- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;
- умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения;
-умение выражать эмоции.
№ п/п | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1 | Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) (1-2 мин.) Цель: основной целью этапа мотивации (самоопределения) к учебной деятельности является выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | -Здравствуйте, меня зовут Юлия Гиджрановна, сегодня я проведу у вас урок чтения, садитесь. -Проверим, все ли у вас готово к началу урока. На столах у вас должны лежать: учебники и пенал, также вы и сами должны быть готовы к началу урока. -Ребята, у меня сегодня хорошее настроение. А вот какое настроение у вас мы сейчас узнаем. Я попрошу вас выразить свое настроение с помощью мимики лица, с помощью глаз, губ, бровей. -Я вижу, у многих хорошее настроение, я очень рада. А у кого плохое, я постараюсь его вам поднять. Мы сюда пришли учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно! | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. Показывают свое настроение с помощью мимики лица. Слушают учителя. | Познавательные УУД: - умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения; |
2 | Актуализация знаний и фиксация затруднений в пробном действии (5-6 мин). Цель этапа актуализации и пробного учебного действия является подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и организовать фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | Речевая разминка: -Ребята, прежде чем начать работу на нашем уроке, необходимо провести дыхательную разминку. Вдох-выдох(5 раз). Нюхаем цветок(3 раза). Потушим свечку(5 раз). Согреем ладошки(несколько раз) -На доске вы видите стихотворение, прочитайте его. Конь ретивый Долгогривый Скачет полем, Скачет нивой. Кто коня Того поймает, С нами в салочки играет. - Прочитать стихотворение, разделяя слова на слоги. -Прочитать стихотворение плавно, певуче. - Начать читать медленно и постепенно ускоряйте темп. -Начните читать быстро и постепенно замедляйте темп. -Начните читать громко и постепенно переходите на шепот. -Прочитать стихотворение хором, в парах, индивидуально. -Прочитать стихотворение выразительно. | Выполняют речевую разминку. | Познавательные УУД: - Самостоятельное выделение, формулирование познавательной цели, проблемы Коммуникативные УУД: - умение правильно оформлять свои мысли; - умение грамотно строить речевые высказывания; - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Личностные УУД: - развивать познавательные интересы, учебные мотивы; |
3 | Выявление места и причины затруднения (2 мин). Цель - организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения является осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | -Итак, ребята, о каком поэте шла речь на прошлом уроке? -Знаете ли вы, когда родился Пушкин? -Какое первое произведение он написал? -Повторим с вами биографию Пушкина, чтобы знать об этом великом человеке больше, ведь он так старался для нас. - Посмотрите внимательно на портрет Пушкина, вглядитесь в его лицо. Пушкин родился 6 июня(26 мая по старому стилю) 1799 года в Москве в старинной дворянской семье. Отца его звали Сергей Львович, мать-Надежда Осиповна. У каждого из нас есть свое любимое произведение Пушкина. С самых ранних лет мы слышим его волшебные сказки, позже сами читаем лирические стихотворения и поэмы. Но сколько бы ни было человеку лет, в сказках мы всегда находим что-то новое для себя, сказки многому нас учат. Необычны и сказки А.С.Пушкина. А.С.Пушкин – великий поэт и писатель. В его доме очень интересовались литературой. Отец А.С.Пушкина – Сергей Львович был поклонником французской литературы и сам иногда пописывал стихи. Среди его знакомых было очень много писателей. Мать – Надежда Осиповна совершенно не занималась воспитанием детей, а Александра не очень любила. В детстве он был упитанным мальчиком, чего стеснялась Надежда Осиповна и во время прогулок с Александром держалась от него на расстоянии. Воспитанием Александра занималась няня, которая нянчила поэта с пеленок. Обладая богатой фантазией, блестящей памятью, она рассказывала мальчику сказки, пела песни, вводила в чарующий мир русского фольклора. Когда она умерла, то Пушкин тяжело переживал ее смерть. Она практически заменила ему мать. В семье Пушкиных кроме Александра было еще двое детей – старшая сестра Ольга и младший брат Лев, которого очень любила мать. - Сегодня мы постараемся открыть для себя что-то новое о А.