ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
русский язык
по теме: «Местоимение (личное) как часть речи»,
проведенного студенткой 4 «Б» группы
специальности: 44.02.02 «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Лозиной Викторией Сергеевной
Зерноград,
2021г.
ТК разработала: В.С. Лозина.
Школа: ГКОУ РО «Зерноградская специальная школа-интернат»
Класс, учитель: 2 «а», Е.И. Арженовская
Класс, предмет: 2 класс, русский язык.
Тема: Местоимение (личное) как часть речи.
Цель: организация деятельности обучающихся по осознанию местоимения как части речи.
Задачи:
Дидактические:
- актуализировать знания об имени существительном как части речи;
- содействовать усвоению знаний обучающихся о местоимении как части речи;
- формировать умения распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении, различать местоимения и имена существительные.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса;
- развивать умение работать в парах.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
- воспитывать культуру поведения обучающихся при работе в парах.
Личностные результаты | Метапредметные результаты | Предметные результаты |
Л1: осмысления необходимости бережного отношения к природе; Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. | Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу; Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. П1: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов; П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи). К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. | 1. Узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи; 2. Выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков. |
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
- для учителя: техкарта, компьютер, проектор, презентация, учебник «Русский язык (2кл 2ч)» В.Г. Горецкий;
- для детей: учебник «Русский язык (2кл 2ч)» В.Г. Горецкий, карточки с таблицей, карточки на самостоятельную работу и карточки на рефлексию «Лесенка успеха»
ХОД УРОКА
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы |
1. Мотивация к учебной деятельности | Создает эмоциональный настрой на учебную деятельность. Начинается урок. Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давайте И на уроке не зевайте. -Посмотрите на девиз нашего урока: «Учитесь тайны открывать!» -А что такое тайна? -А вы готовы открывать тайны? Проверяет готовность обучающихся к уроку. -Но прежде чем мы начнем открывать тайны русского языка, проверим готовность к уроку. Я называю предмет, а вы кладете на него руку, если чего-то нет, то тихонько подготовьтесь. | Слушают учителя, настраиваются на учебную деятельность. Смотрят на девиз урока. -Тайна — секретная информация, раскрытие которой связано с определёнными трудностями. -Да! Организуют своё рабочее место. | К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. | Формирование готовности восприятия учебного материала Беседа |
2. Актуализация опорных знаний (умений) | Организует запись числа в рабочих тетрадях. -Посмотрите на доску. Какое сегодня число? Назовите орфограммы. -Посмотрите на вторую строку. Какие орфограммы? -Откройте тетрадь, запишите число «Двадцать седьмое апреля» и «Классная работа». Выделите орфограммы как на доске. Организует словарную работу. -Посмотрите на экран. Назовите что вы видите. -Запишите эти слова в тетрадь с красной строки через запятую. Выделите непроверяемые гласные. Поставьте ударение в словах. Организует взаимопроверку. -Обменяйтесь тетрадями и проверьте работу соседа по образцу на экране. (Яблоко, тетрадь, капуста, пенал). Обменяйтесь тетрадями. Проводит параллель с ранее изученным материалом. -Определим часть речи у записанных слов. Но сначала давайте вспомним: «Что такое речь?» -Какие части речи вам знакомы? -Что такое сущ., прил., глагол? | Записывают число в тетради. -Сегодня двадцать седьмое апреля. -Классная работа. Отвечают на вопросы учителя. -На экране картинки: яблоко, тетрадь, капуста, пенал. Записывают словарные слова, выделяют орфограммы, ставят ударение. Обмениваются тетрадями и проверяют работу по эталону. Определяют часть речи словарных слов, записанных в тетради. -Речь – это всё то, что мы говорим, слышим, пишем. -Имя сущ., имя прил., глагол. Дают определение каждой части речи. | Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. | Беседа ИКТ технологии Взаимопроверка Устный опрос |
