СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему "Дифференциация звуков с-ш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по  развитию речи на тему "Диффференция звуков с-ш"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему "Дифференциация звуков с-ш"»

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

индивидуального занятия по логопедии,

проведенного 07.02.2018 г. в 3 «Б» классе

ГКОУ РО школа-интернат V вида г.Зернограда,

разработана студенткой ГБПОУ РО «ЗернПК»

Ананьевой Екатериной Романовной.


Учитель: Арженовская Е.И.


_____________________

(подпись)


Методист: Сахно М. В.


_____________________

(подпись)




Зерноград

2017

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Методы и приемы

  1. Организационный этап.

Здравствуйте дети, меня зовут Екатерина Романовна, я рада вас всех видеть на занятии.


- Какое у нас занятие как вы думаете?


Посмотрите в окно, мороз и солнце день чудесный, я надеюсь, он подарит вам хорошее настроение.

Приветствуют учителя.



-Индивидуальное.


Настраиваются на занятие.




Метод стимулирования и мотивации.

II.Подготовительный этап.



  1. Мимические упражнения.
















































  1. Упражнение на

дыхание.

















  1. Упражнения для развития силы голоса.












4.Упражнения для мелкой моторики.







  1. Артикуляционная гимнастика.

-Ребята, а вы когда-нибудь были в лесу?

-А хотите побывать в зимнем сказочном лесу?

-Тогда отправляемся в путешествие!


-Посмотрите, кто же встретился нам на пути?


-Правильно! У Снеговика-боровика очень часто меняется настроение, давайте определим его настроение.


- Какое настроение у Снеговика?

-Давайте вместе с ним погрустим, покажите грусть.


- Определите, какое теперь настроение у Снеговика?

-А теперь вы покажите мне радость.


-А теперь какое настроение у Снеговика?

-Покажите эмоциями удивление.


-Какие упражнения мы выполняли?


-Снеговичок-боровичок благодарит вас за то, что вы правильно угадали его настроение. Давайте попрощаемся с ним и отправимся дальше.



-Б-р-р-р-р-р! Что-то рукам становится холодно. Ребята, скажите, а что нужно одевать зимой, чтобы руки не замерзали?

-Верно, у вас на столах лежат варежки, на которые попали снежинки, чтобы нам их надеть, нужно их сдуть, а для этого нужно правильно дышать


- Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через нос.


-Чему мы учились, выполняя это упражнение?


-Молодцы, вы сдули все снежинки и теперь можно надеть варежки и оправиться дальше в путешествие.


-Ребята, мне кажется, что мы заблудились в лесу. Что нужно кричать, чтобы нас нашли?


-Верно, давайте и мы с вами позовём на помощь, но для этого нужно стать в круг , когда говорим А-а- а-а-а произносим громко и сужаем круг, а когда говорим у-у-у-у произносим тише и делаем широкий круг.


-Скажите, чему мы учились, выполняя это задание?



-Пока мы с вами кричали, вышли на полянку, на которой растёт много ёлочек, я предлагаю вам нарядить их, пришнуровать шарики к ёлочке.

-Молодцы! Вы справились с заданием!


-Оправляемся дальше?



-Чтобы мы смогли дальше оправиться гулять, мы должны правильно и хорошо выполнить артикуляционную гимнастику.

-Возьмите зеркала:

  1. «Улыбка-заборчик»

  2. «Почистим нижние зубки»

  3. «Вкусное варенье»

  4. «Месим тесто»

  5. «Чашечка»

- Какую гимнастику мы выполняли?

Да/нет.

-да.

Слушают учителя.


-Снеговик














-грустное

Дети выражают эмоции










-весёлое

Дети выражают эмоции.












-удивлённое

Дети выражают эмоции.


Мимические.



Прощаются с Снеговичком.





-перчатки/варежки.



Слушают объяснения учителя.




Дети слушают установку учителя на правильное дыхание, затем сдувают снежинки с варежек.


-правильно дышать.


Слушают учителя.





-А-у!


Дети становятся в круг и слушают учителя.

