Постановка учебной задачи Практич.: нахождение темы урока и постановка цели урока Физкультминутка | - Ребята, послушайте стихотворения и предположите, о каких правилах пойдет речь на сегодняшнем уроке Маша знала слов немало, Но одно из них пропало, И оно то, как на грех, Говорится чаще всех. Это слово ходит следом За подарком, за обедом, Это слово говорят, Если вас благодарят. Но молчит она, как рыба, Вместо каждого…. (спасибо) - Правильно! - У культурного воспитанного человека всегда в речи присутствуют слова, которые мы называем вежливыми. С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее настроение. 3. - Давайте вспомним эти слова. (Дети называют, слова появляются на доске (напечатаны) после того, как назвали «волшебное» слово). - Растает даже ледяная глыба от слова тёплого. (Спасибо.) - Зазеленеет старый пень, когда услышит. (Добрый день.) - Если больше есть не в силах, скажем маме мы. (Спасибо.) - Когда нас бранят за шалости, говорим мы. (Прости, пожалуйста.) - Мальчик вежливый и развитый говорит, встречаясь. (Здравствуйте.) - И во Франции и в Дании на прощанье говорят. (До свидания.) - Нужно знать, как дважды два, все волшебные слова, в день, пожалуй, раз до ста говорю. (Пожалуйста) - И действительно, эти слова часто называют «волшебными». А почему? - Какое волшебство они совершают? (Эти слова делают нашу речь приятнее, более тёплой, доброжелательной. Какова тема нашего урока? Правила вежливости Работа по теме урока. - Откройте учебник на с. 52. - Прочитайте, что нам предлагает сегодня узнать на уроке Муравьишка Вопросик. (Один ученик читает) - Ребята, а вы когда-нибудь задумывались, что обозначают слова «вежливость», «вежливый человек»? - А если мы хотим точнее узнать лексическое значение какого-либо слова, то где мы можем его найти? (В толковом словаре) (Толковый словарь Ожегова с закладкой) 4. - Найдите значение слова вежливый. ( Один ученик зачитывает: ВЕЖЛИВЫЙ, соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. - А вежливость — одно из важнейших качеств воспитанного человека. – Поднимите руку, кто считает себя вежливым. А кто невежей? Почему вы так думаете? – В обиходе вежливого человека всегда присутствуют слова, которые мы называем «волшебными». С помощью этих слов можно даже грубому и обиженному человеку помочь вернуть хорошее расположение духа, поднять настроение. Давайте, играя, вспомним эти слова. Представьте, что вас заколдовал злой волшебник, который не любит вежливых детей. Но у меня есть волшебная палочка. Если я коснусь палочкой одного из вас, то вы начнет называть вежливые слова. Но только называйте 1 слово и старайтесь не повторяться. «Ледышка, бабочка и солнышко» Учитель называет слова «Ледышка» (дети дышат на ладони, сложенные чашечкой) «Бабочка» (поднимают ладони вверх и как будто отпускают бабочку) «Солнышко» ( (вращаемся вокруг себя и улыбаемся радуемся солнышку) Работа в группах. - Давайте разберёмся. – Ребята, теперь вы вспомнили вежливые слова. Но каждое из них должно быть употреблено в определённой ситуации. Сейчас я предлагаю вам поработать в группах. У каждой команды на столе лежит конверт с вежливыми словами. Посовещайтесь и распределите эти слова по группам в зависимости от использования их в речи. - И снова с нами ласковое солнышко. (На магнитной доске солнышко с лучиками. На них написаны волшебные слова. (1 лучик - приветствия, пожелания), (2 лучик – прощания, просьбы), (3 лучик – благодарность, извинения - Выходим по одному к доске, переворачиваем «лучик» и читаем слова. 1 группа Формы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. 2 группа Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. 3 группа Формы благодарности: благодарю, спасибо, Формы извинения: простите, извините.) -Ребята, а как вы считаете, человека, который знает волшебные слова можно назвать вежливым? –Давайте с вами продемонстрируем, настоящих воспитанных людей. Работа в парах: Рассмотрите рисунки на с. 52. Придумайте и разыграйте диалог между героями картинки После 2-3- минутной подготовки заслушиваются выступления групп. Они анализируются детьми. | . Невежество Толковый словарь, или интернет Один ученик читает из словаря). Научиться пользоваться правилами вежливостФормы приветствия: здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер. Формы пожеланий: всего хорошего, будьте здоровы, спокойной ночи, приятного аппетита, доброго пути. Формы прощания: до свидания, до скорой встречи, прощайте. Формы просьбы: пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас. Формы благодарности: благодарю, спасибо, Нет, нужно ими пользоваться. Разыгрывают диалог Разговор учеников |
