Этапы урока | Формы, методы, методические приемы. | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и формы контроля |
Осуществляемые действия | Формируемые умения |
1. Организационный момент. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | - Приветствие учащихся. Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок! Дети, все у вас в порядке? Книжки, ручки и тетрадки! Хочу вам пожелать удачи! Вместе мы сможем решить любую задачу! - Проверка готовности к уроку. | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе. | Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя. | Фронтальный. Наблюдение учителя. |
2. Включение в учебную деятельность. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя, беседа. | Солнце греет еле-еле, Мокнет озимь во поле. А вчера скворцы свистели На соседнем тополе. Всё свистали-щебетали, Собираясь стаями, А сегодня, улетая, В синем небе таяли. Р. Дерикот - Какое время года? - Почему некоторые птицы улетают осенью? - Какие птицы остаются в нашем крае и никуда не улетают в зимнее время? - Названия каких птиц мы начинаем писать с тех букв, с которыми уже познакомились? - Какой звук никогда не стоит в начале слова? - Поставьте названия птиц в форму множественного числа, т.е. измените форму так, чтобы каждое обозначало много птиц. - Где вы слышите звук [ы]? | Прослушивают стихотворение. Отвечают на вопросы учителя. Делают выводы. - Осень. - Им становится холодно. - Грачи, вороны, воробьи, синицы, снегири, голуби. - Аист, орёл, утка, индюк, ласточка, клёст, снегирь, нырок. Звук [ы] - Аисты, орлы, утки, индюки, ласточки, клесты, снегири, нырки. - На конце слова. | Развивают устную речь, внимание, память, добывать подтекстовую информацию. | Фронтальный. Устные ответы. |
3. Актуализация знаний. | Фронтальная. Практический Работа с тетрадью. | Диктант. Записать только первый звук каждого слова: кот, окуни, лисы, лоси, осы, утки, аист, орёл, снегирь. Кто из вас самый внимательный, кто услышал в этих словах звук, который мы ещё не изучали? | Прослушивают слова, выделяют первый звук в слове и записывают его в рабочую тетрадь. Выделяют звук [р], который раньше не изучали. | Актуализация знаний об устной и письменной речи. Отрабатывают навык графического обозначения звуков. | Фронтальный. Индивидуальный. Письменная форма контроля. Устный ответ. |
4. Речевая разминка. | КоллективнаяСловесный. Фонетическая зарядка. | Произнесите как: - едет мотоциклист - скрипят ставни - кони храпят - вороны кричат - собаки рычат | Д-р-р-р Х-р-р-р Х-р-р-р К-а-р-р-р Р-р-р-р | Готовят артикуляционный аппарат к чтению. | Коллективный. Правильное произношение звуков. |
5. Постановка цели и задачи урока. | Фронтальная. Словесный. Слово учителя. | - Какой общий звук вы сейчас произнесли во всех словах? - Как вы думаете, что мы будем изучать сегодня на уроке? | - Звук [р]. Будем знакомиться со звуками [р], [р’] и буквой, обозначающей его на письме. | Формулируют учебную задачу. | Фронтальный. Устный ответ. |
6. Первичное усвоение новых знаний. 1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [р] и [р’] (учебник стр.65) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Работа со схемой, беседа. | На доске – предметные картинки с изображением забора и двери. - Выполните слого-звуковой анализ слов ЗАБОР и ДВЕРЬ. - Звуки [р] и [р’] согласные, звонкие. | Рассматривают схемы модели слов ЗАБОР, ДВЕРЬ; выполняют слого-звуковой анализ этих слов. | Выполняют слого-звуковой анализ слов с изучаемыми звуками. Выделяют звуки [р] и [р’] в процессе слого-звукового анализа, наблюдают над особенностями произнесения новых звуков. Характеризуют выделенные звуки, доказывают, что звуки согласные, сравнивают их. | Фронтальный. Выделение звуков, устные ответы, чтение слогов. |
