I Организационный | 1. Организация работы класса | - Здравствуйте, ребята. Громко прозвенел звонок. Начинается урок. Все тихонько быстро встали, Подравнялись и собрались. Скажем: «Здравствуйте!» друг другу и посмотрим на столы. Всё, что нужно принесли? А теперь мы прямо сели, на меня все посмотрели. Наши ушки на макушке, глазки широко открыты. - Слушаем, запоминаем – ничего не пропускаем. - Давайте улыбнёмся друг другу, улыбнёмся нашим гостям в классе. | Дети улыбаются друг другу. Присаживаются, проверяют свою готовность к уроку. | Фронтальная | Регулятивные: контроль над личной культурой труда |
2.1 Актуализация имеющихся знаний | - Что вы увидели? -Что вы почувствовали?
-Что вы услышали? - Кто может издавать такие звуки? - Каких насекомых вы знаете? - Что у них общего?
-Как называется это место? -Что вы знаете о луге?
- А вы, ребята, любите ходить на природу? - Почему на отдых люди стремятся на природу? - Как дышится на природе?
| - Много травы, цветов. - Кругом очень красиво, радостно. - Жужжание, стрекот. - Насекомые разные. - Стрекозы, бабочки, шмели. - У всех по 6 ног. - Полянка, лужок, луг. - Там растут разные растения, цветы и трава, летают и ползают насекомые, гуляют люди.
-Да. - Природа притягивает человека своей неповторимой красотой, тишиной, загадочностью; там можно встретить много интересного и необычного, лучше узнать о жизни животных, их повадках… - На природе легко дышится, потому что воздух очень чистый, пахнет травами, ягодами, грибами… | Фронталь ная | Личностные. Оценивать поступки других людей и свои собственные по отношению к природе. Учиться слушать и слышать других. Коммуникатив-ные. Участие в коллективном обсуждении проблемы. Участие в диалоге. Регулятивные. Осуществлять самопроверку. Устанавливать взаимосвязь цветов и бабочек на основе информации учебника. |
2.2 Визуализация имеющегося дефицита знаний | - Посмотрите, какой луг изображён у меня здесь. (Показывает ватман с изображённым на нём красивым и чистым лугом). - А хотели бы вы погулять по такому лугу? - А теперь посмотрите. Хочется вам погулять на этом лугу? Почему? (показывает ватман с изображённым на нём грязным лугом). - А ведь это один и тот же луг! Что случилось с ним? - А почему так получилось? - Как выдумаете, о чём мы будем сегодня говорить на уроке? |
- Да. - Нет, там очень много мусора, плохо пахнет и не летают бабочки.
- Нет цветов, бабочек и грязно. - Потому что люди ловили бабочек и рвали много цветов, мусорили. - Не мусорить на природе, не губить растения, не истреблять разных насекомых и животных. | Фронтальная | |
2.5 Предъявление плана | - Что сначала надо узнать? Затем? Что надо уяснить? | 1. Почему нельзя ловить бабочек? 2. Почему нельзя рвать цветы? 3. Что будет, если на лугу не будет цветов и бабочек? 4. Как можно вести себя на лугу и в лесу? 5. Узнаем, как называются разные бабочки и цветы. | Фронтальная | Личностные. Слушать и слышать собеседника. Умение высказывать свою точку зрения. Находить ответы, используя свой жизненный опыт. Регулятивные. Учиться высказывать своё предположение на основе изученного. Коммуникативные. Участие в диалоге. |
3 Изучение новой темы | - Ребята, Муравьишка Вопросик хочет рассказать нам одну историю, а чтобы нам её узнать, надо объединиться в группы по четыре человека. Напомните мне правила работы в группах. - Давайте с вами прочтём историю. Она написана на карточке№1. Текст на карточке №1. У Ани есть младший братик Вова. Однажды он принёс с прогулки бабочку и хотел посадить её в баночку. Что нужно сделать сестре в этот момент? - Ребята, подумайте и скажите, как поступить Ане? Сказать ему, что так делать нельзя или принести ему баночку и посадить туда бабочку? Перед вами лежат карточки с вариантами ответов. Посовещайтесь и выберите один ответ. Если готовы ответить, поднимайте руки. Проверка задания: группа, выбравшая первая ответ, называет его. Карточка №2. Аня объясняет Вове, что так делать нельзя. Аня сказала братику, что так поступать плохо. Если все начнут ловить бабочек, цветы некому будет опылять и тогда у них не появятся семена. Они вместе отпустили бабочку на волю. Карточка №3. Аня одобряет поступок Вовы. Аня обрадовалась и принесла баночку, в которой будет жить бабочка. Вечером ребята заметили, что бабочка уже не шевелится. - Класс, скажите, а правильное решение вы выбрали? - А что было бы, если бы вы все выбрали ответ с карточки №3? - Ребята, можно ли ловить бабочек на лугу? - А вы знаете почему?