Дети внимательно слушают объяснение учителя, произносят звуки от тихого к громкому и наоборот.


-Мы учились громко и тихо говорить.




Слушают объяснения учителя.

Шнуруют шарики к ёлочке.



-да!



Дети выполняют артикуляционную гимнастику.








-Артикуляционную.

Наглядный, словесный и практический.






Воображаемая ситуация.

Педагогический контроль












Использование игрового приема.





























Практический метод (выполнение упражнений).


Наглядный метод (использование наглядного материала).


Педагогическое наблюдение.






Практический метод.


Словесный метод (беседа).



Педагогическое наблюдение.








Словесный метод (беседа, рассказ)




Практический метод.


Контроль действий.







  1. Основная часть.


  1. Сообщение темы занятия
















  1. Работа с профилем.




























  1. Развитие фонематического слуха.

















  1. Чтение слогов.












  1. Работа со чистоговоркой










  1. Работа с картинками.












































  1. Звуковой анализ слова.















8.Задания по дифференциации.















9.Физминутка






10.Составление словосочетания.

















-Нам на пути встретились братья, а что это за братья вы мне скажете сами.

-Послушайте внимательно скороговорку.

ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ.


- Почему трудно произнести скороговорку? Какие звуки чаще других в ней встречаются?




-Тогда скажите, как зовут братьев, которых мы сегодня встретили?

-Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня на занятии будем работать?

-Мы будем учиться различать звуки [с] и [ш].



-Мы встретили с вами братьев «С» и «Ш».

Давайте с ними познакомимся, но чтобы нам лучше познакомиться с ними, нам нужно произнести их по имени, для этого возьмите зеркала и произнесите звук [с]


-Как располагаются губы при произнесении?

-Как располагаются зубы?

-Как располагается язык?


-Давайте дадим характеристику звуку [c].


-Каким сигналом обозначим?

-Какой буквой на письме обозначается звук [c]?


-Произнесите звук [ш]?


-Как располагаются губы при произнесении?

-Как располагаются зубы?

-Как располагается язык?


-Давайте дадим характеристику звуку [ш].


-Каким сигналом обозначим?

-Какой буквой на письме обозначается звук [ш]?


-Что общего у этих звуков?



-Наши братья С и Ш приготовили нам ещё одно задание, вам нужно выделить звуки [с] и [ш] среди других звуков.

-Если услышите звук [с], то поднимите карточку с буквой с, если услышите звук [ш], то покажите карточку с буквой ш.

с,ж,ш, п,з, ш,б,с, т, ш


-Сейчас мы будем выделять звуки [с] и [ш] в слогах.

-Когда услышите дежурные звуки, покажите сигналами. Если услышите звук [с], то поднимите карточку с буквой с, если услышите звук [ш], то покажите карточку с буквой ш.

со, жа, шу, сы, ро, ши,су, мо, ша.


- Среди чего мы искали звуки [с ] и [ш]?


-А теперь, давайте прочитаем слоги, с дежурными звуками [c] и [ш]

-Следите за чётким произнесением звуков.
СА- ША СО-ШО АС-АШ

ША- СА ШО-СО ОС-ОШ


СУ- ШУ СЫ-ШИ УС-УШ

ШУ- СУ ШИ-СЫ ЫС-ЫШ


-Чему учились, выполняя задание?

-Молодцы ребята, братья очень довольны вами.


-Послушайте внимательно и повторите за мной чистоговорки:

СА-СА-СА – под сосной живет лиса.

ША-ША-ША – мы шагаем неспеша.

СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу.

ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу.

СО-СО-СО – у машины колесо.




- Посмотрите на картинки, давайте скажем, кто или что изображено на них.




-Какая картинка лишняя?

-Почему?





-Распределите, какие картинки вы подарите брату С, а какие брату Ш?




-Чему учились, выполняя это задание?

-Молодцы! Вы отлично справились


-Давайте выполним звуковой анализ слова сушка

-Сколько слогов в слове сушка?

-Возьмите сигналы и обозначьте слово сушка сигналами.









-Какое задание мы выполняли?




