СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 19.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Петр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Петр Великий"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Комаровская Анна Васильевна

Место проведения: БОУ «СОШ №58»

Дата: 09.03.2023 Класс: 4 «Б»

Предмет окружающий мир

Тема урока «Петр Великий».

Цель: формирование представления о личности Петра Великого, как о значимом человеке в истории Отечества.

Планируемые результаты (программа по предмету):

Задачи

Планируемые результаты

Дидактические:

Сформировать умение описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Сформировать умение находить на карте приобретения, города, основанные Петром 1.

Сформировать умение высказывать свое отношение к личности Петра Великого.

Предметные:

Знает о Петре Великом как о личности.

Знает о преобразованиях в России в период правления Петра Великого.

Развивающие:

Развивать умение анализировать текстовую и графическую информацию.


Метапредметные:

П: работа с информацией: извлекает информацию из учебника, анализирует иллюстрации;

Структурирует материал с помощью кластера.

К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

Р: самоконтроль: оценивает достижения на уроке.

Воспитательные:

Вызывать чувство гордости за значимых людей в истории Отечества.

Личностные: проявляет сопричастность к прошлому своей страны.


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

Узнаем о Петре Великом как о личности.

Узнаем о преобразованиях в России в период правления Петра Великого.

Научимся описывать достопримечательности Санкт-Петербурга.

Научимся находить на карте приобретения, города, основанные Петром 1.


Тип урока: открытие нового знания.

Принципы обучения: наглядность, доступность, последовательность.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Средства и формы контроля: устный опрос, самостоятельная работа.

Оборудование для обучающихся: учебник (УМК «Школа России» окружающий мир 4 кл. 2 ч.), карточки (прил. 1, 2, 3).

Оборудование для учителя: учебник (УМК «Школа России» окружающий мир 4 кл. 2 ч.), мультимедийная доска.

Основные термины, понятия, определения, правила:


Оформление классной доски.









Причины

События

Следствие

1682 г. – скончался Федор 3.

С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы. По возвращении из него, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада.

Одной из заслуг Петра стало расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул российского императора.

Была создана регулярная армия и мощный флот, в стране открылось множество заводов и мануфактур, были проведены геологические исследования и открыты залежи полезных ископаемых, было преодолено техническое отставание от западных стран, развивалась торговля и экономика, изменилась система государственного управления, система образования, церковь стала подчиняться государству, произошли серьёзные социальные и культурные изменения.















Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. момент

Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку.

Приветствие.

Проверка готовности.


Приветствие.

Проверка готовности.


Мотивация к учебной деятельности

М: К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения.


-Посмотрите на доску, перед вами слово «великий». Какие слова ассоциируются у вас с этим словом?

Учитель записывает предложенные учащимися на доске в столбик.

-Это непосредственно будет связанно с темой нашего урока.

-Вернемся к этому чуть позже.

«Великий»

Большой

Могучий



Ассоциации со словом «великий»: большой, могучий и т.д.

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

М: Р: самоконтроль: оценивает достижения на уроке.

-А сейчас обратимся к прошлому и вспомним значимых личностей, с которыми мы с вами уже познакомились.

-У вас на партах есть карточки №1. Прочитайте задание, если есть вопросы – задайте.

Учитель осуществляет работу по взаимопроверке работ.




Прил. 1



Слайд с правильными ответами.




Читают задание, задают вопросы.

Выполняют задание индивидуально.

Осуществляют взаимопроверку.

Выявление места и причины затруднения


-Какая личность у вас осталась?

-Кто это? Кто-нибудь знает, что он сделал для России?

-У нас с вами возникло затруднение.


-Петр Великий.

-Не знаем.

Построение проекта выхода из затруднения

М: К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения.

-Как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Какую цель мы можем поставить на урок?

Слайд с темой и целью.

-Тема «Петр Великий».


-Цель: узнать о деятельности Петра Великого.

Реализация построенного проекта

П:

Знает о Петре Великом как о личности.

Знает о преобразованиях в России в период правления Петра Великого.

М: П: работа с информацией: извлекает информацию из учебника, анализирует иллюстрации;

Структурирует материал с помощью кластера.

К: воспринимает и формулирует суждения, выражает эмоции в соответствии с целями и условиями общения.


-Для того чтобы достичь данной цели по ходу урока мы будем с вами составлять кластер с основными фактами о Петре Великом и его деятельности.

Учитель организовывает работу в группах, учитель совместно с учащимися выделяет критерии, по которым будут оцениваться работа группы.

По ходу выступлений заполняется кластер.













































































































Учитель подводит мини-итог работ в группе (обращаясь к составленному кластеру), совместно с учащимися оценивают работу в группах по выделенным критериям.

Учитель вывешивает карточку:

Петр Великий




Прил. 2





Работа в группах.

Примерные ответы групп:

1 ГРУППА

  1. 1682-1725 гг. – годы правления Петра 1.

  2. Военные потехи, потому и полк набранный по его приказу тоже назвали потешными. Со временем детская забава переросла в серьезное увлечение военными науками.

  3. Не походил ни на одного из европейских государей, во время путешествия в Европу трудился плотником на верфях в Голландии и Англии, чтобы самому постичь все Премудрости корабельного дела. Царь – простой мастеровой. Освоил около 14 специальностей, был всесторонне развит.

