СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта на тему "Секреты правильной речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему "Секреты правильной речи"»

Технологическая карта

Тема: «Изменение имён существительных по падежам»

4 класс

Ход урока


Этапы урока

Задачи

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

(предметные, метапредметные, личностные)

  1. Организационно – мотивационный

Задача: подготовка учащихся к работе на уроке.

Создание положительной мотивации на уроке.

- Здравствуйте, ребята.

Встаньте ровно, потянитесь,

Обернитесь, улыбнитесь,

Повернитесь и тихонечко садитесь.

- Вы готовы получать новые знания?

Ребята, в течение урока вы будете заполнятьлист самооценки по теме урока и поставите себе отметку за урок.

Доброжелательный настрой на урок.

Приветствие учителя.

Готовность к уроку.


Регулятивные УУД:

создание условий для положительного настроя на урок, включение в деятельность.

Коммуникативные УУД:

планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

Личностные УУД:

понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; проявляют интерес к изучаемому предмету, понимают его важность

  1. Актуализация знаний. Планирование деятельности.

Задача: выявление пробелов в знаниях и способах деятельности учащихся, определение причин их возникновения.

Словарно- орфографическая работа. Буквенный диктант.

- Откройте тетради.

Запишите дату и классная работа.

- Отгадайте загадки и запишите в тетрадь безударную гласную, которую необходимо запомнить.

Загадки:

-В желтом море корабль плывет,

Он идет- волну сечет,

Из трубы зерно течет. (комбайн)


-Конь стальной рычит

За собой плуги волочит. (трактор)


-Специалист по агрономии. (агроном)


-Крестьянское селение в сельской местности. (деревня)


-Большое количество уродившегося хлеба или плодов. (урожай)


-Человек, работающий на комбайне. (комбайнёр)


Проверка: самопроверка

(о, о, о, е, о, о.)

- Что объединяет эти слова?



-К какой теме относятся все эти слова?

Введение в раздел «Имя существительное».

- Откройте учебники на стр. 79.

- Прочитайте название раздела.

- Что же мы вспомним, изучая этот раздел? …

- Что узнаем? …

- Чему будем учиться? …

- Какие морфологические признаки существительного вы знаете?

Составление кластера

«Имя существительное»


собств. одуш.нариц. неодуш.


имя существительное


род число


падеж ?


склонение ?


- Что значит изменить слово?

- Что получится в результате такого изменения: то же самое или новое слово?

- А что изменится в слове?




Открывают тетради. Записывают дату, классная работа.


































Это слова с безударной гласной, непроверяемой ударением.


Имя существительное



Открывают учебники, читают название раздела, размышляют и отвечают на вопросы, связанные с новой темой.





















Поставить его в другую форму.



То же самое слово.

Окончание.


Познавательные УУД:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ объектов с целью выделения их признаков;

синтез, анализ;

Коммуникативные УУД:

инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками;

разрешение конфликтов; контроль, коррекция, оценка действий партнера и собственных действий;

Регулятивные УУД:

постановка учебной задачи;

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

принимают и сохраняют учебные задачи.



  1. Создание проблемной ситуации

Задача: создание ситуации противоречия и формулировка учебной проблемы.


Формулирует задания, которые создают противоречия и приводят к проблеме.


Что для вас является новым в названии раздела?

- Какой вопрос возникает?

- Сформулируйте тему урока.

- Какую цель поставим перед собой?


Выявляют, проговаривают, осознают противоречие. Формулируют проблему в разных вариантах.



Что такое склонение?

Что такое падеж?

Изменение по падежам имён существительных.

Вспомнить падежи, падежные вопросыи поупражняться в их определении


  1. Открытие новых знаний

Задача: решение проблемы.


Организация работы по решению проблемы по предложенному плану (алгоритму).


-Как определить падеж имени существительного?

- Предлагаю поработать

в ППС.

(разрезная карточка)

Задание: собери таблицу по падежам и вопросам.


- Прежде чем проверить работу, предлагаю послушать грамматическую сказку про падежи.


-Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.

-Родился – стал Родительный.

-Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.

-Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительный.

-Потом онподрос, стал творить добрые дела и называться стал

Творительный.

-Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный.

Проверка: сверь с книгой с.81.


Работа по учебнику.

Наблюдение за словоизменением имён существительных.

Упражнение №135 с.80. Задание.

Выполняется по заданию.

- Сделайте вывод: что изменяется в слове веснаи для чего это нужно?


Вспомни!

Изменение имен существительных по падежам-склонение.

Обрати внимание!

Начальная форма имени существительного - И.п., ед. ч. Остальные падежи - косвенные.

Падежные формы образуются с помощью окончаний.

-Почему же у каждого падежа два падежных вопроса?

Выполняют задания по намеченному плану, закрепляют свои знания, проверяют себя с помощью учебника, объяснения учителя.









































Ученики читают текст упражнения и отвечают на вопросы.

Изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов словосочетании или в предложении.

Проверяют по образцу на интерактивной доске.











К одушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: кто?кого? кому? кем? о ком? К неодушевлённым именам существительным можно поставить вопросы: что? чего? чему? чем? о чём?

Выполнение физкультминутки вместе с учителем.

