СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта к уроку русского языка в 11 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок формирования умений и навыков при работе с текстом.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта к уроку русского языка в 11 классе»

Технологическая карта урока русского языка

Учитель Стукалова Галина Викторовна

Учебный предмет: русский язык

Класс:11

Тема урока:«Анализ текста. Подготовка к сочинению-рассуждению в формате ЕГЭ»

Цель урока: формирование грамотного читателя, умеющего полно, глубоко и адекватно понимать текст, создание на его основе собственного высказывания для успешной подготовки к написанию сочинения в формате ЕГЭ.

Задачи урока:

Образовательная: совершенствовать умение анализировать содержание исходного текста, подготовить к написанию сочинения – рассуждения;

Развивающая: формировать умение определять проблему текста, комментировать ее, формулировать авторскую и собственную позиции; аргументировать свою точку зрения:

Воспитательная: воспитывать языковую культуру общения, любовь к природе, Родине.

Тип урока: урок формирования умений и навыков при работе с текстом.

Формы работы: фронтальная, работа в группах.

Оборудование: ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов/ под ред. И.П.Цыбулько; алгоритм написания сочинения.

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Этапы урока,

цель этапа, время

Деятельность учителя

Деятельность обучаемых

УУД

  1. Организационный момент

эмоциональный настрой, создание ситуации успеха

1мин

« Человек подвержен влиянию природы не только физически, но и нравственно. Биение сердца природы непосредственно отдается в сердце человека. Свои идеи человек черпает у природы. Истинность его идей и понятий определяется в зависимости от того, насколько он познал и изучил природу. Вот закон, не знающий исключения. Все тончайшие — даже тоньше паутины — идеи метафизических систем имеют свои основания в природе. Природа — это книга, которую надо прочитать и правильно понять, ошибочное понимание приносит большой вред», - утверждал писатель и философ 19 в. Микаэл Лазаревич Налбандян.

Включение в деловой ритм. Проверка готовность к уроку

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Подготовка к работе на уроке

 Личностные: положительное отношение к учебной деятельности

  1. Актуализация полученных знаний

воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новой ситуации; составление синквейна

5 мин

Предлагает составить по вариантам синквейн со словами:

1 вариант - ПРИРОДА,

2 вариант - ЧЕЛОВЕК


Составляют синквейн, записывают в тетрадь

Природа.

Красивая, яркая.

Расцветает, помогает, пробуждается.

Окружающая среда человека.

Жизнь.


Человек.

Сильный, умный.

Заботится, чувствует,любуется.

Воспринимает окружающую природу.

Живой.

 Регулятивные:принимают и сохраняют учебную задачу

Познавательные:

выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме;

Коммуникативные:

Высказывают и обосновывают свою точку зрения

3Целеполагание

Создание условий для определения темы, цели и учебных задач урока

1 мин

Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?

Формулируют цель учебной деятельности

Регулятивные: высказывают свое мнение по определению темы урока

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества

Личностные:

- проявление учебно–познавательный интерес, самоопределение


3. Содержательный анализ текста.

10 мин

 Читает текст В.Солоухина (вариант 5 стр.45-46 сборник И.П.Цыбулько)

1.О чем текст Солоухина.В.А.?

2От чьего лица ведется повествование?

3По поводу чего волнуется и переживает персонаж – рассказчик? Есть ли между героями взаимопонимание? Какая мысль подтверждается в предложениях 43 – 46?

4Как же человек воспринимает окружающую его природу? Помогают ли нам в этом предложения 51- 62?

5Как проявлется любовь к родной природе у героя - рассказчика? Какие мысли у вас возникли при чтении предложений21 – 22?

6Какие художественные средства использованы автором?

7. Какие ключевые слова вы бы отметили в данном тексте?

8. Учитель предлагает разобрать проблему восприятия природы человеком

9 Какие произведения художественной литературы вы могли бы привести в качестве аргументов к данной проблеме?

Учитель рекомендует произведения, которые можно использовать в качестве аргументов: Л.Н. Толстой «Война и мир», А.П. Чехов «Степь», В. П. Астафьев « Царь - рыба», Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями».

Слушают текст, отвечают на вопросы учителя.



















Ребята называют художественные произведения

 Регулятивные:

высказывать свое предположение на основе учебного материала;


Познавательные:

анализировать отобранную информацию


Коммуникативные:

планирование работы учебного сотрудничества


Личностные:

учебно-познавательный интерес,

самоопределение, самосознание

4.Решение учебной задачи

создание композиционных элементов сочинения-рассуждения

15мин

 Делит класс на 5микрогрупп, каждая из которой работает на своим элементом сочинения:

1.формулировка проблемы исходного текста

2.комментарий проблемы

3. авторская позиция

4аргумент из литературы или

из жизненных наблюдений

5.заключение.

Работают в группах, записывают в тетрадях фрагменты сочинения, используя алгоритм написания

 Познавательные:

выстраивание логической цепочки рассуждения;способов и условий действий

.контроль и оценка процесса и результатов деятельности


Коммуникативные:

формулировать собственные мысли, идеи и отстаивать свою точку зрения.

Личностные:

устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

5.Контроль и самопроверка знаний

выявление качества и уровня усвоения знания и способов действий.

5 мин

 Организует беседу, связывая результаты урока с его целями.

 читают фрагменты сочинения,

определяют уровень приобретенных знаний

Познавательные:приобрести умение использовать полученные знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные: оценивание своей работы, исправление и объяснение ошибок

Личностные: способность самооценки своих действий

Коммуникативные:

формулируют собственные мысли, идеи.и отстаивают свою точку зрения.

6.Рефлексия

3 мин

 - Насколько вы удовлетворены собственной, а также коллективной работой на уроке?

- Что вам дал сегодняшний урок?

- Что пожелаете своим одноклассникам?

Подводит итоги урока, выставляет оценки.

Комментирует домашнее задание

1 группа комментируют остальные проблемы текста.

2 группа подбирают аргументы к остальным проблемам.

3группа пишет сочинение (по выбору) по остальным проблемам текста В.А. Солоухина

Отвечают на вопросы,

самооценка действий,

записывают домашнее задание

 Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Личностные: адекватное понимание успеха или неуспеха в УД.

Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других






Приложение 1

Текст.

