СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта логопедического занятия на тему: "Дифференциация С-Ш"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: научить различать звуки (буквы) С-Ш и правильно их произносить (записывать). 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта логопедического занятия на тему: "Дифференциация С-Ш"»

Учитель-логопед

ГОУ ЯО «Переславль-Залесская школа-интернат №4»

Федорова А.В.

Технологическая карта логопедического занятия

Тема: «Дифференциация [С] – [Ш]»

Цель

научиться различать звуки (буквы) С-Ш и правильно их произносить (записывать)

Задачи

  • развивать речевое дыхание, артикуляционную моторику;

  • закрепить правильную артикуляцию и характеристику звуков [С-Ш];

  • дифференцировать С-Ш на слух, в произношении и на письме;

  • коррекция и развитие фонематического восприятия, анализа и синтеза;

  • коррекция и развитие мышления;

  • расширить и активизировать словарный запас по теме «Зима»;

  • воспитывать навыки правильной речи, положительную мотивацию;

  • способствовать формированию познавательных УУД через поиск решения проблемы, построение логических рассуждений, выполнение заданий на анализ, сравнение, классификацию, осуществление поиска информации;

  • способствовать формированию регулятивных УУД через обучение постановке учебной задачи, осуществление самоконтроля, саморегуляции;

  • способствовать формированию коммуникативных УУД через организацию группового взаимодействия, ведение диалога;

  • способствовать формированию личностных УУД через воспитание внимательного и бережного отношения к природе.

Планируемые

результаты

Предметные:

  • научить дифференцировать на слух и в произношении звуки [С - Ш];

  • научить дифференцировать при письме и чтении буквенные обозначения звуков [с-ш];

Личностные:

  • знать самые простые общие для всех людей правила поведения (основу общечеловеческих нравственных ценностей);

  • знать основные правила и нормы бережного отношения к природе;

Метапредметные:

  • принимать и ставить учебно-познавательную задачу и сохранять её до конца учебных действий;

  • действовать по инструкциям учителя;

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату деятельности, вносить необходимые коррективы;

  • осуществлять поиск информации, необходимой для решения учебной задачи на основе собственных наблюдений;

  • понимать информацию, представленную в изобразительной и модельной форме;

  • применять для решения задач (под руководством учителя) логические действия анализа, сравнения, классификации, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений и выводов;

  • аргументированно отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения;

  • вступать в учебное сотрудничество с учителем и одноклассниками, осуществлять совместную деятельность в группах




Дидактическая структура занятия

(этапы занятия)

Деятельность учителя-логопеда

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Этап мотивации к учебной деятельности

Орг. момент

Ставит задачу - проверить готовность рабочего места. Создаёт эмоциональный настрой на занятие:

Здравствуй, правая рука - протягиваем вперёд.

Здравствуй, левая рука - протягиваем вперёд.

Здравствуй, друг - берёмся одной рукой с соседом.

Здравствуй, друг- берёмся другой рукой с соседом.

Здравствуй, Здравствуй, дружный круг! - качаем руками.

Проверяют готовность рабочего места.

Дети выполняют движения под стихотворный текст.

Обеспечение благоприятного микроклимата на занятии.

Постановка

проблемы и

определение

учебной

задачи


Организует рассуждение:

- Назовите имя девочки – героини нашего занятия:

1 звук в имени – такой же как 1 звук в слове сосулька.

2 звук в имени – такой же как последний звук в слове зима.

3 звук в имени – такой же как 1 звук в слове шуба.

4 звук в имени – такой же как 2 звук в слове санки.


- Про девочку с именем Саша есть скороговорка.

- Что такое скороговорка? (трудно произносимая фраза для быстрого и чёткого проговаривания.)

- Кто её помнит? (Если дети не называют, то логопед просит повторить за ним: «Шла Саша по шоссе и сосала сушку»)

- Почему трудно произнести скороговорку?

- Какие звуки чаще других в ней встречаются? (в скороговорке чаще других встречаются звуки С-Ш, этими звуками насыщена скороговорка, поэтому её трудно произнести)


- Как вы думаете, какая будет тема нашего занятия? (Дифференциация с-ш)











Организует работу обучающихся в группе:

- Занятие наше будет не совсем обычным, мы отправимся на прогулку вместе с героиней нашего занятия (с Сашей).

- А где будет проходить прогулка, вы узнаете из следующего задания. (Детям предлагается собрать воедино разрезную картинку с зимним лесом)






Организует диалог, задаёт вопросы:

- Вы знаете правила поведения в зимнем лесу?

