II.Подготовительный этап. Мимические упражнения. Упражнение на дыхание. Упражнения для развития силы голоса. 4.Упражнения для мелкой моторики. Артикуляционная гимнастика. | -Ребята, а вы когда-нибудь были в лесу? -А хотите побывать в зимнем сказочном лесу? -Тогда отправляемся в путешествие! -Посмотрите, кто же встретился нам на пути? -Правильно! У Снеговика-боровика очень часто меняется настроение, давайте определим его настроение. - Какое настроение у Снеговика? -Давайте вместе с ним погрустим, покажите грусть. - Определите, какое теперь настроение у Снеговика? -А теперь вы покажите мне радость. -А теперь какое настроение у Снеговика? -Покажите эмоциями удивление. -Какие упражнения мы выполняли? -Снеговичок-боровичок благодарит вас за то, что вы правильно угадали его настроение. Давайте попрощаемся с ним и отправимся дальше. -Б-р-р-р-р-р! Что-то рукам становится холодно. Ребята, скажите, а что нужно одевать зимой, чтобы руки не замерзали? -Верно, у вас на столах лежат варежки, на которые попали снежинки, чтобы нам их надеть, нужно их сдуть, а для этого нужно правильно дышать - Дышим правильно: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, вдох делаем через нос, выдох через нос. -Чему мы учились, выполняя это упражнение? -Молодцы, вы сдули все снежинки и теперь можно надеть варежки и оправиться дальше в путешествие. -Ребята, мне кажется, что мы заблудились в лесу. Что нужно кричать, чтобы нас нашли? -Верно, давайте и мы с вами позовём на помощь, но для этого нужно стать в круг , когда говорим А-а- а-а-а произносим громко и сужаем круг, а когда говорим у-у-у-у произносим тише и делаем широкий круг. -Скажите, чему мы учились, выполняя это задание? -Пока мы с вами кричали, вышли на полянку, на которой растёт много ёлочек, я предлагаю вам нарядить их, пришнуровать шарики к ёлочке. -Молодцы! Вы справились с заданием! -Оправляемся дальше? -Чтобы мы смогли дальше оправиться гулять, мы должны правильно и хорошо выполнить артикуляционную гимнастику. -Возьмите зеркала: «Улыбка-заборчик» «Почистим нижние зубки» «Вкусное варенье» «Месим тесто» «Чашечка» - Какую гимнастику мы выполняли? | Да/нет. -да. Слушают учителя. -Снеговик -грустное Дети выражают эмоции -весёлое Дети выражают эмоции. -удивлённое Дети выражают эмоции. Мимические. Прощаются с Снеговичком. -перчатки/варежки. Слушают объяснения учителя. Дети слушают установку учителя на правильное дыхание, затем сдувают снежинки с варежек. -правильно дышать. Слушают учителя. -А-у! Дети становятся в круг и слушают учителя. Дети внимательно слушают объяснение учителя, произносят звуки от тихого к громкому и наоборот. -Мы учились громко и тихо говорить. Слушают объяснения учителя. Шнуруют шарики к ёлочке.
-да! Дети выполняют артикуляционную гимнастику. -Артикуляционную. | Наглядный, словесный и практический. Воображаемая ситуация. Педагогический контроль Использование игрового приема. Практический метод (выполнение упражнений). Наглядный метод (использование наглядного материала). Педагогическое наблюдение. Практический метод. Словесный метод (беседа). Педагогическое наблюдение. Словесный метод (беседа, рассказ) Практический метод. Контроль действий. |
Основная часть. Сообщение темы занятия Работа с профилем. Развитие фонематического слуха. Чтение слогов. Работа со чистоговоркой Работа с картинками. Звуковой анализ слова. 8.Задания по дифференциации. 9.Физминутка 10.Составление словосочетания. | -Нам на пути встретились братья, а что это за братья вы мне скажете сами. -Послушайте внимательно скороговорку. ШЛА САША ПО ШОССЕ И СОСАЛА СУШКУ. - Почему трудно произнести скороговорку? Какие звуки чаще других в ней встречаются? -Тогда скажите, как зовут братьев, которых мы сегодня встретили? -Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня на занятии будем работать? -Мы будем учиться различать звуки [с] и [ш]. -Мы встретили с вами братьев «С» и «Ш». Давайте с ними познакомимся, но чтобы нам лучше познакомиться с ними, нам нужно произнести их по имени, для этого возьмите зеркала и произнесите звук [с] -Как располагаются губы при произнесении? -Как располагаются зубы? -Как располагается язык? -Давайте дадим характеристику звуку [c]. -Каким сигналом обозначим? -Какой буквой на письме обозначается звук [c]? -Произнесите звук [ш]? -Как располагаются губы при произнесении? -Как располагаются зубы? -Как располагается язык? -Давайте дадим характеристику звуку [ш]. -Каким сигналом обозначим? -Какой буквой на письме обозначается