Организационно – мотивационный Задача: подготовка учащихся к работе на уроке. | Создание положительной мотивации на уроке. - Здравствуйте, ребята. Встаньте ровно, потянитесь, Обернитесь, улыбнитесь, Повернитесь и тихонечко садитесь. - Вы готовы получать новые знания? Ребята, в течение урока вы будете заполнятьлист самооценки по теме урока и поставите себе отметку за урок. | Доброжелательный настрой на урок. Приветствие учителя. Готовность к уроку. | Регулятивные УУД: создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность. Коммуникативные УУД: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Личностные УУД: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность |
Актуализация знаний. Планирование деятельности. Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения. | Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант. - Откройте тетради. Запишите дату и классная работа. - Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить. Загадки: -В желтом море корабль плывет, Он идет- волну сечет, Из трубы зерно течет. (комбайн) -Конь стальной рычит За собой плуги волочит. (трактор) -Специалист по агрономии. (агроном) -Крестьянское селение в сельской местности. (деревня) -Большое количество уродившегося хлеба или плодов. (урожай) -Человек, работающий на комбайне. (комбайнёр) Проверка: самопроверка (о, о, о, е, о, о.) - Что объединяет эти слова? -К какой теме относятся все эти слова? Введение в раздел «Имя существительное». - Откройте учебники на стр. 79. - Прочитайте название раздела. - Что же мы вспомним, изучая этот раздел? … - Что узнаем? … - Чему будем учиться? … - Какие морфологические признаки существительного вы знаете? Составление кластера «Имя существительное» собств. одуш.нариц. неодуш. имя существительное род число падеж ? склонение ? - Что значит изменить слово? - Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово? - А что изменится в слове? | Открывают тетради. Записывают дату, классная работа. Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением. Имя существительное Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой. Поставить его в другую форму. То же самое слово. Окончание. | Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез, анализ; Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий; Регулятивные УУД: постановка учебной задачи; определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; принимают и сохраняют учебные задачи. |
Открытие новых знаний Задача: решение проблемы. | Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму). -Как определить падеж имени существительного? - Предлагаю поработать в ППС. (разрезная карточка) Задание: собери таблицу по падежам и вопросам. - Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи. -Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. -Родился – стал Родительный. -Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный. -Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный. -Потом онподрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. -Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный. Проверка: сверь с книгой с.81. Работа по учебнику. Наблюдение за словоизменением имён существительных. Упражнение №135 с.80. Задание. Выполняется по заданию. - Сделайте вывод: что изменяется в слове веснаи для чего это нужно? Вспомни! Изменение имен существительных по падежам-склонение. Обрати внимание! Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч. Остальные падежи - косвенные. Падежные формы образуются с помощью окончаний. -Почему же у каждого падежа два падежных вопроса? | Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя. Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы. Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении. Проверяют по образцу на интерактивной доске. К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто?кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём? Выполнение физкультминутки вместе с учителем. | Регулятивные УУД: умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД: умеют извлекать информацию из презентации; делают вывод по поставленной проблеме; Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умеют оформлять свои мысли в устной форме; Личностные УУД: способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала |
Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность. Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений | Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений. Работа в малых группах. Карточка1. Задание: найдите лишнее словосочетание. Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку, упало в землю. Карточка2. Задание: найдите лишнее словосочетание. Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом. Карточка3. Задание: найдите лишнее словосочетание. Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле. Карточка4. Задание: найдите лишнее словосочетание. Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу. Проверка:упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью. - Какие знания применили, выполняя это задание? -Что можно составить из словосочетаний? Задание: составьте предложение. В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий. - Какое это предложение? -Почему? - Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у существительных. - Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм. - Что можно составить из предложений? - Предлагаю поработать с текстом. Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок. Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______. - Кому было легко? - Кому было трудно? - В чем заключались трудности? - Что помогло справиться с заданием? - Хотите проверить знания по теме урока? Предлагаю выполнить тест. Тест: Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус. 1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. + 2.В русском языке 5 падежей. - 3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? + 4. Вышел из дома - Д.п. - 5. Подошёл к маме - Д.п + 6. Спас от гибели - Р.п. + 7. Лежал на диване - Т.П.+ 8. Горжусь братом - Т.п + | Выполняют задания. Работают в малых группах. Знания падежей и падежных вопросов. Из словосочетаний можно составить предложения. В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок. Сложное Две грамматические основы Алгоритм (карточка) Текст Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая(Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб(В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном(Т.п.).) Алгоритм. Таблица падежей. Взаимопроверка: (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+) Взаимооценка. | Регулятивные УУД: определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик; оценивание качества и уровня усвоения материала. Коммуникативные УУД: умеют слушать и понимать других; умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; умеют оформлять свои мысли в письменной форме. Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков; синтез. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей. |
Итоги урока. Рефлексия Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме | Обобщение изученного материала. 1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных? 2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что? 3. Сколько в русском языке косвенных падежей? -Какие цели мы ставили на уроке? -Достигли ли мы целей? -Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить? -Что осталось непонятным? -Оцените свою работу на уроке по листу самооценки. | Итоги. Обобщение. Рефлексия. Подводят итог урока вместе с учителем. Отвечают на поставленные вопросы. Окончание в именительном падеже, нач. форма 5 падежей - Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении Ответы детей Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение. | Познавательные УУД: ориентируются в своей системе знаний. Личностные УУД: проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока. Регулятивные УУД: оценивают собственную деятельность на уроке. |