С. Пушкине. Вы уже знакомы со сказками Пушкина. - Скажите, какие сказки Пушкина вы знаете? - Первой сказкой его была «Сказка о попе и работнике его Балде». Пушкин писал не только сказки, но и стихи, и рассказы. -Ребята, сегодня мы отправляемся в необычное путешествие. А куда - вы узнаете, прочитав слово, начиная от самой маленькой буквы, к самой большой по возрастающей, которое нам поможет определить тему урока. КОРУОМЬЛЕ Лукоморье | -О Пушкине. -6 июня. -Нет. Слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя. -Сказка о золотом петушке, сказка о мертвой царевне и о семи богатырях, Сказка о попе и работнике его Балде, сказка о рыбаке и рыбке, сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди. Читают слово. | Коммуникативные УУД: - умение правильно оформлять свои мысли; - умение грамотно строить речевые высказывания; |
4 | Построение проекта выхода из затруднения (постановка цели) (1—2 мин). Цель - постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбор способа и средств их реализации. | -Итак, ребята, как вы думаете, какая тема нашего сегодняшнего урока? -Тема нашего урока: Александр Сергеевич Пушкин: «У лукоморья дуб зеленый». -Какие цели мы поставим? | Высказывают предположения Ставят учебные задачи | Личностные УУД: - развивать познавательные интересы, учебные мотивы; - интерес к изучению предмета Регулятивные УУД: -умение прогнозировать работу; |
5 | Реализация построенного проекта (10-15 мин) Цель - построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще. | -Откройте страницу 86 учебника. -Прочитайте первую строчку отрывка из произведения. -«У лукоморья дуб зеленый…» - Кто из вас уже читал? - Сегодня мы будем работать над вступлением к поэме. Вступление к поэме «Руслан и Людмила» У лукоморья дуб зеленый… Включаю отрывок сказки. -Прочтите 4 первые строчки. -Можно ли по этому вступлению к поэме догадаться, что в ней будет много сказочного, волшебного. Словарная работа. - Что такое «Лукоморье»? Кто знает? Лукоморье - такой изгиб морского берега, когда часть моря вдается в сушу. Морской залив. - Слова – златая, брег, песнь, чредой – старые, вышедшие из употребления формы слов. Попробуйте узнать эти слова. (Золотая, песня, берег, чередой – по очереди). - Неведомые дорожки – те, которые никто не знает, не ведает. - Что означает «дол»? ( пространство без деревьев –долина). - Как вы понимаете слова «видений полны»? (Много выдуманных героев). -О заре – на заре. - Почему воды названы ясными? (прозрачные). - Пленяет – берет в плен. - Тужит – грустит, тяжело ей, туго приходится. - Чахнет – сохнет, худеет. Это устаревшие слова, в нашей речи не употребляются. Используя слова «дол», «видений», «брег», «чредой», «витязь» и другие, автор окутывает слушателя «седой» стариной, сказочностью, волшебством. -Каким же поэт изобразил лукоморье?( сказочным, таинственным, загадочным, волшебным) -О каких сказочных чудесах рассказал кот ученый? - Какие чудеса и сказочные герои вас удивили? Чем? -Что особенно понравилось и почему? -Ребята, путешествуя по лукоморью, мы устроим отдых для наших глазок. | Открывают учебник. -Читают. Отвечают на вопросы учителя. -Слушают и смотрят отрывок из сказки. Запоминают значение неизвестных слов. Отвечают на вопросы. | Коммуникатив ные УУД: - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации Познавательные УУД: - умение сравнивать, делать выводы; - умение делать предположения и обосновывать их, выбирать критерии для обоснования своего суждения; Личностные УУД: -развивать познавательные интересы, учебные мотивы; |
| | Физкультминутка Руки за спину, головки назад. - детки поднимают головы от тетрадок и закрывают глазки Глазки пускай в потолок поглядят. - открывают глаза, смотрят в потолок Головки опустим - на парту гляди. - опускают голову и смотрят в пол И снова наверх - где там муха летит? - смотрят в потолок Глазами повертим, поищем ее. - водят глазами из стороны в сторону И снова читаем. Немного еще. | | |
