Этапы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Организация начала урока (3 мин.)
Слайд иллюстрации всех произведений
Музыку погромче, открываю колпак. | Звучит сказочная музыка - Здравствуйте дорогие ребята! Я рада встречи с вами. Покажите, с каким настроением пришли на урок? Играет тихая музыка - От вашего настроения расцвели удивительные цветы на ваших столах. Откройте колпачки, посмотрите. - Назовите цветок, из какого он произведения?
- Могут ли зимой расцвести цветы? - А где? - А в каких сказках? - Какие виды сказок вы знаете? - У меня цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать. -Назовите цветок? -Из какой сказки? -Кто автор?
- Какая эта сказка? | поднимают настроение- смайлики открывают 1.Подснежник- С.Я. Маршак «12 месяцев» 2.Тюльпан – Г.Х. Андерсен «Дюймовочка» 3.Цветик-семицветик – В.П. Катаев «Цветик-семицветик», 4.Роза – Г.Х.Андерсен «Снежная королева» Да. В сказках. В волшебных. Бытовые, о животных, волшебные. Аленький цветочек. Аленький цветочек. Сергей Тимофеевич Аксаков. Волшебная. |
2.Постановка учебной задачи и цели урока (1 мин) ЦЕЛЬ РЕБЕНКА | -О чем будем говорит сегодня на уроке? ( открываю по одному слову на доске тему) - А вы читали сказку «Аленький цветочек»? - Прочитайте девиз урока. Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай да на ус мотай. Чем будем заниматься на уроке, продолжите предложение. 1. Узнаем о творчестве …. 2. Исследуем … 3. Раскроем авторский ….
- С какой целью пришли на урок? - На уроке будем работать в группах. 1 группа - Подснежник. 2 группа - Тюльпан . 3 группа - Цветик-семицветик. 4 группа - Роза . - В конвертах задания группам. - Правила работы в группе на столах. Не кричи Не перебивай Уважай товарища | Литературная сказка «Аленький цветочек» Сергей Тимофеевич Аксакова) Да. автора сказки С.Т.Аксакове. содержание сказки. замысел. ставят ученики ( Буду … работать озвучивают цели 3-4 ученика) |
3. Настрой на работу | - Подготовимся к работе на уроке. Проведем дыхательную гимнастику. - Глубоко вдохните воздух, при этом показывая мимикой лица удивление. -Затем медленно выдохните, показывая улыбку. | |
4.Обобщающая беседа о личности С.Т. Аксакова (5 мин) Слайд
Слайд | - Узнаем о жизни и творчестве писателя Сергея Тимофеевича Аксакова. Выходят все 4 ученика. - Внимательно послушайте ребят. Ученик 1 Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию , через 4 года- студент Казанского университета . А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Толстым. . Ученик 2 Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и пристрастила своего сына к чтению. Детских книг в то время не было, из детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», он узнавал много интересного. Сережа увлекся чтением книг, в семье проходили совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть. Ученик 3. Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. - Я одеваю кокошник, бусы и шаль, ключи за ширмой Ученик 4. Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек», которую Пелагея рассказывала, когда он лежал больным идолго не мог заснуть. - В чьем образе я перед вами? - Вы мои помощники (Раздаю ключи помощникам), будете отвечать за работу в группе - Как вы думаете, кто сыграл важную роль в жизни писателя? | Ключницы. мама – любовь к чтению (стал умным, образованным); папа – любовь к природе (писал много о природе); ключница Пелагея – увлечение сказками, (написал сказку «Аленький цветочек» |
5.Словарная работа- 2 мин | Эта сказка наполнена старинными словами. Проверим на сколько внимательно читали сказку. Я буду читать значение слов, а вы называете слово. 1.Ключница – крестьянка( прислуга) в доме богатых людей, которая заведовала всеми ключами. 2.Купец – лицо, ведущее частную торговлю ( богатый человек, который торговал товарами или обменивал их на другие) 3.Казна – денежные средства, ценности, принадлежащие купцу. 4.Тридевять земель – очень далеко 5.Венец - драгоценный головной убор, корона 6.Парча – шелковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями 7.Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями
| |
6. Работа по восприятию содержания сказки ( 3 мин) | - Исследуем содержание сказки. В конверте № 1 задания, найдите ответы на них.( быстрый ответ) 1) Какие гостинцы просили привезти его дочери? С. 194-195 2) Назовите волшебный предмет, кому он принадлежал? С.200 3) Где рос аленький цветочек? С 198 4) Чем закончилась сказка? С. 214. - Молодцы. | Венец золотой, тувалет из хрусталя восточного, аленький цветочек. Перстень чудищу. В саду на пригорке. Превратилось чудище страшное в принца-королевича и они сыграли свадьбу. |
7.Физминутка – 1 мин (включить презентацию
| | |
