Учитель | Самойлова А.А. |
Предмет | Окружающий мир |
Класс | 3 класс |
Тема | Охрана растений |
Тип урока | «открытие» нового знания |
Цели | формирование знаний о бережном отношении к природе и закрепление знаний о значении растений в жизни животных и человека. |
Задачи | Показать значимость растений в жизни человека; формировать представления учащихся о влиянии деятельности человека на уменьшение численности и разнообразия дикорастущих растений; закреплять нормы и правила поведения в природе, воспитывая бережное отношение к растениям; обогатить личный опыт учащихся примерами позитивного взаимодействия с окружающей средой; развивать у учащихся навыки умственного труда, умения анализировать, обобщать и делать выводы. |
Планируемый результат | Познавательные УУД – учащиеся научатся объяснять, почему многие растения стали редкими и как нужно охранять растения; оценивать поступки людей по отношению к природе; формулировать правила друзей природы; анализировать, делать выводы. Регулятивные УУД Развиваем умение высказывать своё предположение. Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему; Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Коммуникативные УУД – 1. Развиваем умение слушать и понимать других. 2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 3. Оформлять свои мысли в устной форме. 4. Умение работать в паре. Личностные УУД: Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности. Предметные: Объяснять, почему необходимо охранять растения; Формулировать правила поведения в природе |
Технологии урока | Технология проблемного обучения, ИКТ–технология |
Основные понятия | Охрана растений, Красная книга |
Межпредметные связи | Окружающий мир |
Организация пространства | Работа фронтальная, парная, индивидуальная |
Ресурсы: - основные | Презентация, электронная доска, учебник, тетрадь, карточки с заданием. |
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД |
1.Оргмомент | Сейчас у нас урок окружающего мира. Покажите, как вы готовы к уроку. Я желаю вам успеха. | Садятся правильно. Внимательно слушают учителя. | Личностные: проявлять интерес к изучаемому предмету. Эмоциональный настрой на урок |
2 Актуализация знаний и проверка домашнего задания. | –На протяжении нескольких уроков мы с вами вели разговор о растениях: об их разнообразии, строении, размножении и развитии. Сегодня нам предстоит изучить ещё одну тему, посвященную миру растений. Но сначала вспомним предыдущий материал. Тест на тему «Размножение и развитие растений» (Приложение 1) | Отвечают на вопросы Выполняют тест | Познавательные умение перерабатывать полученную информацию, делать самостоятельные выводы, |
3.Самоопределение к деятельности | –Послушайте: Слайд 1 На земле исчезают цветы, С каждым годом заметнее это. Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето… Сейчас на земле в опасности 25 тысяч видов растений. Купавка, василек, дрок, ятрышник, пион узколистный, тюльпан двуцветковый – все эти растения исчезают. –Итак, что вы поняли, услышав стихотворение? –Как вы считаете, почему всё исчезает? –Растения погибают, погибают чаще всего, в результате человеческой деятельности. И именно сейчас надо задуматься над тем, как сохранить растения. –Какую тему урока мы можем сформулировать? Слайд 2 –Отлично. Как вы считаете, какую цель мы должны достигнуть? –Хорошо. Сегодня мы познакомимся с правилами бережного отношения к природе и закрепим знания о важности растений в жизни человека и животных. | Отвечают на вопросы: -что растения погибают. -отвечают. -«охрана растений» -научиться бережно относиться к природе и закрепить знания о значении растений | Регулятивные Умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя |
4. Работа по теме урока | - Какова же роль растений в жизни человека? Растения, которые нас окружают в природе, дают нам очень многое: строительный материал, топливо, сырьё для производства бумаги, ценные лекарства, всевозможные пищевые продукты, корм для скота, материал для мебели и т.д. Всего перечислить просто невозможно. Велико значение растительного покрова и как источника кислорода, без которого невозможна жизнь на Земле. Зелёные растения выделяют в атмосферу огромное количество кислорода. Чтобы получить некоторое представление о масштабах этого процесса, достаточно привести такой пример. Одно дерево средней величины выделяет за сутки столько кислорода, сколько нужно для дыхания трем взрослым людям. - Какое значение имеют растения для животных? Слайд 4 - Какое значение имеют растения для человека? Слайд 5 - Прочитайте текст на странице 84-85 и найдите ответ на вопрос: Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими? - Посмотрите, как хозяйственная деятельность человека изменяет условия жизни растений. Слайд 6 Слайд 7 Некоторые растения становятся редкими из-за того, что люди рвут их ради красивых цветков. Такие растения не дадут плодов и семян, а значит, и потомства. Сорванные растения быстро вянут, а в природе они ещё долго могли бы радовать нас! – откройте рабочую тетрадь с.47, выполните задание №2. – Обменяйтесь тетрадями, проверьте, правильно ли ваш сосед выполнил задание. – Как вы понимаете выражение «охранять растения»? | Ответы детей Ответы детей Ответы детей Из-за хозяйственной деятельности людей: строят заводы, роют карьеры на месте леса, на месте луга устраивают фермы, много рвут растений для букетов, вытаптывают растения Выполняют задание взаимопроверка Охранять растения – это значит бережно к ним относиться. | Познавательные умение перерабатывать полученную информацию, делать самостоятельные выводы |
5. Физкультминутка | Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. (плавное покачивание поднятыми вверх руками) Руки нагнули, кисти встряхнули – Ветер сбивает росу. (встряхивание рук перед собой) В стороны руки, плавно помашем – Это к нам птицы летят. (горизонтальные, одновременные движения руками вправо - влево) Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад (2 раза) | Выполняют движения | |
6. Продолжение работы по теме урока. | Слайд 8 – Чтобы знать, какие растения необходимо защищать, существует Красная книга. Она содержит в себе список редких растений, находящихся под угрозой исчезновения. Слайд 9 Так, в Красной книге находятся такие растения, как подснежник, ятрышник, водяной орех, сон-трава. А также такие - купальница, волчье лыко, кувшинка, колокольчик, пижма, подорожник большой, пастушья сумка, валериана, но только эти растения занесены в Красную книгу, потому что являются лекарственными. И большинство из этих растений охраняются в ботаническом саду. – р.т.с.48 №4 выполните задание и проверьте себя по учебнику. –Ребята, а что может сделать каждый из нас для сохранения растений? - Ребята одной из школ придумали правила поведения в природе и обозначили их знаками. Догадайтесь, о чём говорят эти знаки? Слайд 10 Откройте р.т.с.48 №5 и кратко запишите, что обозначают данные знаки. – Давайте проверим ваши ответы. Слайд 10 (анимация) | Ответы детей Ответы детей | Познавательные умение перерабатывать полученную информацию из разных источников |
7. Рефлексия | –Почему многие виды дикорастущих растений становятся редкими? – Назовите несколько растений, нуждающихся в охране? – Что люди делают для охраны растений? – Как нужно вести себя в природе, чтобы не причинять растениям вреда? | | Регулятивные Умение оценивать правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки Коммуникативные Умение оформлять свои мысли в устной форме |
8 Итог урока | –Давайте вспомним, какую цель мы с вами поставили в начале урока? –Какие правила поведения в природе вы будете выполнять? – Что нового вы узнали на уроке? – Что люди делают для охраны растений? –Кто считает, что мы достигли цели, смогли выполнить все задания, и добрались до вершины успеха, поднимите зеленый карандаш. –Кто считает, что цель достигнута частично, некоторые задания были трудными, поднимите красный карандаш. –А теперь поднимите карандаши те, кто сможет прийти домой и рассказать родителям о том, какие растения внесены в красную книгу и как мы можем их защитить? Молодцы! Спасибо за работу на уроке! | | Личностные умение выполнять самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности |
9 Домашнее задание | Уч.с.84–87 прочитать текст, р.т.с.49 №3,6, с.87, задания для домашней работы на выбор | | |