СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам (склонение)"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по русскому языку на тему "Изменение имён существительных по падежам (склонение)"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Чесменская средняя общеобразовательная школа им. Гаврилова М.В.»

__________________________________________________________________ 






Технологическая карта урока

«Склонение имён существительных по падежам»

Русский язык











Подготовила:

Учитель начальных классов

Заглада Яна Ильинична





Чесма, 2023 год

Тема: Падеж имён существительных

Цель: формировать умение определять падеж имён существительных.

Планируемые результаты:

личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

метапредметные:

-ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и освоено и что еще неизвестно(Р)

- осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте (П)

-использовать речь для регуляции своего действия;(К)

формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения,(К)

освоение начальных форм познавательной рефлексии(Р)

предметные:

-учащиеся учатся определять падеж имен существительных



Технологическая карта

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формирование УУД

1.Орг. момент

Цель: создать эмоционально-положительную обстановку, обеспечить организованное начало урока

-Встали, подровнялись. Здравствуйте ребята, меня зовут Яна Ильинична. Сейчас у нас будет урок русского языка.

-Открыли тетради, написали число, классная работа.

Дети приветствуют учителя


РУУД:

Организовать себя на активную работу на уроке


2.Актуализация знаний





3.Самоопределение к деятельности













-Ребята, на доске названия падежей и вопросы в перепутанном порядке, давайте поможем им встать на место.

-Ребята, а сейчас послушайте рассказ, который называется «Откуда пошли названия падежей»:

Он ещё не родился, а уже думали, какое дать ему имя, и решили назвать – Именительный. Родился – стал Родительный. Это имя ему тоже подходило. Он был малышом, ему все давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за проделки всяческие его винили, и он стал – Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и назывался теперь Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным. Но когда хотели о нем рассказать, вспоминали все его имена – падежи: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный, Предложный.

-Ребята, вы послушали рассказ, как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься?


Дети по очереди выходят и правильно соотносят падежи с вопросами






















Определять падежи имен существительных










КУУД: формулировать собственное мнение и позицию, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.



-Теперь, просклоняем слово река на доске.








-Правильно, давайте откроем учебник на странице 38, упражнение 67.

Один ребёнок выходит к доске и склоняет слово река

Река

И.п. что? река

Р.п. чего? реки

Д.п. чему? реке

В.п. что? реку

Т.п. чем? рекой

П.п. о чем? о реке


4.Закрепление

-Прочитайте стихотворение


-Объясните мне значение слова полынья



-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы правильно выбрать окончания у существительных свинья и полынья?


- Запишите первые две строчки.

-Найдите в предложении слова свинья и полынья, с какими словами по смыслу в предложении связаны эти слова?

-Поставьте вопрос от слова шла к слову свинья.

-Какой падеж имеет вопрос кто?

-Подпишите падеж над словом свинья.

-Поставьте вопрос от слова попалась к слову полынья.

-Какой падеж имеет вопрос что?

-Подпишите падеж над словом полынья

-Запишите следующие две строчки до пропущенных слов

-С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?

-Поставьте вопрос от слова торчит к слову полыньи

-Какой падеж имеет вопрос чего?

Подпишите падеж над словом полыньи.

-Поставьте вопрос от слова хвостик к слову свиньи

Какой падеж имеет вопрос кого?

-Подпишите падеж над словом свиньи

-Записываем следующие две строчки до пропущенных слов.

-С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?

-Поставьте вопрос от слов мы скорее к слову полынье

-Какой падеж имеет вопрос чему?

-Поставьте вопрос от слова помочь к слову свинье

-Какой падеж имеет вопрос кому?

-Напишите предложение до пропущенных слов

-С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?

-Поставьте вопрос от слов чуть не в к слову полынью

-Какой падеж имеет вопрос что?

-Поставьте вопрос от слова спасли к слову свинью

- Какой падеж имеет вопрос кого?

-Напиши предложение до пропущенных слов

-С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?

-Поставьте вопрос от слова недовольны к слову полыньей

-Какой падеж имеет вопрос кем?

