СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Местоимение (личное) как часть речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Местоимение (личное) как часть речи"»


ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

русский язык

по теме: «Местоимение (личное) как часть речи»,

проведенного студенткой 4 «Б» группы

специальности: 44.02.02 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Лозиной Викторией Сергеевной

















Зерноград,

2021г.


ТК разработала: В.С. Лозина.

Школа: ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»

Класс, учитель: 2 «а», Е.И. Арженовская

Класс, предмет: 2 класс, русский язык.

Тема: Местоимение (личное) как часть речи.

Цель: организация деятельности обучающихся по осознанию местоимения как части речи.

Задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания об имени существительном как части речи;

- содействовать усвоению знаний обучающихся о местоимении как части речи;

- формировать умения распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении, различать местоимения и имена существительные.

Развивающие:

- способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса;

- развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию бережного отношения к природе;

- воспитывать культуру поведения обучающихся при работе в парах.


Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

Л1: осмысления необходимости бережного отношения к природе;

Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и

сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу;

Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.

Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

П1: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи).

К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

1. Узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи;

2. Выявлять принадлежность слова к определённой части речи

на основе усвоенных признаков.


Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:

- для учителя: техкарта, компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский язык (2кл 2ч)» В.Г. Горецкий;

- для детей: учебник «Русский язык (2кл 2ч)» В.Г. Горецкий, карточки с таблицей, карточки на самостоятельную работу и карточки на рефлексию «Лесенка успеха»



ХОД УРОКА


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Методы

1. Мотивация к учебной деятельности

Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность.

Начинается урок.

Он пойдёт ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

-Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!»

-А что такое тайна?



-А вы готовы открывать тайны?

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

-Но прежде чем мы начнем открывать тайны русского языка, проверим готовность к уроку. Я называю предмет, а вы кладете на него руку, если чего-то нет, то тихонько подготовьтесь.

Слушают учителя, настраиваются на учебную деятельность.







Смотрят на девиз урока.


-Тайна — секретная информация, раскрытие которой связано с определёнными трудностями.

-Да!

Организуют своё рабочее место.










К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Формирование готовности восприятия учебного материала



Беседа

2. Актуализация опорных знаний (умений)















Организует запись числа в рабочих тетрадях.

-Посмотрите на доску. Какое сегодня число? Назовите орфограммы.

-Посмотрите на вторую строку. Какие орфограммы?

-Откройте тетрадь, запишите число «Двадцать седьмое апреля» и «Классная работа». Выделите орфограммы как на доске.

Организует словарную работу.

-Посмотрите на экран. Назовите что вы видите.


-Запишите эти слова в тетрадь с красной строки через запятую. Выделите непроверяемые гласные. Поставьте ударение в словах.

Организует взаимопроверку.

-Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по образцу на экране. (Яблоко, тетрадь, капуста, пенал). Обменяйтесь тетрадями.

Проводит параллель с ранее изученным материалом.

-Определим часть речи у записанных слов. Но сначала давайте вспомним: «Что такое речь?»

-Какие части речи вам знакомы?

-Что такое сущ., прил., глагол?


Записывают число в тетради.

-Сегодня двадцать седьмое апреля.


-Классная работа.





Отвечают на вопросы учителя.

-На экране картинки: яблоко, тетрадь, капуста, пенал.

Записывают словарные слова, выделяют орфограммы, ставят ударение.

Обмениваются тетрадями и проверяют работу по эталону.



Определяют часть речи словарных слов, записанных в тетради.

-Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем.

-Имя сущ., имя прил., глагол.

Дают определение каждой части речи.

Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.











К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Беседа








ИКТ технологии





Взаимопроверка



Устный опрос

3. Организация познавательной деятельности

3.1 Целеполагание
































3.2 Открытие нового знания

Подводит к определению темы и цели урока, используя приём «Затруднение».

-Обратите внимание на экран. Что вы видите?


Имя сущ.

Имя прил.

глагол

?





Играть, рисунок, он, зелёный, стол, скачет, сильная, я.

Формулирует задание.

-Верно! В таблице записаны 3 части речи с которыми вы уже знакомы, а последняя колонка пустая. Вам нужно определить часть речи и записать слова в нужную колонку. Если вам трудно определить часть речи или вы сомневаетесь, то запишите эти слова в последнюю колонку.

Напоминает обучающимся, как работать в парах.

