Этап урока | Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия) | Формируемые способы деятельности |
II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Извлекать необходимую информацию из текстов |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 74 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте отрывок из текста. Назовите его автора. Как называется произведение? – Запишите текст правильно. Предложения и слова на цветном фоне не записывайте. – После глаголов с пропущенными суффиксами напишите в скобках начальную форму. Суффиксы выделите в обеих формах каждого глагола | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся списывают ту часть текста, которая не выделена цветом, и вставляют пропущенные буквы. – Чтобы не ошибиться в подборе начальной формы глагола, нужно задать вопрос к той форме глагола, в которой он стоит в тексте, и к той, в которую требуется поставить данный глагол. В противном случае можно неправильно подобрать начальную форму. Например: (что сделал?) рас- ставил – н. ф. (что сделать?) расставить. Возможная ошибка: н. ф. (что делать?) расставлять. Выполняют запись: Она брос/и/ла (что сделала? что сделать? брос/и/ть) его мне на диван и сказала: – Хороший Мишка, отличный. Ишь, как живот выкат/и/л (что сделал? что сделать? выкат/и/ть)! А я очень обрадовался, что мама так здорово придум/а/ла (что сделала? что сделать? приду- м/а/ть). И вот я устро/и/л (что сделал? что сделать? устро/и/ть) Мишку на диване, чтобы мне было сподручнее об него тренироваться. Он расстав/и/л (что сделал? что сделать? расста- в/и/ть) ноги и вытяп/и/л (что сделал? что сделать? выпят/и/ть) мне навстречу живот, а обе руки подн/я/л (что сделал? что сделать? под- н/я/ть) кверху, как будто сдается. И я вспомн/и/л (что сделал? что сделать? вспомн/и/ть), как я его спать с собой укладывал, и укачивал его, и шептал ему разные сказки | Выдвигать гипотезы и их обосновывать Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Вставьте пропущенные суффиксы, запишите инфинитив, подчеркните буквы перед формообразующими суффиксами. Определите число глаголов и род, где возможно. 1-я группа | 2-я группа | 3-я группа | плак..ло – ... выглад..ли – ... выдерж..л – ... пола..ла – ... | сып..ло – ... замяук..ли – ... высуш..ла – ... увид..л – ... | готов..ло – ... советов..л – ... вытерп..ла – ... брос..ли – ... | – Скажите, от основы какой формы глагола и с помощью какого суффикса и окончания образована каждая форма прошедшего времени? Сравните написание букв перед суффиксами -ть- и -л- в данных глагольных формах. – Дополните фразы. ••Прошедшее время глагола образуется от ________ при помощи __________ и родовых __________ и окончания ____ во ________________ числе. ••Суффиксы -л- и -ть- служат для образования _______________ и называются ______________. ••В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в ______________ | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Делают вывод: прошедшее время глаголов образуется от неопределенной формы глагола при помощи суффикса -л- и родовых окончаний -а, -о или окончания -и множественного числа. В глаголах прошедшего времени перед суффиксом -л- пишется та же гласная буква, что и перед суффиксом -ть в глаголах неопределенной формы. Учащиеся дополняют фразы. ••Прошедшее время глагола образуется от начальной формы при помощи суффикса -л- и родовых окончаний (□, -а, -о) и окончания -и во множественном числе. ••Суффиксы -л- и -ть- служат для образования форм глагола и называются формообразующими. ••В прошедшем времени перед суффиксом -л- пишется та же буква, что и в начальной форме глагола | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Как правильно написать безударный глагольный суффикс глаголов прошедшего времени? – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | понял… | выполнил… | умею… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 49 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. (Увидеть) увидел, не (обидеть) обидел, (погладить) погладил. 2. Он (3-е л., ед. ч., И. п.), ей (3-е л., ед. ч., Д. п.). 3. Он – подлеж. Не обидел, погладил – сказ. Желтым карандашом закрашиваю запятую и союз а. Они связывают между собой однородные сказуемые | Формировать навыки самоорганизации |