СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по литературному чтению 4 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта к уроку литературного чтения. "Аленький цветочек" 4 класс.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по литературному чтению 4 класс»

Конспект урока по литературному чтению "Аленький цветочек" С.Т. Аксакова, 4-й класс

Цели урока:

  • познакомить учащихся с личностью писателя С.Т. Аксакова;

  • работать над содержанием сказки

  • формировать исследовательские навыки

  • научить определять авторский замысел (идею) через нравственные поступки героев сказки;

  • развивать речь, мышление, память;

  • воспитывать стремление и желание быть внимательным и вдумчивым читателем; добрыми, отзывчивыми, честными людьми

  • прививать интерес к сказкам.

Оборудование:

  • учебная электронная презентация;

  • 4 комплекта динамических схем (по числу рабочих групп);

  • Предметные картинки :зеркальце с ручкой, детская корона-венец, любой яркий комнатный цветок в горшочке.

  • Заготовки цветка.















Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

    1. Организация начала урока (3 мин.)









Слайд иллюстрации всех произведений















Музыку погромче,

открываю колпак.


Звучит сказочная музыка

- Здравствуйте дорогие ребята! Я рада встречи с вами.

Покажите, с каким настроением пришли на урок?

Играет тихая музыка

- От вашего настроения расцвели удивительные цветы на ваших столах. Откройте колпачки, посмотрите.

- Назовите цветок, из какого он произведения?









- Могут ли зимой расцвести цветы?

- А где?

- А в каких сказках?

- Какие виды сказок вы знаете?

- У меня цветок цвету алого, красоты невиданной и неслыханной, что ни в сказке сказать, ни пером написать.

-Назовите цветок?


-Из какой сказки?


-Кто автор?



- Какая эта сказка?




поднимают настроение- смайлики



открывают


1.Подснежник- С.Я. Маршак

«12 месяцев»

2.Тюльпан – Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»

3.Цветик-семицветик – В.П. Катаев «Цветик-семицветик»,

4.Роза – Г.Х.Андерсен

«Снежная королева»

Да.

В сказках.

В волшебных.

Бытовые, о животных, волшебные.



Аленький цветочек.


Аленький цветочек.


Сергей Тимофеевич Аксаков.


Волшебная.

2.Постановка учебной задачи и цели урока (1 мин)











ЦЕЛЬ РЕБЕНКА

-О чем будем говорит сегодня на уроке? ( открываю по одному слову на доске тему) - А вы читали сказку «Аленький цветочек»? - Прочитайте девиз урока. Кашу кушай, а сказку слушай: умом – разумом смекай да на ус мотай. Чем будем заниматься на уроке, продолжите предложение.

1. Узнаем о творчестве ….

2. Исследуем …

3. Раскроем авторский ….



- С какой целью пришли на урок?

- На уроке будем работать в группах.

1 группа - Подснежник. 2 группа - Тюльпан .

3 группа - Цветик-семицветик. 4 группа - Роза .

- В конвертах задания группам.

- Правила работы в группе на столах.

  1. Не кричи

  2. Не перебивай

  3. Уважай товарища

Литературная сказка

«Аленький цветочек»

Сергей Тимофеевич Аксакова)

Да.






автора сказки С.Т.Аксакове.

содержание сказки.

замысел.


ставят ученики ( Буду … работать озвучивают цели 3-4 ученика)

3. Настрой на работу


- Подготовимся к работе на уроке. Проведем дыхательную гимнастику.

- Глубоко вдохните воздух, при этом показывая мимикой лица удивление.

-Затем медленно выдохните, показывая улыбку.


4.Обобщающая беседа о личности С.Т. Аксакова

(5 мин)

Слайд











































Слайд

- Узнаем о жизни и творчестве писателя Сергея Тимофеевича Аксакова.

Выходят все 4 ученика.

- Внимательно послушайте ребят.

Ученик 1 Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию , через 4 года- студент Казанского университета . А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Толстым. .

Ученик 2 Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и пристрастила своего сына к чтению. Детских книг в то время не было, из детского журнала «Детское чтение для сердца и разума», он узнавал много интересного. Сережа увлекся чтением книг, в семье проходили совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Ученик 3. Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. 

- Я одеваю кокошник, бусы и шаль, ключи за ширмой

Ученик 4. Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек», которую Пелагея рассказывала, когда он лежал больным идолго не мог заснуть.

- В чьем образе я перед вами?

