СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме: Города Эллады подчиняются Македонии

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме: Города Эллады подчиняются Македонии»

«Всеобщаяистория. История Древнего мира».

№ __________ Дата________ Класс_________

ФИО учителя

Арабаджи Лютфие Серверовна

Предмет

История Древнего мира

Класс

5

Тема

Города Эллады подчиняются Македонии.

Цель

Объяснить причины упадка Греции и подчинение её Македонии.

Сформировать представления об образовании Македонского царства и начале завоеваний Филиппа.

Формировать восприятие и осознание темы урока, мотивацию к учебно-познавательной деятельности.

Развивать умение работать с картой, с историческими источниками, документами, работать с текстом, выделять главное и проводить сравнительный анализ.

Задачи

Образовательные:

Познакомить учащихся с возвышением Македонии. Подвести учащихся к пониманию причин упадка Греции и подчинению её Македонскому царству.

Развивающие:

- развитие умений и навыков работы с историческим пространством (картой) и историческими источниками;

- развитие навыков смыслового чтения и работы с информацией.

Воспитательные:

воспитывать чувство ответственности, воспитание гражданских качеств, умения различать добро и зло, стремление совершать хорошие поступки, воспитать чувство уважения, сострадания.


Социализации:

- приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- - выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

Личностные: (личностные УУД)

- понимание культурного многообразия мира, уважения к истории других народов мира;

- понимание жизненной необходимости научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой.- осознание социально-нравственного опыта предшествующих поколений.

Метапредметные: (познавательные регулятивные, коммуникативные УУД)

- способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность;

- выработка умений работать с учебной информацией;

- готовность к сотрудничеству с соучениками;

- осуществление индивидуальной образовательной траектории;

- - стратегия смыслового чтения и работа с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы из сформулированных посылок;

-

Образовательная технология/ приемы

(ТРКМЧП). Работа с исторической картой, источниками.

Приёмы: «Мозговой штурм», кластер, «Три предложения», «Оживи картинку».

Тип урока.

Формы урока / методы

Комбинированный.

Формы: фронтальная, индивидуальная.

Методы: словесный, наглядный, практический

Источники информации

Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. Всеобщая история. Истрия Древнего мира. 5 класс: учебник для ОУ – М, «Просвещение», 2014.

Ресурсы

Настенная карта «Образование и распад державы Александра Македонского»

Карты атласа «История Древнего мира. 5 класс» - М, «Дрофа», 2012.

Раздаточный материал: тесты для проверки, таблицы с заданиями,карточки


Технологическая карта урока


Этап урока

Форма орг-ции деят-сти учащихся

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формируемые основы

П

Р

К

Л

1.

Организационный момент


Психологическая настроен-ность.

Беседа, вопросы,

стихотворный

настрой


Приветствие, отсутствующие, проверка готовности к уроку

Учитель:Прозвенел для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.

- Настраиваемся на урок. Что вы должны сделать в организационный момент, чтобы весь урок прошел интересно и полезно, чтобы дальнейшая ваша работа на уроке была эффективной?

- Почему эти правила нужно соблюдать каждому из вас?


Приветствие, ответ об отсутствующих, готовность к уроку










Дети: привести в порядок стол, эмоционально настроиться на урок, обозначить тему.



Волевая саморегуляция




2.


Актуализация опорных знаний по теме:

Устно индивидуально





Приём «Мозговой штурм»

Сформиро-ванность необходимых знаний



Кластер


Эмоциональный настрой, актуализация знаний по прошлому уроку через вопрос.


Подводит к проверке ранее изученных понятий.

Вопросы учителя:

Вспомним изученный материал.

- Что изучали на прошлом уроке?

О ком древнегреческий поэт сказал следующие слова?

Он город любой мог связать иль оставить свободным,

И крепкой стеной оградить, и стены снова разрушить.

В руках его все: и союзы, и власть, и богатство.

Перечислите главные заслуги




Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока






Предполагаемые ответы учащихся:

Афинская демократия при Перикле.







