СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему "Проверочные слова. Правописание однокоренных слов"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему "Проверочные слова. Правописание однокоренных слов"»


Схема технологической карты урока

Класс:2 «а»

Образовательная программа: УМК «Школа России»

Тема: Проверочные слова. Правописание однокоренных слов.

Тип урока: комбинированный

Планируемые предметные результаты: развивать умение проверять слова с безударными гласными звуками в корне; сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах, отрабатывать последовательность действий при обозначении гласных звуков буквами.

Цель: совершенствовать навык находить в родственных словах общую часть (корень слова), подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных слова.

Задачи:

1. Образовательная: совершенствовать умение находить корень в словах через подбор родственных слов, закрепить полученные знания, применить их на практике.

2. Развивающая: развивать умение находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова, единообразно писать корень в однокоренных словах. Способствовать развитию мыслительных операций, наблюдательности и орфографической зоркости.

3. Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку; формировать навыки коммуникативного характера.

Планируемые метапредметные результаты:

Познавательные: умение принимать и сохранять цель урока; умение находить способы решения поставленной цели.

Регулятивные: умение планировать, контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные: умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить.

Планируемые личностные результаты:

1. Ценностное отношение к процессу определения корня в однокоренных словах.

2. Повышение интереса к изучению русского языка.

3. Ценностное отношение к умению удерживать учебную задачу.

Методы обучения: словесный ,практический ,наглядный.

Формы работы на уроке: индивидуальная, фронтальная,парная.

Используемые ресурсы: учебник,меловая доска, компьютер, презентация , раздаточный материал (карточки с буквами, карточки со словами).


№ п/п

Этап урока,

Цель этапа

Время

Деятельность

Формируемые УУД

Учителя

Обучающихся

1.

Организационный

момент

Цель: приветствие, организация внимания школьников.

Время:1 мин.

-Здравствуйте ,ребята. Сегодня я проведу для вас урок русского языка. Посмотрите у вас на столах, кроме учебника и тетради ,должны лежать карточки .У всех есть?

Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, учиться начинаем.

-Здравствуйте.

Проверяют готовность к уроку.







ЛУУД: положительное отношение к урокам русского языка.

2

Минутка красивого письма

Время:4 мин.

-Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

-Обычно на уроках русского языка вам приходиться много писать. Поэтому минутка чистописания настроит вас на красивое письмо.

-Посмотрите какую букву мы будем писать. Это буква О, о .Давайте вспомним откуда мы начинаем писать заглавную букву? строчную?

-Молодцы! Запишите у себя в тетрадях до конца одну строчку буквы О о, чередуя заглавную букву со строчной.

-Посмотрите на доску, на ней также записаны слоги с буквой О, о.(оло, ого, омо, Оло, Ого, Омо)

-Ребята, а какое соединение между буквами?

-Молодцы! Пропишите у себя в тетрадях на второй строчке до конца слоги, которые вы видите на доске .

-А вы догадались, почему именно букву О мы сегодня будем с вами писать? Какое сейчас время года?

-Правильно.

-Подчеркните карандашом самые красивые буквы .

Открывают тетради. Записывают число, классная работа.





- Начинаем писать чуть ниже середины рабочей строки.



- Записывают заглавную и строчную буквы О,о.






-Нижнее, верхнее, нижнее, нижнее, верхнее, нижние.

Выполняют задание.



-Осень




Выполняют задание.











КУУД: участвуют в учебном диалоге.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

3

Актуализация знаний

Цель: обеспечить

мотивацию учения школьников, принятие ими целей урока

Время:5 мин.


-Обратите внимание на доску .На ней записаны слова, но некоторых слов и букв не хватает. Осенью ветер настолько сильный, что некоторые слова и буквы улетели. Нам необходимо найти и вставить их в пропуски, а также объяснить орфограммы. А для этого у вас есть волшебные карточки с буквами (О и Е).(показ слайда 2)

1.Берёза, вокзал, племянник, собака, столица.

-Как мы можем проверить слова из первого столбика?

-А почему?

- А где мы можем найти эти слова?

2.Лесок-лес, сосна-сосны , зеленый- зелень, земля-земли, поля-поле.

-А как проверить слова из второго столбика?


-Как вы думаете ,что мы сегодня будем делать?

-А чему научимся?









Показывают по очереди буквы :Е,О,Е,О,О.


-Никак

-Они словарные.


-В орфоэпическом словаре.

Показывают по очереди буквы :Е,О,Е,Е,О.


-Надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово так ,чтобы безударный гласный звук в корне стал ударным.

- Находить родственные слова, выделять в них корень слова, подбирать однокоренные слова.

КУУД: участвуют в учебном диалоге.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

4

Этап применения знаний

Цель: обеспечить усвоение учащимися знаний, применения их в разнообразных ситуациях; обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в

разнообразных ситуациях.

Время:25 мин.





