СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку для 4 класса на тему Имя прилагательное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная технологическая карта будет полезна учителям

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку для 4 класса на тему Имя прилагательное»

Тема: Дательный падеж имени существительного

Цель: Познакомить с дательным падежом (вопросы, на которые отвечают имена существительные в форме Д. п.,предлоги, с которыми они употребляются, основные падежные значения); учить находить в предложении имена существительные в форме дательного падежа по вопросам и предлогам, грамотно употреблять их в речи


Ход урока

  1. Организационный этап

Мы сегодня познакомимся с падежом, про который герой стихотво­рения

Г. Граубина Лежебокин сказал:

«Такой падеж... Делиться чем-нибудь

Я с детства не терплю: С друзьями

Давать, Не люблю».

— О каком падеже идет речь? (О дательном падеже.)

Минутка чистописании

Л.. стопа..

Опавш.. й л. .ствы — С .. синки...

разг..вор еле слыш..н: — С черемухи...

Мы с кленов... — С дуба...

Мы с яблонь... — Сб. .резы...

Мы с вязов... — Везде л..стопа..:

Мы с вишень... на п..роге — м..розы...

Ю. Капотов

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

  • Определите падеж имен существительных.

  • Определите значение имен существительных в родительном падеже.

  • Подберите слово к схеме:

IV. Чистописание _

ж..лтый кр..снеет пурпурный

— Какое слово лишнее? Почему?
Словарная работа:
телефон

Словарно-орфографическая работа телефонный справочник

Составление словосочетаний, предложений с этим словом.

Учитель знакомит детей с написанием и значением слова

К р_бёнку, по д_роге, к т_л_визору, по п_годе.

• Прочитайте. Объясните написание пропущенных букв. Устно к данным словам поставьте вопросы. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите окончания.

2.Этап проверки выполнения д/з

Проверка домашнего задания: чтение словосочетаний, выборочный анализ орфограмм, установление значения родительного падежа («какой предмет, из чего он сделан, кому принадлежит»).

3. Подготовка учащихся к работе на основном этапе

Введение новой темы: рассматривание рисунка на с. 21, составление предложений с именами существительными в дательном падеже, фиксация вопросов, предлогов.

Использование схем - опор, таблиц

Наблюдение над значениями имен существительных в форме дательного падежа

4. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Списывание, выделение из предложений словосочетаний глагол + сущ. в Д. п., постановка вопросов к именам существительным (упр. 31).

физкультминутка

5. Этап первичной проверки понимания изученного

Чтение текста о дательном падеже, ответы на вопросы по его содержанию (упр. 32).

Выполнение упр. 32 - устно

Дети читают текст упражнения и отвечают на вопросы: в каких случаях употребляются имена существительные в форме дательного падежа? На какие вопросы они отвечают? С какими предлогами употребляются?

6.Этап закрепления новых знаний и способов действий

Чтение словосочетаний с изменением формы имен существительных, их запись со вставкой пропущенных букв, выделением окончаний и обозначением падежа; разбор слова по составу (упр. 33).

Выполнение упр. 33

Учащиеся составляют словосочетания, указывают значение имен существительных в дательном падеже, выбирая подходящее из названных учителем — адресат (тот предмет, на который направлено действие) действия, цель движения, место действия — эти значения имен существительных записываются на доске. Запись словосочетаний

Нахождение в предложениях и выписывание словосочетаний с именами существительными в форме Д. п. с выделением окончаний и предлогов; установление падежного значения («место, направление движения») (упр. 34).

7. Этап применения знаний и способов действий

Письмо под диктовку:

Золотой дождь

Брызнули листья с деревьев. Полетели они иволгами по ветру, запрыга­ли белками по сучкам, понеслись куницами по земле. Листья шуршат, скре­бутся, лопочут. Листья летят, качаются и бегут. Листья вверху, внизу и кру­гом. Шумит золотой дождь. По Н. Сладкову

  • Почему дождь назван золотым?

  • Подчеркните однородные сказуемые, объясните постановку знаков препинания.

  • Определите падеж имен существительных. Над существительными в дательном падеже поставьте знак «+»


8. Этап обобщения и систематизации знаний

Мозговая атака в письменной форме. Определить падеж.

Групповая работа .Вопросно-ответное общение

Самостоятельная работа.

