СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта по теме Витамины 8 класс

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта по теме Витамины 8 класс»

Дамдинова Соелма Цыбеновна - учитель биологии, химии и географии МБОУ Огоронская СОШ Зейского района Амурской области.

Урок по теме: «Витамины и их роль в организме человека» составлен на базовом уровне в 8 классе при учебном плане 2 часа в неделю 70 учебных часов в год). УМК Пасечник В.В. «Линия жизни»

Технологическая карта урока биологии в 8 классе

Тема: «Витамины и их роль в организме».

Цель урока: создание условий для формирования представления о витаминах и их роли в организме.

Задачи:

Образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики

Развивающие: продолжение формирования общеучебных интеллектуальных и информационных компетентностей учащихся

Воспитательные: воспитание ценностного отношения к своему здоровью.

Ожидаемые результаты:

Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;

Ответственно относятся к выполнению учебных задач;

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.

Метапредметные:

регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.

коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.

познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.

Предметные:

Имеют представление о витаминах;

Умеют классифицировать витамины, распределять их по группам;

Называют последствия нарушения сбалансированного поступления витаминов в организм, приводят примеры;

Характеризуют витамины, выясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;

Знают правила рационального питания.

Тип урока: урок усвоения новых знаний.

Используемые технологии:  проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве Формы и виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая

Методы обучения: коллективные – работа в группах, метод критического мышления, самоконтроля, поисковый.

Средства контроля: самоконтроль, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование и средства обучения: раздаточный материал (приложения№1-№4), демонстрационное оборудование для показа учебной презентации: мультимедийный проектор, экран, компьютер; таблицы «Витамины», «Суточные нормы витаминов», портрет Н.И. Лунина, муляжи фруктов и овощей, учебник «Биология. Человек. Учебник для 8 класса» под редакцией: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов. Допущено Министерством просвещения Российской Федерации. 10-е издание, М.: «Просвещение», 2021г







Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

Организационный момент.


Приветствует учащихся. Положительный настрой на урок.

Предлагается девиз сегодняшнего урока: «Успеть всё!», работаем быстро




Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность

Личностные результаты:

самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные УУД:

Формирование умения взаимодействовать со сверстниками и учителем.

Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности


Актуализация познавательной деятельности




Мы с вами продолжаем изучение темы: Обмен веществ и энергии. Вопросы для повторения:

1.Какие питательные вещества нужны организму для нормальной жизнедеятельности?

2.Какие вещества помогают превращению питательных веществ в более простые, легко усвояемые для клеток?

3.Ребята, есть группа веществ, без которых невозможен обмен веществ.


Ответы учащихся


Создание проблемной ситуации


Послушайте и определите, что это за вещества?

  • В 1881 году русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над двумя группами мышей.

  • Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке.

  • Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и в конечном итоге погибали.

  • В чём причина?


Осмысление рассказа учителя.

Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Внимательно слушают, используют подсказки, при поддержке учителя находят решение. Записывают тему урока.  Совместно с учителем определяют задачи урока.

Познавательные: актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы. 

Коммуникативные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. 

Регулятивные: определять, каких знаний не хватает, где и как их добыть.

Изучение нового материала

Эти вещества называются витаминами.

1.Откройте тетради, запишите дату и тему урока: Витамины и их роль в организме человека. Существуют некоторые высказывания о витаминах.

2.У вас есть на листочках эти высказывания,

Приложение 1

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.


Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.


В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.


Витамины нужно принимать только зимой и весной.


Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.


вы должны в ходе изучения темы согласиться или опровергнуть данные высказывания и подтвердить фактами.

Слайд (Витамины)

Слайд (Заболевания)

Откройте учебники на с.138 Классификация витаминов и составьте схему


Слайд.

Посмотрите рис.55 на с.139. Суточная потребность в витаминах. Какой витамин самый важный? С. Прочитайте по учебнику характеристику вит С

А сейчас проведём небольшую практическую работу в парах, у вас на столах есть инструктивные карточки. Для упрощения вашей работы я приготовила крахмальный клейстер. Для этого взяла спиртовой раствор йода развела с водой до цвета крепкого чая. Добавила в раствор крахмал до получения синей окраски.

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА (Приложение 2)

“Определение витамина С”


1. Возьмите свежий лимон и выдавите сок в крахмальный клейстер в 1 пробирку.

2. Во 2 пробирку налейте рассол квашеной капусты.

3. В 3 пробирку яблочный сок.

4. 4 пробирка останется как образец

Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Подведём итоги: 1 место, 2 место, 3 место

Продолжаем характеристику витаминов по учебнику и дополнительному материалу, групповая работа по заполнению таблицы «Характеристика витаминов». (Приложение 3,4)


Вопрос учителя: 1.Ребята! А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются?

2.Что мешает усвоению витаминов:

алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния;

никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена;

кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка;

аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия;

антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния;

снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

Физкультминутка: Массаж биологически активных точек


Записывают в тетради определение и составляют схему «Классификация витаминов»
























Исследуют самостоятельно текст учебника и отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самоконтроль.





