СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи»»

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»







ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока русского языка,

проведённого 07.02.2020 года в 4 классе

МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда

студенткой 3 «Б» группы

специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»

Лозиной Викторией Сергеевной





Методист: А.А. Резникова

Учитель: Е.С. Фидорцова

_____________

(подпись)






Зерноград,

2020г

Класс, предмет: 4, русский язык.

Тема: «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи».

Цель: уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи:

- освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

- овладение умениями определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

- развитие речи, памяти, внимания, умений оценивать по критериям свою работу.

Планируемые результаты:

Личностные

Метапредметные

Предметные

У выпускника будут сформированы:

1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка.

2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.

Ученик научится:

Р1: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Р2: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

П2: использовать знаково-символические средства (в том числе схемы).

К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Обучающийся научится:

1. Определять грамматические признаки имён прилагательных —падеж; изменять имена прилагательные по падежам.

2. Применять ранее изученные правила правописания удвоенных согласных в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса.

Межпредметные связи: литературное чтение.

Ресурсы:

- для учителя: ТК, комп., проектор, презентация, учебник «Русский язык 4 класс 2 часть, В.П. Канакина»;

- для детей: сигнальные карточки, учебник, тетрадь, письменные принадлежности.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

Методы

1. Мотивация к учебной деятельности

Приветствует обучающихся, мотивирует с помощью высказывания Л.Н. Толстого.

- Здравствуйте! Меня зовут Виктория Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу я.

- Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство.

И, именно, сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи.

Проверьте свою готовность к уроку.

Я называю предмет, а вы кладите на него руку. Если у вас его нет, то тихо достаньте. Дневник, учебник, тетрадь, ручка.

Приветствуют учителя.

Слушают учителя и воспринимают установку.
















Проверяют готовность к уроку.

Л1: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка.

Формирование готовности восприятия учебного материала

2. Актуализация опорных знаний

Актуализирует знания детей о правописании удвоенных согласных.

- Выпишите слова с удвоенными согласными, подчеркните их. Задание можете выполнить в парах.

Шо(с, сс)е, пре(с, сс)а, во(к, кк)зал, угро(з, зз)а, те(р, рр)а(с, сс)а, кру(ж, жж)ится, ли(п, пп)овая, а(л, лл)ея, гри(б, бб).

Организует проверку.





- Отгадайте загадки, запишите отгадки.

1. Во мне два «к», не забывайте! Таким, как я, всегда бывайте.

Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом …

2. В конце двойную л пиши,

А как зовут меня – реши:

Без мастера гранённым стал

Блестящий, правильный…

3. Он на вокзалах есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойную р содержит он

И называется …

4. Загадка эта нелегка:

Пишусь всегда через две к.

И мяч, и шайбу клюшкой бей,

А называюсь я …

5. В магазин с сестрой ходили,

Все, что надо, там купили:

За батон, бутылку квасу Заплатили деньги в …

- Проверьте, правильно ли вы записали отгадки. Какая орфограмма во всех этих словах?

- Можно ли как-то проверить их написание?

- Что нужно, чтобы правильно их писать?





Выполняют задание.




Шоссе, пресса, вокзал, угроза, терраса, кружится, липовая, аллея, гриб.


Проверяют. Один ученик читает слова, которые он выписал, класс проверяет. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши.


Аккуратный





Кристалл




Перрон




Хоккей




Кассу




- Удвоенная согласная.




-Нет, это словарные слова.


- Запомнить.





К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.





Повторение

Работа в парах

3. Организация познавательной деятельности

3.1 Целеполагание

- Среди слов-отгадок найдите имя прилагательное.

- Составьте словосочетание, в котором это имя прилагательное было бы употреблено в женском роде.

- Просклоняйте его.






- В каких падежах имя прилагательное имеет одинаковое окончание?

- С какими трудностями мы можем столкнуться?


- Чем будем учиться?

- Аккуратный.


Составляют словосочетания.



И.п. аккуратная

Р.п. аккуратной

Д.п. аккуратной

В.п. аккуратную

Т.п. аккуратной, аккуратною

П.п. аккуратной

- В родительном, дательном, творительном, предложном.


