Предмет: Математика УМК (автор учебника): М.И.Моро, С.И.Волкова и др. Тема: Таблица умножения и деления с числом 9 |
Цель: изучить таблицу умножения с числом 9 и соответствующие случаи деления |
Планируемые результаты: |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Знание, понимание и умение | Познавательные УУД | Регулятивные УУД | Коммуникативные УУД | По направлениям воспитания |
Использует при вычислениях переместительное и сочетательное свойства сложения. | Устанавливать связи и зависимости между математическими объектами (часть-целое; причина-следствие; протяжённость). Формировать навыки табличного умножения и деления, связанных с числом 9. | Планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность учебных действий. Находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок. | Комментировать процесс вычисления, построения, решения. Объяснять полученный ответ с использованием изученной терминологии. | Оценивание свои успехов в изучении математики, намечать пути устранения трудностей. Стремление углублять свои математические знания и умения. |
Этапы урока |
Содержание этапов | Деятельности учителя, в том числе формы, методы и приемы организации учебной | Содержание учебной деятельности (деятельность ученика) |
Мотивационно-целевой этап |
Создание мотивационной основы учебной деятельности | Организационный настрой на урок. - Ребята, сегодня к нам на урок пришли гости. Поприветствуем их и тихо сядем. Сл.2. Вы услышали звонок? Начинается урок. Тихо сядьте, успокойтесь, Ведь у нас немало дел. На рабочий лад настройтесь, Чтобы каждый всё успел. - Это вам, дети, мои пожелания. -Чтобы подготовиться к изучению нового материала проведём устный счёт. 2. Устный счёт. Сл.3. 2.1. Разминка для ума. - Сколько ушей у трёх котов? - Сколько лап у двух медвежат? - У семи братьев одна сестра. Сколько всего сестёр? - У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? Дружок. Сколько всего внуков у бабушки? (1) - Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей! - Молодцы! стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!(5) 2.2. Игра «Кто быстрее». Сл.4. - А теперь поиграем в игру «Кто быстрее». Каждый ряд получает карточку с примерами. По команде учителя листок начинают передавать с 1й парты до последней. При этом каждый ученик решает по 1 примеру и передает карточку следующему. Выигрывает команда, которая решит все примеры и не допустит ни одной ошибки. - Посмотрите на слайд и сравните свои ответы. 1 команда 2 команда 54:6 36:4 4*4 24:6 7*8 9:3 28:4 8*8 -Вы все большие молодцы. А победила у нас команда ________. | Переключать внимание на учителя. Настраиваться на работу. Выполняют задания. - 6 - 8 - 1 - 1 - 5 Играют в игру «Кто быстрее». Капитаны команд сравнивают свои ответы с ответами на слайде. Выясняю команду победителей. 1 команда 2 команда 9 9 16 4 56 3 7 64 |
Организация целеполагания | 1. Самоопределение к деятельности. Постановка темы урока. Сл.5. -Чтобы узнать тему урока, посмотрите на слайд и скажите, какое числовое выражение будет следующим: ( 2*9, 3*9. 4*9,5*9, 6*9, 7*9, 8*9,???) - Как вы вычислили? - Что происходит с результатами во всей таблице? - Какой пример будет следующим? - Что нужно знать, чтобы быстро выполнить вычисления? (Таблицу умножения с числом 9) - Сформулируйте тему урока. 2. Постановка целей урока. Сл.6. - Зная тему урока, какие цели поставим перед собой? (научиться составлять таблицу умножения и деления с числом 9 и применять её при решении примеров и задач). 1. Усвоить приёмы умножения и деления с числом 9. 2. Раскрыть секреты и интересные факты о таблице умножения. 3. Применить на практике новые виды вычислений. | Учащиеся смотрят на числовые выражения, и определяют, какое будет следующим. Поменяли множители местами - Каждое число увелич. на 9. - 9*9 Определяют тему урока. - Таблица умножения и деления с число 9. На основе темы урока формулируют цели урока, сравнивают сои ответы на слайде. |
Этап актуализации знаний и планирования предстоящей деятельности |
2.1. Актуализация имеющихся знаний | 1. Актуализация знаний. Сл.7. - На слайде два столбика с числовыми выражениями. 2х9=18 9х2=18 18:9=2 3х9= 27 9х3=27 27:9=3 4х9= 36 9х4=36 36:9=4 5х9= 45 9х5=45 45:9=5 6х9= 54 9х6=54 54:9=6 7х9= 63 9х7=63 63:9=7 8х9 =72 9х8=72 72:9=8 - Посмотрите на числовые выражения первого и второго столбиков. - Скажите, чем они отличаются? - Давайте найдём значение числовых выражений первого столбика. Цепочкой записывают произведение. - Изменится ли результат числовых выражений во втором столбике? - Почему? Какое правило мы знаем? - Поэтому мы смело можем вписать результаты числовых выражений во второй столбик. - А теперь давайте составим таблицу деления на 9. | Выполняют задания. Учащиеся вспоминают все случаи умножения на 9. - Множители поменялись местами - Нет - От перестановки множителей произведение не изменяется. Составляют таблицу деления на 9. |