Карточка №1

Впишите недостающие буквы с и ш и назови лишнее слово:

ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка.

-Запомните слова, назовите ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке).

Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась!


Карточка №2

Закончите слово, добавив слог СА или ША:

ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-….



-Вы отлично справились с заданиями!


-А теперь давайте немного отдохнём и выполним физминутку.



-Давайте с вами составим словосочетания с картинками:

-Какая кошка?



-Какая лиса?



-Мышка какая?


-Какая собака?




-Слон какой?


-Чему учились, выполняя задание?




Слушают скороговорку.




В скороговорке чаще других встречаются звуки С-Ш, этими звуками насыщена скороговорка, поэтому её трудно произнести.


С и Ш


-со звуками [с] и [ш]








Слушают учителя, берут зеркала.

-С-с-с-с-с.


-губы в улыбке, кончик языка упирается в передние зубы.



Согласный, глухой, твёрдый.


Синим без звоночка.

-Буквой с.


-Ш-ш-ш-ш


Губы округлены, зубы сближены, кончик языка поднят к нёбу, но не касается его.


-согласный, глухой, твёрдый.


-Синим без звоночка.

-Буквой ш.


-Они оба согласные, глухие и твёрдые.



Слушают внимательно объяснение учителя, выделяют дежурные звуки [с] и [ш] среди других звуков.








Слушают внимательно учителя, выделяют дежурные звуки [с] и [ш] в слогах.



Среди других звуков и слогов.




- Дети по цепочке читают слоги.







-читать слоги с дежурными звуками.




Слушают чистоговорку, повторяют за учителем.









Дети смотрят на картинки на доске и называют названия животных.
















-кошка, лиса, мышка, собака, слон, сушка











-сушка

-Потому что на остальных картинках изображены животные, а на этой еда.



-Брату С мы подарим картинки, в названии которых есть звук [с]


-Брату Ш мы подарим картинки, в названии которых есть звук [ш]

-Находить звуки [с] и [ш] словах.





-2 слога

[c]-согласный, глухой, твёрдый (синий без звоночка)

[у]- гласный, ударный (красный)

[ш]-согласный, глухой твёрдый (синий без звоночка)

[к]- согласный, глухой, твёрдый(синий без звоночка)

[а]-гласный, безударный (красный)

-звуковой анализ слова.


-Звуковой анализ слова






Вписывают буквы с и ш в карточке и называют лишнее слово.



Называют слова по памяти в прямом и обратном порядке.





Заканчивают слово слогами СА и ША по смыслу.





Выполняют физминутку под музыку.





-Кошка пушистая. Кошка добрая.











Лиса хитрая. Лиса рыжая.













Мышка маленькая. Мышка серая.










Собака весёлая. Собака игривая.











Слон большой. Слон серый.










-Учились составлять словосочетания.





Словесный метод (беседа, рассказ)


Контроль действий.













Наглядный метод.







Словесный метод (беседа, рассказ)







Контроль действий.






Практический метод.


Контроль действий.


Словесный метод (беседа).












Практический метод.


Словесный метод (беседа)


Контроль действий.










Словесный метод(рассказ, беседа)























Практический метод.


Наглядный метод.



Контроль действий.


























Практический метод.


Контроль действий.


Словесный метод (беседа).






Словесный метод(беседа)


Наглядный метод



Практический метод.


Контроль действий.




Контроль действий.




Наглядный метод.




Словесный метод (беседа)



Контроль действий.














IV. Рефлексия.

-Чему мы с вами учились на занятии?


-С какими звуками мы сегодня с вами работали?

-Какие упражнения мы выполняли?



-Вот и закончилось наше путешествие по зимнему лесу, мы предлагаем вам вместе с братьями оценить свою работу на занятии, у вас на столах есть снежинки, если сегодня на занятии у вас всё получилось, возьмите синюю снежинку, если были трудности, то белую снежинку, а если вы считаете, что сегодня на уроке у вас ничего не получилось, то голубую снежинку и повесьте её на ёлочку.

-А наше занятие подошло к концу, до свидания.

-Учились красиво и правильно говорить.

-Со звуками [c] и [ш].