- Запомните: даже если просто подержать бабочку в руках, то она уже не сможет летать. Ее крылья покрыты мелкими цветными чешуйками. Мы повреждаем эти чешуйки, когда берем бабочку в руки. Чешуйки остаются у нас на пальцах, поэтому бабочка уже не полетит никогда. - Что произойдёт, если бабочки исчезнут? Правильно, некому будет опылять цветы, а тогда у цветов не будет плодов и семян и цветы просто исчезнут. А ещё многие из них, как и растения, занесены в Красную книгу России. Посмотрите, какие цветы растут на лугу. (слайд или плакат) Какие растения вам известны? Какие нет?
- А если сорвать все цветы, что будет с лугом? Почему? - Что делают бабочки на лугу?
- Чем питаются бабочки? - Если не станет цветов, что может случиться?
- Молодцы, ребята. В природе всё взаимосвязано. Если исчезнут цветы, исчезнут и бабочки и наоборот, если исчезнут бабочки, исчезнут и цветы. - Что же нам нельзя гулять на лугу? Только как надо вести себя. - Что же тогда можно делать на лугу? - Вспомните, каких бабочек вы знаете, как они называются, как думаете, почему их так назвали? (слайд или плакат с изображением бабочек) | (совещаются в группах) - Исчезли бы все бабочки. - Нет. - Они нужны, чтобы переносить пыльцу с цветка на цветок, чтобы у растений появились семена. - Некому будет опылять цветы. (рассматривают слайд или плакат с изображением разных растений и цветов) - Станет некрасиво на лугу, исчезнут цветы. - Порхают с цветка на цветок, опыляют цветы. - Нектаром с цветов. - Бабочки могут погибнуть. Они не выживут без цветов, цветы – без бабочек. Все важны в природе. - Можно, только нельзя вредить природе, срывать цветы, хватать бабочек и сажать их в банки. - Гулять, наслаждаться красотой природы, дышать свежим воздухом, срисовывать, фотографировать цветы и бабочек. (рассматривают бабочек и высказывают предположения о связи названий бабочек с их внешним видом) | Группо вая, индивидуальн | |
4 Применение новых знаний | - А теперь откройте учебники, рассмотрите рисунки и ответьте на вопросы, что ребята делают неправильно? Что можно брать с собой, отправляясь на луг? - Прочитайте вывод на с.47.
- Скажите, какие правила мы должны соблюдать на лугу?
| (открывают учебник, рассматривают рисунки, отвечают на вопросы) - Не сорить! Не разводить огонь! Не ловить насекомых, не только бабочек, потому, что все в природе связаны, не станет одних животных или растений, исчезнут другие! Не рвать цветы!
| Фронтальная, индивидуальная | Личностные. Умение высказывать свою точку зрения. Находить ответы, используя свой жизненный опыт Познавательные Формировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном. |
| 5.Контроль полученных знаний | - Вспомните, ребята, что мы с вами должны были узнать?
- Чему научиться?
- Поставленные задачи выполнены? - Где и когда нам могут пригодиться полученные знания? -О каких новых бабочках и цветах вы узнали сегодня на уроке? - Так почему же мы не будем рвать цветы, ловить бабочек? | - Почему нельзя ловить бабочек и рвать цветы. Какие цветы и бабочки встречаются на лугу. - Правилам поведения на лугу. - Да. - Летом на каникулах. - Мы узнали о голубянке, зорьке, пестрянке и о таволге, короставнике и нивянике. - Потому что в природе всё взаимосвязано: бабочки помогают цветам, а цветы бабочкам. | Фронтальная | Личностные Формировать правила поведения в природе, сопоставлять их с эталоном. Познавательные Перерабатывать полученную информацию. Давать ответ на итоговые вопросы. |
III. Рефлексия | 6. Самооценка | - У вас на партах лежат цветы: красные, белые и жёлтые. Давайте наши цветочки прикрепим на наш некрасивый и пустой луг, чтобы он стал таким, каким был прежде. Если вам на уроке всё понравилось, было интересно, у вас всё получалось – возьмите жёлтый цветок. Если у вас на уроке получалось не всё и осталось ощущение, что вы не всё сделали – возьмите белый цветок, а если на уроке было трудно и ничего не получилось – возьмите красный цветок. - Всем спасибо за урок. | (прикрепляют цветы на плакат с изображением луга) | Индивидуальная | Регулятивные. Оценивают свои достижения. Осознают возникающие трудности. |