СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока физики на тему: "Сообщающиеся сосуды".

Категория: Физика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока физики по ФГОС. Табличный вариант с указанием структуры урока, содержания, деятельности учителя и учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока физики на тему: "Сообщающиеся сосуды".»

Технологическая карта урока

Ворониной А. А. – учителя физики МБОУ СОШ с.Тербуны

Предмет: физика

Уровень образования: общеобразовательный класс

Тема: «Сообщающиеся сосуды».

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний.

Форма проведения урока: урок по технологии деятельностного метода

Время проведения: 3 четверть

Участники: 7 класс.

Цель: Обосновать расположение поверхности однородной жидкости в сообщающихся сосудах на одном уровне. Показать примеры применения сообщающихся сосудов в быту и технике.

Планируемые результаты обучения, в т. ч. формирование УУД:

- личностные УУД: умение управлять своей познавательной деятельностью, самоконтроль, самооценка.

-регулятивные УУД: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, саморегуляция, оценка.

- познавательные УУД: умение структурировать знания, умение выделять существенные характеристики объектов.

- логические УУД: анализ, синтез, установление причинно-следственных связей, выдвижение гипотез и их обоснование.

- коммуникативные УУД: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с партнерами, умение участвовать в коллективном обсуждении проблемы, аргументировать свою позицию.

Основные понятия: сообщающийся сосуд.

Электронные ресурсы: презентация Powerpoint по теме урока, компьютер, икран, мультимедийный проектор.

Оборудование: модели сообщающихся сосудов.

Логическая основа урока

  1. Сообщается материал о сообщающихся сосудах.

  2. Задание на пробное действие: демонстрирует опыт по рис. № 107а, учебник А. В. Перышкин.

- Что произойдет, если убрать зажим? (слайд № 7)

3. Фиксация затруднения: «Я пока не знаю пока, что произойдет, если убрать зажим».

4. Фиксация причины затруднения: «Я не знаю пока, что произойдет, если убрать зажим».

5. Цель деятельности: узнать, что произойдет, если убрать зажим.

6. Фиксация нового знания:

- Вода из одной трубки перетечет в другую.

- Вода установится на одном уровне.















Содержание учебного материала. Деятельность учителя

Деятельность учащихся

ФОУД фИПГ

Формирование УУД

  1. Мотивация к учебной деятельности

  1. Организовать актуализацию требований к ученику со стороны учебной деятельности («надо»).

  2. Организовать деятельность учащихся по установке тематических рамок («могу»).

  3. Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»).


И

Ф

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Личностные: действие смыслообразования.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

  1. Актуализация знаний и фиксации затруднения в пробном учебном действии.

Фронтальный опрос с использованием слайдов (№ 3, 4, 5).

  1. Организовать актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания.

  2. Зафиксировать актуализированные способы действий в речи.

  3. Зафиксировать актуализированные способы действий в знаках (эталоны).

  4. Организовать обобщение актуализированных способов действий.

  5. Организовать актуализацию мыслительных операций, достаточных для построения нового знания.

  6. Мотивировать к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу»).

Устные ответы на вопросы.

Самостоятельное выполнение пробного учебного действия.

Фиксация индивидуальных затруднений в обосновании пробного учебного действия.

И

Ф

Познавательные:

Общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Логические: анализ, синтез, выбор оснований для сравнения.

Регулятивные: контроль, коррекция; прогнозирование (при анализе пробного действия перед его выполнением ).

  1. Выявление места и причины затруднения.

  1. Организовать восстановление выполненных операций.

  2. Организовать фиксацию места(шага, операции), где возникло затруднение.

  3. Организовать соотнесение своих действий с использованными эталонами (алгоритмом, понятием).

  4. На этой основе организовать выявление и фиксацию во внешней речи причины затруднений – тех конкретных знаний, умений или способностей, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

Учащиеся формулируют гипотезу, ставят проблему урока, называют тему.

