МБОУ СШ №37 г. Липецка
Учитель – Давыдова Наталия Васильевна
Занятие по внеурочной деятельности
Класс – 5А
Программно-методическое обеспечение:
методическое пособие для учителя « Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева; рабочая тетрадь для школьников « Разговор о правильном питании» М. М. Безруких, Т. А. Филиппова.
Тема занятия: «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной?»
Цель:
Обучающая:
- ознакомить учащихся с особенностями правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья;
- формировать представление о завтраке как обязательной части ежедневного меню и о каше как полезном и вкусном блюде;
Развивающая:
развивать у учащихся:
- способность к взаимодействию в микрогруппах в процессе выполнения коллективных поисковых заданий,
- познавательный интерес к изучаемому курсу;
- мышление детей через анализ, обобщение, рассуждение, сравнение
Воспитывающая:
- приобщать к здоровому образу жизни через правильное питание;
- содействовать формированию культуры питания
Планируемые результаты:
Метапредметные:
Личностные:
- умение связывать цель деятельности с мотивом (для чего?)
Регулятивные:
- планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
- принятие установленных правил в планировании;
- контроль способа решения поставленных задач
Познавательные:
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач
Коммуникативные:
- использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач;
- построение монологического высказывания (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой);
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Направление ВД:социальное
Тип занятия:тематическое
Вид занятия: комбинированное (познавательная беседа + практическая работа)
Методы обучения:объяснительно-иллюстративный, проблемно-поисковый, исследовательский,игровой
Оборудование: видеопроектор, компьютер, учебная доска, карточки с пословицами.
Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формы и методы работы | УУД на этапах урока |
Организацион ный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. | Создаёт эмоциональный настрой,создаёт позитивную установку: - Долгожданный дан звонок – Начинается урок. Все расселись по местам, никому не тесно, По секрету скажу вам: "Будет интересно!”( Слайд 1) ( Прослушивание песни « Утро начинается».) ( Слайд 2) -- Ребята, что вы сегодня сделали утром, когда проснулись? - Что вы кушали на завтрак? | Настраиваются на работу, слушают песню « Утро начинается». Дают ответы на поставленные вопросы. | Рифмованное начало урока. Эмоциональное вхождение в урок с помощью музыки. | Личностные: формирование положительного отношения к процессу познания; Регулятивные: самоопределение |
Мотивация к учебной деятельности. Цель этапа: включение учащихся в деятельность; сосредоточение внимания, возбуждение интереса к уроку. | - Организовывает подготовку учащихся к предстоящей работе. Беседа-размышление - Это очень хорошо, что многие позавтракали. Как вы думаете, обязательно завтракать? Почему? -Ночной перерыв в приеме пищи – самый длительный. После длительного ночного отдыха организму необходимо набрать энергии. В этом ему помогает… (завтрак). Информационная минутка ( Слайд 3) -Завтрак должен стать обязательным компонентом рациона питания каждого. Установлено, что регулярный прием пищи по утрам значительно снижает риск возникновения желудочно-кишечных заболеваний. Ученые заметили, что дети, которые завтракают, легче справляются с учебой, с трудностями в течение дня, меньше болеют. А еще завтрак способствует сохранению нормального веса детьми. Установлено, что около 44% тучных мальчиков и 20% девочек не завтракают. Наиболее подходящим блюдом для завтрака является каша. Каши содержат необходимое количество питательных веществ. К тому же легко усваиваются, что немаловажно утром (ведь организм только «просыпается»). ( Слайд 4) - Каша – несомненно, исконно русское блюдо. К кашам на Руси всегда относились трепетно. Каша для русского человека всегда была не просто едой, а обрядовым блюдом. Без традиционной русской каши на столе не возможно было себе представить ни одно торжество или праздник. Кашу варили на свадьбу, при рождении ребенка, на крестины и именины, на поминки или похороны. ( Слайд 5) - В давние времена кашей назывались блюда, приготовленные не только из круп, но и из других измельченных продуктов (рыбные, гороховые, хлебные). - А вы любите есть каши? - Поднимите руку, кто любит каши, а кто нет? Я надеюсь, что в конце занятия нам удастся поменять ваше мнение. | Дают ответы на поставленные вопросы. Слушают учителя, рассматривают слайды. Делают вывод; обобщают информацию. Дают ответы на поставленные вопросы | Вопрос-размышление. Иллюстрация презентации. | Познавательные УУД: смысловое восприятие познавательных текстов, выделение существенной информации из сообщений разных видов |
