СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по русскому языку "Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа". Урок 48.

Нажмите, чтобы узнать подробности

4 класс «Перспективная начальная школа». Урок 48

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по русскому языку "Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа". Урок 48.»

Урок 48. Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа

Тип урока: освоение нового материала

Педагогические задачи: создать условия для закрепления правила образования повелительной формы ед. ч. и мн. ч.; способствовать формированию умений различать повелительную форму мн. ч. и формы 2-го лица, мн. ч. настоящего или простого будущего времени;
содействовать развитию навыков правильно писать глагольные формы: повелительную форму мн. ч. и форму 2-го л., мн. ч. настоящего и будущего времени глаголов I и II спряжения; учить разбирать по составу глаголы в повелительной форме

Планируемые результаты

Предметные: познакомятся с разбором по составу глаголов в повелительной форме; научатся находить родственные слова; осуществлять проверку безударных гласных в корне слова с помощью родственных слов; делать словообразовательный анализ слов

Метапредметные:

•• познавательные – обобщать, то есть осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов на основе выделения сущностной связи; устанавливать аналогии;

•• регулятивные – учитывать правило в планировании и контроле способа решения; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

•• коммуникативные – формулировать собственное мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

Личностные: установка на здоровый образ жизни; чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой; эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося
(осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

II. Формулирование темы и целей урока

Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока.

– Как будет звучать тема нашего урока?

– Тема нашего урока: «Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа».

– Какова цель урока?

– Определите цели урока, используя опорные
слова

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока.

– Сегодня на уроке…

МЫ

познакомимся с…

узнаем…

вспомним…

будем уметь…

сможем поразмышлять…


Извлекать необходимую информацию из текстов. Фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии. Выполнять учет разных мнений

III. Изучение нового материала.

Работа по учебнику. Упражнение 79.














Упражнение 80

Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Сравните глагольные формы, выделенные одинаково. Обращайте внимание на ударение.

– Какая из форм является повелительной формой мн. ч.?

– Какая – формой 2-го лица, мн. ч. будущего времени?


– Как будете выбирать букву окончания у глаголов в форме 2-го лица, мн. ч. будущего времени? Нужно ли определять у них спряжение?

– Чтобы сориентироваться, как действовать при выборе буквы окончания глаголов в форме 2-го лица, мн. ч. будущего времени, в учебнике предлагается закончить высказывания Маши и Кости.

– Запишите предложения, вставьте пропущенные буквы и разберите оба глагола в каждой паре по составу.

– Запишите текст, вставляя нужные буквы.

– Выделите корень в парах родственных слов. С помощью каких слов вы проверите написание слов в каждой паре? Запишите эти слова рядом в скобках.

– Посмотрите на состав выделенного слова. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны о том, как образовалось слово половики.

– Какую работу выполняет каждый из этих суффиксов?

– Покажите, как образованы слова черновик
и чистовик

Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение.

Учащиеся сравнивают похожие формы одного глагола в разных предложениях.

– Зная, что глаголы в повелительной форме выражают просьбу или приказ, находим эти глаголы в предложениях первой и второй групп. Следовательно, во вторых предложениях глаголы стоят в форме
2-го л., мн. ч. будущего времени.

Учащиеся заканчивают высказывания Маши и Кости: «Маша сказала, что спряжение определять нужно, потому что мы не знаем, какую букву писать в окончании. А Костя добавил, что спряжение нужно определять по суффиксу начальной формы, поскольку личные окончания безударные».

– У глаголов в форме 2-го л., мн. ч. будущего времени -ете – окончание; у глаголов в повелительной форме -ите (-и- – суффикс; -те – окончание).



Учащиеся выполняют запись: черны – черновики (чёрный); чисты – чистовики (чистый).

– В слове половики два суффикса. Половик – это половой коврик; половой – потому что лежит на полу.

– Сначала было существительное пол. Потом от его основы было образовано прилагательное половой. А затем от основы прилагательного образовалось опять существительное половик.

С помощью словаря образования слов ребята узнают, как образовались слова черновик и чистовик:

Черн/ + ов + ик + … = черн/ов/ик/□.

Чист/ + ов + ик + … = чист/ов/ик/□

Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием.

Моделировать и преобразовывать модели разных типов (предметы, схемы, знаки и т. д.). Устанавливать причинно-следственные связи. Самостоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания. Выполнять построение логической цепи рассуждений

IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний

Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока.

– Спишите, вставляя подходящие по смыслу глаголы (см. материал для справок) и расставляя пропущенные знаки препинания. Подчеркните разноспрягаемый глагол.

1. Петя __________ поскорее в школу. 2. Митя
__________ чертёж в портфель. 3. Шестиклассники ___________ всё всегда на место – (не)будете никогда (ни)чего3 искать. 4. Я подожду следующего тр..мвая, а ты Миша ___________ на этом5.
5. Вы устали Дмитрий Сергеевич? ___________ отдохните.

Для справок: беги – бегите, положи – положите, клади – кладите, поезжай – поезжайте, ляг – лягте.

– Определите, в какой форме, лице и числе стоят глаголы. Какого они спряжения? В каких случаях в глаголах пишется -ите, а в каких – -ете? Почему в скобках дана форма 2-го лица, единственного числа?

Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения.


– Во 2-м лице во множественном числе окончание
-ите пишется в повелительной форме и у глаголов II спряжения.

– Окончание -ете пишется только у глаголов I спряжения настоящего времени

Осуществлять актуализацию сведений из личного жизненного опыта информационной деятельности.

Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками

V. Итоги урока, рефлексия

Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам:

– Что нового вы узнали на уроке?

– Как различать глаголы в повелительной форме мн. ч. и глаголы 2-го лица, мн. ч.?

– Какое затруднение у вас возникло?

– В чем была причина затруднения?

– Какую цель перед собой поставили?

– Каким способом действовали?

– Достигли ли поставленной цели? Обоснуйте свою позицию.

– Кто нам больше всех помог на уроке, кого мы можем поблагодарить?

– Оцените свою собственную работу. Обоснуйте свой вывод.

– Какие затруднения остались? Над чем надо еще поработать?

– Как вы думаете, каким будет наш следующий шаг?

Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют различия повелительной формы мн. ч. и глагола в настоящем времени 2-го лица, мн. ч. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор:

открыл…

сравнил…

научился…


Отслеживать цель учебной деятельности. Выполнять рефлексию способов и условий действия. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Использовать критерии для обоснования своего суждения

Домашнее
задание

Организует обсуждение домашнего задания.

Тетрадь для СР № 1, упражнение 52

Записывают домашнее задание.

Рассуждение ученика:

1. Вставляю пропущенные буквы: ножик (суффикс
-ик-), ложку (ложек), в кулаке (кула́к), кошку (кошек), плошка (кого?) кошки (земли́), в уголке (уго́льник), хлеб (хлеба), в солонку (соль), дружку (другой – чередование г/ж).

2. Глаголы записываю в повелительной форме
мн. ч. и разбираю по составу: не держ/и́/те,
не корм/и́/те, не мака́/й/те, не толка́/й/те

Формировать
навыки самоорганизации



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!