II. Формулирование темы и целей урока | Выдвигает проблему. Организует формулирование темы урока учащимися. Организует постановку учебной задачи. Уточняет понимание учащимися поставленной темы и целей урока. – Как будет звучать тема нашего урока? – Тема нашего урока: «Суффиксы повелительной формы глагола. Различение повелительной формы множественного числа и формы 2-го лица множественного числа». – Какова цель урока? – Определите цели урока, используя опорные слова | Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока, ставят учебную задачу. Обсуждают тему урока. – Сегодня на уроке… МЫ | познакомимся с… | узнаем… | вспомним… | будем уметь… | сможем поразмышлять… | | Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Фиксировать индивидуальные затруднения в пробном действии |
III. Изучение нового материала. Работа по учебнику. Упражнение 77 | Организует лексическую работу, проводит дискуссию по теме. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Прочитайте текст. Как называется этот рассказ? – Какие орфограммы пропущены в словах? – Встречаются ли в тексте глаголы в повелительной форме? – Запишите текст правильно. – Выпишите глаголы в повелительной форме столбиком. Рядом с каждым запишите повелительную форму мн. ч. и поставьте в формах ударение. – Рассмотрите два примера образования повелительной формы глагола. Прочитайте объяснение Евдокии Васильевны | Выполняют дидактические упражнения, отвечают на вопросы, высказывают свое мнение и предположение. – Рассказ В. Драгунского называется «Гусиное горло». – В слове подаришь две орфограммы: 1) «безударный гласный в окончании глагола 2-го л., ед. ч. будущего времени». Для того чтобы его правильно написать, необходимо определить спряжение глагола по его начальной форме (подарить – II спр.); 2) «мягкий знак после шипящего на конце глагольной формы». – В слове подарочек пропущена орфограмма «беглый гласный в суффиксе слова». Чтобы ее про- верить, надо поставить слово в форму Р. п., ед. ч. – нет подарочка. Поскольку звук исчезает, значит, это беглый гласный е, и в слове надо писать букву е. – В словах выпотрошила, выпросил, вытащил пропущена орфограмма «безударный гласный» перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени. Чтобы написать букву, надо поставить глагол в начальную форму (так как это глагольный суффикс) и посмотреть (или вспомнить), как пишется этот глагольный суффикс в начальной форме. В данном случае этот безударный гласный можно проверить. Для этого в этих словах выделена приставка вы-. Если поставить эти глаголы в начальную форму, затем подобрать родственные слова без приставки, то в этих начальных формах этот гласный будет ударным: выпотрошила (выпотрошить) – потрошить; выпросила (выпросить) – просить; вытащил (вытащить) – тащить. Учащиеся находят глаголы в повелительной форме, выписывают их столбиком, рядом записывают форму мн. ч. этих глаголов и ставят ударение в этих формах: расскажи́ – расскажи́те; покажи́ – покажи́те. – Из рассуждений Евдокии Васильевны понятно, что суффикс -и- в форме проявить и суффикс -и- в форме прояви – это разные суффиксы | Выражать свои мысли в соответствии с задачей и условием. Выделять необходимую информацию. Формировать смыслообразование. Выполнять мыслительные действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация). Само-стоятельно создавать способы решения проблем творческого и поискового характера на основе метода рефлексивной самоорганизации. Формировать осознанное и произвольное построение речевого высказывания; навыки нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания |
IV. Закрепление, первичная проверка и коррекция полученных ранее знаний. Упражнение 78 | Организует первичное закрепление, помогает сделать вывод. Уточняет и расширяет знания учащихся по теме урока. – Запишите повелительные формы ед. ч. и мн. ч. каждого глагола. – Покажите письменно, как образуется повелительная форма ед. ч. второй или третьей пары глаголов | Уточняют и расширяют свои знания по теме урока. Доказывают, аргументируют свою точку зрения. Выполняют запись: Проявить – прояви – проявите. Проявлять – проявляй – проявляйте. Склонить – склони – склоните. Склонять – склоняй – склоняйте. Разъединить – разъедини – разъедините. Разъединять – разъединяй – разъединяйте. Выбрав либо вторую, либо третью пару слов, учащиеся по образцу письменно показывают, как образуется повелительная форма этих глаголов | Контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками. Осуществлять самоконтроль по эталону |
V. Итоги урока, рефлексия | Организация подведения итогов урока учащимися. Проводит беседу по вопросам: – Что нового узнали на уроке? – Как различить повелительную форму мн. ч. и форму 2-го лица, мн. ч.? – Какое задание было самым интересным и почему? Какое задание было самым трудным? – Что у вас получилось лучше всего и без ошибок? – Нарисуйте смайлик, отражающий ваше настроение к концу урока | Вспоминают и проговаривают цель урока. Отвечают на вопросы учителя. Называют различия повелительной формы глагола мн. ч. и формы настоящего времени, 2-го лица, мн. ч. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят самооценку, рефлексию. Оценивают свою работу по предложенным критериям, комментируют свой выбор: | открыл… | исследовал… | научился… | | Выполнять рефлексию способов и условий действия. Выполнять само- оценку на основе критерия успешности. Выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью |
Домашнее задание | Организует обсуждение домашнего задания. Тетрадь для СР № 1, упражнение 51 | Записывают домашнее задание. Рассуждение ученика: 1. Вписываю новое словарное слово. Подчеркиваю в нем буквы, написание которых надо запомнить: горизонт. 2. Вставляю пропущенные буквы: дождём (дождь), сочится (что делает?), по лужам (по стола́м), мокрый (И. п., м. р.), шагает (I спр.). 3. Шлёпать – шлёпа/й/те (пов. ф., мн. ч.), шлёпа/ете (2-е л., мн. ч.); идти – ид/и/те (пов. ф., мн. ч.), ид/ёте (2-е л., мн. ч.); шагать – шага/й/те (пов. ф., мн. ч.), шага/ете (2-е л., мн. ч.) | Формировать навыки самоорганизации |