-Откройте учебник на стр.99 упр.152.Прочитайте задание.

-Как вы видите осенью ветер становится сильнее. Он добрался до этого задания, поэтому некоторые буквы улетели. Я предлагаю найти их и вернуть на место, а чтобы быстрее выполнить это задание , давайте разделимся на группы.

-Запишите свои слова так же как в учебнике. Не забывайте выделять корень.

1.олит,больница.(буква о)

2.Свист,свисток,свистеть.(буква и)

3.Старый,старик,старуха.(буква а)

4.Ночь,ночной,ночевать.(буква о)

5.Зелень,зеленый,зеленеть.(буква е)

6.Звон,звонить,звонок.(буква о)

-Давайте проверим.

-Прочитайте последней вопрос к этому заданию и ответьте на него.

Работа с учебников стр.99 упр.153.

-Прочитайте задание и стихотворение.

-Обратите внимание на иллюстрацию к этому стихотворению. Что на ней изображено?

-Найдите в стихотворении строки про сову и прочитайте их.

-Мы сказали, что стихотворение про сову , которая сидит на дереве. А где мы можем с вами встретить деревья? В лесу можем встретить?

- А какие правила поведения в лесу вы знаете?

-А кто-то знает как выглядит усни-трава? (показ слайда 3)

-А теперь перепишите себе в тетрадь слова в которых пропущена буква и выделите орфограмму.

Физкультминутка:

Мы дорожки подметаем(наклониться, имитировать движение)

Листья в кучи собираем(имитация движений)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Работа с учебником стр.100 упр.154.

-Прочитайте задание.

-Обратите внимание на образец. Прочитайте его.

-Какое слово является проверяемым? На какой вопрос оно отвечает?

- Какое слово является проверочным? На какой вопрос оно отвечает?

-Каким способом подобрано проверочное слово в образце?

-Запишите слова по образцу, в строчку. Выделите ударение, корень и напишите на какие вопросы отвечают слова.

Зверь-звериный, сталь-стальной, холмолмистый, вишняишневый, леньенивый, небоебесный, поле-полевой.

Открывают учебник, читают задание.








Учащиеся выполняют задание.







Учащиеся называют буквы, которые вставили в слова, объясняют орфограммы.

-Одинаково.



Читают задание и стихотворение.


-Сова на дереве.


-На суку сидит сова



-В парке, в лесу. Да



-Не разводить огонь, не мусорить, не шуметь в лесу и т.п.

Смотрят на иллюстрацию.


Один ученик переписывает слова у доски, комментирует орфограммы. Остальные записывают в тетрадь.












Читают задание.

Читают образец.


-Лес, вопрос-что?


-Лесной, вопрос-какой?


-Способ изменения части речи


Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание. Остальные учащиеся записывают в тетрадь.

ПУУД: работать с учебным текстом.

КУУД: участвуют в учебном диалоге.

РУУД: принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи.








ПУУД: воспринимать смысл предъявляемого текста.

КУУД: участвуют в учебном диалоге.

РУУД: принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи.




КУУД: строить понятные для партнера высказывания.

ПУУД: работать с учебным текстом.

РУУД: принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи.

5

Этап закрепления новых знаний

Цель: Обеспечить закрепление в памяти уч-ся знаний ,обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала,

Время:3-5 мин.

-На столах у вас лежат карточки со словами , возьмите их и выполните задание. Не забудьте выделить ударение и корень.

Волна – во́лны, нога́ — но́ги, хитре́ц — хи́трый, освеще́ние — свет, списа́ть слова — пи́шет. обежа́ть дом — бег, холода — холод,винегрет-винегрет.

-Обменяйтесь карточками с соседом по парте и проверьте ,верно ли выполнил он задание?

-Расскажите друг другу правило ,которым вы пользовались при выполнении этого задания.

-Давайте теперь вместе проверим ,как вы справились с этим заданием.


Выполняют задание.







Обмениваются карточками. Проверяют.


Рассказывают друг другу правило.



Называют буквы, объясняют орфограмму.

КУУД: строить понятные для партнера высказывания.

ПУУД: работать с учебным текстом.

РУУД: принимать роль в учебном сотрудничестве; выполнять учебные действия в устной, письменной речи.





6

Итог урока

Цель: дать качественную оценку работы класса и отдельных

учащихся.

Время:2 мин.

-Ребята, чему мы сегодня учились?

-Что делали на занятии, чтобы научиться этому?

-А какое правило мы сегодня применяли чаще всего? Расскажите его.

- Как вы думаете над чем вам надо поработать на следующих уроках?

-Находить корень слов, подбирать такое слова, чтобы они были однокоренным .

-Выполняли упражнения, повторяли правило.

-Правописание слов с безударным гласным звуком в корне.

КУУД: участвуют в учебном диалоге.






7

Информирование о домашнем задании

-Откройте дневник и запишите домашнее задание.

Открывают дневник ,записывают домашнее задание.