СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по ОМ "Пётр Великий"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сформировать у обучающихся образ Петра I как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, дать представления о реформах Петра I.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по ОМ "Пётр Великий"»

Ф.И.О. педагога

Лобанова Светлана Казимировна

Курс

ОМ

Программа

Школа России

Тип занятия

Урок изучения нового материала

Тема

Пётр Великий

Цель

Сформировать у учащихся образ Петра I, как царя-реформатора, разносторонне развитого человека, дать представление о реформах Петра.

Задачи

обучающая: познакомить с жизнью Петра Великого, с его реформами;

развивающая: развивать познавательные способности учащихся, устную речь и коммуникативные умения;

воспитательная: способствовать формированию чувства гордости за нашу Родину, за великих людей, живших и творивших в нашей стране.

Планируемые образовательные результаты

Познавательные: читать, извлекая нужную информацию; находить ответы на вопросы, используя полученную информацию;

Коммуникативные: участвовать в общей беседе;

Регулятивные: планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия;

Личностные: развивать самостоятельность, умение работать в группе.

Формы обучения

Фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы и приёмы

Словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (работа с карточками), самостоятельная работа, частично-поисковая.

Оборудование

Компьютер, мультимедийный проектор.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация по теме занятия, листы достижений, карточки с текстом, с задачей и примерами, картинки с изображением великих деятелей.













Этап урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые

УУД

Промежуточный контроль, предметный результат


Самоопределение к деятельности

Цель: организовать включение учащихся в учебную деятельность


Фронтальная.

Словесные.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок.

- Ребята, сегодня мы с вами отправляемся в историческое путешествие по «реке времени». Пусть этот урок откроет вам много нового и интересного. – А чтобы узнавать новое, нужно не забывать старое, т.е. хорошо знать всё, что было в истории нашей Родины.

Приветствуют

Р: Эмоционально -положительный настрой на урок. Самоорганизация.


Настроить на урок.


Актуализация знаний

Цель: подготовить учащихся к рефлексивному анализу своих знаний и умений, организовать самоконтроль и самооценку

Словесные, наглядные, фронтальная работа, индивидуаль-

ная.

На доске карточки с именами исторических деятелей, ваша задача вспомнить, как называли в народе этих людей, какое было у них прозвище, и что он сделал для нашей родины?

- Этот портрет остался лишним?

- Кто это? Как вы думаете, почему он здесь оказался?


Отвечают на вопросы.

Узнавание и соотнесение имени и прозвище великих деятелей.

Л: установление свя зи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Р: принятие и сохраннее учебной задачи.

К: планирование учебного сотруд ничества.

Устные ответы у доски.

Контроль за правильной речью, полными ответами.



Постановка учебной задачи.

Цель: сформировать представления учащихся о времени правления Петра.


Устная и письменная работа, самооценка.

Фронтальная и индивидуаль-

ная.


Мы будем говорить о неутомимом и энергичном царе, о царе, который за свою деятельность на благо России получил прозвание «Великий» (слайд 1). Так звучит тема нашего урока. Приставку Великий Петру дали наши предки.

-Правы ли они?

-Давайте определим цели урока.

-Перед вами лежат листочки со знакомой вам уже шкалой самооценки. Поставьте точку там, где вы считаете на каком уровне у вас знания о ПетреI.


Отвечают на вопросы.


Принимают установку учителя.

Р: принятие и сохраннее учебной задачи.


Контроль за речью.

Листы обратной связи


Открытие нового

Цель: сформировать представления учащихся о времени правления ПетраI, его реформах

и преобразованиях, о роли Петра I в жизни России.

Устная и письменная работа.

Фронтальная, индивидуаль-ная, групповая, парная.

Путешествие наше мы совершим вот на таком корабле (макет корабля)

-Ну что, поплыли?

-Наш корабль причалил к первой пристани под названием

«ПЁТР I»

-Что мы сейчас будем с вами делать?

-Представьте себе великана, 2 метра высотой (слайд 2). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке

-Появление на свет ПетраI было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников.

-А сейчас ребята расскажут вам, что они узнали о детстве и юности Петра. Послушайте и посмотрите. (Рассказ сопровождается показом слайдов).