- Вы мои помощники (Раздаю ключи помощникам), будете отвечать за работу в группе

- Как вы думаете, кто сыграл важную роль в жизни писателя?

































Ключницы.




  • мама – любовь к чтению (стал умным, образованным);

  • папа – любовь к природе (писал много о природе);

  • ключница Пелагея – увлечение сказками, (написал сказку «Аленький цветочек»

5.Словарная

работа- 2 мин


Эта сказка наполнена старинными словами. Проверим на сколько внимательно читали сказку. Я буду читать значение слов, а вы называете слово.

1.Ключница – крестьянка( прислуга) в доме богатых людей, которая заведовала всеми ключами.

2.Купец – лицо, ведущее частную торговлю ( богатый человек, который торговал товарами или обменивал их на другие)

3.Казна – денежные средства, ценности, принадлежащие купцу.

4.Тридевять земель – очень далеко

5.Венец - драгоценный головной убор, корона

6.Парча – шелковая ткань, расшитая золотыми и серебряными нитями

7.Тувалет - стол с зеркалом и всеми принадлежностями









6. Работа по восприятию содержания сказки ( 3 мин)


- Исследуем содержание сказки.

В конверте № 1 задания, найдите ответы на них.( быстрый ответ)

1) Какие гостинцы просили привезти его дочери? С. 194-195

2) Назовите волшебный предмет, кому он принадлежал? С.200

3) Где рос аленький цветочек? С 198

4) Чем закончилась сказка? С. 214.

- Молодцы.






Венец золотой, тувалет из хрусталя восточного, аленький цветочек.

Перстень чудищу.

В саду на пригорке.

Превратилось чудище страшное в принца-королевича и они сыграли свадьбу.



7.Физминутка – 1 мин (включить презентацию
























8. Творческая работа групп(3 мин)

Музыка

Во время работы групп звучит спокойная музыка.

- Продолжим исследование сказки. Задания в конвертах № 2.

Кто будет готов, поднимите смайлик

1 группа – Подснежники

Задание:

1. Нарисовать рисунок к любому эпизоду сказки.

2 группа – Тюльпаны

Задания:

  1. Составить синквейн на тему «Сказка»

3 группа – Цветики-семицветики

Задание: Дать характеристику героям: младшей дочери, купцу, чудищу, сестрам (положительный , отрицательный, добрый, добрая, вежливая, отзывчивый, злые, простая, несчастный, честный, честная, искренняя, справедливый, общительный, воспитанная, завистливые, гостеприимный, жестокие, самолюбивые, скромная.)

4 группы – Розы

Задание:

Показать театральную сцену с куклами

Старшая дочь .Средняя дочь. Младшая дочь. Купец.

Отчёт каждой группы помощники( поднимайте смайлик)

(2 мин)





9. Подведение итогов (5 мин)

Слайд

Раскрытие авторского замысла.

-Знаете ли похожие сказки похожие на «Аленький цветочек»?

- Сравним две сказки

Название сказки

«Аленький цветочек»

«Ак- Чечек- Белый цветок»

Автор сказки

Сергей Тимофеевич Аксаков

Алтайская народная сказка

Герои

Купец

3 дочери

Чудище страшное( чудо морское, зверь лесной)

Дед

3 внучки

Страшный зверь

Где жили (чудище, страшный зверь)

Во дворце с диковинными садами

В белом ледяном дворце

Какой цветок в сказках

Аленький

Белый ( имя)

Что помогло снять проклятие

Честность, верность, любовь


- В чем заключается замысел автора?

В любых сказках ( в народных и литературных) любовь, честность, добро помогают преодолеть любые трудности.


Алтайская сказка «Ак - чечек» (Белый цветок.

























Добро побеждает зло.

10.Рефлексия – 3 мин



- А что вам помогло сегодня на уроке преодолеть трудности?

Домашнее задание по выбору в конвертах №

1.Краткий пересказ

2.Рисунок понравившемуся эпизоду

3.Сочинить свою сказку

4. Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Оцените работу в группах.( Цветы.)

Достигли ли вы цели на уроке?

- Символом верности, добра и любви является аленький цветочек. Я желаю, чтобы вы выросли добрыми, честными людьми.

- А вот это цветок ( снимаю колпак) расцвел благодаря вашей активной работе на уроке. И я дарю его вам в класс в память о нашей встрече. В душе у каждого человека должен быть Аленький цветочек, пусть они расцветут в душе каждого из нас



Активность, честность, трудолюбие, творчество, дружба.











