Дамдинова Соелма Цыбеновна - учитель биологии, химии и географии МБОУ Огоронская СОШ Зейского района Амурской области.
Урок по теме: «Витамины и их роль в организме человека» составлен на базовом уровне в 8 классе при учебном плане 2 часа в неделю 70 учебных часов в год). УМК Пасечник В.В. «Линия жизни»
Технологическая карта урока биологии в 8 классе
Тема: «Витамины и их роль в организме».
Цель урока: создание условий для формирования представления о витаминах и их роли в организме.
Задачи:
Образовательные: сформировать представление о витаминах и их роли в организме человека, дать понятие о гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе и мерах профилактики
Развивающие: продолжение формирования общеучебных интеллектуальных и информационных компетентностей учащихся
Воспитательные: воспитание ценностного отношения к своему здоровью.
Ожидаемые результаты:
Личностные:
Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию;
Ответственно относятся к выполнению учебных задач;
Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека.
Метапредметные:
регулятивные: умение ставить цели урока, планировать ход своей деятельности по достижении результата, самоконтроль, самооценка.
коммуникативные: умение непосредственного общения в группе, умение задавать вопросы.
познавательные: умение извлекать информацию и работать по алгоритму, проводить сравнение.
Предметные:
Имеют представление о витаминах;
Умеют классифицировать витамины, распределять их по группам;
Называют последствия нарушения сбалансированного поступления витаминов в организм, приводят примеры;
Характеризуют витамины, выясняют их роль в регуляции процессов жизнедеятельности в организме;
Знают правила рационального питания.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Используемые технологии: проблемное обучение, смысловое чтение, технология обучения в сотрудничестве Формы и виды работы: индивидуальная, фронтальная, групповая
Методы обучения: коллективные – работа в группах, метод критического мышления, самоконтроля, поисковый.
Средства контроля: самоконтроль, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование и средства обучения: раздаточный материал (приложения№1-№4), демонстрационное оборудование для показа учебной презентации: мультимедийный проектор, экран, компьютер; таблицы «Витамины», «Суточные нормы витаминов», портрет Н.И. Лунина, муляжи фруктов и овощей, учебник «Биология. Человек. Учебник для 8 класса» под редакцией: В.В.Пасечник, А.А.Каменский, Г.Г.Швецов. Допущено Министерством просвещения Российской Федерации. 10-е издание, М.: «Просвещение», 2021г
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формируемые УУД |
Организационный момент. | Приветствует учащихся. Положительный настрой на урок. Предлагается девиз сегодняшнего урока: «Успеть всё!», работаем быстро | Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на учебную деятельность | Личностные результаты: самоопределение, смыслообразование. Коммуникативные УУД: Формирование умения взаимодействовать со сверстниками и учителем. Регулятивные УУД: формирование умения самостоятельно определять и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности |
Актуализация познавательной деятельности | Мы с вами продолжаем изучение темы: Обмен веществ и энергии. Вопросы для повторения: 1.Какие питательные вещества нужны организму для нормальной жизнедеятельности? 2.Какие вещества помогают превращению питательных веществ в более простые, легко усвояемые для клеток? 3.Ребята, есть группа веществ, без которых невозможен обмен веществ. | Ответы учащихся | |
Создание проблемной ситуации | Послушайте и определите, что это за вещества? В 1881 году русский врач Н.И.Лунин произвел опыты над двумя группами мышей. Одних он кормил натуральным молоком, а других – искусственной смесью, куда входили белки, жиры, углеводы, соли и вода в тех же пропорциях, что и в молоке. Через некоторое время обнаружилось, что мыши, получавшие молоко, чувствуют себя нормально, а мыши второй группы переставали расти, теряли в весе и в конечном итоге погибали. В чём причина? | Осмысление рассказа учителя. Вступая в диалог с учителем, выявляют проблему – проговаривают и осознают её. Внимательно слушают, используют подсказки, при поддержке учителя находят решение. Записывают тему урока. Совместно с учителем определяют задачи урока. | Познавательные: актуализация имеющихся знаний, способов действия в новых условиях; формирование умения задавать вопросы. Коммуникативные: формирование коммуникативных умений, культуры общения, сотрудничества. Регулятивные: определять, каких знаний не хватает, где и как их добыть. |
Изучение нового материала | Эти вещества называются витаминами. 1.Откройте тетради, запишите дату и тему урока: Витамины и их роль в организме человека. Существуют некоторые высказывания о витаминах. 2.У вас есть на листочках эти высказывания, Приложение 1 Высказывание | Факт | Витамины есть только в овощах и фруктах. | | Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | | В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | | Витамины нужно принимать только зимой и весной. | | Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | | вы должны в ходе изучения темы согласиться или опровергнуть данные высказывания и подтвердить фактами. Слайд (Витамины) Слайд (Заболевания) Откройте учебники на с.138 Классификация витаминов и составьте схему Слайд. Посмотрите рис.55 на с.139. Суточная потребность в витаминах. Какой витамин самый важный? С. Прочитайте по учебнику характеристику вит С А сейчас проведём небольшую практическую работу в парах, у вас на столах есть инструктивные карточки. Для упрощения вашей работы я приготовила крахмальный клейстер. Для этого взяла спиртовой раствор йода развела с водой до цвета крепкого чая. Добавила в раствор крахмал до получения синей окраски. ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА (Приложение 2) “Определение витамина С” 1. Возьмите свежий лимон и выдавите сок в крахмальный клейстер в 1 пробирку. 2. Во 2 пробирку налейте рассол квашеной капусты. 3. В 3 пробирку яблочный сок. 4. 4 пробирка останется как образец Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало. Подведём итоги: 1 место, 2 место, 3 место Продолжаем характеристику витаминов по учебнику и дополнительному материалу, групповая работа по заполнению таблицы «Характеристика витаминов». (Приложение 3,4) Вопрос учителя: 1.Ребята! А знаете ли вы, что витамины, попавшие в наш организм, не всегда им усваиваются? 2.Что мешает усвоению витаминов: алкоголь – разрушает витамины А, группы В, снижает содержание кальция, цинка, калия, магния; никотин - разрушает витамины А, С, Е, снижает содержание селена; кофеин – разрушает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка; аспирин – уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, а также кальция, калия; антибиотики – разрушают витамины группы В, снижают содержание железа, кальция, магния; снотворные средства – затрудняют усвоение витаминов А, D, Е, В12, сильно снижают уровень кальция. Физкультминутка: Массаж биологически активных точек | Записывают в тетради определение и составляют схему «Классификация витаминов» Исследуют самостоятельно текст учебника и отвечают на вопросы учителя. Осуществляют самоконтроль. Выполняют практическую работу в парах по инструктивным карточкам и формулируют выводы. Сообщают о результатах выполненной работы. Изучают самостоятельно текст учебника и заполняют таблицу: «Характеристика витаминов». Осуществляют проверку и взаимопроверку. Называют причины, разрушающие витамины | Познавательные: умение определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации. Коммуникативные: формирование умения слушать и понимать речь другого человека, самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе. Регулятивные: умение самостоятельно находить ошибки, уметь их исправить. |
Этап включения в систему знаний и повторения | Учитель организует выступление групп. Во время выступления учащегося, остальные проверяют таблицу в тетради. | Ученик из группы представляет результаты своей работы, выступление. Оценка и взаимооценка | Познавательные УУД: овладение умением оценивать информацию, выделять в ней главное. Регулятивные УУД: формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценивания. Коммуникативные УУД: формирование умения самостоятельно организовать учебное взаимодействие в паре в группе. |
Учебные действия по реализации плана. Применение нового знания. | Учитель подводит учащихся в выводу, что витамины – это группа биологически активных органических соединений, поступающих в наш организм с пищей. Для нормальной жизнедеятельности человеку нужно около 20 витаминов Их обозначают буквами латинского алфавита: А, В, С, Д и т.д. Избыточное или недостаточное содержание витаминов в организме приводит к тяжёлым последствиям. Витамины подразделяются на водорастворимые (гр. В, С), жирорастворимые (А, Д, Е). Неправильное хранение и кулинарная обработка продуктов, а также продолжительное хранение приготовленных блюд приводят к потере витаминов, нередко очень значительной. Решение проблемной ситуации. Давайте вернемся к началу урока. Исходя из полученных знаний, определите, какие высказывания относятся к достоверным фактам, а какие нет. Приложение 5 Высказывание | Факт | Витамины есть только в овощах и фруктах. | Нет. Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. | Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | Нет. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. | В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. | Витамины нужно принимать только зимой и весной. | Нет. Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. | Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | Да. | | Учащиеся обобщают свои знания и делают выводы Анализируют таблицу по решению проблемной ситуации т.е. подтверждают или опровергают высказывания о витаминах | Познавательные УУД: учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию; - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию Личностные УУД: - осознают единство и целостность мира; - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Рефлексия | Тест «Витамины» (Приложение 6) Организует самооценку, взаимооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Организует подводящий диалог: Вопрос учителя: 1.Как вы думаете, пригодятся ли знания, полученные на сегодняшнем уроке в вашей дальнейшей жизни? 2. Считаете ли вы, что в свете новых знаний нужно пересмотреть свой рацион? Учитель демонстрирует: проблему урока, цель, задачи, план. - Всё мы выполнили? - Как оцените свою работу? Выставляет оценки в дневники учащихся (Учитель раздаёт фрукты ученикам). Ребята! Ешьте витамины и будьте здоровы! | Выполняют тест и проверяют с готовыми ответами Определяют степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. Определяют степень своего продвижения к цели, высказывают оценочные суждения. Дают оценку своей деятельности | Познавательные УУД: - формирование умения строить высказывания, анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека; - учатся выражать свои мысли; - формулировать и аргументировать свое мнение, учитывать другие мнения; Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения; - самооценка на основе критерия успешности; - адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности. |
Домашнее задание | Д /З Учебник §31. Составить рецепт витаминного салата (по выбору) | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания | Личностные результаты: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению |
Приложения к плану-конспекту урока биологии в 8 классе по теме «Витамины»
Приложение №1
Высказывание | Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. | |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. | |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | |
Приложение №2
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА к практической работе “Определение витамина С”
1. Возьмите свежий лимон и выдавите сок в крахмальный клейстер в 1 пробирку.
2. Во 2 пробирку налейте рассол квашеной капусты.
3. В 3 пробирку яблочный сок.
4. 4 пробирка останется как образец
Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.
Подведём итоги: 1 место- , 2 место- , 3 место-
Приложение № 3
Дополнительный материал «Витамины»
Витамин А
Витамин А содержится в животной пище, особенно много его в рыбьем жире, говяжьей печени, сливочном масле, сметане, молоке. В растениях (абрикос, морковь, томат, хурма) есть вещество – каротин, который в нашем организме превращается в витамин А.
Витамин А входит в состав белка родопсина, участвующего в работе глаз. Благодаря ему мы имеем цветное зрение. Недостаток витамина А в пище вызывает нарушение сумеречного и ночного зрения. Длительный недостаток может вызывать отставание детей в росте.
Витамин А оказывает сильное воздействие на процессы ороговения кожи,
на состояние волос и ногтей. При его недостатке кожа становится сухой, трескается темнеет, изменяется состав сальных желез. А вот при избытке витамина А изменяются покровы кожи, слизистых оболочек и костей, возникают головные боли и даже малокровие.
Витамин В
К витаминам группы В относится несколько витаминов, например: В1, В2, В6, В12. Витамин В1 влияет на процессы обмена углеводов. Он необходим для нормальной деятельности тех органов, где наиболее интенсивен обмен углеводов: нервной системы, сердца, мышц. Витамин В1 (тиамин) содержится в неочищенных зёрнах злаков, семенах бобовых растений, яичном желтке, печени, мясе, молоке. Небольшое его количество находится в шпинате, луке, капусте, моркови, яблоках.
При отсутствии этого витамина в пище возникает тяжёлая болезнь бери-бери. У заболевших людей начинались судороги, развивались параличи. Эта болезнь часто кончалась смертью. При недостаточном потреблении витамина В2 у взрослого человека нарушается зрение и повреждаются слизистые оболочки полости рта. Витамин В12 необходим для продуцирования красных кровяных телец. Отсутствие витамина В6 вызывает дерматиты – заболевания кожи, а избыток приводит к аллергии.
