СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 43

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени"»

Урок 43. Написание безударных суффиксов глагола
в форме прошедшего времени

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления учащихся с закономерностью: у глагола в прошедшем времени перед суффиксом -л- сохраняется глагольный суффикс, который есть в неопределенной форме; способствовать формированию умений писать безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени; содействовать развитию навыков словообразовательного разбора

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с правилом написания безударного глагольного суффикса глаголов прошедшего времени; научатся писать безударные суффиксы глагола в форме прошедшего времени; определять тип орфограммы; находить сложные слова в тексте

Метапредметные:

•• познавательные – обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи;

•• регулятивные – планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане; различать способ и результат действия;

•• коммуникативные – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Написание безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с….

узнаем….

вспомним….

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Формировать представление о понятии «информация». Проявлять
волевую саморегуляцию в ситуации затруднения

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 73

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Прочитайте отрывок из рассказа. Вы помните, как называется этот рассказ? Кто его автор?

– Запишите предложения на цветном фоне, устно объясняя написание пропущенных глагольных
суффиксов.

– В остальных глаголах (прицелился, приговаривал, захлопали) проверьте безударный гласный перед суффиксом прошедшего времени не удастся. Чтобы правильно написать эти формы, надо знать, как пишутся их начальные формы.

– После каждого глагола с пропущенным суффиксом напишите в скобках его начальную форму. Общие для двух глагольных форм суффиксы выделите и подчеркните.

– Выпишите столбиком слова, выделенные жирным шрифтом. Рядом в скобках запишите слова, которые дали им жизнь. Покажите, как образовано каждое из выделенных слов.

– Разберите их по составу

Выполняют дидактические упражнения, отве-
чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

– Нужно поставить глаголы в начальную форму. Но в начальной форме у глаголов этот гласный безударный. Как быть в такой ситуации?

– В тексте встречаются глаголы с приставкой вы-. К ним надо подобрать родственные слова с другими приставками или без приставок (так ребята поступали при определении спряжения глаголов на с. 65). Например: выстрелил – н. ф. выстрелить. Родственного слова без приставки – стрелить нет в русском языке, а есть слово стрелять. Но если ориентироваться на него, то это приведет к ошибке – выстрелял. Следовательно, надо подобрать родственное слово с другой приставкой, например подстрелить, застрелить. В этих словах глагольный суффикс ударный.

– В слове выгнал (выгнать) правильно написать безударный гласный поможет родственное слово гнать.

– В глаголах вы/да/ть и да/ть безударный гласный а не является суффиксом, но входит в корень слов.

– Чтобы выяснить, какое слово дало жизнь каждому слову (выделенному жирным шрифтом), необходимо объяснить данное слово через родственное слово.

Наконечник (стрелы) – это небольшой предмет на конце стрелы. Следовательно, слову наконечник дало жизнь слово конец. Это слово образовано суффиксально-префиксальным способом: к основе слова конец добавили суффикс -ник-, приставку на- и нулевое окончание. При этом в корне произошло чередование согласных
[ц] / [ч’].

Нашлёпка – предмет, который нашлепнули на что-либо. Это слово образовано от усеченной основы глагола нашлепнуть с помощью суффикса -к- (+ окончание ). Способ образования – суффиксальный. В свою очередь, глагол нашлёпнуть образован от слова шлёпнуть при помощи приставки на-.

Учащиеся выполняют запись в тетради:

Наконечник = конец/; на + конец/ + ник + нулевое окончание = на/конеч/ник/□.

Нашлёпка = нашлёп/нуть; нашлёп/+ к + а = нашлёпка

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Выделять необходимую ин-формацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать. Выполнять поиск необходимой информации. Формировать
осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений. Выполнять доказательство. Формировать навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

1. Как проверить правописание безударной гласной в суффиксе глаголов прошедшего времени?

а) По окончанию глагола в форме 3-го лица множественного числа;

б) по неопределенной форме глагола.

2. У глаголов прошедшего времени в безударном
положении перед суффиксом -л- пишется та же гласная, что и…

а) перед -ть, -ти в неопределенной форме;

б) в окончании глагола в форме 3-го лица множественного числа.

3. Восстановите порядок орфографических действий при написании безударных гласных в суффиксе глаголов прошедшего времени:

а) ставлю глагол в неопределенную форму;

б) перед -ть, -ти пишется...;

в) нахожу глагол прошедшего времени с безударной гласной в суффиксе;

г) пишу ту же гласную перед суффиксом -л-.

4. Выберите глаголы с безударной гласной е
в суффиксе:

а) вид..ли; д) езд..ли;

б) замет..ли; е) отправ..ли;

в) се..ли; ж) выв..л;

г) слыш..ли; з) стро..ли

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.

Учащиеся выполняют тест, выбирают верные ответы:

1 – б;

2 – а;

3 – в, а, б, г;

4 – а, ж

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Проводить наблюдение, анализ. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового узнали на уроке?

– Как правильно написать безударный глагольный суффикс глаголов прошедшего времени?

– Какое задание было самым интересным
и почему?

– Какое задание было самым трудным?

– Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

– Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Высказываются о значимости изученной орфограммы в дальнейшем обучении. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

открыл…

исследовал…

умею…


Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять самооценку на основе критерия успешности. Демонстрировать адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для СР № 1, упражнение 48

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика:

1. Вписываю новое словарное слово и подчеркиваю в нем букву, написание которой надо запомнить: завтра.

2. Нахожу глаголы: не пойму (буд. вр.), исчез
(прош. вр.), сказал (прош. вр.)

Формировать
навыки самоорганизации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!