3. Организация познавательной деятельности 3.1 Целеполагание 3.2 Открытие нового знания | Подводит к определению темы и цели урока, используя приём «Затруднение». -Обратите внимание на экран. Что вы видите? Имя сущ. | Имя прил. | глагол | ? | | | | | Играть, рисунок, он, зелёный, стол, скачет, сильная, я. Формулирует задание. -Верно! В таблице записаны 3 части речи с которыми вы уже знакомы, а последняя колонка пустая. Вам нужно определить часть речи и записать слова в нужную колонку. Если вам трудно определить часть речи или вы сомневаетесь, то запишите эти слова в последнюю колонку. Напоминает обучающимся, как работать в парах. -Работать будете в парах, вспомним как нужно работать в парах (слайд). Выполняйте задания ручкой на карточках. Приступайте. Организует проверку. -Сейчас все вместе проверим что получилось. По цепочке называете слово и часть речь. Имя сущ. | Имя прил. | глагол | ? | рисунок стол | зелёный сильная | играть скачет | он я | -Почему вы не смогли определить, какой частью речи являются слова я, он? -А мы употребляем эти слова в речи? -Значит они тоже часть речи? -А знаете ли вы как называется эта часть речи? -Какую цель мы поставим на сегодняшнем уроке? -Сегодня на уроке мы познакомимся с новой частью речи. Организует знакомство с правилом по учебнику. -Откройте учебник на с.101. Прочитайте правило в рамочке про себя. -Кто готов рассказать правило своими словами так, как он его понял? (спрашивает 2-3 детей) -Теперь проговорим правило все вместе. Организует опрос. -Что такое местоимение? -Что еще можно сказать об этой части речи? -Какие слова относятся к местоимению? Организует выполнение упражнения по учебнику. -Выполним упр.171. Прочитайте текст. -Скажите, с какой целью автор употребляет выделенные слова. Называют ли они конкретное лицо или предмет? -Как называются выделенные слова? Назовите их. -На что указывает слово «он»? Кто себя называет словом «я»? К кому обращаются с речью, употребляя местоимение «ты»? Вместо каких имён существительных употребляется слово «они»? -Запишите в тетрадь «Упражнение 171». С новой строки спишите только диалог, вставляя пропущенные слова. Подчеркните выделенные слова. | Отвечают на вопросы учителя. -На экране таблица, в 1 колонке-сущ., во 2 колонке-прил., в 3 колонке-глагол, а в 4-вопрос. Ниже таблицы записаны слова. Слушают задание. Слушают правила работы в парах. Выполняют задания на карточках. Проверяют работу. -Потому что они не относятся ни к одной из групп. -Да, употребляем. -Да. -Нет. -Узнать, как называется новая часть речи. Открывают учебник, читают правило. Обучающиеся рассказывают правило. Проговаривают правило все вместе. Отвечают на вопросы учителя. -Местоимение – это часть речи. -Местоимение не называет предмет, а только указывает на него. -Я, ты, мы, вы, он, она, оно, они. Выполняют упражнение 171. Читают текст. -Автор употребляет выделенные слова для того, чтобы не было повторений. Они не называют конкретное лицо или предмет, а только указывают на него. -Выделенные слова называются местоимениями. Он, я, они. - На теремок. Мышка. К лягушке. Вместо существительных мышка и лягушка. Записывают упражнение в тетрадь. Вставляют пропущенные слова. Подчеркивают выделенные слова (местоимения). | Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу П1: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов; К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи, местоимение и часть речи). | Беседа Работа в парах Беседа Работа с книгой Устный опрос Упражнение |
Физминутка | -Наступило время немного отдохнуть. Светит, яркое, вы, солнце, оно, дует, тёплый, он, ветер, они, бегут, она, кружат, мы. | Глагол-приседают, сущ.–шагают, прил.-наклоны туловища, мест.-подпрыгивают. | | Здоровьесберегающие технологии |
3.3 Первичное закрепление | Организует выполнение упр. 173 из учебника. -Молодцы! Мы немного отдохнули, теперь продолжаем работать. Выполним упражнение 173. Прочитайте стихотворение. -Определите главную мысль текста. -О чём просит задуматься автор? -Можно ли срывать цветы, листья с деревьев? -Почему? -Назовите выделенные слова. Что это? -Чем местоимения отличаются от существительных? -Спишите первое предложение. Подчеркните местоимения. | Читают стихотворение (упр. 173) -Если мы сорвём цветы, То не будет красоты И не будет доброты. -Автор просит задуматься о своих поступках по отношению к природе. -Нельзя. -Природу нужно беречь, потому что срывая листья, цветы мы ей вредим. -Я, ты, мы. Это местоимения. -В отличие от существительного местоимения только указывают на предмет, но не называют его. Списывают предложение, выделяя местоимения. | Л1: осмысления необходимости бережного отношения к природе; П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи). | Упражнение Беседа |
3.4 Самостоятельная работа | Организует выполнение дифференцированной самостоятельной работы на карточках. Проводит инструктаж по выполнению заданий. -Сейчас вам предстоит самостоятельно выполнить задания на карточках. Посмотрите на 1 задание, здесь вам нужно выбрать один вариант ответа. Во 2 подчеркнуть местоимения, а в 3 карандашом соединить существительное с его местоимением. -Выполняйте. 1. Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, - это: а) имя существительное б) имя прилагательное в) местоимение г) глагол 2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения: как без он у я от ты мы до вы про они 3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями: им. существительное | местоимение | сахар пальто улица ножницы | оно он они она | Организует проверку под диктовку. -Приготовьтесь к проверке. Отложите ручки, возьмите карандаши. Я буду диктовать, а вы проверяйте и если нужно исправляйте ошибки. Организует критериальное самооценивание. -Поставьте карандашом себе отметку: 5 – допущена 1 ошибка; 4 – допущено 2-3 ошибки; 3 – допущено 4 и более ошибок. | Выполняют самостоятельную работу на карточках. Слушают инструктаж учителя. Выполняют задания. 1.Часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его, - это: а) имя существительное б) имя прилагательное в) местоимение г) глагол 2.Из ряда слов найти и подчеркнуть местоимения: как без он у я от ты мы до вы про они 3.Соедините существительные с соответствующими местоимениями: им. сущ | местоимение | сахар пальто улица ножницы | оно он они она | Проверяют работу под диктовку. Оценивают работу в соответствии с критериями. | Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане. Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. | Инструктаж Самостоятельная работа Технология дифференцированного обучения Самопроверка Самооценка |
3.5 Повторение и включение в систему знаний | Организует повторение. -Урок мы начали с девиза «Учитесь тайны открывать!». Какую тайну русского языка вы для себя окрыли? -Что такое местоимение? -Что еще известно о местоимении? -Назовите местоимения. -Для чего они нужны в речи? -Теперь все вместе проговорим правило, можете обращаться к памятке на доске. -Ребята, на этом тайны русского языка не закончились, нам предстоит еще много нового узнать и многому научиться! | Отвечают на вопросы учителя. -Сегодня мы узнали, что в русском языке есть еще одна часть речи, которая называется местоимение. -Местоимение – это часть речи. -Местоимение не называет предмет, а только на него указывает. -Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они. -Для того, чтобы слова не повторялись, речь была красивой. Все вместе проговаривают правило. Слушают учителя. | К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения. | Беседа |
Домашнее задание 4. Рефлексия учебной деятельности | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания. -Домашнее задание упр.172, с.101. Прочитайте задание упр. Кто не понял задание? Организует самооценку деятельности на уроке. -Оцените свою работу на уроке, продолжив фразу. Сегодня на уроке я … Мне удалось… Я могу похвалить… Я недостаточно… Я старался… -Отметьте себя «галочкой» на лестнице успеха и вложите её в рабочую тетрадь. Почему отметили себя на этой ступеньке? -Урок окончен. | Записывают домашнее задание. Задают вопросы. Отвечают на вопросы Отмечают себя на «лестнице успеха» | Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. | Инструктаж Беседа Самооценка |
Самоанализ урока
Урок русского языка проводился во 2 "А" классе по теме: Местоимение (личное) как часть речи.
Класс учится по программе «Школа России».
Тип урока: открытие нового знания.
Перед уроком была поставлена цель: организация деятельности обучающихся по осознанию местоимения как части речи.
Для реализации цели были сформулированы задачи:
Дидактические:
- актуализировать знания об имени существительном как части речи;
- содействовать усвоению знаний обучающихся о местоимении как части речи;
- формировать умения распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении, различать местоимения и имена существительные.
Развивающие:
- способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса;
- развивать умение работать в парах.
Воспитательные:
- содействовать воспитанию бережного отношения к природе;
- воспитывать культуру поведения обучающихся при работе в парах.
Первая задача - актуализировать знания об имени существительном как части речи, решалась на этапе актуализации опорных знаний (умений) с помощью метода устный опрос, на этапе целеполагания с помощью приёма «Затруднение».
Вторая задача – содействовать усвоению знаний обучающихся о местоимении как части речи, решалась на этапе открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, работа в парах и устный опрос (обучающимся было предложено самостоятельно изучить правило, рассказать правило своему соседу, после чего состоялся устный опрос нескольких учеников).
Третья задача - формировать умения распознавать личные местоимения (в начальной форме) среди других слов и в предложении, различать местоимения и имена существительные, решалась на этапе открытия нового знания при помощи методов упражнение, беседа (обучающиеся выполнили упражнение из учебника, предварительно обсудив с учителем), на этапе первичного закрепления при помощи методов: работа с учебником, упражнение, беседа, на этапе самостоятельной работы при выполнении тестового задания с последующей самопроверкой по эталону.
Четвертая задача - способствовать развитию связной речи детей, обогащению словарного запаса, решалась на всех этапах урока, учитель добивался полных, правильных ответов обучающихся, при необходимости исправлял ошибки.