Регулятивные УУД:

умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

 осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Познавательные УУД:

умеют извлекать информацию из презентации;

делают вывод по поставленной проблеме;

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и понимать других;

умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умеют оформлять свои мысли в устной форме;

Личностные УУД:

способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха, связывая успехи с усилиями, трудолюбием;

проявляют познавательный интерес к изучению учебного материала

Физминутка

С физминуткой я дружу

Свою спину разогну.

Руки кверху подниму,

А потом их отпущу.

А потом попрыгаю,

Ножками подрыгаю.

Ручками похлопаю.

Ножками потопаю.

Сяду я за партой стройно,

Чтоб себя вести спокойно.



  1. Самостоятельное применение знаний. Практическая деятельность.

Задача: закрепление и проверка новых знаний и умений

Дает задания проблемного характера для закрепления знаний и умений.


Работа в малых группах.

Карточка1.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Подлетел к березке, промчался по лесу, подкрался к щенку,

упало в землю.


Карточка2.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Вырос у колоска, сидел за столом, рисовал карандашом, зашёл за другом.


Карточка3.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Слетел с дерева, отплыл от берега, пришел из магазина, росли в поле.


Карточка4.

Задание: найдите лишнее словосочетание.

Плывет по ручью, светит на небе, спит в тишине, услышал в лесу.


Проверка:упало в землю, вырос у колоска, росли в поле, плывет по ручью.


- Какие знания применили, выполняя это задание?

-Что можно составить из словосочетаний?


Задание: составьте предложение.

В, зёрнышко, упало, землю, тёплую, колосок, и, вырос, крепкий.

- Какое это предложение?

-Почему?

- Укажите в предложении грамматическую основу, определить падеж у существительных.

- Чтобы определить падеж у имен существительных в предложении нужно вспомнить алгоритм.


- Что можно составить из предложений?

- Предлагаю поработать с текстом.

Задание: Спиши. Вставь пропущенное слово, определи падеж. Придумай заголовок.

Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки_________. День и ночь трудятся комбайнёры, убирая __________. Идут и идут машины, заполненные ______.


- Кому было легко?

- Кому было трудно?

- В чем заключались трудности?

- Что помогло справиться с заданием?

- Хотите проверить знания по теме урока?

Предлагаю выполнить тест.

Тест:

Задание: если согласны с утверждением, поставьте - плюс, если нет – минус.

1.Изменение сущ. по падежам и вопросам называется склонением. +

2.В русском языке 5 падежей. -

3. И. п. отвечает на вопросы: кто? что? +

4. Вышел из дома - Д.п. -

5. Подошёл к маме - Д.п +

6. Спас от гибели - Р.п. +

7. Лежал на диване - Т.П.+

8. Горжусь братом - Т.п +


Выполняют задания.

Работают в малых группах.







































Знания падежей и падежных вопросов.

Из словосочетаний можно составить предложения.




В тёплую землю упало зёрнышко, и вырос крепкий колосок.

Сложное

Две грамматические основы





Алгоритм (карточка)





Текст








Заколосилось золотое поле. Пришло время для уборки урожая(Р.п.). День и ночь трудятся комбайнёры, убирая хлеб(В.п.). Идут и идут машины, заполненные зерном(Т.п.).)






Алгоритм. Таблица падежей.





















Взаимопроверка: (1.+, 2.-, 3.+,4.-, 5.+, 6.+, 7.+, 8.+)

Взаимооценка.

Регулятивные УУД:

определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные УУД:

умеют слушать и понимать других;

умеют строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

умеют оформлять свои мысли в письменной форме.

Познавательные УУД:

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

анализ объектов с целью выделения их признаков;

синтез.

Личностные УУД:

нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.


  1. Итоги урока. Рефлексия

Задачи: обобщение и вывод по учебной проблеме

Обобщение изученного материала.




1. Какая часть слова изменяется при склонении имён существительных?

2. В каком падеже имена существительные отвечают на вопросы кто? что?

3. Сколько в русском языке косвенных падежей?

-Какие цели мы ставили на уроке?

-Достигли ли мы целей?

-Что у нас получилось хорошо? За что можем себя похвалить?

-Что осталось непонятным?

-Оцените свою работу на уроке по листу самооценки.

Итоги. Обобщение. Рефлексия.

Подводят итог урока вместе с учителем.

Отвечают на поставленные вопросы.


Окончание



в именительном падеже, нач. форма

5 падежей

- Вспомнить падежи имен существительных и поупражняться в их определении

Ответы детей


Работают с листом самооценки, выставляют оценки за урок и показывают настроение.






Познавательные УУД:

ориентируются в своей системе знаний.

Личностные УУД:

проявляют интерес к предмету, стремятся к обобщению знаний по теме урока.

Регулятивные УУД:

оценивают собственную деятельность на уроке.


  1. Инструктаж по выполнению домашнего задания

Задача: обеспечение понимания учащимися цели, содержания и способа выполнения домашнего задания.

Проведение инструктажа.

- Запишите домашнее задание.

Выучить таблицу «Падежи» на стр. 110.

Упр.139, с.83

Осмысление домашнего задания.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.

Регулятивные УУД:

принимают и сохраняют учебную задачу, осуществляют поиск средств для ее выполнения



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!