СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по физике на тему «Сообщающиеся сосуды»

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок способствует изучению особенностей сообщающихся сосудов и  основного закона сообщающихся сосудов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по физике на тему «Сообщающиеся сосуды»»

Технологическая карта Тема урока «Сообщающиеся сосуды»

Класс: 7

Цель

Изучить особенности сообщающихся сосудов и сформулировать основной закон сообщающихся сосудов.

Задачи

- познакомить с понятием сообщающихся сосудов;

- познакомить с принципом действия сообщающихся сосудов;

- научить описывать и объяснять физические явления, в основе которых лежит принцип действия сообщающихся сосудов.

Тип урока

Урок изучения нового материала;

Методы обучения

словесные, наглядные, практические.

Форма организации учебной деятельности учащихся

Фронтальная работа, групповая работа, работа в парах

Оборудование

Сообщающиеся сосуды, стакан с водой, стакан с маслом

Планируемые результаты

Знать законы сообщающихся сосудов, уметь применять полученные знания при решении задач практического характера















1.Повторение материала. Подготовка учащихся класса к восприятию нового материала

(10 мин)

А)Человек лежит на полу. Каким способом он может увеличить давление, оказываемое им на пол?

Б) Если плотно закрытую банку с небольшим количеством воды перенести зимой из квартиры на открытый балкон, то давление пара внутри бутылки

1) увеличится за счёт увеличения плотности пара

2) уменьшится только за счёт уменьшения плотности пара

3) уменьшится только, за счёт, уменьшения скорости движения молекул пара.

4) уменьшится за счёт уменьшения плотности пара и уменьшения скорости движения молекул пара

В). В два сосуда налита одинаковая жидкость. В каком случае давление в жидкости на дно сосуда будет больше?

Г) В цилиндрические сосуды налита вода.

Что вы можете сказать о площади дна сосудов? Что вы можете сказать о давлении столба жидкости на дно сосуда? Что вы можете сказать о силе давления столба жидкости на дно сосуда?

Организует фронтальную работу, задаёт вопросы ученикам, оценивает ответы учащихся.

Отвечают на вопросы, корректируют и дополняют ответы других учащихся.

2.Изучение нового материала

(фронтальная работа)

1, Изучение нового материала темы начинать с вопроса: «Ребята вдумайтесь в формулировку темы урока, что вы можете сказать о таких сосудах?»

В результате беседы с учащимися , подвести ребят к формулировки понятия «сообщающиеся сосуды» Демонстрация различных видов сообщающихся сосудов

2. Рассмотри рисунки сообщающихся сосудов, применяемых в быту . Что объединяет эти предметы?

Задаёт вопросы, демонстрирует сообщающиеся сосуды.







Демонстрирует, помогает сделать выводы




Отвечают на вопросы учителя, делают вывод.









Рассматривают

делают вывод

Работа в парах:


Задания для учащихся в паре :

1.Рассмотри рисунки с различными видами сосудов. Назовите сообщающиеся сосуды, применяемые в быту.

2.Проведите опыт №1 . Налейте воды в один из сообщающихся сосудов. Что вы можете рассказать из наблюдения? Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Уровни воды в трубках будут одинаковы.

3. Проведите опыт №2: Одну из трубок сообщающихся сосудов оставьте неподвижной, а другую поднимите, затем опустите, а затем наклоните в сторону. Опишите результаты опыта. Вывод запишите в тетрадь.

Вывод: Уровни воды в обеих трубках одинаковы.

Предлагает задания в группах, руководит работой учащихся, задаёт вопросы, помогает ученикам делать вывод.

Выполняют задания, участвуют в беседе с учителем, делают вывод, записывают вывод в тетради.

Работа с учебником

Учитель: «Мы подошли к формулировке принципа сообщающихся сосудов: В сообщающихся сосудах «

Познакомьтесь с принципом в учебнике.

Работа над пониманием следующих понятий:

1.Свободная поверхность жидкости.

2.Однородная жидкость.

3. Как понять выражение авторов учебника: «при условии, что давление воздуха над жидкостью одинаково»

Объединим все данные понятия в принцип сообщающихся сосудов

Руководит работой учащихся.

Работают с учебником, объясняют понятия темы изучают принцип сообщающихся сосудов

Объяснение нового материала учителем.