- Можно неправильно определить падеж, так как одинаковые окончания.

- Учиться различать имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах и правильно писать окончания таких имен прилагательных.

П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Беседа

Упражнение

3.2 Открытие нового знания

Упр 65, с. 32

- Рассмотрите схему.

- Расскажите по схеме, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в данных падежах и какие имеют окончания.

- Составьте и запишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных.

- Определите падеж и выделите окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях.

Микроитог. Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ.

Упр 66, с. 32

- Прочитайте стихотворение выразительно.

- О чем стихотворение?

- Что для вас Русь?

- Как мы должны относиться к Родине?

- Почему Русь необъятная? Россия - самая большая страна мира, ее площадь приблизительно равна площади

поверхности планеты Плутон и составляет более 17 млн. кв. км.

- На территории России — свыше двух миллионов озер. Какие известны вам?

- Подберите синоним к слову необъятный.

- Спишите стихотворение. Укажите падеж имен прилагательных.

(Русь — историческое название земель восточных славян.)

Упр 67, с. 32

- Запишите словосочетания в данных формах. Укажите над именами прилагательными падеж.

(Самостоятельно выполните упражнение. Три ученика работают у доски.)




ФИЗМИНУТКА

Выполняют упр 65.

Рассматривают схему.

- Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ.

- Чистой вешней воды.

К чистой вешней воде.

Чистой вешней водой.

О чистой вешней воде.

Определяют падеж, выделяют окончания.








Выполняют упр 66

Читают стихотворение.


- О России.

- …

- …


- …








- …



- Безграничный, обширный, широкий.

- Над необъятной (Т.п.) Русью.

В зелёной (П.п.) вышине.




Выполняют упр 67

1. О весенней (П.п.) зелёной (П.п.) травке.

По весенней (Д.п.) зелёной (Д.п.) травке.

2. Смешную (В.п.) маленькую (В.п.) обезьянку.

Смешной (Р.п.) маленькой (Р.п.) обезьянки.

3. Давней (Т.п.) доброй (Т.п.) дружбой.

П2. Использовать знаково-символические средства (в том числе схемы).

Л2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.







Л3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину.




















К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Работа с учебником

Анализ

Беседа

















Упражнение


























Упражнение

3.3 Первичное закрепление

Упр 69, с. 33

- Рассмотрите схему. Какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? и имеют такие окончания? Приведите примеры словосочетаний с именами прилагательными, употребленными в данных падежах.

Упр 70, с.33

- Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных.

- В какие 2 группы можно объединить словосочетания?














- Нам встретилось новое словарное слово. Назовите орфограмму.

- Что такое вагон?



- Слово заимствовано в 1 половине 19 века из французского языка.

Выполняют упр 69

- Имена прил. муж. рода отвечают на вопрос какой? в И. п и В.п

Имена прил. ж. рода отвечают на вопрос какой? в Р, Д, Т, П. п




Выполняют упр 70

- Почтовый (И.п) вагон, над гигантской (Т.п) сосной, горячий (И.п) бой, о жёлтой (П.п) пустыне, по узкой (Д.п) дороге, беспокойный (И.п) характер, на мозолистой (П.п) ладони, майской (Т.п) грозой.

Почтовый вагон – это вагон для перевозки почты.

Беспокойный характер – это непоседливое, шаловливое, неугомонное поведение.

Слова можно разделить на группы. 1. Словосочетания с прилагательными мужского рода. 2. Словосочетания с прилагательными женского рода.

- Безударная гласная в корне.



- Ваго́н - транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам.


Л2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке.

П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Анализ

Беседа









Упражнение

3.4 Самостоятельная работа

Организует самостоятельную работу.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их род и падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.











Организует самопроверку.

- Посмотрите на экран и исправьте ошибки, если они у вас есть.

Кто допустил 0 ошибок, поставьте карандашом 5.

Кто допустил 1-2 ошибки, поставьте 4.

Кто допустил 3 ошибки, поставьте 3.

Выполняют с.р.

