Технологическая карта практического занятия №1
Дисциплина: ОГСЭ.05 Культура речи в профессиональной деятельности
Тема занятия: Цели изучения русского языка. Понятие культуры речи. Понятие о нормах русского литературного языка. Виды норм.
Мотивация занятия: формирование навыков использования нормированной речи
Цели занятия:
- образовательные: совершенствовать речевую культуру обучающихся;
- развивающие (операционные): формировать у обучающихся представление о необходимости соблюдения норм литературного языка;
- воспитательные: воспитывать отношение к русской речи как к нашему национальному достоянию, чувство патриотизма.
Формируемые компетенции:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их выполнение и качество.
ОК 3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия.
ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу и человеку.
ОК 12. Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
Планируемые результаты.
Обучающийся должен знать:
- различия между языком и речью;
- смысл понятий: литературный язык, языковая норма, культура речи;
- функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
- нормы русского литературного языка;
- специфику устной и письменной речи.
Обучающийся должен уметь:
- строить свою речь в соответствии с языковыми (орфоэпическими, лексическими, грамматическими) и этическими нормами, с соблюдением требований культуры речи;
- анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности;
- устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи.
Тип учебного занятия: комбинированное занятие
Вид учебного занятия: практическое с элементами беседы
Используемые педагогические технологии: ИКТ, работа в группах (технологии сотрудничества), развивающее обучение
Междисциплинарные связи: МДК 04 (07).01 Теория и практика сестринского дела; ОГСЭ.01 (ОП.07) Психология общения
Внутридисциплинарные связи: темы 1-16 тематического плана
Место проведения занятия: учебная аудитория
Контингент обучающихся: 1 курс, медсестр.отделение, 10 группа
Используемые источники информации (соответственно тем.плану):
- ОИ 1,2 - ДИ 1, 6 - И-Р 2
Средства обучения (матер.-технич. и дидактич. оснащение): проектор, ноутбук, USB-флеш-накопитель, мультимедийная презентация; фрагменты кинофильмов; карточки с заданиями для небольших групп; тестовые задания по вариантам.
Методы обучения на данном занятии и методические приемы:
Словесные: беседа, дискуссия, объяснение,
Наглядно-иллюстративные: демонстрация карточек с заданиями; демонстрация презентационного материала,
Практические: упражнения, практика речи, проверка заданий с применением м/м презентации
Частично-поисковые: эвристическая беседа, проблемно-поисковые упражнения (формулирование проблемы, анализ данных (дедуктивный метод) применение знаний, обобщение и др.), методы решения творческих задач (мозговой штурм, аналогия, ассоциация и др.)
Дидактическая структура занятия | Методическая структура занятия |
Длительность этапа | Дидактические задачи (целевой компонент) | Функции и деятельность преподавателя | Деятельность обучающихся, формы и способы её организации | Методы обучения и контроля, методические приёмы | Признаки решения дидактических задач |
1. Организационный момент | 3 мин. | Активизировать познавательную деятельность студентов | Приветствие, проверка готовности студентов к занятию, пожелание успехов | Проверяют готовность к занятию. Настраиваются на деловой ритм. Фронтальная работа | Словесный (беседа) | Полная готовность к занятию. Доброжелатель ный настрой. |
2. Мотивационно-целевой этап | 15 мин. | Сформулировать тему занятия; поставить цели. | Постановка проблемы, просмотр м/м презентации, преподаватель задаёт наводящие вопросы Корректировка и уточнение индивид. и коллектив. целей | Формулируют тему занятия. Обозначают свои цели и знакомятся с целями других студентов. Фронтальная работа | Словесный, наглядный проблемно-поисковый | Самостоятельная формулировка темы. Осознание и принятие целей занятия. |
3. Актуализация опорных знаний | 7 мин. | Выявить имеющиеся знания по теме | Опрос студентов, показ м/м презентации для актуализации личностно-знаниевого опыта студентов | Актуализирование личностного опыта. Отвечают на поставленные вопросы. Фронтальная работа Этот и последующие этапы занятия проходят с использованием м/м презентации | Беседа, фронтальный опрос, разнообразие видов учебной деятельности | Студенты выявили имеющиеся знания по теме; готовы к групповой работе |
4. Первичное усвоение новых знаний и способов действия. | 15 мин. | Изучить понятие «культура речи», аспекты культурной речи. Узнать что такое норма и виды норм. | Преподаватель беседует с обучающимися, задаёт вопросы, демонстрирует м/м слайды с информацией; фрагменты из кинофильмов. Выдвигает проблемные ситуации и обсуждает способы её решения. Проводит связь с ранее изученным материалом, связь с другими учеб дисциплинами и ПМ, связь с практическим здравоохранением. | Студенты конспектируют полученную информацию. Отвечают на вопросы. Просматривают слайды и видеофрагменты. Пытаются найти решение проблемных ситуаций. Фронтальная, интерактивная | Словесный, наглядно-иллюстративный частично-поисковый | Студенты вовлечены в обучающий процесс, активно работают, сотрудничают с преподавателем и друг с другом |
5. Самостоятельная работа обучающихся на занятии. Проверка понимания и первичное закрепление | 30 мин. | Усвоить полученные знания и самостоятельно закрепить их на практике. | Беседа по уточнению и конкретизации новых знаний. Преподаватель формулирует задание для каждой группы, раздаёт карточки с заданиями | Работа малыми группами Взаимопроверка и проверка с м/м презентацией. | Самостоятельная практическая работа | Студенты демонстрируют умение работать самостоятельно, принимать решения |
6. Контроль усвоения материала | 10 мин. | Проверить уровень усвоения материала | Преподаватель объясняет задачи самостоятельной работы, выдаёт тестовые задания по вариантам, даёт задания нескольким обучающимся для выполнения их на доске. Проверяет тестовые задания. | Выполнение самостоятельной работы по вариантам. Выполнение задания у доски. Самоконтроль заданий, выполненных на доске. Фронт.и индив.раб. | Фронтальный опрос. Самостоятельная работа. Самоконтроль | Студенты демонстрируют высокую степень усвоения материала |
7. Рефлексия | 5 мин. | Проверить достигнуты ли цели занятия. Выяснить отношение студентов к данной теме, к занятию в целом. | Преподаватель подводит итоги занятия. Комментирует полученные студентами оценки. Просит оценить с помощью смайликов успешность работы обучающихся на занятии, настроение обучающихся. | Обучающиеся самостоятельно высказываются о проделанной работе на занятии, о достижении целей занятия. Затем каждый учащийся получает карточки с изображением трех лиц: веселого, нейтрал., грустного. | Фронтальный метод Метод самооценки | Студенты выбирают рисунок, который соответствует их настроению, эмоциям в конце занятия. |
8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | 5 мин. | Подготовить к работе на следующих занятиях; вовлечь во внеаудиторную, самостоятельную работу | Преподаватель задаёт студентам учить записи, сделанные на занятии, письменно выполнить упражнения из методического пособия для студентов, создать синквейн на темы «Нормы рус.лит.языка», «Культура речи» | Студенты записывают домашнее задание | | Отсутствуют вопросы по выполнению домашнего задания. |