1. Орг. момент (1 мин.)
2. Актуализация опорных знаний (3 мин.)
3. Постановка темы и цели (2 мин.)
4. Усвоение новых знаний и способ действий (10 мин.)
5. Физминутка (1 мин.)
6. Первичная проверка понимания (10 мин.)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой (5мин.)
8. Включение в систему знаний и повторения (6 мин.)
9. Итог урока (2 мин.)
Этапы урока | Методы, приемы работы | Формы организации учебной деятельности | Дидактические средства Оборудования | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
1.Орг. Момент Цель: подготовка учащихся к работе на уроке | Приём: беседа | Фронтальная | _ | - Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре, Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. Меня зовут – Софья Дмитриевна и сегодня я проведу у вас урок русского языка. - Перед тем, как мы запишем число, классная работа, давайте разомнём пальчики. «Заготавливаем капусту». Руками имитируем соответствующие действия. | Приветствуют учителя Выполняют гимнастику |
2.Актуализация опорных знаний Цель: повторение ранее изученного материала | Приём: многократного повторения | Фронтальная | Школьная доска | - Приступаем к работе. Откройте ваши тетради, сядьте прямо, ноги стоят ровно, наклоните тетрадь правильно. Запишите число, классная работа. - На доске записаны слова, ваша задача определить на какой вопрос отвечает каждое слово. Диван, бегут, Людмила, хрупкий, дома, бездушный, летит, белые, озеро, крутят, речной, льёт. | Записывают число, классную работу. Учащийся выходит к доске и определяет какой часть речью речи является данные слова. |
3.Постановка темы и цели урока | Приём: наглядный, беседа | Фронтальная | Учебник | - Ребята, откройте учебник на странице 44, перед вами картинки, внимательно посмотрите на них и скажите, что на них изображено? - А теперь поставьте вопрос к каждому слову. - К какой части речи относятся эти слова? - Догадали какую тему мы сегодня будем изучать? - Совершенно верно | - Яблоко, машина, девочка, ролики, птица, кружка, карандаш, пенал, кролик, обезьяна, молоток, синица, капуста. - Вопрос - кто? что? - К имени существительному. - Имя существительное |
4.Усвоение новых знаний и способов действий | Метод: метод развития критического мышления Приём: наглядный, беседа | Ф | Учебник | - А теперь запишите эти слова в тетрадь так: сначала слова, отвечающие на вопрос кто? , а затем слова, отвечающие на вопрос что? Образец вы можете посмотреть в учебнике на странице 44. Например: Что?- яблоко, почему к яблоку задается такой вопрос? Потому что не живой предмет.. Кто?- девочка. Почему мы задаем вопрос кто? Потому что на вопрос кто отвечают живые предметы. - Кто сделал, должны подумать и сформулировать правило об имени существительном. Подождем всех и проверим правильно ли вы сформулировали правила. - Скажите какие правила у вас получились? - Итак, проверяем. Смотрим на страницу 45 читаем правила и сравниваем с тем, какое правило вы сформулировали. - Правильно ли вы составили правила? - Сейчас я вам зачитаю его еще раз, постарайтесь его запомнить | Выполняют задание Формулируют правила на основе упражнения 74 Зачитывают Читают, сравнивают Слушают правила |
Физкультминутка цель: снять физическое напряжение | Практический: выполнение упражнений | Фронтальная | | Вы, наверное, устали? Но тогда все дружно встали. Ручками похлопали, ножками потопали. Покружились, повертелись И за парты тихо сели Глазки крепко закрываем Дружно до 5 считаем(1.2.3.4.5.) Открываем, поморгаем И работать продолжаем. | Выполняют физкультминутку |