— Спишите, поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Выделите окончания имен существительных.

  1. вариант

  1. К кому вы идете? (Зина, Таня, Надя, бабушка, тетя, подруга.)

  2. К кому спешит девочка? (Мама, брат, сестра, дядя, дедушка, папа.)

  1. вариант

  1. Кому ты хочешь написать письмо? (Вася, Олег, Семен, Витя, Настя, Роман.)

  2. К чему подъехали? (Магазин, пасека, роща, лес, озеро, река.)


Д.п Р.п в.п и.п. в.п Д.п

3. Никита шел по лесу. Для кузнечика он пел песенку. Медведь тихо срывал малину. К ели прыгала белочка.( И.п)

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Письмо по памяти:

Л..стопа..! Л..стопа..!

Лес ..сенний конопат.

Нал..тели конопушки

Стали рыж..ми опушки.

Вет..р мимо пр..л..тал

Вет..р лесу пр..ш..птал:

— Все рыж..нки оборву

..бросаю их (в) тр..ву! Н. Егоров

  • Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

  • Прочитайте сложное предложение, выделите в нем грамматические основы.

  • Подчеркните однородные члены. На какие вопросы они отвечают?

Определите падеж имен существительных.

10.Этап коррекции знаний и способов действий

11.Этап информации о домашнем задании Упр. 35

12.Этап подведения итогов занятия

⎯ Как определили падеж имен существительных?

Рассказ о дательном падеже по предложенному плану или схеме ответа.

13.Этап рефлексии

  1. Игра «С какого дерева?». Учитель показывает рисунки с изображе­нием листьев, а ученики определяют, с какого дерева этот листок.

  2. Расскажите о дательном падеже по плану: 1) вопросы; 2) предлоги; 3) окончания; 4) член предложения.

  3. Игра «Кто получил подарки?». .

— Определите в предложении, кто из зверей получил подарок. Запом­ните: это слово должно стоять в дательном падеже.

Я дарю крокодилу сапоги, бегемотикам по ботикам, кошке гармошку, мартышкам по книжке.

(Ответ: Подарки получили бегемотики и мартышки.)


Тема: Винительный падеж имен существительных


Цели: Познакомить с винительным падежом (вопросы, на которые отвечают имена существительные в форме В. п., предлоги, с которыми они употребляются, основные падежные значения); учить находить в предложении имена существительные в форме винительного падежа по вопросам и предлогам, грамотно употреблять их в речи; развивать речь учащихся; показать красоту осенней природы.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Этап проверки домашнего задания

Выборочная проверка домашнего задания: проверка орфограмм; составление словосочетаний с глаголами радоваться (кому? чему?)..., скучать (по кому? по чему?) …

III.Подготовка учащихся на основном этапе

Орфографическая разминка

Опустел (в) д..ревне са.., П..т..нулись жура.ли.

П.утинки (в)даль л..тяг, Распахнулись двери школ,

И (на) южный край з..мли Что за м..сяц (к) нам пр..шел (Сентябрь.)

  • Вставьте пропущенные орфограммы, объясните их написание. Рас­кройте скобки.

  • Определите падеж имен существительных. Чем являются в предложе­нии существительные в именительном, родительном, дательном падежах?

  • Прочитайте сложное предложение, объясните постановку знаков препинания в нем.

  • Назовите осенние месяцы.

Чистописание

с..нтябрь сверкать сиять

  • Какое слово лишнее? Почему?

  • Назовите слова, близкие по значению. Подберите к ним синонимы.

Ясным утром с.нтября Л..тят птицы за м..ря —

Хле.. м..лотят села, И открылась школа. С. Маршак

  • Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните непроверяемые гласные.

  • В сложном предложении подчеркните грамматическую основу.

  • Обозначьте падеж имен существительных.

  • Назовите слово, в котором не совпадает количество букв и звуков.

Игра «Знаете ли вы приметы осени?».

  • Дополните пословицы:

  • Гром в сентябре — осень... теплая.

  • В сентябре одна ягода, да и то горькая. (Рябина.)

  • Облака идут низко — скоро... похолодает.

  • Почему- сентябрь в народе называли «ревун»? (За ветреную погоду.)