Закрепление изученного материала | Игра «Вежливо-невежливо» Попробуем определить, какие вы знатоки правил вежливости. Для этого поиграем в игру «Вежливо-невежливо». Если вы посчитаете, что поступок вежливый, то хлопайте в ладоши два раза (или говорить «да») Если считаете, что поступок невежливый, то один раз (или говорить «нет»). Поздороваться при встрече - Толкнуть, не извиниться - Помочь поднять упавшую вещь - Громко разговаривать в общественных местах - Обозвать обидным словом одноклассника – Опаздывать на урок – Грубо отвечать - Не уступить место в транспорте пожилому человеку - Помогать взрослым и малышам - Здороваться и прощаться - Стараться говорить громче собеседника - Не уступить место в транспорте – Не заметить недовольство мамы - Похвалить хозяйку (маму) за вкусный обед – Молодцы! Что такое «хорошо» и что такое «плохо» вы знаете. И если вы не будете забывать правил приличия, то вас можно считать вежливыми девочками и мальчиками, ведь в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова о вежливом человеке говориться так: «Вежливый - соблюдающий правила приличия, воспитанный». Работа по учебнику. С. 54 - Всегда приятно общаться с вежливыми людьми: они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным». - Прочитаем вслух рассказ Серёжи и Нади о своём папе - Как вы объясните «странное» поведение папы? - А можно сказать, что папа Серёжи и Нади вежливый человек? - А можно назвать вежливого человека культурным? - Так что же такое культура поведения? Прочитайте вывод на с. 55. - Мы сейчас с вами составим свои правила культурного поведения. - У каждой группы лежат в скрепке слова, которые надо собрать в одно правило. У вас получится своё правило. ( Работа в группах: «Образуй своё правило». По рядам, на каждую парту заранее в конверте разбросанные слова одного правила) Ваша задача: составить правильное предложение, чтобы получилось правило вежливости 1. Будь вежлив со своими товарищами: не давай им прозвищ и кличек. 2. Не спорь с товарищами по пустякам, не ссорься, работай и играй дружно. 3. Будь внимательным к окружающим, не причиняй им неприятностей. - Проверим, какие же правила вы составили. –Представители от каждой группы презентуют свою работу. | Работа в группах. |
Итог урока. Рефлексия. Демонстрационный , Обобщающий опрос | - Представьте, что каждый из вас – это цветок. Каждый человек нуждается в вежливом обхождении, как цветок в воде. Но, посмотрите, наш великолепный цветок завял, и у него осыпались все лепестки! Как же возродить его? Назовите как можно больше вежливых слов и оживите цветок. (Дети называют вежливые слова, получают лепестки и прикрепляют их к сердцевине цветка). У нас получился прекрасный цветок. У него столько много лепестков, а это значит, что вы знаете много вежливых слов, которые ещё называют волшебными словами, потому что они могут творить чудеса. Вот послушайте. Добрые слова — это цветы человеческой души. И не скупитесь раздавать эти цветы окружающим. Слова: « До свиданья!», «Спасибо!», «Простите», «Пожалуйста», Здравствуйте» Щедро дарите! Дарите прохожим, Друзьям и знакомым. В троллейбусе, в парке, В школе и дома. Слова эти очень и очень важны. Они человеку как воздух нужны. Без них невозможно на свете прожить. Слова эти надо с улыбкой дарить. А самое главное стараться всегда и везде соблюдать правила культурного поведения. Ребята, я вам благодарна за активную работу на уроке, за уважение друг к другу, доброе отношение. Поблагодарите и вы своих товарищей за дружную хорошую работу. Урок окончен. - Домашнее задание. Выполнить в рабочей тетради задания на стр. 34-35 | Оценивают свою работу на уроке. Дети читают по одной строчке стих Записывают в дневниках домашнее задание. |