2. Чтение слогов-слияний (учебник стр. 65) | Фронтальная. Словесный, практический. Чтение, беседа. | - Прочитайте слоги-слияния. В каких слогах звук [р] твердый, а в каких он мягкий? - Звонкие или глухие звуки [р] и [р’]? Почему? | - В слогах ра, ро, ру, ры звук [р] твердый, а в слоге ри – мягкий. - Звонкие. Голос преобладает над шумом, они произносятся звонко. |
3. Упражнение со звуками [р] и [р’] | Коллективная. Словесный. Чистоговорки. | Ра-ра-ра – начинается игра. Ры-ры-ры – у мальчиков шары. Ро-ро-ро – у нас новое ведро. Ру-ру-ру – продолжим мы игру. | Проговоривают чистоговорку. | Выделяют новые звуки из слов, наблюдают над особенностями их произнесения. | Коллективный. Чистоговорка. |
4. Знакомство с буквой Р. | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа. | Звуки [р] и [р’] на письме обозначаются одинаково, одной и той же буквой Р (эр). - На что похожа буква Р? Буква Р – на мачте парус, Вдаль плывет, небес касаясь. (стихотворение сопровождается рисунком) | Находят букву Р на «ленте букв». Высказывают свои предположения. | Находят букву Р на «ленте букв». Высказывают своё мнение. | Фронтальный. Устные ответы. |
Физкультминутка. | Коллективная Практический Разминка. | «Бабочка» Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.) Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.) Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.) Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.) Солнце утром лишь проснется, Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.) | Выполняют движения согласно тексту. | Осуществляют профилактику утомления. Ориетируются на ЗОЖ, придерживаются здорового режима дня. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
5. Чтение слов (учебник стр. 65) | Коллективная индивидуальная. Словесный, практический. Чтение. | - Прочитайте слова сначала про себя, заем хором. - Что показывает сплошная вертикальная прямая и прерывистая черта? | - Читают слова сначала про себя, затем хором. - сплошная вертикальная прямая показывает границы слогов. Прерывистая вертикальная черта – помогает правильно прочесть слово, если нет слияния согласного с гласным. | Читают слоги-слияния и слова с новой буквой. Ориентируются на букву гласного при чтении слогов-слияний. Читают слова с ренее изученными буквами. | Коллективный. Чтение слов, устный ответ. |
6. Развитие связанной речи. Работа с текстом (учебник стр. 65) | Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа. | - Прочитайте текст, соблюдая интонацию. - Что растет у Иры? - Что сделала Ира? - Что случилось? - Почему рассказ называется «Кактус»? - Расскажите о растениях, которые растут в нашем классе и дома. - Как нужно ухаживать за комнатными растениями? | Читают текст вслух. Отвечают на вопросы, опираясь на картинку и привлекая имеющиеся знания. Рассказывают. | Понимают смысл читаемого. Устанавливают причинно-следственные связи. Называют знакомые комнатные растения. Рассказывают об уходе за комнатными растениями. Задают вопросы познавательного характера. | Фронтальный. Чтение, устные ответы. |
7. Развитие связанной речи. Работа с иллюстрацией к сказке А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке» | Фронтальная. Словесный, наглядный. Беседа. | - Рассмотрите картинку. К какой сказке данная картинка? - Кто её автор? - Кто изображен на картинке? - Что волшебного в этой сказке? - Сколько желаний выполнила рыбка? - Почему рыбка не выполнила последнее желание старухи? | - сказка А.С. Пушкин «О рыбаке и рыбке» Рассматривают рисунок, отвечают на вопросы учителя. | Составляют рассказ по картинке, анализируют её, определяют, что в ней волшебного. Формулируют правильные ответы на вопросы. Устанавливают причинно-следственные связи. | Фронтальный. Устные ответы, описание картинки. |
