создать условия для формирования умения измерять длину с помощью различных измерительных инструментов: линейки, метровой линейки, рулетки, усвоения соотношений: 1м = 10дм, 1м = 100см, 1дм = 10см, для развития умения сравнивать величины, выраженные в единицах длины;
создавать условия для развития самостоятельности, математической речи, интереса к математике и окружающему миру;
воспитывать активность, самостоятельность, интерес к предмету.
Этапы урока | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельноси | Создать благоприятный психологический настрой на работу | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку. Мотивирует на успех с помощью четверостишия (слайд 2) Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок . Предлагаю потрудиться , Всё вам в жизни пригодится ! Открываем тетради ,записываем число и классная работа. | Учащиеся сигнализируют о готовности к уроку спец. карточками. Открывают тетради, записывают в тетради | ЛУУД: самоопределение к деятельности; смысло-образование;учебно – познавательная мотивация. КУУД: планирование учебного сотрудничества. |
Этап актуализации и пробного уч. действия; | Актуализация опорных знаний и способов действий | 1. Предлагает найти лишнее число (слайд 3) 1) 9, 6, 3, 20 2) 50, 30, 20, 17 Повторяем понятия «однозначное число, двузначное , круглое » 2. Математический диктант. 1).Какое число получится ,если из 100 вычесть 50. (50) 2 )Сумма 60 и 30 равна …(90) 3) Какое число прибавить к 40 ,чтобы получилось 60.(20) 4) Какое число вычли из 60 , если получи-ли 50? (10) 5) Чему равна сумма 8 и 4 ?(12) 6) 30 см переведите в дм.(3 дм) Проверка ответов.( слайд 4) - Какое число лишнее ? С величиной ( 3 дм ) 2. Организует беседу, выявляющую представления детей о см и дм как единицах измерения. (слайд 5) - Какие единицы измерения длины, ширины, высоты вы знаете? - Как соотносятся см и дм? - Какие старинные меры длины вам известны? (слайд 6) | Предлагают свои варианты , рассуждают в ходе объяснения своего выбора . Слушают вопросы учителя. Записывают ответы в тетрадь . Работают с таблицей соотношения мер длины. | ЛУУД: сохранение мотивации к учению. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: анализ, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
Этап выявления места и причины затруднения | Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока | 1.Учитель предлагает посмотреть отрывок из мультфильма «38 попугаев» . (слайд 7) Ответить на вопросы : -Какие мерки использовали герои мультфильма для измерения длины удава ? -В математике используют такие мерки ? Предлагает найти длину удава на макете с помощью мерок известных величин см и дм. - С какими затруднениями вы столкнулись? Учитель делает вывод о необходимости более крупной единице измерения длины и соответствующем приборе измерения. 2. Просит выдвинуть предположение о теме предстоящего урока. -Итак, сегодня мы познакомимся с новой единицей измерения и научимся ей пользоваться. Просит сформулировать цели урока. - Как вы думаете, что мы для этого должны узнать, чему научиться? Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока. (слайд 8) | Группа учащихся пробует с помощью мерок см и дм измерить удава на макете . Остальные наблюдают., предлагают свои варианты .Приходят к выводу , что измерять см и дм долго и неудобно ,если измерять в сантиметрах или дециметрах, получится слишком большое число. Выдвигают предположения о теме урока. Формулируют тему урока с помощью учителя. Предполагают цели урока: как называется и как обозначается новая единица измерения длины; как она соотносится с другими единицами длины; какие расстояния удобнее измерять с помощью новой единицы измерения длины; какие приборы существуют для измерения более крупных расстояний. | ЛУУД: мотивация на достижение цели познания. РУУД: постановка учебной задачи, волевая саморегуляция. ПУУД: формулирование вывода по результатам наблюдения, структурирование знаний, осознанное и произвольное построение высказывания в устной речи, построение логической цепи. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. |
Этап построения проекта выхода из затруднения | Включение учащихся в целенаправленную деятельность | Учитель демонстрирует метровую линейку, объявляет название и показывает форму записи новой единицы измерения. - Мы знаем, что 10 см составляют 1 дм, а сколько дм составляют новую более крупную единицу измерения, которая называется 1 метр? Составляет совместно с детьми таблицу соотношений мер длины. (слайд 9 ) Организует беседу, раскрывающую особенности новой единицы измерения длины. Метр – самая главная единица измерения. Это родоначальник большого семейства единиц, которое носит его имя. Метр появился на свет в конце XVIII века во Франции. - Как вы думаете, какие расстояния удобно измерять в метрах? - Кто-нибудь из вас знает, с помощью каких приборов можно измерить эти расстояния? Учитель демонстрирует рулетку, метр, показывает как ими пользоваться. Предлагает найти длину удава с помощью метра и рулетки (слайд 10) Физминутка (слайд 11 ) | Вызванный ученик с помощью модели дециметра на метровой линейке показывает, сколько дм содержится в одном метре. Составляют с помощью учителя таблицу соотношений мер длины. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущест вляемого во фрон тальном режиме Предполагаемые ответы детей: длину и ширину комнаты, длину доски, ширину окна и т.д.) Осуществляют актуализацию личного жизненного опыта. С помощью метра и рулетки измеряют удава. Приходят к выводу , что новая единица измерения удобнее см и дм . | ЛУУД: учебно - познавательная мотивация. РУУД: планирование, как определение последовательности действий. КУУД: полное и точное выражение своих мыслей. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, аналогия; структурирование знаний; осознанное и произвольное высказывание в устной речи. |
Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи; | Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изучаемой темы: | 1.Организует самостоятельную работу учащихся со статьёй в учебнике с целью закрепления материала. Ставит цель работы - Прочтите внимательно статью, стр.6. Рассмотрите рисунки, запомните таблицу соотношений мер длины. 2. Организует фронтальный опрос с целью проверка степени усвоения материала. - Ответьте на вопросы: - Что такое метр? - Что значит предложение: «Для измерения длин больших предметов используют единицу длины, которая называется метр»? (Метр больше, чем сантиметр и дециметр, значит им удобнее измерять большие расстояния) - Что можно измерить в метрах? - Сколько дециметров в одном метре? В трёх метрах? В восьми метрах? - Сколько сантиметров в одном метре? Организует оценку отвечающих учащихся остальными детьми с помощью сигнальных карточек. 3. Организует работу учащихся для закрепления умения сравнивать единицы измерения длины (слайды 12-14 ) | Самостоятельно работают со статьёй учебника: анализируют материал, выделяют существен-ное, запоминают таблицу. Взаимодействуют с учителем во время опроса, осущестляемо-го во фронтальном режиме. Контролируют правильность ответов обучающихся в соответствии с текстом статьи, оценивают ответы одноклассников с помощью сигнальных карточек, по мере необходимости исправляют, дополняют, уточняют озвученные ответы. Используют речь для регуляции своего действия. | РУУД: волевая саморегуляция, взаимоконтроль. ПУУД: подведение под понятие, использование общих приёмов решения задач, построение речевых высказываний. ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. |
Этап само-стоятельной работы с само-проверкой по эталону | Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин выявленных недостатков | 1.Формирует группы и организует практическую работу учащихся с целью тренировки в измерении с помощью метра длины предмета. Формулирует задания самостоятельной работы учащихся. - Измерьте длину шкафа в классной комнате. (задание для 1 группы) - Измерьте длину классной доски. (задание для 2 группы ) Учитель направляет и корректирует работу в группах. | Дети работают самостоятельно. Сравнивают результаты своей работы с эталоном, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль. | ЛУУД: оценивание усваиваемого содержания. ПУУД: анализ, синтез, сравнение, поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач. КУУД: планирование учебного сотрудничества, адекватное использование речевых средств для решения коммуникацион-ных задач, управление поведением партнёров. РУУД: принятие учебной задачи, волевая саморегуляция; самоконтроль процесса результатов деятельности. |
Этап включения в систему знаний и повторения; | Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся | 1.Организует самостоятельную работу учащихся по карточкам с тестами разного уровнем сложности. – А теперь попробуйте проверить свои знания, выполнив тест. Оказывает помощь ученикам, испытывающим затруднения. (слайд 15) 2. Организует самопроверку учащихся-сравнение с эталоном и дальнейшую самооценку . | В зависимости от успешности прохождения предыдущего этапа урока некоторые дети самостоятельно выполняют задания с повышенным уровнем сложности, а некоторые прорабатывают ещё раз базовые задания. - Сравнивают свою работу с правильным решением, обнаруживают отклонения от эталона, осуществляют самоконтроль, самооценку. | ЛУУД: самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности. ПУУД: осуществление учебных действий по заданному правилу. |
Информаця о домашнем задании | Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания | Д.з.: учебник, с.7, №5, №7 | | |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. | Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействя с учителем и другими детьми в классе | Совместно с учащимися подводит итог урока. (слайд 16) -Сколько см в одном дм? -Сколько мм в одном см ? -Сколько см в одном метре ? -Сколько дм в одном метре? - Как вы думаете, где вам могут пригодиться эти знания? (слайд 18) Я узнал… Я научился … Мне было трудно… | Совместно с учителем подводят итог урока. Вспоминают тему, цели урока, делают вывод о достижении цели урока, актуализируют «открытые» знания. Оценивают свою работу на уроке. Адекватно воспринимают оценку учителя. Формулируют, собственное мнение и позицию. Аргументируют самооценку. | ЛУУД: внутренняя позиция школьника, самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в учебной деятельности. ПУУД: рефлексия способов и условий действий, контроль и оценка процессов и результата деятельности. КУУД: формулирование и аргументация своего мнения |