СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку по окружающему миру для 2 класса "Правила вежливости"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку для детей с ОВЗ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку по окружающему миру для 2 класса "Правила вежливости"»

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Класс: 2 Б

Учитель: Васильева О. Т.

Тема урока: Правила вежливости. Слова нужные и важные.

Цель урока: формировать навыки культуры общения и поведения: взаимоотношения с окружающими людьми.

Планируемые результаты:

  • Предметные:

учащиеся научатся использовать «вежливые» слова в общении с другими людьми; обсуждать вопрос о культуре поведения.

  • Личностные:

учить соблюдать правила вежливости при общении со сверстниками и взрослыми, использовать основные формы приветствия, просьбы, прощания, пожелания, извинения; познакомить с понятием «культура поведения»; развивать речь, внимание, мышление, творческие способности, умение наблюдать , делать выводы; воспитывать уважение к старшим, к своим ровесникам, доброжелательное отношение к окружающим.

Тип урока: комбинированный

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 2 класс авт. Плешаков А.А., проектор, экран; набор карточек с вежливыми словами, картинки, правила вежливости на листах, фигурки: солнца, цветочка.



Этапы урока. Методы и прием.

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика.

Организационный: Словесный: беседа


- Доброе утро! Ребята, поприветствуйте наших гостей своими улыбками, а теперь посмотрите на своего соседа, улыбнитесь ему и тихонечко скажите какое-нибудь доброе, ласковое слово.

Сегодня на улице весеннее солнышко, ясно и тепло. Пусть и в нашем классе царит такое же весеннее солнечное настроение, а также, уважение и взаимопонимание! Вы готовы?  Начинаем! Садитесь!

Сегодня на уроке нам светит солнышко(Мягкая игрушка)

И это не случайно.

- Ребята, какое значение имеет солнце для всех жителей нашей планеты? 

- Это доброе и ласковое солнышко поможет нам понять, что же самое важное для человека, что он должен ценить и беречь.


Приветствовать учителя.

Настрой на урок.



Солнце даёт жизнь всему живому.

Мотивационный 1

Практич.:

постановка цели , задачи

Повторение правил поведения в школе:

- Недавно мы начали новый раздел в учебнике, как он называется, вспомним, выполнив задание.

Облако – назвать 1 и 2 букву

Щенок – 1,2 , 3 букву

Иней – 1 и 3 букву

Какое слово получилось?

- Да, вы правы, мы уже на прошлых уроках учились культурному общению в семье.

2. - Вспомним, где ещё нужно быть культурными в общении.

- Отгадайте загадки:

Он учителю подмога,

Он приказывает строго:

То сядь и учись,

То встань, разойдись,

Собирает на урок,

Друг учителя (звонок)

Веселятся Коля, Лена

Значит в школе. (перемена).

Между двумя звонками срок,

Называется. (урок)

Что за комната такая -

Очень светлая, большая,

Парты ровными рядами,

А за партами мы сами?

(класс)

(Слова-отгадки напечатаны и вывешиваются на доску по мере отгадывания загадок)

- Какое важное слово объединяет эти отгадки? (Школа)

- На прошлом уроке мы говорили об общении в школе.

- Сейчас мы вспомним и повторим правила поведения в школе.




Общение

Взаимные отношения

В школе, дома, на улице, в транспорте, в гостях.

Соблюдать правила поведения, принятые в обществе






Дети перечисляют правила поведения в школе



Постановка учебной задачи

Практич.: нахождение темы урока и постановка цели урока






























Физкультминутка




























- Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно то, как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Но молчит она, как рыба,

Вместо каждого…. (спасибо)

Правильно!

- У культурного воспитанного человека всегда в речи присутствуют слова, которые мы называем вежливыми. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение.

3. - Давайте вспомним эти слова. (Дети называют, слова появляются на доске (напечатаны) после того, как назвали «волшебное» слово).

- Растает даже ледяная глыба от слова тёплого. (Спасибо.)

- Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день.)

- Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (Спасибо.)

- Когда нас бранят за шалости, говорим мы. (Прости, пожалуйста.)


- Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (Здравствуйте.)

- И во Франции и в Дании на прощанье говорят. (До свидания.)

- Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю. (Пожалуйста)

- И действительно, эти слова часто называют «волшебными». А почему?

- Какое волшебство они совершают? (Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной.

Какова тема нашего урока?

Правила вежливости

Работа по теме урока. - Откройте учебник на с. 52.

- Прочитайте, что нам предлагает сегодня узнать на уроке Муравьишка Вопросик(Один ученик читает)

- Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, что обозначают слова «вежливость»«вежливый человек»?

