ТСО, наглядные пособия, презентация.
Этапы | Методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Форма организации УД | Дидактические средства, интерактивное оборудование | УУД |
Организационный момент | | -Здравствуйте, меня зовут Екатерина Лукьяновна и сегодняшний урок окружающего мира проведу я. Проверь-ка, дружок, Ты готов начать урок? Все ль на месте, Все ль в порядке: Учебник, ручка и тетрадка? – Проверим готовность к уроку. | -Приветствуют учителя. -Проверяют готовность у уроку. | Ф | презентация | ЛУУД1: самоопределение |
Мотивация к учебной деятельности | | Ребята, прочитайте поговорку "Когда мы едины - мы непобедимы". - Как вы её понимаете? - Может ли она быть нашим девизом нашего урока? - Сейчас мы с вами отправимся в путешествие по «Реке времени». Продолжим знакомство с историей нашего государства, и надеюсь, что наше единство нам поможет в пути. Я очень хочу, чтобы вы улыбались, Работаю нашей довольны остались. Пусть этот урок нас порадует всех, И каждый из нас ощутит свой успех. | -Читают поговорку. -Когда мы все вместе, нас никто не сможет победить. -Слушают учителя. | Ф | презентация | КУУД4: умение переключать вид деятельности ЛУУД: самоопределение |
Актуализация и пробное действие | | -А сейчас давайте вспомним предыдущий материал. Проверим насколько хорошо вы его усвоили. -Кто перескажет прочитанный материал? -Кто-то желает дополнить? Или рассказать снова? -Отлично, спасибо. -Ребята, а кто мне ответит на такой вопрос. Какие труды оставил после себя митрополит Макарий? -Что открыл землепроходец Семен Дежнев? -Кому принадлежит честь быть первопечатником на Руси? -В чем состояло мужество митрополита Филиппа? -Какие торговые пути шли от восточного побережья Балтийского моря к Черному и Каспийскому морям? -Замечательно, вижу, вы хорошо изучили материал, поэтому смело можем переходить к новому. | | Ф И Ф Ф | Презентация презентация | ПУУД1: осознавать познавательную задачу; ПУУД2: осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации. КУУД1: владеть диалогической формой коммуникации; КУУД2:допускать возможность различных точек зрения |
Первичное усвоение новых знаний | | «Ушли в историю года Цари менялись и народы, Но время смутное, невзгоды Русь не забудет никогда? Победой вписана строка, и славит стих былых героев, Поверг народ врагов-изгоев, Обрел свободу на века! И поднималась Русь с колен В руках с иконой перед битвой, Благословленная молитвой под звон грядущих перемен. Деревни, села, города с поклоном русскому народу Сегодня празднуют свободу И День единства навсегда! -Ребята, о чем мы сегодня с вами будем говорить, кто мне назовет тему нашего сегодняшнего урока? (Смутное время) -Какую цель мы поставим ? | -Слушают учителя. Определяют тему урока. -Единство, Смутное время и т.д. Ставят цели урока -узнать, что такое мутное время. -узнать в чем единство русского народа. | Ф Ф | Презентация презентация | РУУД1: принятие и сохраннее учебной задачи |
Первичная проверка понимания | | - Как вы понимаете термин Смута? -Давайте подберем однокоренные слова к термину Смута (мутный, омут) - Смутное время явилось для России периодом социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн. В начале 17 века решался вопрос о существовании самой российской государственности. Смута- это период социальных конфликтов, политических кризисов и изнурительных войн.(слайд) - Найдите в учебнике на с. 40 термин «смутное время». (период безвластия, нашествие польских захватчиков, внутренних раздоров, разрух, голода.) -Запишите это термин в тетради. - А сейчас мы с вами выясним причины Смутного времени. Мы разделимся на команды и будем искать информацию. А в этом нам поможет учебник. На странице 40. -Нам нужно три команды, три ряда. Я предлагаю прочитать текст на стр. 40 учебника и выделить причины Смутного времени, которые находятся в этом тексте. А после мы проверим, какие причины выделила каждая команда, только вам необходимо назначить капитана. (одного человека из каждого ряда). Причины: 1.Прервалась династия Рюриковичей; 2.Объявились самозванцы; 3.Нашествие польских захватчиков; 4.Голод; 5. Внутренние раздоры. - После смерти в 1584 году Ивана Грозного остались два его сына: старший Федор Иванович и младший Дмитрий Иванович. Его дети были от разных матерей. Царем стал старший сын Федор Иванович (1584-1598гг). Современники характеризовали царя Федора как болезненного и слабоумного правителя не способного руководить государством. Все бразды правления находились в руках брата его жены боярина Бориса Годунова. Федор Иванович был бездетным и согласно русскому закону о престолонаследии вся власть, после его смерти, достанется Дмитрию. Честолюбивый, стремящийся к власти Борис Годунов не мог этого допустить и как считают многие историки решился на убийство молодого царевича. - После смерти царя Федора Ивановича, по инициативе патриарха Иова, Бориса Федоровича на Земском соборе венчали на царство 1 сентября 1598 года. Положение нового царя было шатким: многие знатные бояре были недовольны его избранием, считая себя обойденными. Помнили о гонениях и опалах, от него исходивших. Ширились слухи о его причастности к гибели царевича Дмитрия в Угличе. В стране царил беспорядок и раздор. Объявились самозванцы, выдававшие себя за спасшегося в Угличе царевича Дмитрия. Ситуация сильно осложнилась в начале нового столетия, когда страну потрясли события, приведшие в ужас современников и сыгравшие трагическую роль в личной судьбе царя Бориса и всей России. Летопись Смутного времени навсегда оставила в народной памяти имена участников народно – освободительной борьбы: патриарха Гермогена, героев освободительного движения Козьмы Минин и Дмитрия Пожарского. -А что же совершил патриарх Гермоген, Минин и Пожарский мы узнаем после небольшого отдыха. | Высказывают свои предположения. -война, голод, нет законов -Мутный, омут, мутить. Слушают рассказ учителя. -Открывают учебник. Находят термин Смутное время. | Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф Ф | Презентация Учебник | КУУД3: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; ПУУД3: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия; |
