государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Ростовской области
«Зерноградский педагогический колледж»
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
урока русского языка,
проведённого 07.02.2020 года в 4 классе
МБОУ СОШ УИОП г. Зернограда
студенткой 3 «Б» группы
специальности 44.02.05. «Коррекционная педагогика в начальном образовании»
Лозиной Викторией Сергеевной
Методист: А.А. Резникова
Учитель: Е.С. Фидорцова
_____________
(подпись)
Зерноград,
2020г
Класс, предмет: 4, русский язык.
Тема: «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи».
Цель: уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Задачи:
- освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
- овладение умениями определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
- развитие речи, памяти, внимания, умений оценивать по критериям свою работу.
Планируемые результаты:
Личностные | Метапредметные | Предметные |
У выпускника будут сформированы: 1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка. 2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. 3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. | Ученик научится: Р1: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. Р2: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. П2: использовать знаково-символические средства (в том числе схемы). К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Обучающийся научится: 1. Определять грамматические признаки имён прилагательных —падеж; изменять имена прилагательные по падежам. 2. Применять ранее изученные правила правописания удвоенных согласных в корне, на стыке приставки и корня, на стыке корня и суффикса. |
Межпредметные связи: литературное чтение.
Ресурсы:
- для учителя: ТК, комп., проектор, презентация, учебник «Русский язык 4 класс 2 часть, В.П. Канакина»;
- для детей: сигнальные карточки, учебник, тетрадь, письменные принадлежности.
Этап | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | Методы |
1. Мотивация к учебной деятельности | Приветствует обучающихся, мотивирует с помощью высказывания Л.Н. Толстого. - Здравствуйте! Меня зовут Виктория Сергеевна и сегодня урок русского языка проведу я. - Эпиграфом к нашему уроку сегодня будут служить слова Л. Н Толстого: «Ничто не облагораживает человека больше труда. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство. И, именно, сегодня нам с вами предстоит очень плодотворно потрудиться! Потрудимся? Давайте пожелаем друг другу удачи. Проверьте свою готовность к уроку. Я называю предмет, а вы кладите на него руку. Если у вас его нет, то тихо достаньте. Дневник, учебник, тетрадь, ручка. | Приветствуют учителя. Слушают учителя и воспринимают установку. Проверяют готовность к уроку. | Л1: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка. | Формирование готовности восприятия учебного материала |
2. Актуализация опорных знаний | Актуализирует знания детей о правописании удвоенных согласных. - Выпишите слова с удвоенными согласными, подчеркните их. Задание можете выполнить в парах. Шо(с, сс)е, пре(с, сс)а, во(к, кк)зал, угро(з, зз)а, те(р, рр)а(с, сс)а, кру(ж, жж)ится, ли(п, пп)овая, а(л, лл)ея, гри(б, бб). Организует проверку. - Отгадайте загадки, запишите отгадки. 1. Во мне два «к», не забывайте! Таким, как я, всегда бывайте. Я точный, чистый и опрятный, Иным же словом … 2. В конце двойную л пиши, А как зовут меня – реши: Без мастера гранённым стал Блестящий, правильный… 3. Он на вокзалах есть всегда, К нему подходят поезда. Двойную р содержит он И называется … 4. Загадка эта нелегка: Пишусь всегда через две к. И мяч, и шайбу клюшкой бей, А называюсь я … 5. В магазин с сестрой ходили, Все, что надо, там купили: За батон, бутылку квасу Заплатили деньги в … - Проверьте, правильно ли вы записали отгадки. Какая орфограмма во всех этих словах? - Можно ли как-то проверить их написание? - Что нужно, чтобы правильно их писать? | Выполняют задание. Шоссе, пресса, вокзал, угроза, терраса, кружится, липовая, аллея, гриб. Проверяют. Один ученик читает слова, которые он выписал, класс проверяет. Если слово названо неверно, учащиеся один раз хлопают в ладоши. Аккуратный Кристалл Перрон Хоккей Кассу - Удвоенная согласная. -Нет, это словарные слова. - Запомнить. | К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Повторение Работа в парах |
3. Организация познавательной деятельности 3.1 Целеполагание | - Среди слов-отгадок найдите имя прилагательное. - Составьте словосочетание, в котором это имя прилагательное было бы употреблено в женском роде. - Просклоняйте его. - В каких падежах имя прилагательное имеет одинаковое окончание? - С какими трудностями мы можем столкнуться? - Чем будем учиться? | - Аккуратный. Составляют словосочетания. И.п. аккуратная Р.п. аккуратной Д.п. аккуратной В.п. аккуратную Т.п. аккуратной, аккуратною П.п. аккуратной - В родительном, дательном, творительном, предложном. - Можно неправильно определить падеж, так как одинаковые окончания. - Учиться различать имена прилагательные женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах и правильно писать окончания таких имен прилагательных. | П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Беседа Упражнение |
3.2 Открытие нового знания | Упр 65, с. 32 - Рассмотрите схему. - Расскажите по схеме, на какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в данных падежах и какие имеют окончания. - Составьте и запишите словосочетания, дописывая окончания имен прилагательных. - Определите падеж и выделите окончания имен прилагательных в данных словосочетаниях. Микроитог. Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ. Упр 66, с. 32 - Прочитайте стихотворение выразительно. - О чем стихотворение? - Что для вас Русь? - Как мы должны относиться к Родине? - Почему Русь необъятная? Россия - самая большая страна мира, ее площадь приблизительно равна площади поверхности планеты Плутон и составляет более 17 млн. кв. км. - На территории России — свыше двух миллионов озер. Какие известны вам? - Подберите синоним к слову необъятный. - Спишите стихотворение. Укажите падеж имен прилагательных. (Русь — историческое название земель восточных славян.) Упр 67, с. 32 - Запишите словосочетания в данных формах. Укажите над именами прилагательными падеж. (Самостоятельно выполните упражнение. Три ученика работают у доски.) ФИЗМИНУТКА | Выполняют упр 65. Рассматривают схему. - Имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах отвечают на вопрос «какой?» и имеют окончания ОЙ, ЕЙ. - Чистой вешней воды. К чистой вешней воде. Чистой вешней водой. О чистой вешней воде. Определяют падеж, выделяют окончания. Выполняют упр 66 Читают стихотворение. - О России. - … - … - … - … - Безграничный, обширный, широкий. - Над необъятной (Т.п.) Русью. В зелёной (П.п.) вышине. Выполняют упр 67 1. О весенней (П.п.) зелёной (П.п.) травке. По весенней (Д.п.) зелёной (Д.п.) травке. 2. Смешную (В.п.) маленькую (В.п.) обезьянку. Смешной (Р.п.) маленькой (Р.п.) обезьянки. 3. Давней (Т.п.) доброй (Т.п.) дружбой. | П2. Использовать знаково-символические средства (в том числе схемы). Л2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. Л3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. К1: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. | Работа с учебником Анализ Беседа Упражнение Упражнение |
3.3 Первичное закрепление | Упр 69, с. 33 - Рассмотрите схему. Какие имена прилагательные и в каких падежах отвечают на вопрос какой? и имеют такие окончания? Приведите примеры словосочетаний с именами прилагательными, употребленными в данных падежах. Упр 70, с.33 - Спишите, вставляя пропущенные окончания. Укажите падеж имен прилагательных. - В какие 2 группы можно объединить словосочетания? - Нам встретилось новое словарное слово. Назовите орфограмму. - Что такое вагон? - Слово заимствовано в 1 половине 19 века из французского языка. | Выполняют упр 69 - Имена прил. муж. рода отвечают на вопрос какой? в И. п и В.п Имена прил. ж. рода отвечают на вопрос какой? в Р, Д, Т, П. п Выполняют упр 70 - Почтовый (И.п) вагон, над гигантской (Т.п) сосной, горячий (И.п) бой, о жёлтой (П.п) пустыне, по узкой (Д.п) дороге, беспокойный (И.п) характер, на мозолистой (П.п) ладони, майской (Т.п) грозой. Почтовый вагон – это вагон для перевозки почты. Беспокойный характер – это непоседливое, шаловливое, неугомонное поведение. Слова можно разделить на группы. 1. Словосочетания с прилагательными мужского рода. 2. Словосочетания с прилагательными женского рода. - Безударная гласная в корне. - Ваго́н - транспортное средство, предназначенное для движения по рельсам. | Л2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке. П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Анализ Беседа Упражнение |
3.4 Самостоятельная работа | Организует самостоятельную работу. Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их род и падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. Организует самопроверку. - Посмотрите на экран и исправьте ошибки, если они у вас есть. Кто допустил 0 ошибок, поставьте карандашом 5. Кто допустил 1-2 ошибки, поставьте 4. Кто допустил 3 ошибки, поставьте 3. | Выполняют с.р. 1) В жаркую (женский род; винительный падеж) летнюю (женский род; винительный падеж) пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять перед вечером и пригонять на утренней (женский род; предложный падеж) заре лошадей – большой (мужской род; именительный падеж) праздник для крестьянских (множественное число; родительный падеж) мальчишек. 3) Сидя на самых бойких (множественное число; предложный падеж) клячонках, мчатся они с весёлым (средний и мужской род; творительный падеж) гиканьем и криком. 4) Лёгкая (женский род; именительный падеж) пыль желтым (мужской род; творительный падеж) столбом поднимается и несется по дороге. Проверяют и исправляют ошибки. | Р1: принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности. | Самостоятельная работа Самопроверка |
3.5 Обобщение и включение в систему знаний | Организует подведение итога. - Давайте подведем итог урока. На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода в Р, Д, Т, П падежах? Какие окончания имеют? - Чему вы научились сегодня на уроке? | Отвечают на вопрос учителя. - На вопрос какой? Окончания ой, ей. Отвечают на вопрос. | П1: осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации. | Обобщающая беседа |