И

Ф

Познавательные: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Организовать построение проекта выхода из затруднения:

Проведем эксперимент:

1.Выполните задание и сделайте выводы

2. А если одну из трубок поднимать и опускать, наклонять в стороны, что будет происходить с уровнем жидкости в трубках?

(проверяет гипотезу учеников, демонстрирует опыт по рис. № 106)

(слайд № 8)

Следит за выполнением заданий

- Опишите этот прибор у меня на столе (рис. № 105 в, учебника

- Охарактеризуйте его.

- Какой вывод можно сделать?

- Правильно.

(формулирует 1-й закон сообщающихся сосудов, слайд № 9)

- А как это можно объяснить?

- А какая формула нам помогает это объяснить?

- Запишите ее на доске.

(слайд № 10)



  1. Учащиеся ставят цель проекта.

  2. Учащиеся определяют средства(алгоритмы, модели, справочники).

  3. Учащиеся формируют шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели.

Г

Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи, планирование, прогнозирование.

Познавательные:

Общеучебные:знаково-символическое-моделирование;

Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

  1. Реализация построенного проекта.

  1. Организовать реализацию построенного проекта в соответствии с планом.

  2. Организовать фиксацию нового способа действия в речи.

  3. Организовать фиксацию нового способа действия в знаках (с помощью эталона).

  4. Организовать фиксацию преодоления затруднения.

  5. Организовать уточнение общего характера нового знания.

- В сообщающихся сосудах жидкости устанавливаются на одном уровне, форма трубок и сечение не влияют на это.

- Высота столбов жидкости будет зависеть от ее плотности: чем меньше плотность жидкости, тем выше ее столб в сосуде.

П

Ф

Коммуникативные:

Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнера; умение выражать свои мысли.

Познавательные:

Общеучебные: поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска; смысловое чтение и выбор чтения в зависимости от цели; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание;

Логические: построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. УУД постановки и решения проблем: самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера.


  1. Первичное закрепление во внешней речи.

Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи.

- А если в один сосуд налить воду, а в другой масло. Как будут располагаться уровни?

- Посмотрите на слайд № 11. У какой жидкости столб выше и почему?

Учащиеся проговаривают алгоритм во внешней речи:

-в парах

-фронтально

П

Ф

Коммуникативные:

Управление поведением партнера;

Умение выражать свои мысли.

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

  1. Организовать самостоятельное выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия.

  2. Организовать соотнесение работы с эталоном для самопроверки

  3. Организовать вербальное сопоставление работы с эталоном для самопроверки

  4. По результатам выполнения с/р организовать рефлексию деятельности по применению нового способа действия


Учащиеся выполняют с/р.

1 вариант описывает схему устройства шлюзов.

2 вариант описывает  принцип действия артезианского колодца.

И

Регулятивные: контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным образом, коррекция.

Познавательные:

Общеучебные умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

  1. Включение в систему знаний и повторение

  1. Организовать выявление типов заданий, где используется новый способ действий.

  2. Организовать повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной

непрерывности.

- Перед вами водомерное стекло парового котла (слайд № 15).


- Объясните принцип работы этого прибора.

И

Ф

Регулятивные: прогнозирование.

  1. рефлексия учебной деятельности

  1. организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке.

  2. Организовать рефлексивный анализ учебной деятельности

  3. Организовать оценивание учащимися собственной деятельности на уроке

  4. Организовать фиксацию неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности

Давайте соотнесем цель урока с результатами деятельности.

Какова была проблема?

Как мы ее решили

В чем еще остались затруднения. Оцените работу класса и свою собственную.

  1. Организовать обсуждение и запись д/з.

Оценивание учащимися собственной деятельности на уроке. Фиксация неразрешенных затруднений на уроке как направлений будущей учебной деятельности.

Записывают д/з § 39 (Перышкин -7 кл). Творческое задание: рассмотрите внимательно дома все окружающие вас предметы и найдите среди них сообщающиеся сосуды


Познавательные:

Общенаучные: умение структурировать знания;

Оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные: волевая саморегуляция, оценка-выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, прогнозирование.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!