-Работать будете в парах, вспомним как нужно работать в парах (слайд). Выполняйте задания ручкой на карточках. Приступайте.

Организует проверку.

-Сейчас все вместе проверим что получилось. По цепочке называете слово и часть речь.

Имя сущ.

Имя прил.

глагол

?

рисунок стол

зелёный сильная

играть скачет

он

я

-Почему вы не смогли определить, какой частью речи являются слова я, он?

-А мы употребляем эти слова в речи?

-Значит они тоже часть речи?

-А знаете ли вы как называется эта часть речи?

-Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке?


-Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи.


Организует знакомство с правилом по учебнику.

-Откройте учебник на с.101. Прочитайте правило в рамочке про себя.

-Кто готов рассказать правило своими словами так, как он его понял? (спрашивает 2-3 детей)

-Теперь проговорим правило все вместе.

Организует опрос.

-Что такое местоимение?

-Что еще можно сказать об этой части речи?


-Какие слова относятся к местоимению?


Организует выполнение упражнения по учебнику.

-Выполним упр.171. Прочитайте текст.

-Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет?



-Как называются выделенные слова? Назовите их.


-На что указывает слово «он»? Кто себя называет словом «я»? К кому обращаются с речью, употребляя местоимение «ты»? Вместо каких имён существительных употребляется слово «они»?

-Запишите в тетрадь «Упражнение 171». С новой строки спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова.

Отвечают на вопросы учителя.


-На экране таблица, в 1 колонке-сущ., во 2 колонке-прил., в 3 колонке-глагол, а в 4-вопрос.

Ниже таблицы записаны слова.



Слушают задание.







Слушают правила работы в парах.

Выполняют задания на карточках.


Проверяют работу.






-Потому что они не относятся ни к одной из групп.

-Да, употребляем.

-Да.

-Нет.

-Узнать, как называется новая часть речи.




Открывают учебник, читают правило.


Обучающиеся рассказывают правило.

Проговаривают правило все вместе.

Отвечают на вопросы учителя.

-Местоимение – это часть речи.

-Местоимение не называет предмет, а только указывает на него.

-Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они.


Выполняют упражнение 171.

Читают текст.

-Автор употребляет выделенные слова для того, чтобы не было повторений. Они не называют конкретное лицо или предмет, а только указывают на него.

-Выделенные слова называются местоимениями. Он, я, они.

- На теремок. Мышка. К лягушке. Вместо существительных мышка и лягушка.


Записывают упражнение в тетрадь. Вставляют пропущенные слова. Подчеркивают выделенные слова (местоимения).

Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.





Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и

сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу








П1: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов;






К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, местоимение и часть речи).

Беседа















Работа в парах









Беседа










Работа с книгой





Устный опрос





Упражнение

Физминутка

-Наступило время немного отдохнуть. Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы.

Глагол-приседают, сущ.–шагают, прил.-наклоны туловища, мест.-подпрыгивают.


Здоровьесберегающие технологии

3.3 Первичное закрепление

Организует выполнение упр. 173 из учебника.

-Молодцы! Мы немного отдохнули, теперь продолжаем работать. Выполним упражнение 173.

Прочитайте стихотворение.

-Определите главную мысль текста.



-О чём просит задуматься автор?


-Можно ли срывать цветы, листья с деревьев?

-Почему?


-Назовите выделенные слова. Что это?

-Чем местоимения отличаются от существительных?


-Спишите первое предложение. Подчеркните местоимения.

Читают стихотворение (упр. 173)




-Если мы сорвём цветы,

То не будет красоты

И не будет доброты.

-Автор просит задуматься о своих поступках по отношению к природе.

-Нельзя.

-Природу нужно беречь, потому что срывая листья, цветы мы ей вредим.

-Я, ты, мы. Это местоимения.

-В отличие от существительного местоимения только указывают на предмет, но не называют его.

Списывают предложение, выделяя местоимения.

Л1: осмысления необходимости бережного отношения к природе;



П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи).

Упражнение




Беседа

3.4 Самостоятельная работа

Организует выполнение дифференцированной самостоятельной работы на карточках.

Проводит инструктаж по выполнению заданий.

-Сейчас вам предстоит самостоятельно выполнить задания на карточках. Посмотрите на 1 задание, здесь вам нужно выбрать один вариант ответа. Во 2 подчеркнуть местоимения, а в 3 карандашом соединить существительное с его местоимением.

