Этап. Актуализация знаний. (5 - 6 мин.) | Актуализирует имеющиеся знания, способы действия в новых условиях. Предлагает учащимся выполнить тестовые задания. (Приложение) Осуществляет индивидуальный выборочный контроль. Выясняет, есть ли те,кто не справился с работой. Предлагает поднять руки. Организует взаимопроверку. (за каждый правильный ответ -1 балл). Подсчитайте сколько баллов вы набрали. Поднимите руки те, кто доволен результатом. | Выполняют тестовые задания. По очереди читают вопросы и указывают варианты ответов. Оценивают свои работы. Поднимают руки. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. Коммуникативные УУД: -выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью - умение слушать и вступать в диалог Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
Этап. Создание проблемной ситуации.(2-3 мин.) | Организует осознание обучающимися внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. Создает для учеников проблемную ситуацию. Предлагает отгадать загадку и определить тему урока: Первый на ветке, глянь зеленеет, Осенью желтый цвет он имеет, В книжке, в тетрадке второй ты найдешь, Эту загадку на нем ты прочтешь. Третий же крышу собой покрывает, Крыша такая уж течи не знает. А вот четвертый в Венгрии жил, И пианистом известным он был. (Лист) Подводящим диалогом подводит обучающихся к выводу темы. - Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем уроке? - Что вы уже знаете по этой теме? – В течение 30 с. Подберите слова на эту тему. - Вот видите в вышей памяти это уже храниться. Значит это нужно. | Отгадывают загадку. Называют свои варианты ответов. Отвечают на вопросы. Называют тему урока. Делают предположения. | Личностные УУД: - личностное самоопределение. Коммуникативные УУД: - учатся выражать свои мысли, - учатся культуре общения. Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать. |
Этап. Целеполагание. (3-4 мин.) | Организует работу по формулировке цели учебной деятельности, по овладению обобщёнными способами приобретения новых знаний. Организует подводящий диалог: - Что мы знаем о листьях? - Существуют ли такие признаки, которые позволят нам дать определение «лист». Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. - Каков главный вопрос нашего урока? - Какова цель? | Отвечают на вопросы, высказывают свои предположения. Формулируют цель своих будущих учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (т.е. формулируют, какие знания им нужны и чему им надо научиться). Осознают цель предстоящей деятельности. | Познавательные УУД: - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, выделять главное. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка проблемы урока) Личностные УУД: - смыслообразование и личностное самоопределение. |
Этап Планирование. (5-6 мин.) | Организует выбор способа и средств реализации учебной цели. Побуждает к высказыванию предложений о том, как и с помощью чего можно достичь поставленной цели. - Каким образом мы можем изучить листья растений? - Что нам в этом поможет? (учебник: текст, рисунки; таблицы, гербарий) Организует работу в паре - Составьте план нашей дальнейшей работы - Что нам нужно сделать чтобы ответить на вопросы? Организует обсуждение плана работы. Корректирует и направляет ответы учащихся. Фиксирует план на доске. Осмыслить задание. Добыть информацию (из текста, рисунка, схемы и т.д.). Преобразовать информацию в соответствии с заданием. Мысленно сформулировать ответ. Дать развернутый устный ответ. Помогает учащимся сформулировать развернутый ответ. «Я считаю, что ....» Как вы предполагаете, каким будет ответ? | Высказывают свои предположения. Выбирают способ (как?) и средства для построения нового знания (с помощью чего?). Работают в парах. Обсуждают и составляют план работы. Озвучивают план и обсуждают его с учителем. Высказывают свои предположения. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся преобразовывать информацию в соответствии с заданием, - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - учатся выражать свои мысли. Личностные УУД: - формирование личностного и жизненного самоопределения |
Этап. «Открытие» нового знания. (7-9 мин.) | Формирует основы теоретического мышления, развивает умение находить общее, закономерности, отличное; развивает способности к обобщению; Организует работу в паре. Стимулирует активное участие всех детей в поисковой деятельности. Оказывает консультативную помощь. -Какие основные функции выполняет лист? Организует рассматривание листьев, предлагает ответить детям на вопросы, которые поочередно появляются на экране: Все ли листья одинаковы внешне? Чем листья отличаются друг от друга? Что общего в их строении? Акцентирует внимание на составных частях листа. Ставиться вопрос: -Какую роль играет черешок? - У всех ли листьев есть черешок? Предлагает рассортировать листья по наличию черешка. Вводит понятие листья черешковые и сидячие. Предлагает найти среди комнатных растений растения с сидячими и черешковыми листьями. Предлагает выполнить задание 23 в рабочей тетради. Обращает внимание на многообразие форм листовой пластинки. Предлагает определить форму листовой пластинки раздаточного материала. Обращает внимание на многообразие форм края листовой пластинки, на схему определения формы края листовой пластинки. Предлагает рассмотреть рисунок 25 учебника. Преддлагает детям определить форму листовой пластинки раздаточного материала. Предлагает сравнить листья нескольких растений. - Чем отличаются эти листья? Вводит понятие простой и сложный лист. Ставит вопрос: - Чем простые листья отличаются от сложных? Предлагает детям сформулировать определение простого и сложного листа. Предлагает найти среди комнатных растений растения с простыми и сложными листьями. Корректирует