2 ГРУППА

  1. Петр ввел новый календарь и повелел отсчитывать годы от Рождества Христова «новый год – 1 января», упростит азбуку – кириллицу, открыл новые типографии, основал первый музей – Кунст-камеру и подписал указ о создании академии наук.

  2. Появился морской флот, возникли новые заводы, основал новые города Питер, Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург, наладились более тесные отношения с другими странами Европы, царь пытался ввести европейские обычаи.

  3. В 1722 году Петр 1 был провозглашен императором, Россия стала империей.

3 ГРУППА

  1. В то время стране пришлось вести длительную войну со Швецией. Россия в ней победила и получила выход к Балтийскому морю.

  2. Петра заинтересовал бот (судно), доставленный из Англии по приказу его деда – царя Михаила Федоровича. Он был спущен на воду в Москве на Реке Яузе. 16-летний Петр, Увлеченный своей новой затеей, перебрался на более глубокое Плещеево озеро. Здесь началась постройка первых судов.

  3. Но навсегда Петр «заболел» корабельным делом после поездки на берега Белого моря в Архангельск. Здесь царь впервые увидел море, настоящие морские суда, первый раз совершил морское плавание.

4 ГРУППА

  1. Триста лет назад, 16 мая 1703 года, в устье Невы был заложен чудесные град Петров – Санкт-Петербург. Строительство началось с сооружения Петропавловской крепости. Петр сам выбрал место для ее закладки. При Петре было начато строительство Петропавловского собора с золоченым шпилем. Собор долгое время считался самым высоким зданием России.

  2. Новый город строился по четкому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. Петербург украшали многие известные зодчие. На берегу Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.

  3. Петр Первый особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По предания, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами.

  4. Но все это великолепие создавалось тяжким трудом людей. Болотистая местность была малопригодна для житья. От голода, холода и непосильного труда погибли тысячи людей. Но несмотря ни на что город рос.

  5. В 1713 году город на Неве стал столицей России.

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

М: Р: самоконтроль: оценивает достижения на уроке.

-Мы с вами разобрались в новой теме, изучили новую историческую личность.

-Сейчас проверим насколько вы разобрались в этой теме и выполним самостоятельную работу.



Учитель организует самопроверку по образцу на слайде.








Слайд с правильными ответами.






Выполняют самостоятельную работу.

Подведение итогов, рефлексия.

М: Р: самоконтроль: оценивает достижения на уроке.

Л: проявляет сопричастность к прошлому своей страны.

-Вернемся к нашему ассоциативному ряду. Можем ли мы что-то добавить или убрать?


-Почему же Петру дали прозвище Великий?





Прием «Рюкзак».

Рюкзак перемещается от одного ученика

к другому. Каждый не просто фиксирует успех, но и приводит конкретный пример. Если нужно собраться с

мыслями, можно сказать "пропускаю ход".

-Спасибо за урок. До свидания!



Если да, то предлагают свои варианты.

Высказывают свои мнение: -Петр сделал очень много для России, он по праву считается значимой личностью в истории нашего Отечества.


-Я узнал о личности Петра Первого.

-Я узнал о деятельности Петра Первого.



Прощаются.







Приложения

Прил. 1

Карточка №1. Соотнеси личность и событие, которое с ней связано.

Личность

Событие

  1. Александр Невский

  2. Иван Калита

  3. Дмитрий Донской

  4. Петр Великий

  5. Иван Третий

  1. Битва на Куликовом поле

  2. Стояние на реке Угре

  3. Ледовое побоище

  4. Князь получил разрешение на сбор дани для Орды.



Прил. 2

Карточки для работы по группам.

1 ГРУППА

Прочитайте текст учебника на стр. 94 и ответьте на вопросы.

  1. Годы правления Петра Великого.

  2. Какое было серьезное увлечение Петра Великого?

  3. Особенности Петра, как правителя.

2 ГРУППА

Прочитайте текст учебника на стр. 95-95 и ответьте на вопросы.

  1. Что нового появилось в России?

  2. Какие были преобразования в стране? (Найдите на карте стр. 92-93 города, основанные Петром 1)

  3. Когда Россия стала империей? Какой титул получил царь?

3 ГРУППА

Прочитайте текст учебника стр. 97 и ответьте на вопросы.

  1. Какая война шла во времена правления Петра 1 и какого были ее итоги?

  2. С чего у Петра 1 начал интересоваться морским делом?

  3. После чего Петр 1 навсегда «заболел» корабельным делом?

4 ГРУППА

Прочитайте текст учебника стр. 98-99 и ответьте на вопросы.

  1. Когда и где был заложен град Петров? С чего началось строительство города?

  2. По какому плану строился новый город?

  3. Расскажите об Александро-Невской лавре.

  4. С какими трудностями столкнули люди при создании нового города?

  5. В каком году город на Неве стал столицей России?

Прил. 3

Самостоятельная работа

Выберите правильный ответ.

  1. Годы правления Петра Первого:

  1. 1700-1721

  2. 1682-1725

  3. 1680-1700

  1. Какие города основал Петр Первый?

  1. Таганрог, Петрозаводск, Екатеринбург

  2. Москва, Петрозаводск

  3. Екатеринбург, Новосибирск

  1. В каком году Россия стала империей?

  1. 1723

  2. 1728

  3. 1722

  1. В каком году был заложен град Петров?

  1. 1705

  2. 1708

  3. 1703

  1. В каком году город на Неве стал столицей России?

  1. 1713

  2. 1717

  3. 1703



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!