СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка технологической карты урока поэтапно. Для учеников 2  классов.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению»

БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ

«МЕЗЕНСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»






Технологическая карта пробного урока чтения,

проведённого студенткой 42 группы

специальности 44.02.05 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

во 2 «Б» классе школы № 12 г. Орла

по теме: «А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый»»

Аббасовой Юлией Гиджрановной




Методист:__________________/Карелина Ю.Л./

Учитель:___________________/Анохина Л.И./

Дата проведения: 23.10.18

Оценка:____________

Орёл, 2018



Технологическая карта

Предмет Чтение Класс

Базовый УМК «Школа России»

Тема урока: А.С. Пушкин «У лукоморья дуб зеленый».

Цель урока: Познакомить с биографией А.С. Пушкина и вступлением к поэме «Руслан и Людмила».

Тип урока ОНЗ

Планируемые результаты:

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

- умение выделять, формулировать познавательные цели, проблемы

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции.

Ресурсы и оборудование Учебник для второго класса «Литературное чтение» Л.Ф.Климанова, В.Г.Горецкий 2011, карточки, наглядный материал, презентация, видео материал.



п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

1

Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.)

Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

-Здравствуйте, меня зовут Юлия Гиджрановна, сегодня я проведу у вас урок чтения, садитесь.

-Проверим, все ли у вас готово к началу урока. На столах у вас должны лежать: учебники и пенал, также вы и сами должны быть готовы к началу урока.

-Ребята, у меня сегодня хорошее настроение. А вот какое настроение у вас мы сейчас узнаем. Я попрошу вас выразить свое настроение с помощью мимики лица, с помощью глаз, губ, бровей.

-Я вижу, у многих хорошее настроение, я очень рада. А у кого плохое, я постараюсь его вам поднять.

Мы сюда пришли учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно!

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.





Показывают свое настроение с помощью мимики лица.






Слушают учителя.







Познавательные УУД:

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;


2

Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин).

Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии.

Речевая разминка:

-Ребята, прежде чем начать работу на нашем уроке, необходимо провести дыхательную разминку.

Вдох-выдох(5 раз). Нюхаем цветок(3 раза). Потушим свечку(5 раз). Согреем ладошки(несколько раз)

-На доске вы видите стихотворение, прочитайте его.

Конь ретивый

Долгогривый

Скачет полем,

Скачет нивой.

Кто коня

Того поймает,

С нами в салочки играет.

- Прочитать стихотворение, разделяя слова на слоги.

-Прочитать стихотворение плавно, певуче.

- Начать читать медленно и постепенно ускоряйте темп.

-Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп.

-Начните читать громко и постепенно переходите на шепот.

-Прочитать стихотворение хором, в парах, индивидуально.

-Прочитать стихотворение выразительно.

Выполняют речевую разминку.










Познавательные УУД:

- Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы

Коммуникативные УУД:

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;


3

Выявление места и причины затруднения (2 мин).

Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

-Итак, ребята, о каком поэте шла речь на прошлом уроке?

-Знаете ли вы, когда родился Пушкин?

-Какое первое произведение он написал?

-Повторим с вами биографию Пушкина, чтобы знать об этом великом человеке больше, ведь он так старался для нас.

- Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна.

       У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина.

     А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей.

     Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии.

      Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать.

     В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать.

- Сегодня мы постараемся открыть для себя что-то новое о А.С. Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина.  

- Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете?

- Первой сказкой его была «Сказка о попе и работнике его Балде». Пушкин писал не только сказки, но и стихи, и рассказы.

-Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. А куда - вы узнаете, прочитав слово, начиная от самой маленькой буквы, к самой большой по возрастающей, которое нам поможет определить тему урока.

КОРУОМЬЛЕ Лукоморье

-О Пушкине.


-6 июня.

-Нет.


Слушают учителя.





































Отвечают на вопросы учителя.



-Сказка о золотом петушке, сказка о мертвой царевне и о семи богатырях,

Сказка о попе и работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди.



Читают слово.

Коммуникативные УУД:

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;


4

Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин).

Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации.

-Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока?

-Тема нашего урока: Александр Сергеевич Пушкин: «У лукоморья дуб зеленый».

-Какие цели мы поставим?

Высказывают предположения

Ставят учебные задачи


Личностные УУД:

- развивать познавательные интересы, учебные мотивы;

- интерес к изучению предмета

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

5

Реализация построенного проекта (10-15 мин)

Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.

-Откройте страницу 86 учебника.

-Прочитайте первую строчку отрывка из произведения.

-«У лукоморья дуб зеленый…»

- Кто из вас уже читал?

- Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый…

Включаю отрывок сказки.

-Прочтите 4 первые строчки.

-Можно ли по этому вступлению к поэме догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного.

Словарная работа.

- Что такое «Лукоморье»? Кто знает?

Лукоморье такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив.

- Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди).

Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает.

- Что означает «дол»? ( пространство без деревьев –долина).

- Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев).

заре – на заре.

- Почему воды названы ясными? (прозрачные).