(Если мы пришли в лес, то мы должны:

- оставить после себя порядок (не оставлять мусор);

- мы можем покормить белок и птиц (Зимой трудно приходится птицам. Во время метелей и сильных морозов многие птицы погибают от голода. Устроим для птиц кормушки. Будем следить, чтобы в них всегда был корм. Это спасёт жизнь многим нашим пернатым друзьям);

- не ломать ветки деревьев, т.к. это корм и дом для многих животных. (Ель является кормушкой и домом для многих животных. Белки, дятлы и клесты питаются семенами ее шишек, а то что они не доели является кормом для мышей, в густых еловых ветвях находят себе дом белки и птицы);

- на новый год наряжать искусственную ёлку, а не рубить живую;

- вести себя тихо, чтобы не пугать животных, не разводить костры.)





Высказывают свои предположения. Строят рассуждения.













Пытаются сформулировать тему занятия: «Дифференциация (сходство и различие) звуков и букв С-Ш»

Формулируют цель урока: научиться различать звуки (буквы) С-Ш и правильно их произносить (записывать).



Собирают разрезную картинку. Собрав картинку, обучающиеся обсуждают, что за прогулка их ждёт, решают, кто озвучит их предположение.






Осуществляют учебное сотрудничество, обосновывают свой выбор, отвечают на вопросы логопеда, строят рассуждения.

Вспоминают правила поведения в зимнем лесу.


Развитие фонематического анализа и синтеза.


Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Постановка проблемного вопроса. Выявление места и причины затруднения.




(Регулятивные: целеполагание

Познавательные: самостоятельное формулирование проблемы (постановка учебной задачи.))






(Коммуникативные: осуществление коммуникативных действий по согласованию усилий в процессе создания осмысленного общего продукта (кооперация)).



(Личностные: определение и высказывание самых простых общих для всех людей правил поведения (основ общечеловеческих нравственных ценностей).


Этап актуализации опорных знаний.

Дыхательная гимнастика

- Но прежде чем отправиться в дальний путь нам необходимо подготовиться.

- Ребята, а какой праздник мы все совсем недавно отмечали?

- Какое дерево является главным символом этого праздника?

- У Саши дома ещё стоит новогодняя ёлка, но огоньки на ней потухли.

- Сейчас мы с вами поработаем над речевым дыханием (спросить правила правильного речевого дыхания).

- Если всё сделаете правильно, то Сашина ёлочка засверкает яркими огнями.







Выполняют дыхательную гимнастику с помощью логопедического тренажёра «Дельфа» (упражнение «Ёлочка»).







Развитие саморегуляции (регулятивные УУД)

Артикуляционная гимнастика

Анализ артикуляции звуков по алгоритму с выделением общих и различных моментов артикуляции



Связь звуков с буквами


- Давайте вспомним в чём сходство и различие в произношении звуков занятия С-Ш? (Разбирая артикуляцию звуков, выполняем артикуляционные упражнения)










- Какой буквой на письме мы обозначим звук [С]?

- Какой буквой на письме мы обозначим звук [Ш]?

- Напишите эти буквы в воздухе (правой рукой, левой рукой, обеими руками)

Дети создают при помощи картинок-символов алгоритм рассуждения по дифференциации звуков [С-Ш], используют индивидуальные зеркала, осуществляют тактильный контроль, выполняют артикуляционную гимнастику.



Выделяют графические признаки букв С и Ш.

(Познавательные: проведение сравнения по заданным критериям; моделирование.

Регулятивные: осуществление итогового и пошагового контроля по результату.)




Выделение графических признаков букв С и Ш.

Этап закрепления и коррекции



Дифференциация звуков [с-ш]


(Включить звук вьюги.)

- Вьюга и метель пришли, много снега намели, чтобы дальше нам пройти, нужно дорожку расчистить.

Организует выполнение задания на развитие фонематического восприятия. Координирует выполнение упражнения и правильное произношение звуков

Выявляет затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

- Снежинки с картинкой, в названии которой есть звук [С] прикрепляем на левую половину доски.

- Снежинки с картинкой, в названии которой есть звук [Ш] прикрепляем на правую половину доски.

сандалии

штаны

кроссовки

шарф

сапоги

шуба

сабо

шорты



Затем дети называют обобщающим понятием каждую группу картинок, выделяют «4 лишний».

Слушают аудиофрагмент.






Выполняют упражнение на различение звуков [C-Ш], контролируют правильность произношения этих звуков в словах.

В ходе выполнения задания идёт лексическая работа над новыми для детей понятиями (сабо, сандалии).