-на развитие дыхание, силу голоса, мелкую моторику, артикуляционную гимнастику и т.д.

Слушают учителя.





Дети выбирают снежинку и вешают её на ёлочку.


-До свидания.

Словесный метод (беседа).

Побудительно-оценочный метод (поощрение).








Тема: Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах и словосочетаниях.

Цель: дифференцировать звуки [с] и [ш] словах и словосочетаниях.

Задачи:

1. Различать артикуляцию звуков [с] и [ш].

2. Развивать мимику, фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую моторику;

3. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.


Оборудование: зеркала, игровое пособие для дыхательной гимнастики (картинки зимы), для мимических упражнений (картинки с лицами), для упражнения на развитие силы голоса , для развития мелкой моторики (конструктор), изображение профиля артикуляции звуков [с] и [ш], карточки с характеристикой звуков [с] и [ш], карточки для дифференциации с пропущенными буквами, картинки на тему «Животные», кукла.
















Самоанализ индивидуального логопедического занятия.


по теме: «Дифференциации звуков [с] и [ш ]в словах и словосочетаниях.


Данное занятие посвящено дифференциации звуков [с] и [ш ]в словах и словосочетаниях. Структура занятия отвечает развивающим задачам обучения, воспитания и коррекции. Оно органично связано с предыдущими занятиями и опирается на них и является подготовительным к следующей теме.

Разрабатывая конспект занятия, были учтены речевые заключения детей (ОНР, дизартрия), особенности психического развития детей младшего школьного возраста, индивидуальные возможности каждого ребёнка.

Цель занятия: дифференцировать звуки [с] и [ш] словах и словосочетаниях.

Задачи:

1. Различать артикуляцию звуков [с] и [ш].

2. Развивать мимику, фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую моторику;

3. Воспитывать желание правильно и красиво говорить.


При проведении занятия большое значение придавалось соблюдению основополагающих дидактических принципов ( доступность предлагаемого материала, наглядность, индивидуальный подход и т.д) и специальных положений, разработанных в логопедии (принцип развития, принцип системного подхода, принцип связи речи с другими сторонами психического развития).

В основу обучения было положено развитие познавательной деятельности в связи с активным наблюдением. На занятии обучение строила как увлекательную проблемно- игровую деятельность, во время которой дети выполняли различные задания. Такая деятельность создала положительный, эмоциональный фон процесса обучения, повысила речевую активность детей и сохраняла интерес на протяжении всего занятия.

В ходе занятия использовала наглядные, словесные и практические методы, направленные на применение речевых навыков и умений.

Все этапы занятия были взаимосвязаны и взаимообусловлены, подчинены заданной теме и целям занятия.

Смена видов деятельности на каждом этапе занятия позволила предотвратить утомляемость и пресыщаемость каким-то одним видом деятельности. Дети динамично переключались

Со словесных игр на игры с предметами. В занятие была также включена физминутка, которая отражала лексическую тематику занятия.

Наглядный материал соответствовал теме и целям занятия. На всех этапах активизировалась речевая деятельность детей. Детям предлагались задания, побуждающие их использовать в собственной речи изучаемые звуки. Побуждая детей к активности, я так же обращала внимание на особенности речевого и психического развития. Я старалась создавать ситуацию успеха каждому ребёнку и всей группе в целом , как в личной оценке, так и со стороны третьего лица.

В ходе занятия следила за внятностью и выразительностью речи детей, осуществляла дифференцированный подход в обучении. Максимально учитывала интересы и способности детей, варьировала задания и их дозировку. Оказывала помощь детям при выполнении заданий и упражнений в разных формах –подсказки, наводящие вопросы.

Анализируя деятельность детей на занятии, хочется отметить, что они проявляли познавательную активность, эмоционально реагировали на приёмы активации деятельности, использовали имеющиеся знания и умения. Они были заинтересованы, внимательны, организованны.

Я считаю, что занятие было результативным. Выбранные методы обучения обеспечили мотивацию деятельности, организацию детей на достижение поставленных задач. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены и цель достигнута.















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!