4. Рефлексия учебной деятельности | Организует самооценку деятельности обучающихся с помощью приема «Мишень» Объявляет домашнее задание, фиксирует на доске. С. 33, упр. 68 | Оценивают свою деятельность на уроке. Записывают домашнее задание. | Р2: понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности. | Самооценка |
Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. | Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. |
Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. | Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. |
Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. | Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. |
Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. | Вставьте пропущенные окончания имен прилагательных, укажите их падеж. 1) В жарк… летн… пору лошадей выгоняют на ночь в поле. 2) Выгонять пред вечером и пригонять на утренн… заре лошадей –больш… праздник для крестьянск… мальчишек. 3) Сидя на самых бойк… клячонках, мчатся они с весёл… гиканьем и криком. 4) Лёгк… пыль жёлт… столбом поднимается и несётся по дороге. |
Самоанализ урока
Урок русского языка проводился в 4 "Б" классе по теме: «Родительный, дательный, творительный и предложный падежи».
Класс учится по программе «Школа России».
Тип урока: открытие нового знания.
Перед уроком была поставлена цель: уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.
Для реализации цели были сформулированы задачи:
- освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
- овладение умениями определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах;
- развитие речи, памяти, внимания, умений оценивать по критериям свою работу.
Первая задача: освоение знаний о правописании окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах реализовывалась на открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение; на этапе первичного закрепления с помощью методов: беседа и упражнение.
Вторая задача: овладение умениями определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах реализовывалась на открытия нового знания с помощью методов: работа с учебником, упражнение; на этапе первичного закрепления с помощью методов: беседа и упражнение; на этапе самостоятельной работы при помощи метода «Самостоятельная работа».
Третья задача: развитие речи, памяти, внимания, умений оценивать по критериям свою работу реализовывалась на этапе целеполагания «Беседа», на этапе открытия нового знания при помощи методов: анализ, беседа; на этапе самостоятельной работы при помощи метода «Самопроверка», на этапе обобщения и включения в систему знаний при помощи метода «Обобщающая беседа»; на этапе рефлексии при помощи метода «Самооценка».
На протяжении всего урока велась работа по формированию планируемых результатов:
ЛИЧНОСТНЫЕ
1. Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к изучению русского языка реализовывался на этапе мотивации к учебной деятельности при помощи метода «формирование готовности восприятия учебного материала».
2. Навыки сотрудничества с учителем в процессе выполнения совместной деятельности на уроке реализовывался на этапе первичного закрепления при помощи метода «беседа».
3. Основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину реализовался при помощи методов: беседа и упражнение.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
1. Принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности реализовался на этапе самостоятельная работа при помощи методов: самостоятельная работа, самопроверка.
2. Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности реализовался на этапе рефлексии учебной деятельности при помощи метода «самооценка».
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
1. Осознанно и произвольно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации реализовался на этапе целеполагания при помощи метода «беседа»; на этапе первичного закрепления при помощи метода «беседа»; на этапе обобщения и включения в систему знаний при помощи метода «обобщающая беседа».
2. Использовать знаково-символические средства (в том числе схемы) реализовался на этапе открытия нового знания и первичного закрепления при помощи методов: работа с учебником, анализ, упражнение.
КОММУНИКАТИВНЫЕ
1. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности реализовался на этапе актуализации опорных знаний при помощи метода «работа в парах»; на этапе открытия нового знания при помощи методов: беседа, упражнение.
Всё запланированное на уроке удалось реализовать. Дети работали активно: отвечали на вопросы, выполняли самостоятельную работу, доказывали свою точку зрения. Для предотвращения усталости проводилась физкультминутка.
Я считаю, что мне удалось включить детей в запланированную деятельность на всех этапах урока. Время, отведенное на каждый этап, старалась выдержать. Урок проводился согласно тематическому планированию. Я старалась создать доброжелательную атмосферу на уроке. Взаимоотношения между обучающимися ровные, спокойные, дружеские. С воспитательной точки зрения урок способствовал формированию у детей интереса к изучению русского языка, основы российской гражданской идентичности, чувство гордости за свою Родину. Таким образом, в результате урока была достигнута цель: уметь определять падеж имён прилагательных женского рода, правильно писать окончания имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложном падежах.