Называют слова каждой группы, объединяют их общим понятием.




Развитие фонематического восприятия



Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.






Развитие мышления.

(Познавательные: проведение классификации объектов)


Дифференциация при чтении звуков [с-ш] с опорой на символы

Организует выполнение задания. Координирует выполнение упражнения и правильное произношение звуков. Выявляет затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

- Ребята, посмотрите, тут чьи-то следы!

Они петляют между елочками, кустиками. Давайте распутаем дорожку следов. Пройдемся пальчиками по дорожке и будем произносить слоги (заменяем ↓ - на с, а ↑ - на ш)

После выполнения задания показывается картинка с зайцем в лесу.

- Дети значит чьи это были следы? (Образование притяжательного прилагательного – заячьи следы).



Обучающиеся громко и четко произносят (читают) слоги.

Взаимодействуют с логопедом при выполнении индивидуальной работы.




Дифференциация при чтении звуков [с-ш] с опорой на символы



Физминутка


Проводит физкультминутку с использованием мультимедийной презентации, где снеговики под музыку показывают разнообразные движения.

- Смотрим на экран и стараемся повторить движения за снеговиками.

Выполняют двигательные упражнения под музыку.

Личностные: смыслообразование (мотивация)

Дифференциация буквенного обозначения звуков [с-ш]

Организует выполнение задания. Координирует выполнение упражнения и правильное произношение звуков. Выявляет затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

- Ребята, посмотрите, а это чьи следы!

-Вы догадались?

- Выполнив задание, мы узнаем, кто оставил их здесь.

ле__ная оре__ки

__пелые __и__ка

__о__новая опу__ка

- Вставьте в слова пропущенные буквы с или ш.

- Составьте словосочетания, подбирая к словам первого столбика подходящие по смыслу слова из второго столбика.

- Соедините их линией. Запишите получившиеся словосочетания ниже.



После выполнения задания показывается картинка с белкой в лесу.

- Дети, значит чьи это были следы? (Образование притяжательного прилагательного – беличьи следы).









Вставляют в слова пропущенные буквы с или ш.



Составляют и записывают словосочетания.

Взаимодействуют друг с другом по вопросам взаимоконтроля и коррекции знаний.









Дифференциация буквенного обозначения звуков [с-ш]


Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


Организует выполнение задания. Координирует выполнение упражнения. Выявляет затруднения в индивидуальной деятельности каждого ученика.

- Ребята, посмотрите, опять следы!

-Вы догадались чьи?

- Выполнив задание, мы узнаем, кто оставил их здесь.

- Я буду называть слова, а вам нужно будет их записать в один из 3 столбиков.

В 1 – слова со звуком [с].

Во 2 – слова со звуком [ш].

В 3 – слова, в которых есть и звук [с] и звук [ш].

Слова: сосна, кукушка, кормушка, лиса, мишка, лесок, шерсть, Саша, солнышко, мышата.

После выполнения задания показывается картинка с волком в лесу.

- Дети, значит чьи это были следы? (Образование притяжательного прилагательного – волчьи следы).







Обучающиеся записывают слова в три столбика по наличию в слове [С-Ш].

Взаимодействуют друг с другом по вопросам взаимоконтроля и коррекции знаний.







Развитие фонематического восприятия. Дифференциация буквенного обозначения звуков [с-ш]


Коммуникативные: построение речевого высказывания, осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

Этап рефлексии учебной деятельности

Рефлексия

Побуждает к высказыванию своего мнения.

- Вот и закончилось наше путешествие в зимний лес.

- Чему научились на занятии?

- Какие задания вам понравились?

- Какое задание показалось самым трудным?

Отвечают на вопросы.

Систематизируют знания, полученные на занятии.

Соотносят поставленные задачи с достигнутым результатом, постановка дальнейших целей.


Регулятивные: развитие умения самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.

Самооценка

Предлагает обучающимся оценить свою работу на занятии.

- В завершении занятия давайте украсим снеговика, которого мы повстречали в зимнем лесу.

- Если считаете, что потрудились хорошо, вам было легко на занятии и вы со всем справились, то украшаете снеговика предметом зелёного цвета.

- Если вы старались выполнять задания, но были затруднения, иногда допускали ошибки, то украшаете снеговика предметом жёлтого цвета.

- Если не хотели ничего делать или большую часть заданий выполнили плохо, то украшаете снеговика предметом красного цвета.

Подводит итог, оценивает работу обучающихся.


Учащиеся анализируют свою работу на занятии, оценивают её, высказывают впечатления от занятия.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!