Пленяет – берет в плен.

Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится.

Чахнет – сохнет, худеет.

Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством.

-Каким же поэт изобразил лукоморье?( сказочным, таинственным, загадочным, волшебным)

-О каких сказочных чудесах рассказал кот ученый?

- Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем?

-Что особенно понравилось и почему?

-Ребята, путешествуя по лукоморью, мы устроим отдых для наших глазок.

Открывают учебник.

-Читают.



Отвечают на вопросы учителя.




-Слушают и смотрят отрывок из сказки.






Запоминают значение неизвестных слов.























Отвечают на вопросы.







Коммуникатив

ные УУД:

- инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Познавательные УУД:

- умение сравнивать, делать выводы;

- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;

Личностные УУД:

-развивать познавательные интересы, учебные мотивы;



Физкультминутка

Руки за спину, головки назад. - детки поднимают головы от тетрадок и закрывают глазки
Глазки пускай в потолок поглядят. - открывают глаза, смотрят в потолок
Головки опустим - на парту гляди. - опускают голову и смотрят в пол
И снова наверх - где там муха летит? - смотрят в потолок
Глазами повертим, поищем ее. - водят глазами из стороны в сторону
И снова читаем. Немного еще.



6

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач.

Чтение цепочкой.

-Нравится ли самому Пушкину эта картина? Как выдумаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание).

- О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный?

- Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке.

- Как можно понять строки:

  Там королевич мимоходом

         Пленяет грозного царя…

(Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину).

- Какие сказочные герои повстречались?

– Какие волшебные предметы называет?

– Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный?

- Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок?

-Каким изобразил поэт Лукоморье?

-Каким вы представляете себе Кота ученого? Почему Кот ученый?

-Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения?

-Прочитаем















Мимоходом - по пути, проходя мимо

Пленяет - берет в плен


Ступа, избушка на курьих ножках и др.

Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д.

Да. Окончание пролога похоже на конец народной сказки.

-Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным.

-Умный.

-Напевное, плавное

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения


7

Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин).

Цель - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях.

-На столах у вас карточки, ответьте на вопросы теста и обведите в кружок верную букву. Проверим вашу внимательность.

1. «У Лукоморья дуб зелёный» - это:

а) рассказ;

б) поэма;

в) стихотворение;

г) отрывок из поэмы.

2. Кто автор произведения «У Лукоморья дуб зелёный»?

а) М.Ю.Лермонтов;

б) С.А.Есенин;

в) А.С.Пушкин;

г) Ф.И.Тютчев.

3. Что означает слово «лукоморье»?

а) страна;

б) морская лука;

в) изгиб морского берега;

г) морской залив.

4. Где происходят действия?

а) у лукоморья;

б) у дуба;

в) на морском заливе;

г) на поляне.

5. Где стоял дуб?

а) у моря;

б) у лукоморья;

в) в лесной чаще;

г) на поляне.

-Обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения вашим соседом по парте теста.

На доске правильные ответы.

-Если ваш сосед ответил правильно на все вопросы, поставьте ему 5. Если допустил одну ошибку -4, если 2 ошибки , то поставьте 3.

Выполняют.





























-Обмениваются карточками, проверяют.




-Оценивают.

Коммуникативные УУД: Формировать умение учебного сотрудничества,

коллективного обсуждения проблем, предположений


8

Включение в систему знаний и повторение (10-15 мин).

Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.

-Сейчас мы с вами будем читать эту поэму выразительно, кто-то начинает читать, я слушаю, затем останавливаю и продолжает красиво, плавно , выразительно читать следующий ученик.

-Слушают учителя, читают отрывок из произведения.

Познавательные УУД:

- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания

Регулятивные УУД:

- контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения

-формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям;

-умение выражать эмоции.


9

Рефлексия учебной деятельности (3 мин).

Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия.

-Ребята, что мы запланировали на уроке, всё ли нам удалось?

-Как называлась поэма, отрывок из которой мы прочитали?

-Как назывался отрывок?

-Понравился ли вам он?

-Были ли у вас трудности на уроке? Какие? (В прочтении выразительном)

- Спасибо за старание.

Ведь главное – желание,

А навыки и знания

С годами к вам придут.

Прозвенел звонок с урока,

Поиграть пришла пора.

Что узнали на уроке,

Не забывайте НИКОГДА.

-Если вы считаете, что хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы, были активны и внимательны, то хлопните один раз в ладоши. Если вы считаете, что вам нужно доработать по теме нашего урока, то хлопните два раза. Если вам совсем не понравился наш урок, вы считаете, что не справились – топните ногой.

Домашнее задание

-Дорогие дети, верьте в себя и в свои силы и у вас всё получиться. Спасибо за урок, до свидания!

Высказывания детей


- Руслан и Людмила


-У Лукоморья дуб зеленый














Оценивают свою работу на уроке.









Записывают домашнее задание



Личностные УУД:

- оценка, самооценка

собственной деятельности на уроке

Коммуникативные УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли