СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам"»

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Класс, предмет: 3 «А» класс, русский язык.

Тема: «Изменение имён существительных по падежам».

Тип урока: открытие нового знания.

Цель: знать и уметь различать падежи, уметь склонять имена существительные.

Задачи:

-освоение знаний о понятии «падежи»;

- овладение умениями определять падеж, в котором употреблено имя существительное;

- развитие памяти и внимания.

Планируемые результаты:

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

  1. Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, понимания необходимости учения;

  2. Развитие интереса к познанию русского языка;

  3. Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку.

  1. Принимать и сохранять цель и учебную задачу Р;

  2. Оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей Р;

  3. Осознанно строить речевое высказывание в устной форме П;

  4. Осуществлять обобщение языкового материала П;

  5. Участвовать в общей беседе, осуществлять самоконтроль К.

  1. Изменять имена существительные по падежам;

  2. Понимание значимости правильной и «хорошей» устной речи как показателя общей культуры человека.


Межпредметные связи: литературное чтение, физическая фигура.

Оснащение урока: учебник русского языка Канакина В. П., Горецкий В. Г. 3 класс, 2 часть; раздаточный материал (карточки для самостоятельной работы); презентация.

ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

(формируемые на данном этапе урока)

Методы обучения, КРР

1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

(Организационный этап)


Приветствие учеников.

Создает эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

А теперь все повернитесь ,

И друг другу улыбнитесь .

Улыбнитесь мне, гостям

И садитесь по местам.

Здравствуйте, ребята! Сегодня урок русского языка проведу у вас я – Вилена Валерьевна. Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Хлопните в ладоши, те кто готов приступить к работе.

Тогда вперед!

Мотивирует к деятельности с помощью.

Посмотрите на слайде пословица: «Знай и люби свой родной язык».

Что значит знай свой родной язык?


А что значит любить свой родной язык?


Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Сегодня на уроке нам понадобится учебник тетрадь. Проверьте, у всех ли они есть на парте?

Приветствие учителя.



Приветствуют учителя.











Хлопают в ладоши.







Это значит знать правила русского языка.




Проверяют свою готовность к уроку






Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, понимания необходимости учения – Л

Создание ситуации успеха в обучении

























Предъявление учебных требований

2. АКТУАЛИЗАЦИЯ

ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ


Повторение ранее изученного

Чтобы проверить с какими грамматическими признаками имени существительного вы уже знакомы, проведем блиц-опрос.

Часть речи, обозначающая название предмета…

Существительные бывают…

Часть слова без окончания …

Часть речи, отвечающая на вопросы кто? что?. . .

Имена существительные бывают…

Имена существительные изменяются по …

В форме какого числа можно определить род имени существительного?

Откройте свои рабочие тетради и запишите число, в классе.


Заинтересовывает учащихся на урок с помощью загадок.

Разгадаем загадки.

Он для ручек домом стал. Называется –

Буквы, значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке поставлены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит

И называется...

Танечки и Галочки,

Сонечки и Аллочки.

Машеньки и Верочки -

Маленькие...

Ягода чёрная — да не черника,

Куст колючий — да не малина. Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнем,

И светло вокруг как днём.

Что общего у слов, которые мы разгадали в загадках?

Какое слово у нас получилось?

Организовывает минутку чистописания

Пропишите слово «падеж» всю строку

Повторяют изученное ранее





имя существительное


женского, мужского и среднего рода


основа

имя существительное


одушевленные и неодушевленные

числам


В форме единственного числа


Открывают тетради, записывают число и в классе


Разгадывают загадки



Пенал


Алфавит





Девочки




Ежевика


Жар-птица




Все разгаданные слова являются словарными

Падеж

Минутка чистописания







Осознанно строить речевое высказывание в устной форме – П













Развитие интереса к познанию русского языка – Л








Повторение


Беседа















Стимулирование занимательным содержанием









3.ОРГАНИЗАЦИЯ

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

3.1. Целеполагание




3.2. Открытие нового

знания.



























3.3.Первичное

закрепление






































3.4. Самостоятельная

работа




3.5. Повторение и

включение в систему знаний

Подводит к теме урока

Мы с вами записали слово «падеж», знаете ли вы, что это?

Падеж – это новая грамматическая форма имени существительного.

Как вы думаете, что мы сегодня будем изучать?

Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

Для связи с другими словами в предложении у имён существительных изменяются окончания.

На слайде текст (№1).

Прочитайте текст на слайде.

Что изменяется в слове «мост» в тексте?

