Этап, продолжительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Результат |
Психологический настрой 1 минута | Приветствие Создание атмосферы психологической безопасности Установление зрительного контакта | Педагог приветствует детей - Придумано кем – то просто и мудро При встрече здороваться «Доброе утро» «Доброе утро» солнцу и птицам, «Доброе утро» улыбчивым лицам! И каждый становится добрым, доверчивым, Пусть «Доброе утро» продлится до вечера! | Повторяют за педагогом слова приветствия | Психогимнастика | Психологическая готовность детей к занятию |
Вводно-организационный 1 минута | Организация направленного внимания | Звенит колокольчик. Педагог поет песенку: Начинаем заниматься, Будем весь урок стараться Повторять, не зевать Все запоминать. Затем педагог просит детей встать в круг. | Дети повторяют слова песни за педагогом, затем встают в круг. | Музыкальный прием | Дети занимают позицию, необходимую для последующей деятельности |
Мотивационно-побудительный 2 минуты | Заинтересовать детей предстоящей деятельностью | Педагог говорит: - Ребята, к нам в гости сегодня пришел Мишка – Топтышка. Он принес нам посылку. Вам интересно узнать, что там находится? Педагог открывает посылку, достает геометрические фигуры и раскладывает их на столе. Затем он говорит: - Мишутка и для меня принес подарок. | Дети заинтересованно смотрят на мишку и посылку, соглашаются ее открыть. Дети встают вокруг стола и рассматривают фигуры Дети заинтересованно смотрят на педагога | Сюрпризный момент Беседа | Дети готовы к изучению содержимого посылки |
Актуализация 3 минуты | Закрепить знания об изученных ранее фигурах и цветах. Обратить внимание на незнакомую фигуру, вызвать интерес к ее изучению | Педагог вынимает круг и показывает его детям, потом спрашивает: Ребята, вы знаете, что это? Какого он цвета? Мишка – Топтышка просит, чтобы вы нашли на столе круг и показали его. После просит посмотреть, все ли правильно выполнили задание. Если некоторые дети ошиблись, то необходимо спросить: - Скажите ребята, почему это не круг? После того, как дети исправят ошибки, педагог предлагает спеть для Мишки песенку: Мы кружок нарисовали (обводят круг пальчиком) Наши пальчики устали Мы руками потрясем (встряхивают руки) И опять играть начнем. Далее педагог показывает синий квадрат и спрашивает: - Что это? - Какого он цвета? - Мишка просит найти и показать квадрат. _ Давайте посмотрим, все ли правильно показали квадрат. Если, кто-то из детей ошибся, спросить, почему это не квадрат? Когда дети исправят ошибки, педагог проводит упражнение: Мы квадрат нарисовали (обводят квадрат пальцем) Наши пальчики устали Мы руками потрясем (встряхивают руки) И опять играть начнем. Педагог показывает треугольник - Ребята, посмотрите, кажется здесь есть незнакомая нам фигура. | Дети отвечают: - круг - красного Дети ищут круг среди фигур, разложенных на столе, и показывают педагогу. Варианты ответа детей: - потому что у круга нет углов - нет сторон - он может кататься Затем дети исправляют ошибки и находят круг. Дети повторяют движения за педагогом. Дети отвечают: - квадрат - синего Дети ищут и показывают квадрат. Дети дают ответы: - Квадрат не может катиться - у него есть углы - у квадрата четыре стороны Дети повторяют движения за педагогом Дети заинтересовано смотрят на треугольник | Беседа Пальчиковые игры Деятельность по образцу | Дети заинтересовались новой фигурой, готовы к ее изучению |
Восприятие и усвоение нового 3 минуты | Изучение треугольника | Педагог просит детей: Наш Мишка очень интересуется на что же похожа эта фигура? - Может быть, кто – то из ребят знает, как называется эта фигура? Если дети не знают, что это треугольник, то педагог должен сам назвать фигуру и попросить детей хором повторить ее название. Если кто-то из детей скажет, что это треугольник, то педагог должен похвалить его и попросить детей хором повторить название. Далее педагог предлагает детям найти треугольник и показать его. Далее педагог осуществляет контроль правильности выполнения задания аналогично заданиям с кругом и квадратом. Потом он спрашивает: - Можно ли круг прокатить? - Почему нельзя катить, что ему мешает? - Правильно ребята, посмотрите, какие острые углы у треугольника. Давайте дотронемся до них пальчиком. А теперь обведем весь треугольник и споем Мишутке песенку: - Треугольник рисовали (обводят пальцем треугольник) Наши пальчики устали Мы руками потрясем (встряхивают руки) И опять играть начнем. | Дети предлагают варианты ответов: - на крышу, на сыр, на ушки Возможно, что кто-то из детей назовет, что это треугольник Дети повторяют за педагогом Дети находят и показывают треугольник. Дети отвечают: - углы - стороны Дети отвечают: - Нельзя катить: - мешают углы - потому что он не круглый Повторяют все действия за педагогом | Вопросы для активизации мышления детей Показ образца Пальчиковая игра Осязательно-зрительное исследование фигуры | Усвоение понятия треугольника, его особенностей. Готовность узнавать треугольник среди других фигур. |
Динамическая пауза 1 минута | Смена вида деятельности, профилактика утомляемости | Педагог просит детей встать в круг. Далее проводит гимнастику для глаз: Белка дятла поджидала (смотрят вправо-влево) Гостя вкусно угощала. Ну ка, дятел, посмотри! (смотрят вверх-вниз) Вот орехи – 1,2,3 Пообедал дятел с белкой (моргают глазами) И пошел играть в горелки (закрывают глаза, гладят веко указательным пальцем) Затем проводит физкультминутку: Девочки и мальчики Прыгают, как мячики, Ножками топают Ручками хлопают, Головками кивают И тихо приседают. Раз-два, раз-два, Заниматься нам пора! | Повторяют движения за педагогом | Упражнения для глаз Упражнения для всех групп мышц | Снятие напряжения, эмоциональная и физическая разгрузка, готовность к дальнейшей деятельности |
Практическая работа 2 минуты | Освоение способа группирования геометрических фигур путем применения полученных знаний | Педагог говорит: - Наш Мишка-Топтышка хочет своим друзьям отправить посылки и просит нас ему помочь. Он принес нам три коробки: для зайчика, волка и лисы. Педагог ставит на стол коробки. - Зайчику он хочет отправить посылку с кругами, волку – с квадратами, а лисе – с треугольниками. Давайте наши фигуры разложим по коробочкам. | Дети раскладывают фигуры по коробкам | Упражнение на классификацию по заданному признаку | Овладение умениями различать геометрические фигуры (круг, треугольник, квадрат), группировать предметы по заданному признаку. |
Рефлексивно-корригирующий 1 минута | Формирование навыков самокотроля. Исправление при необходимости допущенных ошибок. | После того, как дети разложат фигуры по коробкам, педагог предлагает проверить правильность выполненного задания. Если были допущены ошибки, то педагог предлагает исправить их. | Дети внимательно проверяют коробки | Фронтальная работа | Сформированность навыков самоконтроля |
Заключительный этап. Рефлексия 1 минута | Подведение итогов занятия Формирование навыков самооценки. | Педагог говорит детям: - Ребята, Мишка – Топтышка говорит вам большое спасибо за помощь. Вы уже так много знаете и умеете. А что нового вы сегодня узнали? Как вы думаете, мы хорошо справились с заданием? | Дети высказывают свое мнение | Беседа | Осознание причастности себя к познавательному процессу Сформированность навыков самооценки. |