Самооценивание цветочками










Ученик 1 :

Сергей Тимофеевич Аксаков родился в 1791 году в Уфе. Отец его служил прокурором. В 9 лет Сергея помещают в Казанскую гимназию , через 4 года- студент Казанского университета . А через 3 года Сережа оставляет университет и приезжает работать в Петербург. Он был знаком с Пушкиным, Гоголем, Толстым.

Ученик 2

Мать Сергея Аксакова Мария Николаевна была очень образованной женщиной и пристрастила своего сына к чтению. Детских книг в то время не было, но был детский журнал «Детское чтение для сердца и разума», откуда он узнавал много интересного. Сережа увлекся чтением книг, чему способствовали принятые в семье совместные чтения по вечерам. Свою первую книгу он выучил наизусть.

Ученик 3

Отец – Тимофей Степанович, страстно любил природу. Сергей тоже был неравнодушен к природе, и в этом заслуга отца, мягкого по натуре человека. Он развил в сыне привязанность к охоте, рыбалке, общению с природой. 

Ученик 4.

Ключница Пелагея – прислуга в поместье Аксаковых, следила за хозяйством в доме. У нее были все ключи от кладовых. Очень часто ее приглашали в дом, для того чтобы рассказала сказки перед сном для маленького Сережи. Сергей очень любил сказку «Аленький цветочек», которую Пелагея рассказывала, когда он лежал больным и долго не мог заснуть















Задание для Тюльпанов

Задание:

    1. Нарисовать рисунок (рисунки) к любому эпизоду сказки.

Задание для Роз:

Задания:

Составить синквейн на тему «Сказка».

1 строка – одно существительное.

2 строка – два прилагательных.

3 строка – три глагола.

4 строка – составить предложение с существительным.

5 строка – синоним (ассоциация с первым словом).

  1. ______________________________________________________________

  2. _____________________________________________________________________

  3. _____________________________________________________________________

  4. _____________________________________________________________________

5.______________________________________________________________________

























Задание для – Цветиков-семицветиков



Задание: Дать характеристику героям: младшей дочери, купцу, чудищу, сестрам

Заполни таблицу, используя слова внизу

Герой

Характеристика

Положительный или отрицательный

Старшие сестры





Младшая дочь





Купец





Чудище






(добрый, добрая, вежливая, отзывчивый, злые, простая, несчастный, честный, честная, искренняя, справедливый, воспитанная, завистливые, гостеприимный, жестокие, самолюбивые, скромная.)

Задание для Подснежников

Показать театральную сценку с куклами

Старшая дочь

-Государь ты мой батюшка родимый! Привези ты мне золотой венец из камениев самоцветных, и чтоб было от него светло в темную ночь, как среди дня белого.

Средняя дочь

-Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни золота венца самоцветного, а привези ты мне зеркальце из хрусталя восточного, чтобы смотрясь в него, я не старилась и красота б моя девичья прибавлялася.

Младшая дочь

-Государь ты мой батюшка родимый! Не вози ты мне ни венца самоцветного, ни зеркальца хрустального, а привези ты мне аленький цветочек, которого бы не было краше на белом свете.

1. Купец

-Дочери мои милые, хорошие, пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, и мало ли, много ли времени проезжу – не ведаю, и наказываю я вам жить без меня честно и смирно, и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите.

2.Купец

-Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, привезу я тебе таковой венец; знаю я за морем такого человека, который достанет мне таковой венец.

3.Купец

-Хорошо, дочь моя милая, хорошая и пригожая, достану я тебе зеркальце из хрусталя. Знаю я за морем такого человека, и достанет он мне зеркальце.

4.Купец

Ну, задала ты мне работу потяжелее сестриных: коли знаешь, что искать, а как найти то, чего сам не знаешь? Аленький цветочек не хитро найти, да как же узнать мне, что краше его нет на белом свете? Буду стараться, а на гостинце не взыщи.


















Найдите ответы на вопросы.


Какие гостинцы просили привезти его дочери? С. 194-195.

Найдите ответы на вопросы.


Назовите волшебный предмет, кому он принадлежал? С.200.

Найдите ответы на вопросы.


Где рос аленький цветочек? С 198.

Найдите ответы на вопросы.


Чем закончилась сказка? С. 214.



Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.

Домашнее задание по выбору.

1.Краткий пересказ.

2.Нарисовать рисунок к понравившемуся эпизоду.

3.Сочинить свою сказку.

4.Какую книгу Аксаков в детстве выучил наизусть.



9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!