Ответы учащихся

Фиксируются в виде кластера.


Демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.

Выделение необходимой информации, формулируют ответ

Целеполаганиеконтроль

Вступление в речевое общение

Смыслообразование

Выявление необходимой информации

Работа с классом, устно, фронтально


Проверка д/з по карточке

(1 ученик у доски)


Выделение необходимой информации

Самоконтроль, саморегуляция


Смыслообразование

Выявление необходимой информации

.

Метод «Блеф клуб»


Проверка д/з по вопросам параграфа

  1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

  2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

  3. Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

  4. Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

  5. Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

  6. Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

  7. Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

  8. Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

  9. Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)

Комментирование и выставление оценок за опрос.

Взаимоконтроль

Формирование мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение


























Самоконтроль: учатся отличать верно выполненное задание от неверного; осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить






















Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.





















Нравственно-этическая ориентация































Выявление необходимой информации

3.

Выявление темы урока, постановка целей, мотивация (переход к новой теме)


Устно фронтально





Зап. в тетр.

Устно фронтально

Помощь в определении темы урока, через вопросы

Время пребывания Перикла в должности главного стратега, считается золотым веком афинской демократии. Но этот расцвет был недолгим. В Греции начались междоусобные войны.

Вопрос:

- К каким последствия приводит война?

Учитель продолжает сой рассказ.

А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.

Какова же тема урока?

Через вопросы, формируются цели урока.

Ребята, как вы думаете, что мы сегодня должны узнать.?

План урока:

    1. Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.

2.Потеря Грецией независимости.

3.Приход к власти А. Македонского.

Постановка задачи на урок, проблемное задание

Почему не один город Эллады не сумел объединить страну под своей властью, а Македония сумела?









Предполагаемые ответы учащихся:

1.Упадок хозяйства

2.Разоряются крестьяне и ремесленники

3.Обострение борьбы внутри гражданского общества



Зап. в тетрадь число и тему


Предполагаемые ответы:

выяснить причины упадка Греции, которые повлекли подчинение её Македонией;

выяснить, где находится Македония, кто ею управлял; почему Македония решила подчинить Грецию


Умение ставить и формулировать проблему с помощью учителя

Учатся работать по предложенному учителем плану; определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения

Нравственно-этическая ориентация

Исследовательская деятельность, работа в тетради

4.

Изучение нового материала


1)вопрос

Устно фронтально

Работа с картой, атласом





Запись в тетрадь













Прием

«Оживи картинку»










Работа по парам




Организация работы по карте.

Работа с текстом

Прием «Три предложения»


Мотивация интереса к изучаемой теме.

Работа по карте. Найти Македонию

Активизация познавательной деятельности.

Изучение первого плана вопроса.

Словарная работа в тетради.

Македония — маленькая горная страна на севере Балканского полуострова.

Рассказ учителя. В середине 4 века до н.э. во главе Македонского государства, встал мудрый и энергичный царь Филипп.

Вопросы классу, задание по учебнику

Заполнить схему

Проверка задания по учебнику

Работа с рисунком учебника.


Опишите строй македонской фаланги. В чем ее сила? Есть ли слабые стороны у этого построения?


Изучение 2 вопроса плана.

Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны для Филиппа, он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников.


Таблица для сравнений

Какие поучительные выводы можно сделать из жизни Демосфена?

Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом.

В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.




К доске выходит ученик.
















Учащиеся начинают заносить в тетрадь ответы на вопросы

К то?


Когда? Что сделал

Где? Кем был?












Учащиеся заполняют таблицу.

Примерные ответы

(Нужно стремиться к своей цели…).


Работа с контурной

картой


Взимоконтроль.


Умение находить и выделять необходимую информацию; умение делать предположения и обосновывать их, анализировать каждый вопрос плана, подведение итогов, формулирование выводов, умение выделять главное, выдвижение гипотез и их обоснование, установление причинно-следственных связей, структурирование знаний

Проговаривание последовательность действий на уроке; формирование познавательной инициативы, коррекция, волевая саморегуляция в ситуации затруднения;

учатся работать по предложенному учителем плану; осуществляют индивидуальную образовательную траекторию

Умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других; учитывать разные мнения, постановка вопросов, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Умение осознавать ответственность за общее дело;

умение следовать в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Смыслообразование, нравственно-этическая ориентация

Исследовательская деятельность, работа с текстом, картой, атласом, схемой военного сражения, работа с изображениями, описание по картине,

Физ. минутка


3) Рассказ учителя и






Работа с источником.

Составление синквейна

Подчинив Грецию, Филипп не остановился на этом, он решил подготовить поход в Азию. Но осуществить ему самому этот замысел было не суждено, он трагически погиб. Его дело продолжил сын Александр. Каким человеком он был?

Об этом писали его со­временники, прочитайте исторические документы.










Ответы учащихся:

Александр

Храбрый, честолюбивый

Завоёвывал, уничтожал, миловал

Создал величайшую мировую державу

Великий





.

5.

Закрепление, обобщение

Устно фронтально,

Индивидуально



Тесты























Метод «Немогузнайка»

Метод «Верю не верю»


Работа по группам

Игра «Дерево мудрости»



Построение «дерева темы», построение «здания темы».


Самостоятельная работа с самопроверкой. Включение нового знания в систему знаний, закреплений знаний и способов действий.


1.Что такое Эллада:

а) Персия б) Греция в) Финикия г) Двуречье

2. Кто был царём Македонии в середине 4 в. до н.э.

а) Александр б) Давид в) Демосфен г) Филипп

3. В каком году произошла битва при Херонея

а) 338 до н.э. б) 438 до н.э. в) 237 до н.э. г) 316 до н.э.

4. Кто возглавил Македонию после смерти Филиппа:

а) Аристотель б) Дарий в) Александр г) Исократ

5. Что НЕ является причиной покорения Греции Македонией:

а) умение Филиппа поссорить противников б) хорошее вооружение Македонии

в) полководческий талант Филиппа г) Греция была единым, сплоченным государством







Задание для сильной группы.


Закрепление через проблемное задание, поставленное в начале урока


Умение обобщать и делать выводы.

Учитель подводит итог по высказываниям учеников.

Вопросы:

1 Чем была вооружена армия царя Македонии Филиппа?

2.Почему греки жили не дружно?

3.Что давала тактика Филиппа ссорить противников?

Вернемся к проблемному заданию урока. Почему ни один город Эллады не сумел объединить всю страну под своей властью, а македонцы сумели?







На доске фиксируются правильные ответы, ребята меняются работами и оценивают результаты.




















Учащиеся самостоятельно составляют вопросы, происходит взаимоконтроль.





Ребята делятся на группы и формулируют на трех листочках три разных по уровню сложности вопроса.













Ответы учащихся.

Структурирование знаний, построение речевого высказывания

Оценка, контроль, коррекция

Умение выражать свои мысли, слушать других

Нравственно-этическая ориентация


6.

Домашнее задание


Письменно фронтально

Д/з, его комментирование, объяснение

Три уровня домашнего задания: стандартный минимум, повышенный творческий



Умение слушать





7.

Самооценка и оценка учителя


Устно индивидуально, фронтально

Комментирование и выставление оценок за урок


Осознанное и произвольное построение речевого высказывания

Контроль и самоконтроль изученных понятий, событий

Постановка вопросов учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Смыслообразование


8.

Рефлексия




Устно фронтально

Организация рефлексии

Светофор

Таблица И.Т.О.Г.