-Выполняйте.

1. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, - это:

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) местоимение

г) глагол

2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения:

как без он у я от ты мы до вы про они


3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями:

им. существительное

местоимение

сахар

пальто

улица

ножницы

оно

он

они

она

Организует проверку под диктовку.

-Приготовьтесь к проверке. Отложите ручки, возьмите карандаши. Я буду диктовать, а вы проверяйте и если нужно исправляйте ошибки.

Организует критериальное самооценивание.

-Поставьте карандашом себе отметку:

5 – допущена 1 ошибка;

4 – допущено 2-3 ошибки;

3 – допущено 4 и более ошибок.

Выполняют самостоятельную работу на карточках.

Слушают инструктаж учителя.






Выполняют задания.

1.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, - это:

а) имя существительное

б) имя прилагательное

в) местоимение

г) глагол

2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения:

как без он у я от ты мы до вы про они

3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями:

им. сущ

местоимение

сахар

пальто

улица

ножницы

оно

он

они

она

Проверяют работу под диктовку.




Оценивают работу в соответствии с критериями.









Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане.










Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и

сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.



Инструктаж






Самостоятельная работа


Технология дифференцированного обучения











Самопроверка



Самооценка

3.5 Повторение и включение в систему знаний

Организует повторение.

-Урок мы начали с девиза «Учитесь тайны открывать!». Какую тайну русского языка вы для себя окрыли?

-Что такое местоимение?

-Что еще известно о местоимении?


-Назовите местоимения.

-Для чего они нужны в речи?


-Теперь все вместе проговорим правило, можете обращаться к памятке на доске.

-Ребята, на этом тайны русского языка не закончились, нам предстоит еще много нового узнать и многому научиться!


Отвечают на вопросы учителя.

-Сегодня мы узнали, что в русском языке есть еще одна часть речи, которая называется местоимение.

-Местоимение – это часть речи.

-Местоимение не называет предмет, а только на него указывает.

-Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они.

-Для того, чтобы слова не повторялись, речь была красивой.

Все вместе проговаривают правило.


Слушают учителя.

К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения.

Беседа

Домашнее задание





4. Рефлексия учебной деятельности

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания.
-Домашнее задание упр.172, с.101. Прочитайте задание упр. Кто не понял задание?


Организует самооценку деятельности на уроке.

-Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу.

Сегодня на уроке я …

Мне удалось…

Я могу похвалить…

Я недостаточно…

Я старался…

-Отметьте себя «галочкой» на лестнице успеха и вложите её в рабочую тетрадь. Почему отметили себя на этой ступеньке?

-Урок окончен.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы.




Отвечают на вопросы







Отмечают себя на «лестнице успеха»






Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Инструктаж





Беседа







Самооценка













Самоанализ урока


Урок русского языка проводился во 2 "А" классе по теме: Местоимение (личное) как часть речи.

Класс учится по программе «Школа России».

Тип урока: открытие нового знания.

Перед уроком была поставлена цель: организация деятельности обучающихся по осознанию местоимения как части речи.

Для реализации цели были сформулированы задачи:

Дидактические:

- актуализировать знания об имени существительном как части речи;

- содействовать усвоению знаний обучающихся о местоимении как части речи;

- формировать умения распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении, различать местоимения и имена существительные.

Развивающие:

- способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса;

- развивать умение работать в парах.

Воспитательные:

- содействовать воспитанию бережного отношения к природе;

- воспитывать культуру поведения обучающихся при работе в парах.


Первая задача - актуализировать знания об имени существительном как части речи, решалась на этапе актуализации опорных знаний (умений) с помощью метода устный опрос, на этапе целеполагания с помощью приёма «Затруднение».


Вторая задача – содействовать усвоению знаний обучающихся о местоимении как части речи, решалась на этапе открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, работа в парах и устный опрос (обучающимся было предложено самостоятельно изучить правило, рассказать правило своему соседу, после чего состоялся устный опрос нескольких учеников).


Третья задача - формировать умения распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении, различать местоимения и имена существительные, решалась на этапе открытия нового знания при помощи методов упражнение, беседа (обучающиеся выполнили упражнение из учебника, предварительно обсудив с учителем), на этапе первичного закрепления при помощи методов: работа с учебником, упражнение, беседа, на этапе самостоятельной работы при выполнении тестового задания с последующей самопроверкой по эталону.


