II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Принимать и сохранять учебную задачу. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 75 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. Примечание. Ошибки в написании повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. встречаются не только у учащихся начальных классов, но и у старшеклассников. Трудность в написании этих форм заключается в следующем: глаголы I спряжения во 2-м лице мн. ч. настоящего или простого будущего времени имеют окончание -ете, например: сохнете. Глаголы II спряжения во 2-м лице мн. ч. настоящего или простого будущего времени имеют окончание -ите, например: выручите. Повелительная форма мн. ч. этих глаголов образуется при помощи словоизменительного суффикса -и- и постфикса -те (который в учебнике назван окончанием). Таким образом, повелительная форма мн. ч. у глаголов II спряжения совпадает на письме с формой 2-го лица мн. ч. настоящего или будущего времени: выручите (2-е л. мн. ч.; окончание -ите) – выручите (повелительная форма мн. ч.; суффикс -и- и окончание -те), а у глаголов I спряжения отличается от нее: сохнете (2-е л. мн. ч., окончание -ете) – сохните (повелительная форма мн. ч.; суффикс -и-, окончание -те). – Рассмотрите повелительные формы ед. ч. и мн. ч. двух глаголов: рассказ/а/ть и показ/а/ть. – С помощью какого суффикса образована повелительная форма ед. ч. каждого глагола? – Посмотрите, как она образована. – Чем отличаются повелительные формы ед. ч. и мн. ч. каждого глагола? – Какое окончание появляется в форме мн. ч.? Сохраняется ли в форме мн. ч. тот же суффикс, что и в форме ед. ч.? – Покажите письменно, как образована повелительная форма ед. ч. глагола показ/а/ть. – Повелительная форма может образовываться не только с помощью суффикса -и-, но и с помощью суффикса -й-. – Письменно покажите, как образованы повелительные формы ед. ч. глаголов доверять и стрелять | Выполняют дидактические упражнения, отве- чают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся видят, что повелительная форма ед. ч. образуется от усеченной основы инфинитива с помощью суффикса -и-. При этом происходит чередование согласных [з] / [ж] в корне слова. – В повелительной форме мн. ч. после суффикса -и- появляется окончание -те. Учащиеся самостоятельно образуют повелительные формы ед. ч. и мн. ч. от глагола показать (аналогично глаголу рассказать). – При образовании повелительных форм глаголов рассказать, показать усекались основы начальных форм. – При образовании повелительных форм глаголов доверять и стрелять начальные формы данных глаголов не усекались | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и ус-ловием. Выделять необходимую ин-формацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Проявлять волевую саморегуляцию. Формировать познавательную инициативу. Выдвигать гипотезы и их обосновывать Выполнять поиск необходимой информации. Использовать знаково-символические средства. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 76 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте отрывок из текста. Кто его автор? – Выпишите из текста столбиком все глаголы в повелительной форме. Рядом с каждым напишите его начальную форму. – Выделите суффиксы повелительной формы и глагольные суффиксы (там, где они есть). – Проследите: всегда ли суффикс -и- присоединяется к усеченной основе глагола, а суффикс -й- – к неусеченной? – Как образована повелительная форма иди? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Автор этого рассказа – Виктор Драгунский. Учащиеся выполняют запись: роняй – ронять; сиди – сидеть; ныряй – нырять; ползай – ползать; хохочи – хохотать; свисти – свистеть; иди – идти. – Повелительная форма иди образована с помощью суффикса -и- от неусеченной основы идти. – На плакате Летучей Мыши на с.102 есть пример образования повелительной формы с помощью суффикса -й- от усеченной основы: строить – строй. – Не всегда суффикс -и- присоединяется к усеченной основе, а суффикс -й- – к неусеченной | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Проводить наблюдение, анализ, выдвигать предположения и осуществлять их экспериментальную проверку. Выстраивать логическую цепь рассуждений – анализ объектов с целью выделения признаков |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Назовите суффиксы повелительной формы глагола. – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют различия повелительной формы глагола мн. ч. и формы настоящего времени, 2-го лица, мн. ч. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | сравнил… | умею… | | Выполнять контроль и оценку процесса и результатов деятельности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать разные мнения |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 2 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Вставляю пропущенные буквы: Петрушка (Петрушек), скучает (I спр.), поучает (I спр.), порисуй (сл. слово), мелом (столо́м), лопатку (сл. слово), грядку (грядок), Косте (земле́), Петрушка (сл. слово), старушка (старушек), разозлится (что сделает?), топнет (I спр.), ногой (но́ги), по дощечке (до́ски; по земле́), не хочу (хо́чет), говорит (го́вор), веселиться (что делать?), на крылечке (на окне́), позвоните (звон), игрушки (и́гры), Петрушке (земле́). 2. Желтым карандашом подчеркиваю глаголы в повелительной форме ед. ч.: порисуй, возьми, вскопай, позвони, позови, попрыгай, не сиди. Синим карандашом подчеркиваю глаголы в повелительной форме мн. ч.: порисуйте, возьмите, вскопайте, позвоните, позовите, поиграйте, не мешайте. 3. Вскопай = вскопа/ть; вскопа/ + й = вскопай; позвони = позвони/ть; позвон/ + и = позвони; попрыгай = попрыга/ть; попрыга/ + й = попрыгай; сиди = сиде/ть; сид/ + и = сиди. Желтым карандашом подчеркиваю глаголы: позвони, сиди. У этих глаголов при образовании повелительной формы усекается основа | Формировать навыки самоорганизации |