звук [ш]? -Что общего у этих звуков? -Наши братья С и Ш приготовили нам ещё одно задание, вам нужно выделить звуки [с] и [ш] среди других звуков. -Если услышите звук [с], то поднимите карточку с буквой с, если услышите звук [ш], то покажите карточку с буквой ш. с,ж,ш, п,з, ш,б,с, т, ш -Сейчас мы будем выделять звуки [с] и [ш] в слогах. -Когда услышите дежурные звуки, покажите сигналами. Если услышите звук [с], то поднимите карточку с буквой с, если услышите звук [ш], то покажите карточку с буквой ш. со, жа, шу, сы, ро, ши,су, мо, ша. - Среди чего мы искали звуки [с ] и [ш]? -А теперь, давайте прочитаем слоги, с дежурными звуками [c] и [ш] -Следите за чётким произнесением звуков. СА- ША СО-ШО АС-АШ ША- СА ШО-СО ОС-ОШ СУ- ШУ СЫ-ШИ УС-УШ ШУ- СУ ШИ-СЫ ЫС-ЫШ -Чему учились, выполняя задание? -Молодцы ребята, братья очень довольны вами. -Послушайте внимательно и повторите за мной чистоговорки: СА-СА-СА – под сосной живет лиса. ША-ША-ША – мы шагаем неспеша. СУ-СУ-СУ – Соне мёду я несу. ШУ-ШУ-ШУ – мы готовим кашу. СО-СО-СО – у машины колесо. - Посмотрите на картинки, давайте скажем, кто или что изображено на них. -Какая картинка лишняя? -Почему? -Распределите, какие картинки вы подарите брату С, а какие брату Ш? -Чему учились, выполняя это задание? -Молодцы! Вы отлично справились -Давайте выполним звуковой анализ слова сушка -Сколько слогов в слове сушка? -Возьмите сигналы и обозначьте слово сушка сигналами. -Какое задание мы выполняли? Карточка №1 Впишите недостающие буквы с и ш и назови лишнее слово: …ашка, мы…и, кры…а, бир…а, ма…ина, кату…ка. -Запомните слова, назовите ряд слов по памяти (в прямом и обратном порядке). Это было сложное задание и ты с ним неплохо справилась! Карточка №2 Закончите слово, добавив слог СА или ША: ли-…, ка-.., ко-.., су-.., кры-…, коле-…, колба-…, но-…, ро-…. -Вы отлично справились с заданиями! -А теперь давайте немного отдохнём и выполним физминутку. -Давайте с вами составим словосочетания с картинками: -Какая кошка? -Какая лиса? -Мышка какая? -Какая собака? -Слон какой? -Чему учились, выполняя задание? | Слушают скороговорку. В скороговорке чаще других встречаются звуки С-Ш, этими звуками насыщена скороговорка, поэтому её трудно произнести. С и Ш -со звуками [с] и [ш] Слушают учителя, берут зеркала. -С-с-с-с-с. -губы в улыбке, кончик языка упирается в передние зубы. Согласный, глухой, твёрдый. Синим без звоночка. -Буквой с. -Ш-ш-ш-ш Губы округлены, зубы сближены, кончик языка поднят к нёбу, но не касается его. -согласный, глухой, твёрдый. -Синим без звоночка. -Буквой ш. -Они оба согласные, глухие и твёрдые. Слушают внимательно объяснение учителя, выделяют дежурные звуки [с] и [ш] среди других звуков. Слушают внимательно учителя, выделяют дежурные звуки [с] и [ш] в слогах. Среди других звуков и слогов. - Дети по цепочке читают слоги. -читать слоги с дежурными звуками. Слушают чистоговорку, повторяют за учителем. Дети смотрят на картинки на доске и называют названия животных. -кошка, лиса, мышка, собака, слон, сушка -сушка -Потому что на остальных картинках изображены животные, а на этой еда. -Брату С мы подарим картинки, в названии которых есть звук [с] -Брату Ш мы подарим картинки, в названии которых есть звук [ш] -Находить звуки [с] и [ш] словах. -2 слога [c]-согласный, глухой, твёрдый (синий без звоночка) [у]- гласный, ударный (красный) [ш]-согласный, глухой твёрдый (синий без звоночка) [к]- согласный, глухой, твёрдый(синий без звоночка) [а]-гласный, безударный (красный) -звуковой анализ слова. -Звуковой анализ слова Вписывают буквы с и ш в карточке и называют лишнее слово. Называют слова по памяти в прямом и обратном порядке. Заканчивают слово слогами СА и ША по смыслу. Выполняют физминутку под музыку. -Кошка пушистая. Кошка добрая. Лиса хитрая. Лиса рыжая. Мышка маленькая. Мышка серая. Собака весёлая. Собака игривая. Слон большой. Слон серый. -Учились составлять словосочетания. | Словесный метод (беседа, рассказ) Контроль действий. Наглядный метод. Словесный метод (беседа, рассказ) Контроль действий. Практический метод. Контроль действий. Словесный метод (беседа). Практический метод. Словесный метод (беседа) Контроль действий. Словесный метод(рассказ, беседа) Практический метод. Наглядный метод. Контроль действий. Практический метод. Контроль действий. Словесный метод (беседа). Словесный метод(беседа) Наглядный метод Практический метод. Контроль действий. Контроль действий. Наглядный метод. Словесный метод (беседа) Контроль действий. |