-Поставьте вопрос от слова шутят к слову полыньей

-Какой падеж имеет вопрос чем?

-Напишите предложение до пропущенных слов

-С какими словами связаны по смыслу в предложении эти слова?

-Поставьте вопрос от слова вспоминают к слову свинье

-Какой падеж имеет вопрос о ком?

-Поставьте вопрос от слова не плавать к слову полынье

-Какой падеж имеет вопрос в чем?

-Молодцы ребята, вы справились с этим заданием, а сейчас давайте немного отдохнем


Ученики читают стихотворение

Полынья – это незамерзшее или уже растаявшее место на ледяной поверхности реки, водоёма.

Найти слова связанные по смыслу с существительными и поставить вопрос



Шла свинья, попалась полынья


Шла (кто?) свинья



Именительный


Попалась (что?) полынья


Именительный




Торчит из полыньи, хвостик от свиньи

Торчит (из чего?) из полыньи

Родительный



Хвостик (кого?) свиньи


Родительный




скорее к полынье, помочь хотим свинье.

Мы скорее (к чему?) к полынье


Дательный падеж

помочь(кому?) свинье,


Дательный падеж



чуть не в полынью, спасли-таки свинью

Чуть не во (что?) не в полынью


Винительный падеж

спасли (кого?) свинью.


Винительный падеж



Недовольны свиньей, шутят с полыньей

Недовольны (кем?) свиньей


Творительный падеж

шутят (с чем?) с полыньей.


Творительный падеж



Вспоминают о свинье, не плавать в полынье.

Вспоминают (о ком?) о свинье


Предложный падеж

не плавать (в чём?) в полынье


Предложный падеж


5. Физкультминутка

Физкультминутка на экране

дети выполняют упражнения


6.Продолжение работы по теме урока

-Продолжаем работу, упр. 68

-Прочитайте.

-Найдите словосочетания, прочитайте




-Найдите предложение, прочитайте

-Чем отличаются словосочетания от предложения?






-Ребята, выполним упражнение согласно заданию, которое находится под упражнением






-Давайте прочитаем сведения о языке на странице 40.

-Что можно сказать об именах существительных, которые стоят в именительном падеже?

-Как определить падеж существительного?





-Переходим к упражнению 69

-Прочитайте текст. О ком в нём говорится? Что интересного вы узнали?


-Найдите предложение, в котором слово змея является подлежащим.

-Выполните задания, которые предлагаются после упражнения.

-Проверим, по цепочке будем читать словосочетания с вопросами и называть падеж имен существительных.




-Сделайте вывод: что нужно сделать, чтобы определить падеж существительного?



Спрыгнул с дерева; летел на паутинке; радуюсь тишине; доволен прогулкой; вижу дятла, дупло

Расцвели ландыши.

Предложение имеет законченную мысль, оно состоит из одного или нескольких слов, имеет главные члены предложения. Словосочетание имеет два слова, одно главное, другое зависимое.



Расцвели ландыши (И.п.), спрыгнул с дерева (Р.п.), радуюсь тишине (Д.п.), вижу дятла, дупло (В.п.), доволен прогулкой (Т.п.), летел на паутинке (П.п).



В предложении они являются подлежащим


Найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос. По вопросу и по предлогу определить падеж.




Об очковой змее, у неё на

затылочной части рисунок в виде очков.

Очковая змея живёт в Индии.



Вред (кому?) змее, (Д.п.);почитают (кого?) змею, (В.п.);обращаются (с кем?) со змеей, (Т.п.);прочитайте (о ком?) о змее, (П.п.).



Найти слово, с которым оно связано, поставить от него вопрос. По вопросу и по предлогу определить падеж.

РУУД: умение контролировать и оценивать учебные действия,

Освоение начальных форм познавательной рефлексии.


7. Рефлексия

- И так ребята, чем мы занимались сегодня уроке?

-На слайде даны фразы, подумайте и продолжите фразу, оценивая свою работу на уроке

Определяли падежи у имен существительных

Ребята высказывают своё мнение о уроке при помощи формулировок на слайде






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!