Учитель: - Я неспроста начала урок со слова здравствуйте (на доске) - Давайте произнесем это слово. Сколько слышим звуков, предлагаю записать транскрипцию. [здраствуй’т’э] Слайд Посчитаем 12 БУКВ, 11 ЗВУКОВ - Почему так произошло? Почему звуков меньше, чем букв? - Кто может назвать орфограмму, которая встретилась в слове? Непроизносимый согласный звук. - Как вы определили? Докажите! -Подобрали такое проверочное слово, чтобы хорошо был слышен спрятавшийся звук. - В какой части слова спряталась орфограмма? (в корне слова) -Верно, ребята. -Как вы думаете, какова тема урока?(непроизносимый согласный в корне слова) 3.Постановка цели урока. Иногда согласные играют с нами в прятки. Они не произносятся, Но пишутся в тетрадке. Чистописание: в д т л вств рдц лнц стн сн В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться! - Но больше всего любят эту игру какие согласные? (Д,В,Л,Т) - А в каких сочетаниях согласных они встречаются?( вств, рдц,лнц,стн, сн) ( Оцените свою работу!) -Хотите, расскажу вам сказку, как звуки играли в прятки. Сказка «Прятки» Согласные звуки затеяли играть в прятки. В русском языке так много слов, в которых удобно спрятаться! Разбежались звуки по словам, сидят и думают: «Кто лучше спрятался?» Вот уже почти все звуки отыскались, а нескольких не хватает. Кричат согласные хором: «Солнце, сердце, чувство, местный!» Никто не отзывается. Ещё раз попробовали: «Звёздный, праздник, здравствуй!» Опять тишина. Собрались, стали думать, как пропавшие звуки найти. Вдруг один звук и говорит: «Давайте мы их ласково позовём: солнышко, сердечко, местечко!» Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах. СЛАЙД 4 Вот так и нашлись пропавшие звуки в словах. -Как согласные нашли спрятавшиеся звуки? -(Они позвали слова ласково.) - Как проверить слово с непроизносимым (спрятавшимся звуком) согласным? (Нужно подобрать однокоренные слова, в которых эти звуки произносятся. ) - Если мы знаем правило, то какую цель поставим для себя на этом уроке? - Мы должны уметь: 1) отличать слова с непроизносимой согласной от слов на другие орфограммы, 2) уметь подбирать проверочные слова к словам с непроизносимой согласной и писать их правильно. |