-О его детстве я узнал из книги Н.Головина «Моя первая русская история».

-ПётрI родился в ночь на 30 мая 1672 года (слайд 3). Когда Петру было 4 года, у него умирает папа и семья была вынуждена отправиться в Преображенское село под Москвой. Так Петр всё детство провёл в Преображенском селе.

В 5 лет Пётр начал обучаться грамоте. Его учитель был дьяк Никита Зотов, который очень много читал и рассказывал Петру. Детские годы проходили для Петра в трудной и тяжёлой обстановке. Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями рвом и подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Потому и полк, набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». Однажды юный ПетрI обнаружил в амбаре своего деда небольшую шлюпку с парусом и рулём. Он назывался ботик. Любопытный царь заставил отремонтировать этот ботик и стал с тех пор учиться судовождению. Пётр назвал этот ботик « Дедушкой русского флота». Именно дедов ботик заставил Петра заняться таким делом как кораблестроением. Где учиться этому?

СЦЕНКА:

Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под чужим именем и в одежде простого дворянина.

Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ж ему это?

Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: и плотницкому, и кузнечному, и корабельному, и морской науке.

Кузьма: Да не царское это дело, а мужицкое.

-Спасибо.

- Итак, в чем же необычность поступка ПетраI?

- Зачем царь отправился за границу?

Неутомимый, волевой, хотел всё постичь сам (слайд 5). Всю жизнь он учился. Хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело. За всю жизнь он освоил 14 ремесленных специальностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом, очень любил Пётр морское дело.

Правила работы в группе:

1.Не обижать и не обижаться

2.Слушать и слышать друг друга

3.Соблюдать тишину

Задание по группам:

1 группа – определить черты характера Петра1.

2 группа – закончить текст о Петре пословицей.

Вывод: Целеустремленный, деятельный, энергичный, волевой,…

- Петр l любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3 – 4 часа уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов. В 11 часов Пётр садился обедать. За столом долго не засиживался. После обеда короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Пётр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. Делу время, потехе – час», - частенько напоминал Пётр.

-Молодцы с заданием справились.

-Ребята, а мы с вами отправляемся дальше.

- Вот наш корабль приплыл к новой пристани под названием

«ЦАРЬ - ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ»

-Как вы понимаете слово преобразователь? (работа с толковым словарём, (слайд 6)).

-Знаем ли мы какие преобразования сделал ПётрI в России?

-Значит, какова цель нашей дальнейшей работы?

-ПётрI провозглашён царём в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже, в 17 лет. Деятельному и энергичному ПетруI не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при ПетреI. Что же это? Вы узнаете, прочитав в учебнике на стр.95-97.

-Какие преобразования появились при ПетреI?

- А сейчас мы с вами поиграем

Игра «Веришь - не веришь?»

- Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осень, 1 сентября? (мнения детей). Именно Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января.

- Верите ли вы, что со времен Петра I в нашей стране появилось телевидение? (мнения детей)

- Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времен стали выпускать газету? (мнения детей) Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости».

- Верите ли вы, что первый самолет был построен при Петре I? (мнения детей)

- Верите ли вы, что царь Петр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книг, заспиртованных уродов, старинное оружие т.д.? (мнения детей) Таким образом, были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера, и Публичная библиотека. Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге.

- Поплыли дальше?

- Но вот и снова наш корабль причалил к пристани

«ГРАД ПЕТРА».

-У А. С. Пушкина есть такие слова:

И думал он:

Здесь будет город заложён

Назло надменному соседу

-Как вы думаете, о каком городе идёт речь?

-Молодцы! Да, действительно, речь идёт о Санкт-Петербурге.

-Какова цель нашей работы?

- Строительство Санкт- Петербурга началось в 1703 (слайд 7) году по инициативе ПетраI с Заячьего острова. Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные, частые наводнения. На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России (слайд 8). Они работали и день, и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий люди умирали, на их место привозили новых. Строился город долго - ведь техники- то не было, всё делалось почти вручную.

Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости (слайд 9).

Город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. На берегу реки Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов.

ПётрI особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами.

-Прошло время. Город рос, становился красивей, богаче. Любил Пётр свой город. Город назвали Санкт-Петербургом, то есть городом святого Петра. Город стал северной столицей России.