Витамин С
Витамин С – аскорбиновая кислота. Содержится в цитрусовых, шиповнике, черной смородине. В капусте содержание витамина С не меньше, чем в лимонах, а в цветной капусте даже в 2 раза больше. При квашении содержание витамина С в капусте повышается. Витамин С содержится во всех кислых овощах и фруктах.
Потребность в витамине С высока особенно зимой. В это время молодая хвоя сосны – лучшее средство. Стакан хвойного напитка содержит в 60 раз больше витамина, чем стакан лимонного сока.
Цинга – болезнь, вызванная недостатком витамина С, выпадают зубы, лопаются кровеносные сосуды, часто наступает смерть. Известна с давних пор, была распространена среди моряков, находящихся в дальнем плавании. Так, например, в экспедиции Васко Да Гама из 160 человек погибло 100. В экспедиции Жана Картье, открывшего реку Святого Лаврентия и зазимовавшего там, погибло 25 человек, пока индейцы не посоветовали ему заваривать иглы туи восточной.
В 1747г. врач британского флота Д.Линд предложил давать матросам цитрусовые. Д. Кук всегда запасал свежие овощи, а в одно плавание взял с собой запас квашеной капусты. Его матросы никогда не болели цингой. Витамин С повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям, укрепляет кости и зубы. Избыток витамина С ведет к повреждению поджелудочной железы и почек, вызывает аллергию.
Витамин Д
Витамин D участвует в процессах обмена кальция и фосфора, способствует их отложению в костях. Большое количество витамина находится в животной пище: печени рыб, рыбьем жире, желтке яиц, молоке. Он может синтезироваться в коже под воздействием ультрафиолетовых лучей.
Особенно важен витамин D имеет для детей. При недостатке в пище витамина Д у детей развивается рахит. Симптомы этого заболевания – беспокойство, вялость, тревожный сон, вздрагивание при малейшем шуме, а затем неправильное формирование скелета. У таких детей искривляются ноги, голова и живот увеличены, изменяется грудная клетка. Важнейшей мерой профилактики является длительное пребывание детей на свежем воздухе. Под воздействием солнца в коже появляется вещество, способное превращаться в витамин D.
У взрослых недостаток витамина D приводит к разрежению костей. Следствием этого являются переломы конечностей, кариес зубов. При избытке витамина D вымывается кальций из костей, повышается содержание кальция в крови, нарушается деятельность центральной нервной системы и почек.
Приложение № 4
Таблица Характеристика витаминов
Витамин | Суточная потребность (мг) | Источники витамина | Проявление авитаминоза |
А | | | |
В | | | |
С | | | |
D | | | |
Приложение № 5
Высказывание | Факт |
Витамины есть только в овощах и фруктах. | Нет. Витамины содержатся как в растительной, так и в животной пище. |
Чем больше съешь витаминов, тем будешь крепче и здоровее. | Нет. Передозировка витаминов также опасна, как и недостаток. |
В период инфекционных заболеваний нужно есть больше витамина С. | Да. Он повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. |
Витамины нужно принимать только зимой и весной. | Нет. Витамины необходимы постоянно. Прием витаминных препаратов нужно вести только по рекомендации врача. |
Недостаток витаминов может привести к серьезным заболеваниям. | Да. |
Приложение № 6
Тест по теме «Витамины». ФИО_________________________________8_ класс.
1. Витамины это… а) минеральные вещества; б) органические вещества; в) белки.
2. Авитаминоз – это… а) переизбыток витамина; б) недостаток витамина; в) нормальное содержание витамина
3. В цитрусовых большом количестве содержится:
а) витамин А; б) витамин Е; в) витамин С.
4. Отсутствие какого витамина приводит к заболеванию бери-бери?
а) витамина К; б) витамина В; в) витамина С.
5. Переизбыток витаминов вызывает:
а) гипервитаминоз; б) авитаминоз; в) головокружение