6 | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Основной целью этапа первичного закрепления с проговариванием во внешней речи является усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Чтение цепочкой. -Нравится ли самому Пушкину эта картина? Как выдумаете? (Поэт любуется этой картиной, уверен, что и читателю тоже нравится это описание). - О каких сказочных чудесах рассказал кот учёный? - Найдите в тексте строки, где упоминается о витязях морских и их дядьке. - Как можно понять строки: Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя… (Объясните значение слова «мимоходом». Нарисуйте устно эту картину). - Какие сказочные герои повстречались? – Какие волшебные предметы называет? – Какие слова и выражения говорят о том, что сказочный мир таинственный и загадочный? - Есть ли зачин и концовка традиционные для русских сказок? -Каким изобразил поэт Лукоморье? -Каким вы представляете себе Кота ученого? Почему Кот ученый? -Ребята, каким же должно быть чтение этого произведения? -Прочитаем | Мимоходом - по пути, проходя мимо Пленяет - берет в плен Ступа, избушка на курьих ножках и др. Чудеса, неведомые дорожки, невиданные звери и т. д. Да. Окончание пролога похоже на конец народной сказки. -Сказочным, таинственным, загадочным, волшебным. -Умный. -Напевное, плавное | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения |
7 | Самоконтроль с самопроверкой по эталону (4-5 мин). Цель - интериоризация нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знание в типовых заданиях. | -На столах у вас карточки, ответьте на вопросы теста и обведите в кружок верную букву. Проверим вашу внимательность. 1. «У Лукоморья дуб зелёный» - это: а) рассказ; б) поэма; в) стихотворение; г) отрывок из поэмы. 2. Кто автор произведения «У Лукоморья дуб зелёный»? а) М.Ю.Лермонтов; б) С.А.Есенин; в) А.С.Пушкин; г) Ф.И.Тютчев. 3. Что означает слово «лукоморье»? а) страна; б) морская лука; в) изгиб морского берега; г) морской залив. 4. Где происходят действия? а) у лукоморья; б) у дуба; в) на морском заливе; г) на поляне. 5. Где стоял дуб? а) у моря; б) у лукоморья; в) в лесной чаще; г) на поляне. -Обменяйтесь карточками, проверьте правильность выполнения вашим соседом по парте теста. На доске правильные ответы. -Если ваш сосед ответил правильно на все вопросы, поставьте ему 5. Если допустил одну ошибку -4, если 2 ошибки , то поставьте 3. | Выполняют. -Обмениваются карточками, проверяют. -Оценивают. | Коммуникативные УУД: Формировать умение учебного сотрудничества, коллективного обсуждения проблем, предположений |
8 | Включение в систему знаний и повторение (10-15 мин). Основной целью этапа включения в систему знаний и повторения является повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и научить использовать его в системе изученных ранее знаний, повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. | -Сейчас мы с вами будем читать эту поэму выразительно, кто-то начинает читать, я слушаю, затем останавливаю и продолжает красиво, плавно , выразительно читать следующий ученик. | -Слушают учителя, читают отрывок из произведения. | Познавательные УУД: - умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить высказывания Регулятивные УУД: - контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения -формировать умение контролировать процесс и результаты своей деятельности Личностные УУД: - умение высказывать своё отношение к событиям; -умение выражать эмоции. |
9 | Рефлексия учебной деятельности (3 мин). Цель - самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | -Ребята, что мы запланировали на уроке, всё ли нам удалось? -Как называлась поэма, отрывок из которой мы прочитали? -Как назывался отрывок? -Понравился ли вам он? -Были ли у вас трудности на уроке? Какие? (В прочтении выразительном) - Спасибо за старание. Ведь главное – желание, А навыки и знания С годами к вам придут. Прозвенел звонок с урока, Поиграть пришла пора. Что узнали на уроке, Не забывайте НИКОГДА. -Если вы считаете, что хорошо работали на уроке, правильно отвечали на вопросы, были активны и внимательны, то хлопните один раз в ладоши. Если вы считаете, что вам нужно доработать по теме нашего урока, то хлопните два раза. Если вам совсем не понравился наш урок, вы считаете, что не справились – топните ногой. Домашнее задание -Дорогие дети, верьте в себя и в свои силы и у вас всё получиться. Спасибо за урок, до свидания! | Высказывания детей - Руслан и Людмила -У Лукоморья дуб зеленый Оценивают свою работу на уроке. Записывают домашнее задание | Личностные УУД: - оценка, самооценка собственной деятельности на уроке Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |