Открытие нового Цель: сформировать представления учащихся о времени правления ПетраI, его реформах и преобразованиях, о роли Петра I в жизни России. | Устная и письменная работа. Фронтальная, индивидуаль-ная, групповая, парная. | Путешествие наше мы совершим вот на таком корабле (макет корабля) -Ну что, поплыли? -Наш корабль причалил к первой пристани под названием «ПЁТР I» -Что мы сейчас будем с вами делать? -Представьте себе великана, 2 метра высотой (слайд 2). Он был так силен, что мог свернуть в трубку серебряную тарелку. Его шаги были так велики, а походка такой быстрой, что спутник с трудом поспевал за ним вприпрыжку. Он всегда и во всем спешил. Ему трудно было сидеть на одном месте. Руки его вечно были в работе, и с них не сходили мозоли. Такой царь появился в России в XVIII веке -Появление на свет ПетраI было связано с таинственным предсказанием. Два монаха, Симеон Полоцкий и Дмитрий, по звёздам предсказали царю Алексею Михайловичу, что у него родится сын Пётр и что он из детей наследует его престол и станет таким героем, с которым не сравнится никто из современников. -А сейчас ребята расскажут вам, что они узнали о детстве и юности Петра. Послушайте и посмотрите. (Рассказ сопровождается показом слайдов). -О его детстве я узнал из книги Н.Головина «Моя первая русская история». -ПётрI родился в ночь на 30 мая 1672 года (слайд 3). Когда Петру было 4 года, у него умирает папа и семья была вынуждена отправиться в Преображенское село под Москвой. Так Петр всё детство провёл в Преображенском селе. В 5 лет Пётр начал обучаться грамоте. Его учитель был дьяк Никита Зотов, который очень много читал и рассказывал Петру. Детские годы проходили для Петра в трудной и тяжёлой обстановке. Ради забавы Петру построили крепость со стенами, башнями рвом и подъёмным мостом. Крепость назвали Потешной. Одним из любимых увлечений Петра были военные «потехи» (игры). Потому и полк, набранный по его приказу, тоже назвали «потешным». Однажды юный ПетрI обнаружил в амбаре своего деда небольшую шлюпку с парусом и рулём. Он назывался ботик. Любопытный царь заставил отремонтировать этот ботик и стал с тех пор учиться судовождению. Пётр назвал этот ботик « Дедушкой русского флота». Именно дедов ботик заставил Петра заняться таким делом как кораблестроением. Где учиться этому? СЦЕНКА: Савелий: Кузьма, узнал я намедни неслыханную весть. Царь отправляется в чужие края, да еще под чужим именем и в одежде простого дворянина. Кузьма: Скажи, Савелий, а на что ж ему это? Савелий: Да, говорят, учиться всем ремеслам: и плотницкому, и кузнечному, и корабельному, и морской науке. Кузьма: Да не царское это дело, а мужицкое. -Спасибо. - Итак, в чем же необычность поступка ПетраI? - Зачем царь отправился за границу? Неутомимый, волевой, хотел всё постичь сам (слайд 5). Всю жизнь он учился. Хорошо знал математику, навигацию, географию, военное дело. За всю жизнь он освоил 14 ремесленных специальностей. Он был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом, очень любил Пётр морское дело. Правила работы в группе: 1.Не обижать и не обижаться 2.Слушать и слышать друг друга 3.Соблюдать тишину Задание по группам: 1 группа – определить черты характера Петра1. 2 группа – закончить текст о Петре пословицей. Вывод: Целеустремленный, деятельный, энергичный, волевой,… - Петр l любил говорить: «Я царь, а у меня мозоли на руках». Действительно, безделья он не терпел, и день его был заполнен до предела. Вставал он очень рано, до рассвета, и в 3 – 4 часа уже присутствовал на совете министров. Обсудив со свойственной ему быстротой множество дел, он отправлялся в Адмиралтейство. Там следил за постройкой судов. В 11 часов Пётр садился обедать. За столом долго не засиживался. После обеда короткое время отдыхал, а затем отправлялся на строительство, посещал мастерские, осматривал корабли. Вечером Пётр обычно навещал друзей, но к себе возвращался рано и ложился спать. Делу время, потехе – час», - частенько напоминал Пётр. -Молодцы с заданием справились. -Ребята, а мы с вами отправляемся дальше. - Вот наш корабль приплыл к новой пристани под названием «ЦАРЬ - ПРЕОБРАЗОВАТЕЛЬ» -Как вы понимаете слово преобразователь? (работа с толковым словарём, (слайд 6)). -Знаем ли мы какие преобразования сделал ПётрI в России? -Значит, какова цель нашей