Выполнение опыта учителем. Осторожно наливает растительное масло в одно из колен сообщающихся сосудов. Предлагает учащимся наблюдать за положением свободной поверхности в различных коленах сосудов.

Вопросы:

1.Какую жидкость называют разнородной?

2. Как ведёт себя разнородная жидкость в сообщающихся сосудах?

Вывод: Жидкости, имеющие различную плотность, называют разнородной.

В этом случае при установившемся равновесии уровни разнородных жидкостей будут различны.

Демонстрирует опыт, руководит беседой.

Следят за действиями учителя. Отвечают на вопросы, делают вывод.

Дыхательная гимнастика:


1-е упр. Набрать воздух в лёгкие (вдыхаем медленно, но как можно больше воздуха),

Медленно выдохнуть ( 3 раза)

2-е упр. Руки медленно поднимаем вверх и делаем (одновременно) глубокий вдох.

Руки опускаем – выдох. (3 раза)

3-е упр. Глубоко вдохнуть, садясь за парту, медленно выдыхаем. (гимнастика проводится под спокойную музыку)

Сейчас вы выполнили дыхательную гимнастику, которую врачи рекомендуют проводить 3-4 раза в день.

Но в основе дыхательной гимнастики лежит физический закон, который изучали на предыдущих уроках.

1. Какой закон лежит в основе дыхательной гимнастики?

2. Какова его формулировка?

3.Как объясняют давление газа на основе учения о движении молекул?

4.Какая зависимость существует между давлением газа и его объемом?

5.Какая зависимость существует между давлением газа и температурой?

Руководит за проведением гимнастики. Задаёт вопросы.

Один из учеников проводит зарядку. Учащиеся класса выполняют его команды, отвечают на вопросы учителя

Групповая работа

Задания для учащихся: 1 группа : Докажите, что в сообщающихся сосудах с однородной жидкостью высота столбика жидкостей в правом и левом коленях одинакова.

Вспомогательные вопросы: Каково давление жидкости в каждом колене сосуда? Подумайте как доказать равенство высот жидкостей в коленах.

(Решение вопроса лучше выполнить самим учащимся , если не будет получаться, то можно обратится к учебнику ).



Задания для группы №2 : Рассмотрите опыт №3 ещё раз . Понаблюдайте за положением свободной поверхности в различных коленах сосудов. Вспомните, какую жидкость называют разнородной?

Плотность, какой жидкости больше? А у какой жидкости высота столба жидкости больше? Предложите способ определения высоты столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью? Как взаимосвязаны физические величины: плотность жидкости и высота столбиков жидкостей в сообщающихся сосудах с разнородной жидкостью.

(Решение вопроса лучше выполнить самим учащимся , но для контроля можно обратится к учебнику).

Задания для группа №3: Познакомиться с материалом по теме: «Использование принципа сообщающихся сосудов», используя материал учебника.

Выдаёт и руководит выполнением заданий в группах

Выполняют задания по инструкции учителя.

Беседа по результатам групповой работы

Беседа в форме отчёта по проделанной работе

Руководит за работой учащихся.

Отчет учащихся у доски, записывают доказательства предположений, отвечают на вопросы учителя.

Закрепление нового материала

Тестирование. Работа производится через копировальную бумагу. Один вариант сдаётся на контроль учителю. Другой используется для анализа выполнения работы.

Руководит работой класса, организует проверку тестовой работы.

Выполняют тест, проверяют и сами оценивают

Результат.

Домашнее задание

Домашнее задание: 32


Выдаёт и анализирует домашнее задание

Записывают домашнее задание.

Используемые литература:
  1. Физика. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Белага, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; Рос. акад. Наук, Рос. акад. Образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014. (Академический школьный учебник) (Сферы).

  2. Физика. Тетрадь-тренажер. 7 класс. / Д.А. Артеменков, В. В. Белага, Н.И. Воронцова; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 2014

  3. Физика. Задачник. 7 класс. / Д.А. Артеменков, И. А. Ломаченков, Ю. А. Панебратцев; [под ред. Ю.А. Панебратцев]; – М: Просвещение, 20014.

  4. Ресурсы интернета:

http://nsportal.ru/shkola/fizika/library/2012/11/11/soobshchayushchiesya-sosudy




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!