Предмет: математика.
Класс: 2 «Б» Учитель Войнаровская Е.И.
Тема | «Умножение». |
Цель | Знакомство с новым действием и знаком, который его обозначает, введение терминов «произведение» и «умножение». |
Задачи | Дать понятие о произведении как сумме одинаковых слагаемых, учить преобразовывать суммы одинаковых слагаемых в произведение; выполнять задания на основе рисунков и схем; проводить сравнение, строить логическую цепь рассуждений. Развивать познавательную активность, мышление, речь, умение наблюдать, анализировать, сравнивать. Ставить и решать учебную задачу на этапе введения в новую тему; дать возможность учащимся осознать, что процесс взаимодействия на уроке влияет на достижение успеха в деятельности каждого ученика; воспитывать толерантность, самостоятельность, чувство взаимопомощи, умение общаться. |
Педагогические технологии | Игровая технология, ИКТ, педагогика сотрудничества. |
Оборудование: | Учебник «Математика» для 2 класса Г.В.Дорофеева, интерактивная доска, презентация, карточки с заданиями. |
Тип урока | Урокусвоения новых знаний. |
Планируемые результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение оформлять работу в тетради в соответствии с требованиями, выполнять необходимые вычисления, умение находить суммы и разности, называть компоненты при сложении и вычитании, понимание способа преобразования суммы в произведение; умение читать произведения и объяснять числа, входящие в произведение. | Познавательные: осознавать познавательную задачу, выполнять задания на основе использования свойств арифметических действий, самостоятельное выделение –формулирование познавательной цели. Коммуникативные: получать информацию в результате слушания, работать в паре дружно, учиться сотрудничеству, осуществлять взаимоконтроль и взаимную помощь, умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами Регулятивные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, прогнозирование содержания учебной деятельности, соотносить собственную запись с предложенным вариантом., проверка правильности выполнения задания. | Формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к урокам, принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Осознание своих возможностей критического отношения к информации и избирательности её восприятия; развитие мышления, внимания. Развитие познавательных интересов, учебных мотивов к учебному материалу и способам решения новой частной задачи; формирование способности к самоучению, саморазвитию. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Само определение к деятельности. | 1.Настраивает детей на учебную деятельность, организует начало урока. -Прозвенел звонок на урок. Мне приятно вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Эмоциональный настрой. На части не делится солнце лучистое. И вечную землю нельзя поделить, Но искорку счастья луча золотистого Ты можешь, ты в силах друзьям подарить. -Ребята, я улыбаюсь вам, вы улыбнитесь мне. Улыбка может согреть других своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить всем настроение. Хорошее настроение всегда помогает справиться с любой задачей и добиться хороших результатов. Постараемся на уроке помочь друг - другу, если в этом будет необходимость. Просит подготовить рабочие тетради для работы на уроке, записав дату. | Проверяют готовность учебных принадлежностей, сосредотачивают внимание на восприятии учебного материала. Готовят тетрадь для работы на уроке. Тетрадь правильно кладу, Ручку правильно держу, За посадкою слежу, С чистотою я дружу! |
2.Актуализация знаний. | Ребята, нам пришло письмо от героев сказок. Они приглашают нас в путешествие по стране сказок. Вы любите сказки? Вы согласны отправиться в путешествие? Чтобы отправиться в дорогу вы должны выполнить математический диктант. Расшифруйте слово и узнаем, на каком летательном аппарате отправимся в путешествие. Сложи числа 45 и 4. (Р) Вычти из числа 80 8 единиц. (А) Какое число больше 37 на 3?(К) Какое число меньше 30 на 2?(Е) Уменьши число 78 на 6.(Т) Из какого числа надо вычесть 8, чтобы получить 50?(А) Выполнить взаимопроверку(работа в паре), сверить с доской (проверка на следующем слайде), оценить работу. | Самостоятельно выполняют математический диктант, совершенствуя вычислительные навыки. Составляют слово « ракета». Обмениваются тетрадями и проверяют своего соседа. Оценивают смайликами. В процессе зачитывания представителей в экипаже проводят оценивание сигнальными карточками. |
3. Динамическая пауза | Я – ракета! Я, я – ракета! Полетела в космос! (2 раза) Раз – стыковка! Раз, заз – стыковка! Я вокруг планеты, Солнце и Луна! (2 раза) | Выполняют под музыку движения. |