дальнейшей работы? -ПётрI провозглашён царём в 10 лет, но самостоятельно управлять государством стал позже, в 17 лет. Деятельному и энергичному ПетруI не по душе были многие порядки и обычаи русской старины. Много нового появилось в России при ПетреI. Что же это? Вы узнаете, прочитав в учебнике на стр.95-97. -Какие преобразования появились при ПетреI? - А сейчас мы с вами поиграем Игра «Веришь - не веришь?» - Верите ли вы, что в допетровской России Новый год встречали осень, 1 сентября? (мнения детей). Именно Петр I ввел 1700 году новый календарь, по которому год начинался 1 января. - Верите ли вы, что со времен Петра I в нашей стране появилось телевидение? (мнения детей) - Верите ли вы, что, как и во многих европейских странах, в России петровских времен стали выпускать газету? (мнения детей) Первая русская газета появилась при Петре I и носила название «Ведомости». - Верите ли вы, что первый самолет был построен при Петре I? (мнения детей) - Верите ли вы, что царь Петр за границей за большие деньги покупал кости вымерших животных, древние грамоты и книг, заспиртованных уродов, старинное оружие т.д.? (мнения детей) Таким образом, были созданы: первый русский музей, который называется Кунсткамера, и Публичная библиотека. Они существуют и по сей день в Санкт-Петербурге. - Поплыли дальше? - Но вот и снова наш корабль причалил к пристани «ГРАД ПЕТРА». -У А. С. Пушкина есть такие слова: И думал он: Здесь будет город заложён Назло надменному соседу -Как вы думаете, о каком городе идёт речь? -Молодцы! Да, действительно, речь идёт о Санкт-Петербурге. -Какова цель нашей работы? - Строительство Санкт- Петербурга началось в 1703 (слайд 7) году по инициативе ПетраI с Заячьего острова. Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные, частые наводнения. На работы сгоняли ежегодно более 40000 человек со всей России (слайд 8). Они работали и день, и ночь. Осушали болота, рыли канавы, делали насыпи. Не хватало леса, кирпича, камня. Рабочие страдали от голода и болезней. Иногда по полгода не видели хлеба. От тяжёлых условий люди умирали, на их место привозили новых. Строился город долго - ведь техники- то не было, всё делалось почти вручную. Строительство города началось с сооружения Петропавловской крепости (слайд 9). Город строился по чёткому плану. Прокладывались прямые улицы с ровными рядами домов. На берегу реки Невы было возведено здание Адмиралтейства и рядом верфь для строительства судов. ПётрI особо почитал князя Александра Невского. В его честь в Петербурге была выстроена Александро-Невская лавра. По преданию, на месте, где стоит лавра, и произошла знаменитая битва со шведами. -Прошло время. Город рос, становился красивей, богаче. Любил Пётр свой город. Город назвали Санкт-Петербургом, то есть городом святого Петра. Город стал северной столицей России. Задание по группам: Решить задачу или примеры и вспомнить, какое событие произошло в этот год 1 группа решает примеры 582+364+72+418+236= 1672 г. (30 мая) (рождение Петра ) 3000:3+300*2+50*2+3= 1703 г. (день рождения С-П) 2 группа решает задачу Известно, что год рождения русского флота выражается четырехзначным числом, число десятков на 3 больше числа единиц, число сотен на 3 меньше числа десятков, единиц в числе 6. Какую же дату ПетрI считал датой рождения русского флота? (1696 год) | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Формулируют цель урока. Выступают перед аудиторией. Слушают одноклассников. Смотрят и слушают сценку. Отвечают на вопросы. Работают в группе. Анализируют и делают выводы. Отвечают на вопросы. Работа со словарём. Определение цели. Работа с учебником. Играют. Мнение учащихся. Определение цели работы. Слушают, отвечают. Анализируют. Решение задач. Работа по группам. | П: узнавание новой темы при взаимо действии с детьми. Умение извлекать информацию из текста учебника. Л: установление свя зи между целью учебной деятельности и ее мотивом. Р: принятие и сохраннее учебной задачи. К: планирование учебного сотруд ничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей; формулировать собственное мнение. | Устные ответы. Контроль за правильной речью, полными ответами. Вопросы для уточнения информации. Контроль работы в группе Отдых учащихся, подвижность, внимательность, контроль знаний. Контроль работы в группе |