Проектирование эффективного урока ФГОС.
Выделение актуальной дидактической единицы данного урока
Урок математики в 6 классе по УМК авторов Е. А. Бунивович, и др. (вводный, закрепление, обобщение, повторение) урок по теме «Сложение и вычитание десятичных дробей»
Раздел программы «Арифметика» Тема «Арифметические действия с десятичными дробями» | Рабочая программа по предмету | Предметные результаты (планируемые результаты изучения) | Тема урока (что пройдено на уроке) |
Название параграфа из учебника | Содержание из курса математики | Учебные действия | Цель урока для ученика | |
Сложение и вычитание десятичных дробей | Десятичные дроби. Арифметические действия с десятичными дробями | Конструировать алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей; Иллюстрировать их примерами; Вычислять суммы и разности десятичных дробей. | Ученик научится: Складывать и вычитать десятичные дроби | Сложение и вычитание десятичных дробей |
Ученик получит возможность научиться: Использовать приёмы рационального выполнения действий с десятичными дробями | |
Определение оптимальных способов присвоения данной дидактической единицы+
Определение эффективных способов контроля присвоения данной дидактической единицы
Этап урока/ организация учебной деятельности: содержание и форма | Решение учебной задачи, обеспечивающей усвоение нового знания | Постановка проблемы | Решение новой учебной задачи – подведение итогов | Самостоятельная работа – контроль уровня усвоения | Рефлексия |
Актуализация знаний | Проверка ДЗ 1.Вычислить. 2.Перевести десятичные дроби в обыкновенные и наоборот. | Фронтальная работа Выполните задание, заменив частное дробью Задание 1 а); б) | Фронтальная работа Найти сумму дробей Задание 1 в) Метапредметные результаты (формирование УУД) регулятивные учащиеся научатся: 1) формулировать и удерживать учебную задачу; 2)выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; 3)адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения учебной задачи, её объективную трудность и собственные возможности её решения; учащиеся получат возможность научиться: 1) выделять и формулировать то, что усвоено и что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; 2)предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; | Фронтальная работа Определение темы и цели урока Метапредметные результаты (формирование УУД) познавательные учащиеся научатся: 1)самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; коммуникативные учащиеся научатся: 1)организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками: определять цели, распределять функции и роли участников; | Индивидуальная работа Самоопределение, осознание значимости поставленной цели урока Метапредметные результаты (формирование УУД) познавательные учащиеся научатся: 1)понимать смысл поставленной задачи регулятивные учащиеся научатся: 1)удерживать учебную задачу; 2)предвидеть уровень усвоения знаний учащиеся получат возможность научиться: 1) выделять и формулировать что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения; 2)предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задач; |
Введение нового знания | Беседа с учащимися Изменение записи данного числа (приписывание нулей) Задание 2 | Постановка проблемы Примеры из жизни Задание 3 | Работа у доски Виды и последовательность задач: - Записать десятичную дробь под десятичной дробью; - составить из пред - ложенных чисел суммы и разности десятичных дробей. Задание 4. - Конструировать алгоритмы сложения и вычитания десятичных дробей; | Работа в парах -Взаимопроверка Самостоятельная работа по новым учебным задачам Тренажёр № 95, стр. 47, Задание 5. | Ответьте на вопросы, проанализируйте, в какой логике они составлены, внесите свои изменения или дополнения Вопросы к уроку Метапредметные результаты (формирование УУД) познавательные учащиеся научатся: 1) осуществлять смысловое чтение; 2) находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, и представлять её в понятной форме; учащиеся получат возможность научиться: 1)устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать рассуждения, обобщения и выводы; 2) оценивать информацию; |
Закрепление нового (систематизация знаний) | Работа в парах –Взаимопроверка Тренажёр Найди ошибку: Стр. 50 № 101, Метапредметные результаты (формирование УУД) | Самостоятельная работа Сформулируйте самостоятельно или найдите в учебнике правило нахождения суммы (разности) десятичных дробей Метапредметные результаты (формирование УУД) | Работа в тетрадях Учебник № 161 (а,в,д) № 164 (а,в,д) Работа на карточках | Математический диктант – самопроверка Записать ответ выражения в виде десятичной дроби | «Целевая установка учащегося» Домашнее задание (дифференцированное) Метапредметные результаты (формирование УУД) |
Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е М А Т Е Р И А Л Ы Д Л Я У Р О К А
Этап урока: актуализация знаний
В начале урока раздать детям листочки, на которых напечатаны слова. Это «Целевая установка учащегося».