Задание по группам:

Решить задачу или примеры и вспомнить, какое событие произошло в этот год

1 группа решает примеры

582+364+72+418+236= 1672 г. (30 мая)

(рождение Петра )

3000:3+300*2+50*2+3= 1703 г.

(день рождения С-П)

2 группа решает задачу

Известно, что год рождения русского флота выражается четырехзначным числом, число десятков на 3 больше числа единиц, число сотен на 3 меньше числа десятков, единиц в числе 6. Какую же дату ПетрI считал датой рождения русского флота?

(1696 год)







Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Формулируют цель урока.















Выступают перед аудиторией.


Слушают одноклассников.



















Смотрят и слушают сценку.







Отвечают на вопросы.















Работают в группе.


Анализируют и делают выводы.














Отвечают на вопросы.

Работа со словарём.



Определение цели.



Работа с учебником.







Играют.























Мнение учащихся.







Определение цели работы.


Слушают, отвечают.


Анализируют.




















Решение задач.


Работа по группам.











П: узнавание новой темы при взаимо действии с детьми. Умение извлекать информацию из текста учебника.

Л: установление свя зи между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Р: принятие и сохраннее учебной задачи.

К: планирование учебного сотруд ничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей; формулировать собственное мнение.


























































































































Устные ответы.

Контроль за правильной речью, полными ответами.

Вопросы для уточнения информации.






























































Контроль работы в группе









































Отдых учащихся, подвижность, внимательность, контроль знаний.
























































Контроль работы в группе




Включение нового знания в систему знаний и повторений.

Цель: систематизировать сформированность знаний о Петре I – первом императоре и его

преобразованиях.


Фронтальная и индивидуаль-ная.

-Вот мы и причалили к последней пристани под названием

«КОНТРОЛЬНЫЙ ПРИЧАЛ».

Цель нашей работы?

- Сейчас мы попробуем применить наши знания о ПетреI на практике и выполним небольшой кроссворд (слайд 10).

Кроссворд

1. Первая русская газета (ведомости)

2. Какой принял титул ПётрI? (император)

3.На реке Воронеж был построен русский... (флот)

4. Как называлось судно, на котором ПётрI учился навигации (ботик)

5. Навигацкие, артиллерийские, инженерные, "цифирные"... (школы)

6. На каком острове было решено заложить крепость? (заячий)

7. Кунсткамера - это первый русский... (музей)





Определение цели работы



Решают кроссворд







Р: Оценивать правиль ность выполнения заданий.











Устные ответы.

Контроль за правильной речью.



Рефлексия учебной деятельности

Цель: подвести итог урока и определить направления дальнейшей учебной деятельности.

Словесные, наглядные. Фронтальная и индивидуаль-ная.

Как звучала тема нашего урока?

Так почему ПетраI назвали Великим? (слайд 11)

Петр Первый был предан России. Едва ли не самой яркой чертой его личности было поразительное трудолюбие, которое проявлялось всюду. Россия в результате этой многогранной деятельности ПетраI превратилась в великую державу. В 1721 году ПетрI получил титул императора. Россия была провозглашена империей - так называли большие и сильные государства.

- Давайте с вами возьмём наши листочки со шкалой самооценки и поставим ещё одну точку, если вы считаете, что ваши знания о ПетреI расширились, углубились, пополнились.

(Работа со шкалой самооценки).

Оценивание детей.

Д.з (на выбор).

1. Прочитать текст на с.94-100. Рабочая тетрадь по теме.

2. Прочитать текст на с.94-100 . Рабочая тетрадь по теме. Синквейн о ПетреI.

3. Реферат о ПетреI.

- Мы сегодня с вами на уроке путешествовали на корабле. Может вы догадались почему? На столах у вас лежат бумажные кораблики, если вы довольны уроком, то поделитесь хорошим настроением с нашими гостями и подарите им на память о сегодняшнем уроке-путешествии свои кораблики.


Делают выводы.













Самооценка.










Записывают д.з.




Л: Формируем эмо циональное отноше ние к школе и учебной деятельнос ти, общее представле ние о моральных нормах поведения.

Р: самооценка

Контроль проблемной ситуации.

Листы обратной связи.

Контроль самооценки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!