- А если мы хотим точнее узнать лексическое значение какого-либо слова, то где мы можем его найти? (В толковом словаре)

(Толковый словарь Ожегова с закладкой)

4. - Найдите значение слова вежливый. ( Один ученик зачитывает:

ВЕЖЛИВЫЙ, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый.

- А вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека.

– Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? – В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться.

«Ледышка, бабочка и солнышко»

Учитель называет слова

«Ледышка» (дети дышат на ладони, сложенные чашечкой)


«Бабочка» (поднимают ладони вверх и как будто отпускают бабочку)

«Солнышко» ( (вращаемся вокруг себя и улыбаемся радуемся солнышку)


Работа в группах.

- Давайте разберёмся. 

Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи.

- И снова с нами ласковое солнышко.

(На магнитной доске солнышко с лучиками. На них написаны волшебные слова. (1 лучик - приветствия, пожелания), (2 лучик – прощания, просьбы), (3 лучик – благодарность, извинения


- Выходим по одному к доске, переворачиваем «лучик» и читаем слова.

1 группа

Формы приветствия:

здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер.

Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути.

2 группа

Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас.

3 группа

Формы благодарности: благодарю, спасибо,

Формы извинения: простите, извините.)

-Ребята, а как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым?

–Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей.


Работа в парах:

Рассмотрите рисунки на с. 52. Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки

После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми.












. Невежество























Толковый словарь, или интернет Один ученик читает из словаря).





Научиться пользоваться правилами вежливостФормы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю, спасибо, Нет, нужно ими пользоваться.



Разыгрывают диалог

Разговор учеников

Закрепление изученного материала

Игра «Вежливо-невежливо»

Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо».

Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши два раза (или говорить «да»)

Если  считаете, что поступок невежливый, то один раз (или говорить «нет»).

Поздороваться при встрече -

Толкнуть, не извиниться -

Помочь поднять упавшую вещь -

Громко разговаривать в общественных местах -

Обозвать обидным словом одноклассника –

Опаздывать на урок –

Грубо отвечать -

Не уступить место в транспорте пожилому человеку -

Помогать взрослым и малышам -

Здороваться и прощаться -

Стараться говорить громче собеседника -

Не уступить место в транспорте –

Не заметить недовольство мамы -

Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед –

Молодцы! Что такое «хорошо» и что такое «плохо» вы знаете. И если вы не будете забывать правил приличия, то вас можно считать вежливыми девочками и мальчиками, ведь в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова о вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный».

Работа по учебнику. С. 54

- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».

- Прочитаем вслух рассказ Серёжи и Нади о своём папе

- Как вы объясните «странное» поведение папы?

- А можно сказать, что папа Серёжи и Нади вежливый человек?

- А можно назвать вежливого человека культурным?

- Так что же такое культура поведения? Прочитайте вывод на с. 55.

- Мы сейчас с вами составим свои правила культурного поведения.

- У каждой группы лежат в скрепке слова, которые надо собрать в одно правило. У вас получится своё правило.

Работа в группах«Образуй своё правило». По рядам, на каждую парту заранее в конверте разбросанные слова одного правила)

Ваша задача: составить правильное предложение, чтобы получилось правило вежливости

1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек.

2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно.

3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей.

- Проверим, какие же правила вы составили.

Представители от каждой группы презентуют свою работу.





























Работа в группах.

Итог урока. Рефлексия.

  1. Демонстрационный , Обобщающий опрос

- Представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек  нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его?

Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок.

(Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка).

 У нас получился прекрасный цветок. У него столько много лепестков, а это значит, что вы знаете много вежливых слов, которые ещё называют волшебными словами, потому что они могут творить чудеса. Вот послушайте.

Добрые слова — это цветы человеческой души.

И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим.

Слова:

  1. « До свиданья!»,

  2. «Спасибо!»,

  3. «Простите», «Пожалуйста»,

  4. Здравствуйте»

  5. Щедро дарите!

  6. Дарите прохожим,

  7. Друзьям и знакомым.

  8. В троллейбусе, в парке,

  9. В школе и дома.

  10. Слова эти очень и очень важны.

  11. Они человеку как воздух нужны.

  12. Без них невозможно на свете прожить.

  13. Слова эти надо с улыбкой дарить.

А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения.

Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен.

- Домашнее задание.

Выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35

Оценивают свою работу на уроке.











Дети читают по одной строчке стих










Записывают в дневниках домашнее задание.



















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!