II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Извлекать необходимую информацию из текстов. Фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии. Выполнять учет разных мнений |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 79. Упражнение 80 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Сравните глагольные формы, выделенные одинаково. Обращайте внимание на ударение. – Какая из форм является повелительной формой мн. ч.? – Какая – формой 2-го лица, мн. ч. будущего времени? – Как будете выбирать букву окончания у глаголов в форме 2-го лица, мн. ч. будущего времени? Нужно ли определять у них спряжение? – Чтобы сориентироваться, как действовать при выборе буквы окончания глаголов в форме 2-го лица, мн. ч. будущего времени, в учебнике предлагается закончить высказывания Маши и Кости. – Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы и разберите оба глагола в каждой паре по составу. – Запишите текст, вставляя нужные буквы. – Выделите корень в парах родственных слов. С помощью каких слов вы проверите написание слов в каждой паре? Запишите эти слова рядом в скобках. – Посмотрите на состав выделенного слова. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны о том, как образовалось слово половики. – Какую работу выполняет каждый из этих суффиксов? – Покажите, как образованы слова черновик и чистовик | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. Учащиеся сравнивают похожие формы одного глагола в разных предложениях. – Зная, что глаголы в повелительной форме выражают просьбу или приказ, находим эти глаголы в предложениях первой и второй групп. Следовательно, во вторых предложениях глаголы стоят в форме 2-го л., мн. ч. будущего времени. Учащиеся заканчивают высказывания Маши и Кости: «Маша сказала, что спряжение определять нужно, потому что мы не знаем, какую букву писать в окончании. А Костя добавил, что спряжение нужно определять по суффиксу начальной формы, поскольку личные окончания безударные». – У глаголов в форме 2-го л., мн. ч. будущего времени -ете – окончание; у глаголов в повелительной форме -ите (-и- – суффикс; -те – окончание). Учащиеся выполняют запись: черны – черновики (чёрный); чисты – чистовики (чистый). – В слове половики два суффикса. Половик – это половой коврик; половой – потому что лежит на полу. – Сначала было существительное пол. Потом от его основы было образовано прилагательное половой. А затем от основы прилагательного образовалось опять существительное половик. С помощью словаря образования слов ребята узнают, как образовались слова черновик и чистовик: Черн/ + ов + ик + … = черн/ов/ик/□. Чист/ + ов + ик + … = чист/ов/ик/□ | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол. 1. Петя __________ поскорее в школу. 2. Митя __________ чертёж в портфель. 3. Шестиклассники ___________ всё всегда на место – (не)будете никогда (ни)чего3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша ___________ на этом5. 5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? ___________ отдохните. Для справок: беги – бегите, положи – положите, клади – кладите, поезжай – поезжайте, ляг – лягте. – Определите, в какой форме, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких – -ете? Почему в скобках дана форма 2-го лица, единственного числа? | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. – Во 2-м лице во множественном числе окончание -ите пишется в повелительной форме и у глаголов II спряжения. – Окончание -ете пишется только у глаголов I спряжения настоящего времени | Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности. Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового вы узнали на уроке? – Как различать глаголы в повелительной форме мн. ч. и глаголы 2-го лица, мн. ч.? – Какое затруднение у вас возникло? – В чем была причина затруднения? – Какую цель перед собой поставили? – Каким способом действовали? – Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию. – Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить? – Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод. – Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать? – Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг? | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют различия повелительной формы мн. ч. и глагола в настоящем времени 2-го лица, мн. ч. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | сравнил… | научился… | | Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 52 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Вставляю пропущенные буквы: ножик (суффикс -ик-), ложку (ложек), в кулаке (кула́к), кошку (кошек), плошка (кого?) кошки (земли́), в уголке (уго́льник), хлеб (хлеба), в солонку (соль), дружку (другой – чередование г/ж). 2. Глаголы записываю в повелительной форме мн. ч. и разбираю по составу: не держ/и́/те, не корм/и́/те, не мака́/й/те, не толка́/й/те | Формировать навыки самоорганизации |