1) В жаркую (женский род; винительный падеж) летнюю (женский род; винительный падеж) пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней (женский род; предложный падеж) заре лошадей – большой (мужской род; именительный падеж) праздник для крестьянских (множественное число; родительный падеж) мальчишек.

3) Сидя на самых бойких (множественное число; предложный падеж) клячонках, мчатся они с весёлым (средний и мужской род; творительный падеж) гиканьем и криком.

4) Лёгкая (женский род; именительный падеж) пыль желтым (мужской род; творительный падеж) столбом поднимается и несется по дороге.

Проверяют и исправляют ошибки.

Р1: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности.

Самостоятельная работа




























Самопроверка

3.5 Обобщение и включение в систему знаний

Организует подведение итога.

- Давайте подведем итог урока.

На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах? Какие окончания имеют?

- Чему вы научились сегодня на уроке?

Отвечают на вопрос учителя.

- На вопрос какой? Окончания ой, ей.




Отвечают на вопрос.

П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации.

Обобщающая беседа

4. Рефлексия учебной деятельности

Организует самооценку деятельности обучающихся с помощью приема «Мишень»

Объявляет домашнее задание, фиксирует на доске.

С. 33, упр. 68

Оценивают свою деятельность на уроке.


Записывают домашнее задание.

Р2: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности.

Самооценка

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.

Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж.

1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле.

2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек.

3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком.

4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге.








Самоанализ урока


Урок русского языка проводился в 4 "Б" классе по теме: «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи».

Класс учится по программе «Школа России».

Тип урока: открытие нового знания.

Перед уроком была поставлена цель: уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.

Для реализации цели были сформулированы задачи:

- освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

- овладение умениями определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;

- развитие речи, памяти, внимания, умений оценивать по критериям свою работу.

Первая задача: освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах реализовывалась на открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение; на этапе первичного закрепления с помощью методов: беседа и упражнение.

Вторая задача: овладение умениями определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах реализовывалась на открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение; на этапе первичного закрепления с помощью методов: беседа и упражнение; на этапе самостоятельной работы при помощи метода «Самостоятельная работа».

Третья задача: развитие речи, памяти, внимания, умений оценивать по критериям свою работу реализовывалась на этапе целеполагания «Беседа», на этапе открытия нового знания при помощи методов: анализ, беседа; на этапе самостоятельной работы при помощи метода «Самопроверка», на этапе обобщения и включения в систему знаний при помощи метода «Обобщающая беседа»; на этапе рефлексии при помощи метода «Самооценка».

На протяжении всего урока велась работа по формированию планируемых результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ

1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка реализовывался на этапе мотивации к учебной деятельности при помощи метода «формирование готовности восприятия учебного материала».

2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке реализовывался на этапе первичного закрепления при помощи метода «беседа».

3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину реализовался при помощи методов: беседа и упражнение.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ

1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности реализовался на этапе самостоятельная работа при помощи методов: самостоятельная работа, самопроверка.

2. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности реализовался на этапе рефлексии учебной деятельности при помощи метода «самооценка».

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ

1. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации реализовался на этапе целеполагания при помощи метода «беседа»; на этапе первичного закрепления при помощи метода «беседа»; на этапе обобщения и включения в систему знаний при помощи метода «обобщающая беседа».

2. Использовать знаково-символические средства (в том числе схемы) реализовался на этапе открытия нового знания и первичного закрепления при помощи методов: работа с учебником, анализ, упражнение.

КОММУНИКАТИВНЫЕ

1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности реализовался на этапе актуализации опорных знаний при помощи метода «работа в парах»; на этапе открытия нового знания при помощи методов: беседа, упражнение.


Всё запланированное на уроке удалось реализовать. Дети работали активно: отвечали на вопросы, выполняли самостоятельную работу, доказывали свою точку зрения. Для предотвращения усталости проводилась физкультминутка.

Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Время, отведенное на каждый этап, старалась выдержать. Урок проводился согласно тематическому планированию. Я старалась создать доброжелательную атмосферу на уроке. Взаимоотношения между обучающимися ровные, спокойные, дружеские. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению русского языка, основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Таким образом, в результате урока была достигнута цель: уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.