Словарное слово: компьютер

IV.Подготовка учащихся на основном этапе

Создание проблемной ситуации

Введение новой темы: анализ содержания рисунка на с. 24, составление предложений по вопросам и рисунку с именами существительными в винительном падеже, их запись, фиксация на доске вопросов, предлогов; составление устного сообщения о винительном падеже (упр. 36).

V.Этап первичной проверки понимания изученного

Составление словосочетаний с опорой на смысловые вопросы с выбором предлогов в (во), на, их запись; установление значения В. п. (значение места) (упр. 37).

— Расскажите о винительном падеже по плану: 1) значение; 2) вопро­сы;

3) предлоги; 4) роль в предложении.

Физкультминутка

VI. Этап закрепления знаний и способов действий

Нахождение в предложениях имен существительных в форме В. п., постановка к ним падежных и смысловых вопросов, выписывание словосочетаний вместе с вопросами (упр. 38).

VII. Этап применения знаний и способов действий

1. Работа с текстом:

Стала ель влису заметней,

Берижет густую тень

Падасиновик последний

Здвинул шапку набекрень. А. Твардовский

— Исправьте ошибки, допущенные в написании слов.

— Поставьте над существительными в винительном падеже знак «+».
— Подчеркните однородные члены предложения. Объясните постановку

знаков препинания.

2.Работа с пословицами:

1) Красна, в, смерть, бою, и, за, Отчизну. 2) Кто, герой, за, истинный, горой, правду, тот. 3) Прочел, с, новую, другом, книгу, встретился. 4) Всяк­ие кивай, свою, делай, на, работу, другого.

  • Составьте из слов пословицы. Объясните их смысл.

  • Подчеркните изученные орфограммы, объясните их написание.

  • Обозначьте падеж выделенных имен существительных.

3. Письмо по памяти:

Уж св..жо (на) заре,

Уж с.нтябрь (на) дв..ре.

И л..са и п..ля

(В) п..з..лоте! А. Барто

  • Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Объясните их написание.

  • Обозначьте падеж имен существительных.

  • Сделайте морфемный разбор слова позолота.

VIII. Этап обобщения и систематизации знаний

Работа с текстом:

0с.нь (в) л.,су

Пр. .шел с.нтябрь после августовских теплых дней (на)ступила з..л..тая осень (по) ..пушкам л..сов еще растут тр..бы (на) лесных п..лянах кр..снеют гроздья р..бины (по) высокому небу б..гут ..блака. По И. Соколоеу-Микитову

  • Сколько предложений в тексте?

  • Спишите, вставляя пропущенные буквы и знаки препинания.

  • Подчеркните безударные гласные одной чертой, непроверяемые глас­ные — двумя чертами.

  • Подчеркните главные члены предложения. .

  • Определите род, число, падеж имен существительных.

  • Чем красив месяц сентябрь?

9.Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

Предупредительный диктант:

Особенно красив и печален лес в ранние осенние дни. На золотом фоне пожелтевшей листвы выделяются яркие пятна раскрашенных кленов, осин. Медленно кружась в воздухе, падают с берез пожелтевшие листья. От де­рева к дереву протянуты тонкие серебристые нити липкой паутины. По И. Соколоеу-Микитову

  • Определите падеж имен существительных.

  • Обозначьте части речи.

  • Подчеркните однородные члены предложения.

  • Волнистой линией подчеркните слова, в которых больше звуков, чем букв. Почему?

10. Этап коррекции знаний и способов действий

Работа с текстом:

Сентябрь

1)В, розовым, л..сные, п..крываются, п..ляны, с.нтябре, к..вром. 2) Это, вереск, цв..тет. 3) В, ..вощей, уборка, с.нтябре, хл..ба, заканчивается, и. 4) Пустеют, п..ля, луга, и. 5) С, становится, все, каждым, х..л..днее, днем. 6) И, совсем, со..нце, по-в..синему, только, улыбается, иногда.

  • Составьте из слов предложения.

  • Вставьте пропущенные буквы, объясните их написание.

  • Определите падеж имен существительных. Подчеркните однород­ные члены предложения.

11. Этап информации о домашнем задании Упр. 40

12.Этап подведения итогов занятия

⎯ Как определили падеж имен существительных?

Рассказ о винительном падеже по предложенному плану или схеме ответа.

13.Этап рефлексии

— На какие вопросы отвечают имена существительные в винительном
падеже? С какими предлогами они употребляются? Каким членом предло­жения являются?