Раздел учебной программы «Как человек учился делать одежду» №24
Тип урока: урок-исследования
Цели: 1. Познакомить детей со свойствами и разными видами тканей
2. Используя новую информацию, решить из какого материала лучше выполнить изделие – игольница
3. Выполнить изделие (на втором уроке)
Задачи: формирование универсальных учебных действий:
- личностных: осознание своих возможностей, умение овладеть нормами и правилами научной организации труда, аккуратность, трудолюбие, любознательность
- регулятивных: умение поставить цель, составлять план и последовательность действий, умение оценивать правильность выполнения своих действий, оценивать успешность усвоения, осуществлять контроль по результату, корректировать
- познавательных: умение анализировать, выделять задачи, умение ориентироваться в системе знаний, с помощью учителя учиться добывать новые знания, отбирать и структурировать необходимую информацию
- коммуникативных: умение слушать, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, правильно выражать свои мысли, эффективно сотрудничать как с учителем и со сверстниками.
Оборудование урока:
-на партах образцы тканей,
- презентация «Коллекция ткани»
- учебник Е.А.Лутцевой « Технология» 2 класс,
- ноутбук, цифровой микроскоп
Объект исследования: натуральные ткани разной фактуры.
Практическая значимость.
1. Доказать, что результаты нашей работы пригодятся нам на уроках труда, окружающего мира, а также расширят наш кругозор.
2. Выполнить изделие «Игольница»
Этапы урока
1 этап. Актуализация опорных знаний
- Какие материалы используют для изготовления одежды?
- Посмотрите на « Коллекцию ткани» (презентация)
- Какие из этих тканей называются натуральными? Почему?
2 этап. Определение проблемы урока
- А теперь рассмотрите образцы ткани, которые лежат перед вами
- Наша задача исследовать свойства и состав данных образцов и выбрать ткань для изделия,которое мы будем выполнять на следующем уроке (показать образец изделия)
3 этап. Выдвижение гипотезы
-Любая ли ткань нам подойдет?
-Как нам определить, какую ткань выбрать?
4 этап. Поиск информации в учебнике «Технология»
- Что вы узнали?
-Достаточно ли этих знаний, чтобы определиться с выбором ткани?
5 этап. Практическая работа. Исследование и сравнение свойств ткани
Учащиеся рассматривают образцы ткани с лицевой и изнаночной стороны.
1) Сравнивают ее по:
-толщине
-мягкости
-блеску
- сминаемости
-влагопроницаемости
2) Испытывают на разрыв-прочность
По результатам практической работы создают Таблицу критериев (после каждого этапа исследования заносят новые данные)
По окончании 5 этапа работы делают вывод:
Человек повседневно сталкивается с тканями и изделиями из них. Ткань нужна на уроках в школе,для творческой работы и для бытовых надобностей.
Из исследования свойств ткани, из истории происхождения ткани можно сделать вывод: ткань – ценный материал для человека. Используя разные виды ткани и ее свойства можно создаватьразнообразные изделия
- Мы с вами исследовали свойства ткани.
- Какими органами чувств мы пользовались? (зрением, обонянием, осязанием)
- Хватит ли этих сведений, чтобы выбрать ткань для нашего изделия?
- Какую часть проблемы мы еще не рассмотрели? (состав ткани)
6 этап. Исследование и сравнение состава ткани с помощью цифрового микроскопа.
- Рассмотри теперь строение наших образцов ткани. Для этого вытяните нитку из каждого лоскутка.
- Рассмотрите ее. Для более детального изучения воспользуемся микроскопом
Исследование№1
**На экране проецируется изображение рассматриваемых в микроскоп образцов нити
хлопка
- Какие данные можем внести в таблицу? (толщина нити)
Исследование №2
- Теперь раскручиваем нити и смотрим под микроскопом
- Что вы заметили? (разную извитость нити)
- Заносим в таблицу
Исследование №3. Тактильное
- Попробуйте нить разорвать. Легко ли разорвались?
- Заносим данные в таблицу
Исследование №4 Строение ткани.
- Теперь рассмотрим в микроскоп образец х/ б ткани
**На экране проецируется изображение рассматриваемого в микроскоп образца ткани
Увеличение 10, 60
- Что вы увидели? (ткань состоит из ячеек)
7этап. Поиск информации в учебнике «Технология 2 класс»
- Что новое вы узнали? (как называются нити, из которых состоят ячейки)
Исследование №5, №6, №7 Рассматриваем строение нитей и лоскута льна, шерсти, шелка. Анализ, внесение данных в таблицу
Исследование №8
- А теперь проведем сравнение переплетений четырех основных образцов ткани
**На экране проецируется изображение рассматриваемых в микроскоп образцов ткани
Увеличение 60
- Дайте оценку каждому образцу, используя таблицу критериев
- Чем похожи? Чем отличаются?
8 этап. Подведение итогов исследования
Из исследования состава и структуры ткани можно сделать вывод:
Выбор ткани для изготовления игольницы зависит от толщины ткани, мягкости, извитости и способов переплетения волокон. Мы будем делать наше изделие из ситца, т.к. эта ткань достаточно прочная, но не толстая, она не пушится, она мягкая. У нее простое, но достаточно плотное переплетение нитей, поэтому ее легко сшивать.
9 этап. Домашнее задание
На следующий урок принести ткань для изготовления игольницы, нитки, иголку.