Постановка учебной задачи. Цель этапа: постановка целей учебной деятельности. | Организует формулирование темы урока учащимися, постановку цели. - Прочитайте тему урока и подумайте, о чем пойдет речь сегодня на уроке? ( Слайд 6) | Учащиеся формулируют цели урока. | Диалог. | Коммуникативные УУД : постановка вопросов. |
Деятельностный этап. Цель этапа: открытие новых знаний. | Предлагает узнать, что сегодня на завтрак у наших любимых героев, как правильно питаться, как сделать кашу вкусной. Учитель: Из чего варят каши? Дети: Каши варят из крупы. - А как вы думаете, из каких круп варят каши? - Послушайте наших знатоков. - У нас в гостях ваши любимые герои: Катя, Аня, папа, мама, бабушка. Что же у них сегодня на завтрак? Учитель. Полезность каш определяется еще и тем, что в крупах (в отличие от абсолютного большинства других растительных продуктов) меньше всего накапливается вредных веществ, включая азотистые соединения, а также радиоактивных элементов. ( Слайд 12) Учитель: «Каша – пища наша» - Не даром так в народе говорят. Кашу с удовольствием русские люди едят. Вкусна, сыта, полезна, Помогает от болезней. Силы придает, к здоровью ведет. Особенно нужна для детей. Готовится без затей. Но помогает быстро расти И здоровый дух в здоровом теле обрести. Не знали этого Ваня с Дашей, Часто спорили из-за этого с мамой | Выступают с заранее подготовленными сообщениями, инсценируют сценки «За завтраком», « Спор», поют караоке, выполняют задание в рабочей тетради. Предположения детей Информация знатоков(приложение 1) ( Слайд 10) Ученики рассказывают о завтраке, используя элементы театрализации(приложение 2) Работа по рабочей тетради (стр. 24-26).( Слайд 11) Зачитывают итоги работы, обсуждают. Ученики рассматривают иллюстрации на слайдах. ( Слайды 13, 14) | Проблемный диалог. Прием «вопрос-размышление». Инсценирование. | Коммуникативные УУД: использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач. Регуляторные УУД: понимание выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее решения. |
Динамическая пауза | Предлагает отдохнуть. ( Песенка- караоке про Короля- сладкоежку) Учитель: Ребята, почему нам жалко Короля? Что вы ему посоветуете? | Поют и выполняют движения под музыку, отвечают на поставленные вопросы. | | |
| Предлагает стать исследователями, чтобы узнать новое. - Учитель: Хотите стать исследователями и узнать, как приготовить кашу и сделать её вкусной? Сначала научимся кашу варить.( Слайд 16) ( Игра с проговариванием и движениями.) Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Молоко мы нальем, до кипенья доведем. Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Кашу нужно посолить, да и сахар положить. Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Мы крупу насыпаем, дружно все перемешаем. Раз, два, три - ты горшочек наш вари. Каша преет «пых - пых - пых» Для друзей и для родных. Мы все дружно поедим, И гостей всех угостим. Каша вышла-то у нас - Просто класс!( Слайд 17) -Учитель: - А что мы с вами забыли положить в кашу? (масло) А есть такая пословица: «Кашу маслом не испортишь» -Как вы ее понимаете? (с маслом вкуснее) - А что ещё можно добавить в кашу, чтобы она стала ещё вкуснее? (фрукты, орехи, ягоды) - На с. 29 выполните задание 4. Аппликация «Наклей добавку на тарелку с кашей». Выбери добавки для каш на листе с наклейками и приклей их . (Задание выполняется по рядам, проверка). | Открывают новые знания через игры, беседу, практическую работу. Рассуждают о том, как сделать кашу не только полезной, но и вкусной; выбирают добавки для каш на листе с наклейками. | | |