8. Творческая работа групп(3 мин) Музыка | Во время работы групп звучит спокойная музыка. - Продолжим исследование сказки. Задания в конвертах № 2. Кто будет готов, поднимите смайлик 1 группа – Подснежники Задание: 1. Нарисовать рисунок к любому эпизоду сказки. 2 группа – Тюльпаны Задания: Составить синквейн на тему «Сказка» 3 группа – Цветики-семицветики Задание: Дать характеристику героям: младшей дочери, купцу, чудищу, сестрам (положительный , отрицательный, добрый, добрая, вежливая, отзывчивый, злые, простая, несчастный, честный, честная, искренняя, справедливый, общительный, воспитанная, завистливые, гостеприимный, жестокие, самолюбивые, скромная.) 4 группы – Розы Задание: Показать театральную сцену с куклами Старшая дочь .Средняя дочь. Младшая дочь. Купец. Отчёт каждой группы помощники( поднимайте смайлик) (2 мин)
| |
9. Подведение итогов (5 мин) Слайд | Раскрытие авторского замысла. -Знаете ли похожие сказки похожие на «Аленький цветочек»? - Сравним две сказки Название сказки | «Аленький цветочек» | «Ак- Чечек- Белый цветок» | Автор сказки | Сергей Тимофеевич Аксаков | Алтайская народная сказка | Герои | Купец 3 дочери Чудище страшное( чудо морское, зверь лесной) | Дед 3 внучки Страшный зверь | Где жили (чудище, страшный зверь) | Во дворце с диковинными садами | В белом ледяном дворце | Какой цветок в сказках | Аленький | Белый ( имя) | Что помогло снять проклятие | Честность, верность, любовь | - В чем заключается замысел автора? В любых сказках ( в народных и литературных) любовь, честность, добро помогают преодолеть любые трудности. | Алтайская сказка «Ак - чечек» (Белый цветок. Добро побеждает зло. |
10.Рефлексия – 3 мин
| - А что вам помогло сегодня на уроке преодолеть трудности? Домашнее задание по выбору в конвертах № 1.Краткий пересказ 2.Рисунок понравившемуся эпизоду 3.Сочинить свою сказку 4. Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть. Оцените работу в группах.( Цветы.) Достигли ли вы цели на уроке? - Символом верности, добра и любви является аленький цветочек. Я желаю, чтобы вы выросли добрыми, честными людьми. - А вот это цветок ( снимаю колпак) расцвел благодаря вашей активной работе на уроке. И я дарю его вам в класс в память о нашей встрече. В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек, пусть они расцветут в душе каждого из нас
| Активность, честность, трудолюбие, творчество, дружба.
Самооценивание цветочками |
Ученик 1 : Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию , через 4 года- студент Казанского университета . А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Толстым. |
Ученик 2 Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и пристрастила своего сына к чтению. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного. Сережа увлекся чтением книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть. |
Ученик 3 Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. |
Ученик 4. Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек», которую Пелагея рассказывала, когда он лежал больным и долго не мог заснуть |
Задание для Тюльпанов Задание: Нарисовать рисунок (рисунки) к любому эпизоду сказки. |
Задание для Роз: Задания: Составить синквейн на тему «Сказка». 1 строка – одно существительное. 2 строка – два прилагательных. 3 строка – три глагола. 4 строка – составить предложение с существительным. 5 строка – синоним (ассоциация с первым словом). ______________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ _____________________________________________________________________ 5.______________________________________________________________________ |
Задание для – Цветиков-семицветиков
Задание: Дать характеристику героям: младшей дочери, купцу, чудищу, сестрам Заполни таблицу, используя слова внизу Герой | Характеристика | Положительный или отрицательный | Старшие сестры | | | Младшая дочь | | | Купец | | | Чудище | | |
(добрый, добрая, вежливая, отзывчивый, злые, простая, несчастный, честный, честная, искренняя, справедливый, воспитанная, завистливые, гостеприимный, жестокие, самолюбивые, скромная.) |
Задание для Подснежников Показать театральную сценку с куклами |
Старшая дочь -Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого. |
Средняя дочь -Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни золота венца самоцветного, а привези ты мне зеркальце из хрусталя восточного, чтобы смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася. |
Младшая дочь -Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни венца самоцветного, ни зеркальца хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете. |
1. Купец -Дочери мои милые, хорошие, пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, и мало ли, много ли времени проезжу – не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите. 2.Купец -Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец. 3.Купец -Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе зеркальце из хрусталя. Знаю я за морем такого человека, и достанет он мне зеркальце. 4.Купец Ну, задала ты мне работу потяжелее сестриных: коли знаешь, что искать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи. |