Интересно

Трудно

Особенности работы

Главные выводы

Оценочное дерево

Приклеить смайлик

Умение контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности

Самоконтроль

Умение выражать свои мысли

Умение оценивать себя на основе критерия успешности





Приложение 1

Плутарх. Александр

IV .. .Еще в детские годы обнаружилась его воздержанность: будучи во всем остальном неистовым и безудержным, он был равнодушен к телесным радостям и предавался им весьма умеренно; честолюбие же Александра приводило к тому, что его образ мыслей был не по возрасту серьезным и возвышенным. Он любил не всякую славу и искал ее не где попало, как это делал Филипп, подобно софисту хваставшийся своим красноречием и увековечивший победы своих колесниц в Олимпии изображениями на монетах. Однажды, когда приближенные спросили Александра, отличавшегося быстротой ног, не пожелает ли он состязаться в беге на Олимпийских играх, он ответил: «Да, если моими соперниками будут цари!» Вообще Александр, по-видимому, не любил атлетов: он устраивал множество состязаний трагических по­этов, флейтистов, кифаредов и рапсодов, а также различные охотничьи соревнования и бои на палках, но не проявлял никакого интереса к ку­лачным боям или к панкратию и не назначал наград их участникам.

V. Когда в отсутствие Филиппа в Македонию прибыли послы персидского царя, Александр, не растерявшись, радушно их принял; он настолько покорил послов своей приветливостью и тем, что не задал ни одного детского или малозначительного вопроса, а расспрашивал о протяженности дорог, о способах путешествия в глубь Персии, о самом царе - каков он в борьбе с врагами, а также о том, каковы силы и могущество персов, что они немало удивлялись и пришли к выводу, что прославленные способности Филиппа меркнут перед величием замыслов и стремлений этого мальчика.

VIII. Мне кажется, что и любовь к врачеванию Александру более, чем кто-либо другой, внушил Аристотель. Царь интересовался не только отвлеченной стороной этой науки, но, как можно заключить из его писем, приходил на помощь заболевшим друзьям, назначая различные способы лечения и лечебный режим.

Приложение 2

«Собери пазлы».

Дата


Участники


Последствия

.

Близ г. Херонея


Поражение греков


  1. Македония,

  2. Греческие полисы

  3. Результат

  4. Потеря Грецией независимости

  5. Место сражения

  6. 338 г. до н. э

Приложение3

1. Верно ли, что в Афинах в 5 веке до н.э. любой гражданин – богат он или беден, знатен или незнатен – способен участвовать в управлении государством? (да)

2. Верно ли, что власть в Афинах принадлежала демосу, поэтому греки называли управление в своей стране “демократией”? (да)

3.Верно ли, что в Народном собрании участвовали все жители Афин, начиная с 20-летнего возраста? (нет)

4.Верно ли, что первого стратега Народное собрание выбирало тайным голосованием: подачей белых или чёрных камешков? (нет)

5.Верно ли, что оратор – это человек, умеющий говорить кратко, давать точные и меткие ответы? (нет)

6.Верно ли, что впервые в истории при Перикле была введена плата за исполнение выборных должностей? (да)

7.Верно ли, что на всех афинских статуях и постройках Периклом была сделана надпись “Воздвигнуто Периклом на его собственные деньги”? (нет)

8.Верно ли, что проводимая Периклом политика отвечала интересам большинства афинских граждан, т.е. демосу? (да)

9.Верно ли, что во времена Перикла Афины были самым могущественным государством Эллады, её культурным центром? (да)


1.Что такое Эллада:

а) Персия б) Греция в) Финикия г) Двуречье

2. Кто был царём Македонии в середине 4 в. до н.э.

а) Александр б) Давид в) Демосфен г) Филипп

3. В каком году произошла битва при Херонея

а) 338 до н.э. б) 438 до н.э. в) 237 до н.э. г) 316 до н.э.

4. Кто возглавил Македонию после смерти Филиппа:

а) Аристотель б) Дарий в) Александр г) Исократ

5. Что НЕ является причиной покорения Греции Македонией:

а) умение Филиппа поссорить противников б) хорошее вооружение Македонии

в) полководческий талант Филиппа г) Греция была единым, сплоченным государством




Приложение 4

сравнения

Сторонник

Противник

Оратор



Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.