ответы учащихся. Предлагает выполнить задание 24 в рабочей тетради. Ставит вопрос перед детьми: что можно заметить на обратной стороне листовой пластинки? Одинаково ли расположены жилки у разных растений? Предлагает рассмотреть рисунок 28 учебника. Побуждает учащихся к высказыванию своего мнения. Как вы думаете какую роль играют жилки в листе? Предлагает выполнить задание 25 в рабочей тетради. Предлагает детям вспомнить известные признаки двудольных и однодольных растени. Предлагает детям по жилкованию листьев отыскать среди комнатных растений двудольные и однодольные растения. Можно ли только по жилкованию листьев определить какое это растение – двудольное или однодольное? Подводит учащихся к выводу. Корректирует ответы учащихся. - Организует и проводит физкультминутку. Ветер дунул свысока -поднимаем руки вверх. Разогнал все облака –через стороны опускаем руки вниз. На деревья посмотрел. – руки на поясе, наклоняемся то вправо, то влево. Поиграть вдруг захотел –хлопаем в ладоши. Дунул слева, дунул справа,- руки на поясе, наклоняемся то вправо, то влево. И деревья закачало. –поднимаем руки вверх и расскачиваемся из стороны в сторону. Дунул сверху и тогда – поднимаем руки вверх. Затрепетала вся листва.- опускаем руки в стороны, шевеля всеми пальчиками. Наигравшись с листвой, - опускаем руки вниз, продолжая шевелить пальцами. Улетел к себе домой. – садимся на свои места. | Работают в паре. Высказывают предположение. Участвуют в обсуждении. Работают с раздаточным материалом. Участвуют в обсуждении. Выполняют в рабочей тетради задание 23. Участвуют в обсуждении. Работают с раздаточным материалом. Участвуют в обсуждении. Рассматривают рисунок 25 на странице 33 учебника. Работают с раздаточным материалом. Высказывают свои предположения. Пробуют дать определение простого и сложного листа. Фиксируют в тетрадях своё «открытие». Выполняют задание 24 в рабочей тетради. Сообщают о результатах выполненной работы. Осуществляют самоконтроль. Корректируют свои записи. Участвуют в обсуждении. Рассматривают рисунок 28 учебника. Определяют тип жилкования листьев из коллекции. Выполняют задание 25 в рабочей тетради. Делают предположение, что жилки играют роль скелета в листе и являются проводящими путями. Вспоминают и называют, какие признаки этих классов растений они уже знают. Определяют среди комнатных растений двудольные и однодольные. Высказывают предположение. Выполняют упражнения. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию (смысловое чтение). - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре. - формирование умения выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование жизненного самоопределения. |
Этап. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания. (6-8 мин.) | Организует работу по усвоению учащимися нового способа действия. Предлагает выполнить лабораторную работу на стр. 35 учебника и оформить ее в рабочей тетради в задании26. Демонстрирует план работы (алгоритм). - Как мы будем выполнять это задание? (см. план стр. 35) - Что будем записывать в таблицу? Контролирует выполнение работы. Опрашивает 2-3 человек. | Осмысливают задание (определяют последовательность действий). Отвечают на вопросы (осмысливают и проговаривают основные этапы своей деятельности). Заполняют таблицу. Соотносят полученный результат со своими предположениями (осуществляют самопроверку), корректируют свои записи. Коментируют выполнение работы. | Познавательные УУД: - учатся ориентироваться в учебнике, рабочей тетради, находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. - выполнять действия по алгоритму. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся ставить вопросы, выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности; - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - нравственно-этическое оценивание усваемого материала. - формирование личностного и жизненного самоопределения. |
Этап. Рефлексия. (2-3 мин). | Организует самооценку учащимися собственной учебной деятельности на уроке, меру своего продвижения к цели. Предлагает ученикам составить синквейн по плану: 1 строка- одно существительное,выражающее главную тему синквейна. 2 строка- два прилагательных, выражающих главную мысль. 3 строка- три глагола, описывающие действия в рамках темы. 4 строка- фраза несущая определенный смысл. 5 строка- заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). - Как оцените свою работу? Для того чтобы знать как лист выполняет свои функции нужно знать не только внешнее строение,но и .... Но это будет темой уже следующего урока. | Составляют синквейн: «Лист Летний, зеленый. Испаряешь, дышишь, фотосинтезируешь. От тебя зависит жизнь на Земле. Растение». Высказывают предположение. Высказывают предположение. | Познавательные УУД: - учатся находить и использовать нужную информацию. - учатся строить высказывания; - учатся анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи. Коммуникативные УУД: - учатся слушать и понимать речь другого человека. - учатся выражать свои мысли. Регулятивные УУД: - учатся осуществлять самоконтроль и коррекцию; Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. |
Этап. Домашнее задание. (2 мин). | Комментирует домашнее задание: 1. Прочитать п.6 стр. 32-36. 2. Ответьте на вопросы и выполните задания к параграфу. 3. В рабочей тетради выполнить задание 27. Предлагает индивидуальное задание. Подготовить сообщения о самых больших и самых маленьких листьях растений. | Записывают домашнее задание, задают вопросы, осмысливают задания. | Личностные УУД: - формирование личностного самоопределения. Регулятивные УУД: - ставят самостоятельно учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно. - мобилизуют свои силы к волевому усилию, т.е к выбору преодоления препятствий. |