5.Первичная (закрепление) проверка понимания цель: установление правильности и осознанности и осознания нового учебного материала | Словесный метод: беседа Практический метод: работа у доски, упражнение | Ф И | Учебник Мяч | Выполняет упражнения на закрепление нового материала: Запишите в тетрадях упражнение 77. Мы с вами назвали предметы, узнали к какой части относятся слова. Что ещё необходимо выполнить? Верно. Сейчас мы с вами поиграем в игру, я буду кидать вам мячик и называть слова, а вы мне вопрос на него( кто? или что?) Учитель, школьник, земляника, платье, верблюд, ромашка, пальто, пчела, ребята, окунь, костюм, врач, шляпа, осина | Выполняют упражнения на закрепление нового материала: - нам нужно научиться правильно задавать вопросы к частям речи имени существительного - дети по очереди ловят мяч и задают данному слову вопрос ( кто? или что?) |
6.Самостоятельная работа с самопроверкой | Взаимопроверка Практический метод: практическая работа | И П | Учебник | Организует выполнение упражнений: Продолжаем работу по теме урока. Посмотрите на 77 упражнение Сейчас мы начнем записывать слова, распределяя их по группам по их лексическому значению. Кто желает выйти к доске? Запишите люди, поставьте двоеточие как в учебнике. Сейчас вы должны из слов выше, определить, какие из них буду входить в группу люди. Для этого при записи необходимо проговаривать: люди (кто?)…и записать, кто относится к людям. Все выполняют в тетрадях, ученик у доски с комментированием. Ребята, проверьте, так ли вы выполнили? Исправьте ошибки карандашом, если таковые присутствуют. Хорошо. Садись. Оценивает работу ученика. Сейчас у вас осталось ещё три группы. Первый ряд будет работать с группой – животные, второй с группой – растения, третий – одежда. В парах вы должны обсудить, какие слова будут относится к вашей группе, после, записать в ваши тетради ответ так, как мы выполнили первую часть работы у доски. Приступайте к работе. По окончанию поставьте руку на локоток. Осуществляет проверку упражнения: Первый ряд, кто прочитает, какие слова входят в группу – животные? Молодцы! Второй ряд, кто прочитает слова, которые относятся к группе растений? Отлично! Третий ряд, какие слова относятся к одежде? Молодцы! Справились с заданием. Теперь выберите любое слово, и устно озвучьте, какое предложение могли бы с ним составить. Ответ будет принят по поднятой руке. | Работа детей в тетрадях самостоятельно. Читают задание. Ученик читает задание. -прочитать. Сказать, что обозначает каждое слово. Поставить к каждому слову вопрос что? или кто?. Сгруппировать имена существительные по их лексическому значению. Подчеркнуть орфограммы. -предмет. Ученик читает слова, отвечающие на вопрос что? Ученик читает слова, отвечающие на вопрос что? Проверяют выполнение упражнения: -верблюд, пчела, окунь. -земляника, ромашка, осина. -платье, пальто, костюм, шляпа. Поднимают руку. |
7.Включение в систему знаний и повторения (резерв). | | Ф И | Учебник | Ребята, имена существительные еще отвечают на вопросы: кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем? Обратите внимание на 78 упр. - Измените эти слова так, чтобы они отвечали на вопрос что? (зима, весна, январь, февраль) - Ребята, дома вы запишите одну из этих поговорок и подчеркнете имена существительные. Ребята откройте дневник и запишите домашнее задание, 78 упражнение под 3 красной точкой( вы должны будите списать одну из пословиц и указать над именем существительным часть речи. | Отвечают на вопросы. Записывают слова, отвечающие на вопросы: кто? что? Подчеркивают орфограммы Выделенные слова являются именами существительными, они обозначают предметы, но отвечают на вопросы чего? чему? |
8.Итог урока Цель: анализ и оценка успешности достижения цели урока. Рефлексия деятельности. | Словесный: ответы на вопросы | Ф И | | А урок подходит к концу, поэтому давайте вспомним, какая тема урока у нас была? Какую цель мы поставили в начале урока? Чему мы с вами сегодня научились? Ребята кто считает что хорошо понял тему поднимите руку? У кого были затруднения? Кто ничего не понял на уроке? | Отвечают на вопросы: -имя существительное. -знакомство с понятием «имя существительное», выполнение упражнений по определению имени существительного. -научились определять имя существительное. Дети поднимают руки. |