Почему изменяется окончание?

Наше правило разделено на 3 части: первая мудрая сова, вторая мудрая сова и обратите внимание.

Прочитайте все 3 правила про себя.

Затем в слух и пересказ.

Рассмотрите таблицу на странице 37.

Что написано в 1 столбике?

Прочитаем хором название падежей

Что написано во 2 столбике?

Прочитаем хором падежные вопросы.

Что написано в 3 столбике?


6 названных человек читают по строчкам.

Закройте учебники, кто запомнил, что значит изменять по падежам?


Сколько падежей в русском языке?

Как называются?



Почему к каждому падежу относятся два падежных вопроса?

В каком падеже стоит слово, если оно отвечает на вопросы: кого? или чего?;

кем? или чем?

кому? или чему?.

Рассказывает №2 – рассказ

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?

Физкультминутка

Руки в стороны поставим
Правой левую достанем 
А потом наоборот. 
Будет вправо поворот. 
Раз – хлопок, два – хлопок. 
Повернись ещё разок!
Раз- два-три-четыре, 
Плечи выше, руки шире! 
Опускай-ка руки вниз и на корточки садись! 

Выполним упражнение №64

(прочитайте текст; затем по образцу выписать словосочетания, выделяя окончания. 2 предложение разбираем вместе, все остальные выбранные ученики по одному записывают на доске.)

Выполним упражнение №66

Просклоняем слово лиса

трава


На карточках, которые лежат у вас на столах, вам нужно задать вопросы к существительным и выделить окончание №3. Проверка по эталону на слайде.

Подведение итогов урока

Какую тему сегодня изучали?


Что нового узнали сегодня?


Сколько падежей в русском языке?

На какие вопросы отвечает именительный

Родительный

Дательный

Винительный

Творительный

Предложный

Какое задание было интересно выполнять? Почему?

Определяют тему урока

Нет




Мы сегодня будем изучать падеж имени существительного.









Читают текст

Окончание


Потому что разные вопросы.








Падежи


Падежные вопросы



В третьем столбике приведены примеры.

Читают по строчкам


Изменение имён существительных по вопросам называется изменением по падежам.

6

Именительный, родительный, дательный, винительный, творительный, предложный.




Родительный


Творительный

Дательный




Физкультминутка











Выполняют упражнение №64







Выполняют упражнение №64

Лиса, лисы, лисе, лису, лисой, о лесе

Трава, травы, траве, траву, травой, о траве






Подведение итогов урока

Изменение имён существительных по падежам

Узнали, что существительные изменяются по падежам

В русском языке 6 падежей.


Кто? Что?

Кого? Чего?

Кому? Чему?

Кого? Что?

Кем? Чем?

О ком? О чем?

Высказывают своё мнение


Осознанно строить речевое высказывание в устной форме П













Осознанно строить речевое высказывание в устной форме П






Осознанно строить речевое высказывание в устной форме П























Развитие интереса к познанию русского языка


Принимать и сохранять цель и учебную задачу Р





Принимать и сохранять цель и учебную задачу Р

Развитие способности к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности по языку

Осуществлять обобщение языкового материала П

Проблемная ситуация


Объяснение
















Организация работы с книгой







Беседа








Формирование понимания личностной значимости учения















Упражнение

Организация работы с книгой

Практическая работа



Упражнение

Практическая работа


Самостоятельная работа






Беседа


4.РЕФЛЕКСИЯ

УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Сейчас я вам предлагаю оценить свою деятельность на уроке.

Нарисуйте человечка на высокой ступеньке, если вам было все понятно на уроке и вы справились со всеми заданиями. На ступеньке пониже, если вам все было понятно на уроке, но было трудно выполнять задания. И на самой низкой ступеньке, если у вас не все получилось.

Запишите домашнее задание в свои дневники: страница 37 – выучить название падежей и падежных вопросов и № 66 (журавль и гнездо)


Производят самооценку










Записывают домашнее задание

Становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к уроку русского языка, понимания необходимости учения – Л


Оценивать свои достижения, определять трудности

Самооценка


Приложение

1

Санкт-Петербург – город мостов. В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга. Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров. Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков. На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

2

ОТКУДА ПОШЛИ НАЗВАНИЯ ПАДЕЖЕЙ?

Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Пока был малышом, ему все давали, и он стал Дательный. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительный. Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал Творительный. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали теперь Предложный

3

Сделана из дуба, подошёл к собаке, бежит по полю, протёр полы, пролетел над городом, ждёт братика