Физкультминутка | | А сейчас давайте с вами немного отдохнем. Все встаем, выходим из-за парт. Сейчас тихо, как мышки, сядут девочки и ещё тише мальчики. | | Ф | | |
Первичное закрепление | работа с книгой беседа опрос | А мы продолжаем. Вы видите главу русской церкви в Смутное время патриарха Гермогена. -Послушайте о нём и его заслугах (Просмотр слайда и прослушивание текста до слов «…и пробуждал патриотические чувства в душах людей…») - В чем заключается подвиг Гермогена? Как его слово повлияло на единение народов Руси против захватчиков? (В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту России. Отказался выполнить просьбу поляков и не подписал грамоту на царствование польского королевича. Призыв Гермогена был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.) - Как вы понимаете слово «ополчение»? -Я нашла для вас этот термин в толковом словаре, давайте прочтем, что же такое ополчение. (Войско, собираемое в помощь регулярной армии путем добровольного привлечения широких народных масс.)(записать этот термин в тетрадь) - На защиту страны встали не только царские войска, но и простой народ. -Мириться с гибелью государства было просто невозможно. Осенью 1611 года в Нижнем Новгороде по почину земского старосты Кузьмы Минина начали формироваться отряды второго народного ополчения для борьбы с врагами. Их ядро составили нижегородцы, но вскоре к ним присоединились жители Казани и других городов Поволжья. Местом русских войск стал Ярославль. Сюда шли ополчения из Владимира и Костромы. Нужно было избрать военного предводителя будущей народной рати. Выбор пал на одного из лучших военачальников того времени, известного своей храбростью и честностью, — князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Всеми же хозяйственными делами и организацией ополчения ведал Кузьма Минин. В июле 1612 года народная дружина Минина и Пожарского выступила на Москву. 24 августа в самой столице произошла упорная и кровопролитная битва. Русские разгромили армию поляков. В октябре 1612 года, не выдержав голода, осажденный вражеский гарнизон сдал Кремль. Ополчение Минина и Пожарского полностью освободило столицу от врагов. Вскоре и вся русская земля была очищена от разрозненных отрядов польских панов. Так русский народ, тесно сплотившись перед лицом опасности, спас свою землю от иностранного нашествия. В память о патриотической деятельности Минина и Пожарского в 1818 году на Красной площади в Москве установлен памятник работы скульптора И. П. Мартоса. На нем выбита надпись: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия». -Ребята, а какой праздник мы празднуем 4 ноября? -В память об этой победе в современной России был учрежден государственный праздник-день народного единства. | Слушают учителя В это тяжелое для России время патриарх Гермоген призвал русский народ встать на защиту России. Отказался выполнить просьбу поляков и не подписал грамоту на царствование польского королевича. Призыв Гермогена был подхвачен русскими людьми. Началось широкое патриотическое движение за освобождение столицы от поляков.) | Ф | презентация | ПУУД3: работа с различными источниками информации; анализ, синтез, аналогия; подведение под понятия; КУУД3: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; |
Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция | | Викторина. 1.Какой город на Волге связан с загадочной гибелью царевича Дмитрия? (Углич) 2.Какой город стал местом сбора русских войск? (Ярославль) 3.Какой монастырь в смутное время выдержал 16 месяцев осады польскими и казачьими войсками? (Троице-Сергиев монастырь) 4.Какой патриарх отказался подписывать грамоту польскому королю? (Гермоген) 5.В чем заключалась победа со Смутой и иноземным нашествием на Русь? (В единстве народа). | Отвечают на вопросы викторины | Ф | презентация | КУУД3: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; РУУД2: контроль, коррекция, оценка |
Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении | | - Домашнее задание: Учебник стр. 40-43-пересказ Рабочая тетрадь стр.22-23 Творческое задание, хоть и прошел праздник 4 ноября, но хотелось бы обозначить его плакатом на формате листа А4. | | Ф | презентация | ЛУУД1:самоопределение |
Рефлексия учебной деятельности, подведение итогов | оперативный контроль самооценивание | Ребята, выберете к каждому вопросу ответ: 1. На уроке я работал активно / пассивно 2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен 3. Урок для меня показался коротким / длинным 4. За урок я не устал / устал 5. Мое настроение стало лучше / стало хуже 6. Материал урока мне был понятен / не понятен полезен / бесполезен интересен / скучен легким / трудным 7. Домашнее задание мне кажется интересно / не интересно | | И | Раздаточной материал | ЛУУД2: самооценка на основе критерия успешности |