Четвертая задача - способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, решалась на всех этапах урока, учитель добивался полных, правильных ответов обучающихся, при необходимости исправлял ошибки.

Пятая задача - развивать умение работать в парах, решалась на этапе целеполагания при помощи приема «Затруднение» и метода работа в парах, обучающимся было предложено выполнить задание в парах, предварительно обсудим правила работы в парах.


Шестая задача - содействовать воспитанию бережного отношения к природе, решалась на этапе первичного закрепления при помощи методов: упражнение и беседа, обучающиеся выполнили письменно упражнение, после чего учитель организовал воспитательную беседу по содержанию текста о необходимости бережного отношения к природе и всему живому.


Седьмая задача - воспитывать культуру поведения обучающихся при работе в парах, решалась на этапе целеполагания при выполнении обучающихся заданий в парах с предварительным обсуждением правил поведения, учитель контролировал деятельность детей в парах.


На протяжении всего урока велась работа по формированию планируемых результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ

Л1: осмысления необходимости бережного отношения к природе, реализовывался на этапе первичного закрепления при помощи методов: упражнение и беседа, обучающиеся выполнили письменно упражнение, после чего учитель организовал воспитательную беседу по содержанию текста о необходимости бережного отношения к природе и всему живому.

Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, реализовывался на этапе целеполагания при выполнении задания в парах и на этапе самостоятельной работы.


РЕГУЛЯТИВНЫЕ

Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу, реализовывался на этапе целеполагания с помощью метода «Затруднение» обучающиеся самостоятельно определили собственное «незнание» и с помощью наводящих вопросов учителя сформулировали цель урока.

Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане, реализовывался на этапе актуализации опорных знаний (умений) и на этапе самостоятельной работы при выполнении практической работы.

Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, реализовывался на этапе целеполагания с помощью метода «Затруднение», на этапе рефлексии учебной деятельности.


ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

П1: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов, реализовывался на этапе открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение, беседа (обучающиеся выполняли упражнение из учебника, после чего состоялась беседа по содержанию задания);

П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи), реализовывался на различных этапах урока, когда обучающиеся выполняли упражнения по теме урока и давали ответы на вопросы учителя, используя в своей речи понятия разного уровня обобщения.


КОММУНИКАТИВНЫЕ

К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, реализовывался на протяжении всего урока, учитель добивался полных и правильных ответов, исправлял ошибки в речи.


ПРЕДМЕТНЫЕ

1. Узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи, реализовывался на этапе открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение, устный опрос, на этапе первичного закрепления и самостоятельной работы при помощи методов: работа с учебником, упражнение, беседа, самостоятельная работа.

2. Выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, реализовывался на этапах: актуализация опорных знаний (умений), целеполагания, открытия новых знаний, первичного закрепления, самостоятельной работы, повторение и включение в систему знаний при помощи методов: упражнение, работа в парах, работа с учебником, самостоятельная работа, беседа, устный опрос.



Всё запланированное на уроке удалось реализовать. Дети работали активно: отвечали на вопросы, выполняли самостоятельную работу, доказывали свою точку зрения. Для предотвращения усталости проводилась физкультминутка.

Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Время, отведенное на каждый этап, старалась выдержать. Урок проводился согласно тематическому планированию. Я старалась создать доброжелательную атмосферу на уроке. Взаимоотношения между обучающимися ровные, спокойные, дружеские. С воспитательной точки зрения урок способствовал воспитанию бережного отношения к природе и воспитанию культуры поведения обучающихся при работе в парах. Таким образом, в результате урока была достигнута цель: организация деятельности обучающихся по осознанию местоимения как части речи.

На уроке уделялось внимание формированию контрольно-оценочных навыков. Развитие действия самоконтроля и определения границ своего знания и незнания происходило на этапе целеполагания при помощи приема «Затруднение», суть которого заключается в том, что обучающиеся выполняют привычное задание, но обнаруживают «незнание». Действие оценивания формировалось на этапе самостоятельной работы при помощи метода самооценивания по критериям, предложенным учителем, а также на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью приема «Лесенка успеха» с последующим устным обоснованием выбранной ступеньки.

На уроке использовались ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии для предотвращения усталости обучающихся, технология дифференцированного обучения.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!