(1)Она удивилась, что я приехал в Москву в неурочное время, в самый разгар лета. (2)Я сказал ей, что убежал из деревни из-за отличной погоды.
- (З)Как же так? - удивилась она. - (4) Обыкновенно убегают от дождя, ненастья.
(5)Мне хотелось рассказать ей по порядку о реке, полях и лугах... (6)Но никакого порядка в моей растревоженной душе любовью не было. (7)Валерия слушала меня мечтательно и неожиданно предложила:
- А почему бы мне не поехать и не посмотреть на все эти прелести природы? (8)Я не мог опомниться от столь стремительного претворения сказки в жизнь. (9)Валерия едет в наши места! (10)Я не успел еще опомниться от нахлынувшего счастья, а уж дальний рейсовый автобус увозил нас все дальше от Москвы.
- (11)Ты знаешь, - говорила она, усаживаясь поудобнее в автобусное кресло, - я ведь пловчиха. (12)Я очень люблю плавать. (13)Я уплываю в море на три-четыре часа. (14)А вашу реку за какое время можно переплыть? (15)3а полчаса или за сорок минут?..
- (16)Видишь ли, Валерия, ты, наверное, неправильно представляешь. (17)У нас в деревне маленькая река, а не такая, чтобы плыть полчаса поперек или хотя бы туда и обратно.
(18) Я теперь с ужасом думал, как я впервые подведу Валерию к нашей речке. (19)От берега до берега метров десять... (20)Я почувствовал, что на меня надвигается катастрофа. (21)Но кувшинки-то должны все равно понравиться. (22)На реке встречаются большие заросли кувшинок, желтые хороводы в десять-двадцать метров в длину и ширину. 
(23)О кувшинках я упомянул вскользь, дожидаясь восторженного отношения к ним Валерии. (24)Она оживилась и начала вспоминать, но только не о желтых кувшинках, а о белых лилиях.
-(25)Ты знаешь, однажды я плавала на лодке по старому руслу какой-то реки. (26)3аплыли в такое место, что плыть дальше было нельзя, кроме как по ковру из белых душистых лилий. (27)И эта сказка длилась полчаса, можетбыть, час...
(28)Так померкли, погасли, словно трепетные огоньки, мои кувшиночьи хороводы. (29)Из человека счастливого тем, что Валерия едет в нашу деревню, я вдруг превратился в несчастного человека по той же самой причине.
(30)В расстроенных чувствах я помог Валерии определиться на квартиру старушки тети Дарьи, а сам скорей пошел домой. (31)Мне хотелось остаться одному. (32)Расставаясь, я сказал, что мне нездоровится. (ЗЗ)Встретимся завтра. (34)Валерия посмотрела на меня и ничего не сказала: завтра так завтра. 
(35)Целый день я просидел дома, а вечером не выдержал, побрел на свою любимую кручу. (З6)Вдруг мне показалось, что кто-то идет. (37)Я мгновенно вскочил и увидел Валерию.
- (38)Ну вот, я знала, что ты именно здесь. (39)Как здоровье? (40)А я провела чудесный день. (41)Рано утром я ходила купаться. (42)3наешь, там, где река поворачивает, а на горе сосновый лесочек. (43)Ни одно морское купание не приносило мне столько свежести. (44)Потом ходила за речку в луга, насобирала огромный букет полевых цветов. (45)Я видела, как цветут дикие маки в Средней Азии. (4в)Но такого разнообразия цветов, таких нежнейших оттенков я себе никогда не представляла.
(47)Она уселась рядом со мной. (48)Постепенно меня стал волновать какой-то как будто знакомый, несильный, но свежий запах. (49)Я заметил: в ее тяжелых волосах спрятался золотой цветок кувшинки. (50)После долгой тишины Валерия заговорила.
- (51)Чудак. (52)Чего испугался? (53)Может ли не очаровать вот такая ночь, такая тишина среди трав и звезд? (54)А если не очарует, значит, виноват уж сам человек. (55)Чудак. (56)Усомнился в могуществе природы. (57)Нужен ли бескрайний океан и тонны цветов? (58)Нет, когда тонны цветов, то это уже не цветы, а силос. (59)А если один цветок? (60)А если одна-единственная травинка? (61)Так что же, она уже не прекрасна? (62)Как видишь, нам из целой реки, в сущности и целого мира, понадобилась одна-единственная кувшинка.(По В. Солоухину*)
* Владимир Алексевич Солоухин (1924-1997 гг.) - русский советский писатель и поэт, общественный деятель.

Приложение 2.

Алгоритм написания сочинения

1 Вступление.

2. Проблема

А) риторический вопрос

(- Может ли компьютер заменить книгу?

- Человечность… Какие понятия включает человечность?

Б) цитата

3. Комментарий проблемы

4. Авторская позиция.

Авторская позиция выражена достаточно ясно: автор…..

5. Формальная заявка своего мнения (согласен /не согласен)

Я полностью согласен с мнением автора…

Не могу не согласиться с мнением автора…

6. Первый аргумент.

Во-первых, правоту автора подтверждает и литература…

7. Второй аргумент.

Во-вторых, опираясь на свой жизненный опыт, могу привести пример…

8. Вывод (обязателен).

Таким образом, проблема, поднятая автором в данном тексте ….

В ходе своих размышлений я прихожу к выводу, что…

Прочитав и проанализировав данный текст, я сделал(а) вывод…





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!