4. Формулирование темы урока, постановка учебной задачи (6 мин) | А какие вы знаете сказочные летательные аппараты? Страна сказок , значит что-то сказочное. Что можете предложить? Старик Хоттабыч на чём летал? ( на ковре) А кто написал эту сказку? (Лазарь Лагин). Учитель показывает книгу и рекомендует детям её прочитать. Нам надо соткать ковёр, чтобы полететь в страну сказок. Задание всем на карточках ( закрась квадрат определённым цветом) Разности - красным цветом, Суммы- зелёным цветом. 12+7 | 9*5 | 26+9 | 3*5 | 15-9 | 7*2 | 34-12 | 4*3 | 23-5 | 6*7 | 54-13 | 2*5 | 28+13 | 3*5 | 53+17 | Весь ковёр вы закрасили?(нет) Почему?(мы не знаем как называются оставшиеся выражения). Какие выражения закрасили красным цветом? (34-12,15-9,23-5,54-13) Как называются такие выражения?(разности) Назовите компоненты разности. Какие выражения закрасили зелёным цветом?(12+7,28+13,26+9,53+17) Как называются такие выражения? (суммы) Назовите компоненты суммы. У нас возникла проблема. Мы не можем лететь дальше, пока не узнаем как называются оставшиеся выражения. Предлагает детям сформулировать тему и цели урока: что должны узнать и чему научиться. Откройте в учебнике «Содержание» и найдите тему урока. Озвучьте её. «Умножение». | Отвечают на вопросы (ступа Бабы-Яги, ковёр-самолёт). Выполняют задания на карточках, находят разности, суммы, раскрашивают нужным цветом. Называют компоненты сложения и вычитания. Отмечают у себя недостаточный уровень знаний, чтобы выполнить всё задание. Формулируют тему и цель урока. Предлагают пути решения проблемы. Осуществляют поиск решения учебной задачи. Проверяют себя, открыв учебник, читают про себя интригу. Отвечают на вопрос и вновь проверяют себя по учебнику. Отвечают на вопросы учебника, работая в парах. |
5.Открытие нового знания 6. Динамическая пауза Здоровьесберегающий аспект. | Введение понятия « Произведение» (Работа с рисунком.) На ковре-самолёте мы попали в страну сказок А.С.Пушкина. Из какой сказки эта белочка? Учитель показывает книгу «Сказка о царе Салтане» и советует прочитать. Вопросы учителя: -сколько рядов орешек на рисунке?(3) -сколько орехов в каждом ряду?(6) -сколько всего орехов? (18) -каким действием мы можем узнать?(6+6+6) -как называется такое действие?(сумма) -какие слагаемые в этой сумме?(одинаковые) -чему равно каждое слагаемое?(6) -сколько всего слагаемых в этой сумме?(3) (Приложение 1) Так вот, сумму, состоящую из одинаковых слагаемых , можно записать по-другому , в виде произведения чисел 6 и 3, используя специальный знак ∙, его называют знаком умножения. Читается это так произведение чисел 6и 3, или 6 умножить на 3. Работа с правилом. -Сумму, состоящую из одинаковых слагаемых, можно записать по-другому, в виде произведения чисел 2 и 3., используя специальный знак*, его называют знаком умножения. -что показывает число 2? -что показывает число 3 в произведении ? число 2-слагаемое число3- показывает сколько раз слагаемое повторяется в сумме. Вернёмся к нашим коврикам. Можем мы теперь закрасить оставшиеся выражения? Как они называются?(произведения) Каким цветом закрасим произведения?(синим). Продолжаем наше путешествие. Наш ковёр-самолёт приземлился на полянке, где деревянный мальчишка учится писать. Узнали героя? Из какой сказки? Кто автор? Учитель показывает книгу, советует её прочитать. (Приложение 2) Буратино потянулся… Раз – нагнулся, два – нагнулся… Руки в стороны развёл, Ключик, видно, не нашёл. Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать! | Вспоминают «Сказку о царе Салтане». Отвечают на вопросы учителя. Работают в парах над правилом. «Золотой ключик или приключения Буратино» А.Толстой. Повторяют движения. |
7. Закрепление нового Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. | Мы продолжаем наше путешествие. Нас встречает сказочный герой. В голове моей опилки, но это не беда, Потому, что у меня есть хорошие друзья! Узнали? Назовите друзей Винни-Пуха. А кто написал сказку? (Алан Милн) А перевёл на русский язык? (Борис Заходер) . Учитель показывает книгу и советует её прочитать. Ребята, мы прилетели в сказку к Вини – Пуху и вместе с ним будем закреплять то, что мы узнали сегодня на уроке. Работа по карточкам. Задание №1. -преобразовать суммы в произведения -записать в виде равенств. 2+2+2=2*3 7+7+7+7+7=7*5 Отвечают на вопрос: что показывают числа, образующие каждое произведение. 3адание №2. Сначала дети устно читают произведения и объясняют числа, входящие в произведение: 3*4 5*2 8*5 2*9 15*3 1*10 | 1.Выполняют упражнение в тетради на печатной основе. 2.Осуществляют взаимопроверку и дают взаимооценку по плану: 1) У тебя нет ошибок/ следующие ошибки 2)Ты справился хорошо, ты молодец (ты умница) 3)Ты справился недостаточно хорошо, следующий раз у тебя получится лучше. Ожидаемые ответы: 3 умножить на 4, 3- слагаемое, число4 показывает, что слагаемое повторяется 4 раза (базовый уровень), произведение чисел3 и 4, где 3-слагаемое, которое повторяется в сумме 4 раза( уровень выше базового) Выполняют письменно самостоятельно по образцу, представленному на доске. |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Наше сказочное путешествие подошло к концу. Мы не только узнали новое арифметическое действие, но и вспомнили замечательные сказки! Направляет мысли, выслушивает ответы, организует взаимо и само-оценивание - Какую цель ставили перед собой? - Достигли ли мы цели? -Что было интересным? трудным? А как ты сам работал? -А какую оценку вы поставите за урок себе? | Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, аргументирует оценку. |
9.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | Предлагает вариативное домашнее задание: Номера из учебника с.48 №6 Нарисовать рисунок, отражающий действие умножения (творческое задание). | Прослушивают и записывают домашнее задание в дневник. |
Приложение 1.