Узнать… | Понять… | Научиться… | Показать свои знания | Открыть для себя | Другое (написать) |
| | | | | |
В итоге: цель достигнута. Да / нет (нужное подчеркнуть).
Домашнее задание к уроку: Проверить выборочно домашнее задание учащихся.
Вычислить а) 3074+7647 б) 6743+4280 в) 5071-893 г) 9250- 8807 д) 36+75+27+14+23 е) 72+59+97+28+41 | Вычислить а) б) в) 2 г) 2-1 3 + 7 - ( 1 + 4 ) + 5 1 4 8 18 9 16 | Запишите в виде десятичной дроби = ……. =….. =….. .. =…….. =…….. =……… Запишите в виде обыкновенной дроби 0,3 =……. 0,15=…… 0,007=……. 3,2=……. |
Задание 1.
а) Выполните задание, заменив частное дробью
7206:100=……
61:1000=…….
7:100=…….
1849:1000=……
б) Какие дроби вы можете сложить?
Ответ:
Аналогично другой пример составить .
в) Сложите 72,06 + 0,07, не записывая в обыкновенной дроби.
Аналогично 0,061 и 1,849
Этап введения нового знания
Изменение записи десятичной дроби.
Задание 2. а) Есть ли среди данных чисел равные? Если есть, укажите их:
а) 3,001; 3,010; 3,100; 3,1
б) 0,4; 0,40; 0,004; 0,400.
б) Верно ли, что: 12,40=12,4 1,03=1,30 1,5000=1,50 160=16 25=25,0 ?
в) Запишите число 73 с помощью трех, четырех, пяти цифр.
Задание 3. Вернёмся к заданию 1 в) (если ранее возникли затруднения).
а) Запишите сумму (разность) дробей 72,06 и 0,061
б) примеры из жизни: найти массу: 0,6+2,375; 0,2 – 0,07.
Задание 4. Составьте из чисел 4,84, 5,055, 10,5 все возможные суммы
и все возможные разности из чисел 6,37, 2,13, 4,85
Задание 5. Десятичная дробь представлена в виде суммы разрядных слагаемых. Запишите её.
а) 0,3+0,02+0,001 б) 4+0,5+0,007 в) 1+0,1+0,02
Представьте дробь 0,149 в виде суммы разрядных слагаемых.
Вопросы к уроку:
Нужно ли при выполнении действий обращать внимание на запятые?
Что в записи десятичной дроби отделяет целую часть от дробной?
Обязательно ли записывать разряд под разрядом, когда пишем дроби в столбик?
Нужно ли уравнивать число цифр после запятой; перед запятой?
Закрепление нового (систематизация знаний)
Работа на карточках
Задание 1. а) 2,34 + 36,15; б) 0,62 + 0,1; в) 9 + 2,3;
г) 2,310 + 19,897; д) 2,78 + 1,22; е) 15 + 0,08.
Какие случаи сложения десятичных дробей вы бы выделили?
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Составьте аналогичные задания.
__________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
Оценивание: указали 4 случая!;
Задание 2. При вычислении следующих сумм допущено не менее двух ошибок, отметьте их знаком √:
□ 4,81 + 0,607 = 5,417; □ 3,12 + 1 = 3,22;
□ 11,54 + 0,368 = 11,908; □ 0,3 + 0,8 = 0,11.
В чем, на ваш взгляд причины ошибок? Представьте верное решение.
Ошибка в том, что … ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Верное решение: ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Задание 3. Проверьте вычисления:
а) 10,25 – 3 = 10,22; б) 9,234 – 4,536 = 4,698.
Исправьте ошибки и подумайте о причинах их появления.
Причина в том, что … ________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Верное решение: ____________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________
Математический диктант
1 вариант 2 вариант
Выполните сложение 1,13 + 2,3 1,15 + 2,6
Найдите сумму 2,812 + 3,7 3,6 + 2,571
Выполните вычитание 3,85 – 2,21 4,75 – 3,13
и сделайте проверку
Выполните вычитание 1,16 – 0,5 1,12 – 0,3
Найдите значение выражения 11,2 – 2,13 16,3 – 3,25
Домашнее задание дифференцированное:
Выполнить действия
Базовый уровень: № 161 (2 строчка), № 164 (2 строчка)
Повышенный уровень: упростите вычисление суммы 4,3+8,1+6,7+8,9
Сложный уровень: «5»: вычислите удобным способом 0,355+0,134+0,245+0,266+0,567+0,433