Пятая задача - развивать умение работать в парах, решалась на этапе целеполагания при помощи приема «Затруднение» и метода работа в парах, обучающимся было предложено выполнить задание в парах, предварительно обсудим правила работы в парах.
Шестая задача - содействовать воспитанию бережного отношения к природе, решалась на этапе первичного закрепления при помощи методов: упражнение и беседа, обучающиеся выполнили письменно упражнение, после чего учитель организовал воспитательную беседу по содержанию текста о необходимости бережного отношения к природе и всему живому.
Седьмая задача - воспитывать культуру поведения обучающихся при работе в парах, решалась на этапе целеполагания при выполнении обучающихся заданий в парах с предварительным обсуждением правил поведения, учитель контролировал деятельность детей в парах.
На протяжении всего урока велась работа по формированию планируемых результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
Л1: осмысления необходимости бережного отношения к природе, реализовывался на этапе первичного закрепления при помощи методов: упражнение и беседа, обучающиеся выполнили письменно упражнение, после чего учитель организовал воспитательную беседу по содержанию текста о необходимости бережного отношения к природе и всему живому.
Л2: развития навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности на уроке, реализовывался на этапе целеполагания при выполнении задания в парах и на этапе самостоятельной работы.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Р1: принимать и сохранять цель и учебную задачу, реализовывался на этапе целеполагания с помощью метода «Затруднение» обучающиеся самостоятельно определили собственное «незнание» и с помощью наводящих вопросов учителя сформулировали цель урока.
Р2: выполнять учебные действия в устной, письменной речи, во внутреннем плане, реализовывался на этапе актуализации опорных знаний (умений) и на этапе самостоятельной работы при выполнении практической работы.
Р3: формировать умения контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, реализовывался на этапе целеполагания с помощью метода «Затруднение», на этапе рефлексии учебной деятельности.
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
П1: осмысленно читать текст, выделять существенную информацию из текстов разных видов, реализовывался на этапе открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение, беседа (обучающиеся выполняли упражнение из учебника, после чего состоялась беседа по содержанию задания);
П2: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (слово и часть речи), реализовывался на различных этапах урока, когда обучающиеся выполняли упражнения по теме урока и давали ответы на вопросы учителя, используя в своей речи понятия разного уровня обобщения.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
К1: принимать участие в общей беседе, выполняя правила речевого поведения, реализовывался на протяжении всего урока, учитель добивался полных и правильных ответов, исправлял ошибки в речи.
ПРЕДМЕТНЫЕ
1. Узнавать личные местоимения, понимать их значение и употребление в речи, реализовывался на этапе открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение, устный опрос, на этапе первичного закрепления и самостоятельной работы при помощи методов: работа с учебником, упражнение, беседа, самостоятельная работа.
2. Выявлять принадлежность слова к определённой части речи на основе усвоенных признаков, реализовывался на этапах: актуализация опорных знаний (умений), целеполагания, открытия новых знаний, первичного закрепления, самостоятельной работы, повторение и включение в систему знаний при помощи методов: упражнение, работа в парах, работа с учебником, самостоятельная работа, беседа, устный опрос.
Всё запланированное на уроке удалось реализовать. Дети работали активно: отвечали на вопросы, выполняли самостоятельную работу, доказывали свою точку зрения. Для предотвращения усталости проводилась физкультминутка.
Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Время, отведенное на каждый этап, старалась выдержать. Урок проводился согласно тематическому планированию. Я старалась создать доброжелательную атмосферу на уроке. Взаимоотношения между обучающимися ровные, спокойные, дружеские. С воспитательной точки зрения урок способствовал воспитанию бережного отношения к природе и воспитанию культуры поведения обучающихся при работе в парах. Таким образом, в результате урока была достигнута цель: организация деятельности обучающихся по осознанию местоимения как части речи.
На уроке уделялось внимание формированию контрольно-оценочных навыков. Развитие действия самоконтроля и определения границ своего знания и незнания происходило на этапе целеполагания при помощи приема «Затруднение», суть которого заключается в том, что обучающиеся выполняют привычное задание, но обнаруживают «незнание». Действие оценивания формировалось на этапе самостоятельной работы при помощи метода самооценивания по критериям, предложенным учителем, а также на этапе рефлексии учебной деятельности с помощью приема «Лесенка успеха» с последующим устным обоснованием выбранной ступеньки.
На уроке использовались ИКТ технологии, здоровьесберегающие технологии для предотвращения усталости обучающихся, технология дифференцированного обучения.