигают гипотезы по способу решения задачи Нужно сложить дроби Нет Формулируют тему урока Сложение и вычитание десятичных дробей Формулируют цель урока Научиться складывать и вычитать десятичные дроби Составляют план работы 1. Повторить, то что уже известно о десятичных дробях 2. Сформулировать правило сложения (вычитания) десятичных дробей 3. Закрепить полученные знания 4. Решить задачу |
Актуализация субъективного опыта (5 мин) | Организация актуализации знаний учащихся Приступим к выполнению 1 пункта плана: Повторение После выполнения задания нужно будет отчитаться о проделанной работе. На работу у вас 1 минута Если вы не согласны с тем, что предлагает ваш одноклассник, поднимаете руку, высказываете свое мнение и аргументируете его. Особое внимание я хочу обратить на число 2,59. Сейчас мы снимаем видео в цифровом формате, а в 1963 году, когда был снят фильм "Королевство кривых зеркал", съёмка велась на кинопленку и длина кинопленки этого фильма равна 2,59 км. Ну что ж 1 пункт нашего плана мы выполнили. | Формулирую правила работы: 1. Обсуждение в полголоса 2. Выслушивать мнение товарища 3. Аргументировать свою точку зрения Задание на чтение десятичных дробей Задание на соотнесение Читают числа 19,06; 61,6; 2,59; 4,2; 837,123 Зачитывают правила и сверяют с презентацией (если ответ не верный, то высказывают свое мнение, аргументируя) |
Открытие нового знания (9 мин) | Организация работы по открытию нового знания. Переходим ко 2 пункту: Формулирование правил сложения и вычитания На этом этапе я предлагаю вам провести небольшое исследование и собрать алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей с помощью конструктора. Конструктор - это отдельное фразы, которые вам нужно разместить в правильном порядке. На это задание вам дается 1 минута Уравнять в дробях количество знаков после запятой. Записать дроби так, чтобы запятая была под запятой. Выполнить сложение или вычитание не обращая внимания на запятые. Поставить в ответе запятую под запятой. Давайте познакомимся с результатами вашей работы и обсудим правильность составления алгоритма. Сравните ваш алгоритм с алгоритмом, предложенным в учебнике. (стр.191) Ну, а теперь, когда мы знаем правило сложения и вычитания дробей применим его на практике. Кто желает решить пример у доски с полным объяснением? 2,5 + 4,7 = 6,09 - 2,1 = Чтобы закрепить алгоритм сложения и вычитания дробей проговорите его друг другу. Ну что ж 2 пункт нашего плана мы выполнили. | Обсуждение в полголоса Ответ на вопрос и аргументация своего выбора Разрабатывают алгоритм Выдвижение гипотез Анализируют правильность составления алгоритма. Решают у доски и в тетради предложенные примеры |
Физминутка (1 мин) | А теперь проверим усвоили вы алгоритм сложения и вычитания десятичных дробей. На экране будет появляться пример, если пример решен правильно я прошу вас поаплодировать, если пример решен не правильно прошу вас встать и потопать. 1,3+1,4=2,7 + 2,1-1,2=1,9 - 3,4+5,7=91 - 4,2-2,2=20 - 2,3+7,5=9,8 + | Анализ высказывания и оценка правильности высказывания Хлопают Топают Топают Топают Хлопают |
Организация деятельности учащихся по использованию знаний в стандартных и измененных ситуациях ( 8 мин) | Переходим к 3 пункту : Закрепление полученных знаний Организация индивидуальной и групповой работы Работа с учебником Мерзляк А.Г. № 863, 864, 866. Пришло время перейти к пункту 4 и решить наисложнейшую арифметическую задачу: (у доски) На мантию для короля Йагупопа-77 израсходовали 3,52 метра ткани, а на костюм 2,63 метра ткани. Сколько ткани израсходовали на мантию и костюм вместе? | Выполняют предложенные задания с обсуждением в группах и выходя по 1 человеку к доске. Решают задачу 3,52+2,63=6,15 (м) 3,52-2,63=0,89(м) Ответ: 6,15 метра израсходовали на мантию и костюм вместе; на 0,89 метра меньше. |
Первичное закрепление (6 мин) | Организация рефлексии Ребята, пришло время подвести итоги. Для этого я предлагаю вам в течение 5 минут решить, как можно больше примеров, записанных на доске. За выполнение этого задания вы получите оценку. 4,2+3,7= 5,3-4,1= 2,73+1,4= 3,47-2,5= 0,25+2,14= 9,13-2,18= 14,16+2,17= 25,36-1,45= 36,5+2,17= 35,74-12,5= Критерии оценивания: 6 и более правильно-решенных примеров "5" 4-5 правильно решенных примера "4" менее 4 примеров "Выучи алгоритм" | Работа с заданиями на карточке Самопроверка |
Рефлексия (4 мин) | Ребята, а в жизни мы используем десятичные дроби, если да, то приведите пример? Витя любит фильмы А. Роу. В интернет магазине Ozon.ru диск с фильмом-сказкой "По щучьему велению" стоит 139,40 руб., а диск "Конек -Горбунок" стоит 143,80 руб. У Вити в копилке 283 рубля. Хватит ли ему этих денег, чтобы купить два диска с фильмами? Ребята мы выполнили все намеченные пункты плана. Наш урок подошел к концу. Что сегодня на уроке мы сделали. Назовите фильмы | Да Решают практико-ориентированную задачу на сложение десятичных дробей Повторили Сформулировали правило Научились выполнять сложение и вычитание десятичных дробей столбиком Познакомились с некоторыми фильмами А.Роу Называют фильмы |
Информация о домашнем задании ( 2 мин) | Сообщение информации о домашнем задании Мерзляк А.Г. с. № 865, 867, 870 | Слушают информацию о домашнем задании. |