Фиксация плана письменной форме (на доске или рабочем листе) или проговаривание этапов работы устно. | Составление плана урока. Сл.8. - Ребята, давайте составим план урока. 1. Составить, записать таблицу умножения и деления с числом 9 и научиться её использовать. 2. Решать задачи изученных видов. 3. Осуществлять оценку и взаимооценку. 4. Закрепить таблицу умножения. | Учащиеся совместно с учителем составляют план урока. |
3. Этап изучения нового / практический этап |
Организация открытия «нового» знания | Работа по теме урока. Сл.9. - Ребята, откройте учебники на стр.65. - Давайте запишем таблицу в тетради, но я вам предлагаю записать только 1 пример. - Какой? - Почему? - Почему пример написан в красной рамке? Прочитайте. - Как найти значение произведения 9х9? - Какой пример на деление мы запишем? – Таким образом, из всей таблицы надо запомнить всего 1 случай, а все предыдущие мы уже знаем. Работа в учебнике. Самостоятельное выполнение по вариантам №1 стр.65. Сл.10. - 1 вариант выполняет самостоятельно 1 и 2 столбик. - 2 вариант выполняет самостоятельно 3 и 4 столбик. - Поменяйтесь тетрадями, проведите взаимопроверку. Поставьте «+» если правильно решены равенства, и «-» если неправильно. Ответы смотрим на слайде. Интересные факты. - Неизвестно, кто первым составил таблицу умножения, но впервые она появилась в Китае 2200 лет назад. Ещё я хочу добавить, что без таблицы умножения и деления невозможны были бы многие открытия в математике, а значит и нашей жизни не было бы машин, самолётов, компьютеров и многого другого к чему мы привыкли в жизни. Надеюсь новые знания вы будете активно применять. | Учащиеся отвечают на вопросы. - 9х9 -Мы его еще не знаем - Нужно его запомнить - 9 раз прибавить по 9 = 81 - 81:9=9 Учащиеся самостоятельно выполняют №1 по вариантам. Проводят взаимопроверку по слайду. Слушают информацию про таблицу умножения и деления. |
Применение знаний и умений для решения учебных, учебно-познавательных и учебно-практических задач, выполнения творческих заданий и др. | Физкультминутка. Сл.11. - А теперь давайте отдохнём! Встали. Раз, два, три, четыре, пять Все умеем мы считать. Раз! Подняться, потянуться. Два! Согнуться, разогнуться. Три! В ладоши три хлопка, Головою три кивка. На четыре – руки шире. Пять – руками помахать. Шесть - за парту тихо сесть. 2. Решение задачи №3 стр.65 Сл.12. - Прочитайте задачу. - О чём в ней говорится? - Какие действия с ним выполнили? - Мы знаем сколько м.всего отрезали? - Что нужно узнать в задаче? - Сделайте схематический чертеж к задаче. - Запишите решение задачи. 3. Работа в парах. Стр.65 задание на полях Сл.13. - А сейчас работа в парах. Вычисли. Найди лишнее выражение. (24:4) - Объясните, почему оно лишнее. (потому что во всех остальных выражениях ответ равен 8, а в этом ответ равен 6) 4. Работа в рабочей тетради. Стр.47 №123 Сл.14. - Вычислите. - Оцените свою работу на полях. | Проведение физкультминутки самостоятельно учащимися. Отвечают на вопросы, чтобы решить задачу. - О проводе длиной 50м. - Отрезали 8м, потом 7м. - Нет - Сколько м. провода осталось. Делают схематический чертеж задачи. Решают задачу: 1) 8+7=15(м)-всего отрезали 2) 50-15=35 (м) – осталось Ответ: 35 метров Выполняют работу в парах. Находят лишнее выражение. Объясняют. Выполняют задание. Оценивают свою работу. |
Этап самоконтроля |
Самоконтроль и самооценка процесса учебной деятельности | Вопросы учителя в связи с выполнением плана, составленного в начале урока. Сл.15. - Ребята, давайте вспомним, какой план мы составили в начале урока. Всё ли мы сделали? 1. Составить, записать таблицу умножения и деления с числом 9 и научиться её использовать. 2. Решать задачи изученных видов. 3. Осуществлять оценку и взаимооценку. 4. Закрепить таблицу умножения. | - Да, мы всё сделали. - Составляли таблицу умножения и деления на 9 и учились пользоваться ею. - Решали задачи. - Осуществляли взаимооценку. - Закрепили таблицу умножения. |
Самоконтроль и самооценка результатов учебной деятельности | Рефлексия. «Проверь себя» с.65 Самостоятельное выполнение. Проверка. Учащиеся хором называют ответы: 9,18, 27, 36, 45, 54, 63, 72, 81. - Оцените свою работу на уроке. | Проверяют свои знания по новой теме. Проводят самооценку. |
5. Этап рефлексии учебной деятельности |
5.1. Рефлексия результатов деятельности | - Скажите, какая тема урока у нас была сегодня? - Чему мы должны были научиться? - Достигли мы этой цели? (да) - Какой интересный факт о таблице умножения и деления вы узнали? | - Таблица умножения и деления с числом 9. - Составить таблицу умножения и деления на 9, и научиться использовать её |
5.2. Рефлексия способов деятельности | - Какие виды работы мы использовали на уроке, чтобы лучше запомнить изучаемый материал? - Пригодятся ли эти знания в дальнейшей жизни? (да) | Решали равенства, задачи, работали в парах, группах и самостоятельно. |
5.3. Рефлексия эмоционального состояния и настроения | - Возьмите кружочек и нарисуйте улыбку, в зависимости от того, с каким настроением вы были на уроке. Домашнее задание. Сл.16. Рабочая тетрадь стр.47 №124 | Рисуют своё настроение. Записывают в дневники домашнее задание. |