Выполняют практическую работу в парах по инструктивным карточкам и формулируют выводы. Сообщают о результатах выполненной работы.















Изучают самостоятельно текст учебника и заполняют таблицу: «Характеристика витаминов». Осуществляют проверку и взаимопроверку.




Называют причины, разрушающие витамины

Познавательные: умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации.

Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь другого человека, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе.

Регулятивные: умение самостоятельно находить ошибки, уметь их исправить.









Этап включения в систему знаний и повторения

Учитель организует выступление групп.

Во время выступления учащегося, остальные проверяют таблицу в тетради.

 

Ученик из группы представляет результаты своей работы, выступление. Оценка и взаимооценка

Познавательные УУД:

овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное.

Регулятивные УУД:

формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания.

Коммуникативные УУД:

формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре в группе.

Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания.



Учитель подводит учащихся в выводу, что витамины – это группа биологически активных органических соединений, поступающих в наш организм с пищей. Для нормальной жизнедеятельности человеку нужно около 20 витаминов Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т.д. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжёлым последствиям. Витамины подразделяются на водорастворимые (гр. В, С), жирорастворимые (А, Д, Е). Неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной.

Решение проблемной ситуации.

Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет.

Приложение 5

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Нет. Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Нет. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Нет. Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.


Учащиеся обобщают свои знания и делают выводы







Анализируют таблицу по решению проблемной ситуации т.е. подтверждают или опровергают высказывания о витаминах

Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли.  

Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию 

Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира; - формирование личностного и жизненного самоопределения


Рефлексия

Тест «Витамины» (Приложение 6)

Организует самооценку, взаимооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог:

Вопрос учителя: 1.Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные на сегодняшнем уроке в вашей дальнейшей жизни? 2. Считаете ли вы, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион?

Учитель демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план.

- Всё мы выполнили? - Как оцените свою работу?

Выставляет оценки в дневники учащихся

(Учитель раздаёт фрукты ученикам).

Ребята! Ешьте витамины и будьте здоровы!

Выполняют тест и проверяют с готовыми ответами

Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения.       Дают оценку своей деятельности

Познавательные УУД: - формирование умения строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся  выражать свои мысли; - формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать другие мнения; Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию;

Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения; - самооценка на основе критерия успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Домашнее задание

Д /З  Учебник §31. Составить рецепт витаминного салата (по выбору)


Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания

Личностные результаты: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению 

Приложения к плану-конспекту урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»

Приложение №1

Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.


Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.


В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.


Витамины нужно принимать только зимой и весной.


Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.



Приложение №2


ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА к практической работе “Определение витамина С”


1. Возьмите свежий лимон и выдавите сок в крахмальный клейстер в 1 пробирку.

2. Во 2 пробирку налейте рассол квашеной капусты.

3. В 3 пробирку яблочный сок.

4. 4 пробирка останется как образец

Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

Подведём итоги: 1 место- , 2 место- , 3 место-

Приложение № 3

Дополнительный материал «Витамины»

Витамин А

Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А.

Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.

Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,

на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез. А вот при избытке витамина А изменяются покровы кожи, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли и даже малокровие.


Витамин В

К витаминам группы В относится несколько витаминов, например: В1, В2, В6, В12. Витамин В1 влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной деятельности тех органов, где наиболее интенсивен обмен углеводов: нервной системы, сердца, мышц. Витамин В1 (тиамин) содержится в неочищенных зёрнах злаков, семенах бобовых растений, яичном желтке, печени, мясе, молоке. Небольшое его количество находится в шпинате, луке, капусте, моркови, яблоках.

При отсутствии этого витамина в пище возникает тяжёлая болезнь бери-бери. У заболевших людей начинались судороги, развивались параличи. Эта болезнь часто кончалась смертью. При недостаточном потреблении витамина В2 у взрослого человека нарушается зрение и повреждаются слизистые оболочки полости рта. Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи, а избыток приводит к аллергии.

Витамин С

Витамин С – аскорбиновая кислота. Содержится в цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.

Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.

Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С, выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.

В 1747г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.

Витамин Д

Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.

Особенно важен витамин D имеет для детей. При недостатке в пище витамина Д у детей развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка. Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.

У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов. При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.





Приложение № 4

Таблица Характеристика витаминов


Витамин

Суточная потребность

(мг)

Источники витамина

Проявление авитаминоза

А




В




С




D




Приложение № 5



Высказывание

Факт

Витамины есть только в овощах и фруктах.

Нет. Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище.

Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее.

Нет. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток.

В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С.

Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям.

Витамины нужно принимать только зимой и весной.

Нет. Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача.

Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям.

Да.




Приложение № 6

Тест по теме «Витамины». ФИО_________________________________8_ класс.

1. Витамины это… а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.

2. Авитаминоз – это… а) переизбыток витамина; б) недостаток витамина; в) нормальное содержание витамина

3. В цитрусовых большом количестве содержится:

а) витамин А; б) витамин Е; в) витамин С.

4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?

а) витамина К; б) витамина В; в) витамина С.

5. Переизбыток витаминов вызывает:

а) гипервитаминоз; б) авитаминоз; в) головокружение




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!