Применение знаний и умений. | Предлагает задания, которые помогают проверить, как усвоен материал. - Учитель: -А теперь проверим как вы научились кашу варить. (Игра с проговариванием.)( Слайд18) Учитель: - Сорока - белобока, задумала кашу варить, Чтобы деток накормить. На рынок пошла и вот что взяла: Парное молоко…(Да) Куриное яйцо…(Нет) Крупа манная… Капуста кочанная… Соленый огурец… Мясной холодец… Сахар да соль… Белую фасоль… Масло топленое… Рыбка соленая… Лавровый лист… Китайский рис… Чернослив и изюм… Шоколадный лукум… Перец болгарский… Соус татарский… Клубничное варенье… Бисквитное печенье… Учитель: - Молодцы! - Русский народ сложил много пословиц и поговорок о кашах. -Давайте соберём их.( Слайд 19) ( Игра «Продолжи пословицу») Кашу маслом … (не испортишь.) Щи да каша … (пища наша.) Хороша кашка, … (да мала чашка.) Каша – … (кормилица наша.) Бабка с кашкой, … (а дед с ложкой) (Дети работают на местах в парах, затем проверка у доски). - Закончить наше занятие я хочу, поиграв с вами в игру «Доскажи словечко». Отгадай загадку нашу, не испортишь маслом… (кашу). Любимая и желанная всем детям каша… (манная). Всем детям рост обеспечивает, полезная каша … (гречневая). Не спеша пережёвываем жёлтую кашу…(пшённую). За обе щёки уписываем белую кашу …(рисовую). Силы даёт и вес богатырь…(геркулес). Я бегом бегу в столовую, кашу я люблю … (перловую). Завтрак мы заканчиваем кашей вкусной… (ячневой). Ложки дружно облизали и спасибо всем…(сказали). ( Песенка про Машу). ( Слайд 20) | Выполняют задания, применяя новые знания. | Опрос-итог | Коммуникативные УУД: использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач |
Рефлексия деятельности. | Задает вопросы, побуждает к рефлексии. Учитель: - Считаете ли вы, что мы не напрасно провели это время вместе? - Дополни предложение: Я узнал, что … Эти знания мне … Оцените свои достижения на уроке, используя один из кружочков: зелёный, красный, жёлтый. (учащиеся достают один из знаков и объясняют свой выбор.) ( Слайд 21) | Высказывают свое мнение. Анализируют чему научились. Дают себе самооценку. | Закончи предложение. Оценка успешности. | Коммуникативные УУД: владение диалоговой формой коммуникации. Личностные: оценивание усвояемого содержания. |
Приложение 1.
Информация знатоков.
Знаток 1. Наиболее полезна гречневая каша. Ведь в гречневой крупе, из которой она изготавливается. Много растительных белков, жиров и углеводов – крахмала. Она содержит фосфор, кальций, калий, магний, марганец, а также витамины группы В.( Слайд 7)
Знаток 2. Следом за крупами из гречихи следуют крупы из овса. В них многонезаменимых (не синтезируемых в нашем организме) аминокислот, минеральных веществ, витаминов В и Е (способствующих росту детского организма). Следует отметить, что овсяные хлопья, подвергнутые специальной обработке в процессе приготовления, усваиваются значительно лучше организмом, чем овсяная крупа.( Слайд 8)
Знаток 3. Рис, по сравнению с другими крупами, наиболее богат крахмалом, но содержит меньше белка, жира, минеральных веществ и витаминов. Рис очень легко усваивается организмом, поскольку в нем мало клетчатки.( Слайд 9)
Знаток 4. Манная крупа, приготовляемая из пшеницы, также относится к легко усвояемым и очень калорийным продуктам. Поэтому ее рекомендуется давать на завтрак ребенку перед серьезными нагрузками (контрольной, соревнованиями)
Приложение 2.
Инсценирование.
Аня: А почему о некоторых людях говорят: «Он мало каши ел?»
Бабушка: Так обычно говорят о слабых. А каша – самая полезная еда на завтрак, она помогает ребятам вырасти здоровыми и сильными.
Папа: Кашу полезно есть и взрослым.
Катя: Но ведь каждый день есть кашу невкусно!
Мама:А мы сейчас попробуем сделать кашу вкусной, и у всех она будет разной.
Папа:В свою кашу я положу яблоки и орешки.
Катя:Я тоже хочу орешки, но с вареньем!
Бабушка: Могу предложить вам банан и киви. Я себе положу ложечку меда.
Аня: Я хочу кашу с киви и с медом!
Мама: Я возьму пару ягод чернослива и кураги.
Папа: Не забудьте положить кусочек масла.
Катя: Я слышала, говорят: «Кашу маслом не испортишь»?
Бабушка: Если положить очень много масла, каша будет очень жирной. Это не полезно.
Папа: Пожалуй, после каши я съем кусочек сыра.
Аня: Сегодня у нас манная каша, а из чего ее варят?
Бабушка: Сейчас позавтракаем и я вам расскажу.
Если посадить весной в землю любое зернышко, то сначала появится росточек, потом он превратится в колосок. Все лето колосок будет расти, набираться сил. В каждом колоске будет много зернышек.
Аня:А почему их так много в каждом колоске?
Бабушка: Земля, солнце, вода и тепло помогли маленькому зернышку превратиться в сильный колос, полный новых зерен. А в них много полезных питательных веществ.
Катя: Дальше я знаю. В конце лета колоски собрали, обмолотили – достали зерна. Из зерен сделали крупу, а из крупы можно сварить кашу!