| Что такое знание? Знание – это результат познания Познание- это процесс деятельности человека, основным содержанием которого является отражение объективной реальности в его сознании, а результатом – получение нового знания об окружающем мире. -Мир природы, общества и внутренний мир человека составляют ту действительность, в которой мы существуем. 1.Познаваем ли мир? Как вы думаете, познаваем ли мир? Используя материал учебника заполняем таблицу. Познаваем ли мир? | Пессимисты | Оптимисты | Скептики | Отрицают познаваемость мира | Утверждают, что мир принципиально познаваем | Признавая, что познание мира возможно, выражают сомнение в достоверности полученного знания | Еще в древности зародилось представление о том, что разным людям свойственны разные толкования и разные оценки явлений. 1.Пессимисты Агностицизм-учение, отрицающее возможность познания объективного мира и его закономерностей Конвенционализм – философское учение, утверждающее, что существующие научные теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными. 2.Оптимисты Гносеологизм–философское учение, не отвергая сложности познания, трудности выявления сущности вещей, утверждает, что познание мира возможно. -Какое из направлений философской мысли оказалось вам ближе? Почему? Ответ обоснуйте 2. Познание чувственное и рациональное. Задание. Посмотрите вокруг, что вы видите? Что вы можете сказать о том, что вас окружает? Откуда вы это узнали? Существует две ступени познавательной деятельности. | формы | свойства | Чувственное познание | Ощущения | Чувственный образ отдельных сторон, процессов, явлений, объективного мира | Восприятие | Целостное отражение предметов в многообразии их свойств | Представление | Отражение некого «усредненного» образа. | Рациональное (логическое) познание | Понятие | Мысль, в которой фиксируются общие и существенные признаки вещей | | Суждения | Устанавливает связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается | | умозаключения | Процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение | Рациональная познавательная способность связана с мышлением Как схематично можно представить данное утверждение? ( Мышление речь язык) -Еще одна проблема-соотношение чувственного и рационального познания. Во взглядах на соотношение чувственного и рационального познания различают позиции сенсуалистов и рационалистов. Как вы думаете, кто утверждает приоритет чувственного познания? Следовательно сторонниками рационального познания выступают…. Сенсуализм- утверждает приоритет чувственного познания. Рационалисты – признают основой познания и поведения людей разум Кто же прав? Какой вывод можно сделать? Вывод: в реальном познании чувственное и рациональное взаимосвязаны и выступают как единое целое. | Самостоятельно рассуждают Дают определение терминам Ответы учащихся Рассуждения на заданный вопрос Самостоятельное заполнение таблицы, Разделение по группам. 1 группа – Оптимисты 2 группа – Пессимисты 1 группа получает задание рассказать о гносеологизме, 2 группа о агностицизме. Работают по инструкции Работа в группах, заполнение таблицы на ватманах. 1 группа – Чувственное познание 2 группа – Рациональное познание используя материал учебника Самостоятельная работа над таблицей, 5 мин.(стр. 57 учебника). Каждая группа заполняет таблицу и делится результатами с остальными учащимися по алгоритму. После обсуждения руководитель группы ставит оценки участникам группы | Рассказ Запись в тетрадь опорного конспекта по ходу объяснения учителя Выступление по одному человеку и рассказ о своем задании Представление заполненной таблицы Схема таблицы выводится на доску Индивидуальная работа групповая работа |