8. Выразительное чтение отрывка. Дифференцированное задание (учебник стр. 64) | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Чтение, беседа. | Прочитайте выразительно отрывок из сказки А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». - Прочитайте слова, в которых встречается буква Р. | Читают, находят букву Р. | Понимают смысл читаемого текста. Составляют текст с иллюстрацией. Распознают букву Р в словах текста. | Фронтальный, индивидуальный. Выразительное чтение, устные ответы. |
Физкультминутка. | Коллективная Практическая. Гимнастика для глаз. | Упражнения для снятия зрительного утомления. 1. Зажмурить глаза. Открыть глаза (5 раз). 2. Круговые движения глазами. Головой не вращать (10 раз). 3. Не поворачивая головы, отвести глаза как можно дальше влево. Не моргать. Посмотреть прямо. Несколько раз моргнуть. Закрыть глаза и отдохнуть. То же самое вправо (2-3 раза). 4. Смотреть на какой-либо предмет, находящийся перед собой, и поворачивать голову вправо и влево, не отрывая взгляда от этого предмета (2-3 раза). 5. Смотреть в окно вдаль в течение 1 минуты. 6. Поморгать 10-15 с. Отдохнуть, закрыв глаза. | Выплняют движения. | Осуществляют профилактику утомления для глаз. | Коллективный. Правильное выполнение движений. |
7. Первичное закрепление. 1. Составление рассказа. | Парная. Словесный. Рассказ. | - Прочитайте слова. Составьте с ними рассказ. | Читают слова. Составляют рассказ. | Составляют рассказ на основе опорных слов, соблюдая логику повествования. | Парный. Усные ответы, рассказ. |
2. Работа с многозначными словами (учебник стр.66) | Фронтальная. Словесный, наглядный, практический. Беседе, чтение. | - Рассмотрите рисунки и прочитайте слово. Какой смысл в нем заключен? - Разгадайте ребус. - Прочитайте текст. Какое значение имеет слово КОСА? | - Водопроводный кран, подъёмный кран. - Рак – руки. - Коса – орудие труда. Коса – заплетённый волос. | Наблюдают над значением слов. Понимают, что слово может быть одно, а значения разные. Объясняют разные значения многозначных слов. | Фронтальный. Чтение, устный ответ. |
3. Чтение слов. Работа с текстом (учебник стр. 67) | Фронтальная, индивидуальная, практический. Чтение, беседа. | - Прочитайте слова. - Что означают слова в первом столбике? - Что объединяет слова во втором столбике? - Прочитайте текст. Озаглавьте его. - Ответьте на вопросы к тексту. - Придумайте предложение по схеме. | Читают слова и текст вслух. - Названия цветов. - Читают текст. Озаглавливают его. Отвечают на вопросы. Придумывают предложение по схеме. | Читают слова по слогам и предложения с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания. Понимают смысл прочитанного. Выделяют главную мысль в тексте. Придумывают предложение по схеме. | Фронтальный, индивидуальный. Чтение, устные ответы. |
4. Игра слов (учебник стр.61) | Парная. Словесный, практический. Игра. | - Составьте слова из букв. Проверьте работу друг у друга. | Составляют слова из букв. | Работают в паре: совместно определяют цель задания, контролируют правильность ответов друг у друга. | Парный. Устный ответ, игра. |
5. Работа с «лентой букв» (учебник стр.67) | Фронтальный. Словесный. Беседа. | - Обьясните расположение букв на «ленте букв» | Рассматривают «ленту букв», объясняют расположение букв на ней. | Устанавливают критерий классификации букв на «ленте букв». | Фронтальный. Устные ответы. |
8. Рефлексивно-оценочный. | Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа. | - Что нового вы узнали на уроке? - Что особенно вам понравилось? Почему? - Что вызвало затруднение? Почему? - Оцените урок. Если вам понравился, то выберете улыбающийся смайлик, а если нет, то грустный. | Отвечают на вопросы учителя. Оценивают урок. | Устанавливают причинно-следственные связи. Отвечают на итоговые вопросы урока. Оценивают работу. | Индивидуальный, фронтальный. Оценка деятельности. |