2.Проверка домашнего задания | - Куда на каждом уроке мы совершаем путешествие во времени? - Вы правы, нам есть, что помнить и ценить, чем гордиться и чем дорожить! - О каком выдающемся человеке мы говорили на предыдущем уроке? - Вам предлагается ответить на вопросы кроссворда по пройденной теме (М. В. Ломоносов) и букву правильного ответа записать в клеточки по порядку. - Если вы, верно, ответили на вопросы кроссворда, то из букв-ответов по вертикали должно получиться слово. Ребята, а что бы определить, о чем сегодня мы с вами будем говорить на уроке, вам нужно разгадать кроссворд 1. Город, где в университете учился Ломоносов. (Петербург.) 2. Первый учитель Ломоносова. (Дьячок.) 3. Профессия отца Ломоносова. (Рыбак.) 4. Академия наук, где он работал по возвращении на родину. (Петербургская.) 5. Страна, где за границей учился Ломоносов. (Германия.) 6. Город, около которого родился Ломоносов. (Холмогоры.) 7. Ломоносов — выдающийся .... (Химик, физик.) 8. Он открыл атмосферу на планете .... (Венера.) 9. Судно, на котором Ломоносов с отцом выходил в море. (Чайка.) - Назовите это слово. | Страницы истории России В прошлое, мы путешествуем по страницам истории государства Российского, мы узнаём, как жили наши предки, мы учимся помнить, ценить и гордиться нашим народом, нашей историей Работа в паре (одна пара работает у доски с обратной стороны) | Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание Коммуникативные УУД: - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; Познавательные УУД: - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков; Регулятивные УУД: -сверять работу с образцом. |
3.Актуализация знаний | - Выскажите предположения, почему это слово сегодня прозвучало на уроке? ! Открывается портрет (Екатерины II) - Вы уже видели эту женщину? Как вы думаете, кем она может быть? О ткрывается тема: Екатерина II - Как вы думаете, что скрыто под второй частью темы? - Вы правы, в народе Екатерину называли Великой! (открывается вторая половинка) | Возможно это тема нашего урока, это человек, который много сделал для России Судя по одежде и короне, она - императрица Возможно, как называли её в народе; | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника |
4.Постановка цели и задач урока | - Определите цели и задачи на данный урок? Открываются задачи урока: - биография Екатерины II - почему «Великая» - «+» и «-» правления - Ребята, вы что-то знаете уже про Екатерину Великую? - Вы можете предположить, почему её так называли «Великая»? - Где мы можем взять информацию по теме урока? | Я хочу узнать, что происходило в России во времена правления Екатерины; кто она такая и почему её называли Великой; | Регулятивные УУД: -умение формулировать свои мысли, - умение ставить учебные задачи Коммуникативные УУД: - умение строить речевое высказывание - допускать возможность существования у людей разных точек зрения |
6. Раскрытие темы урока | - Готовы к путешествию в прошлое? (рассказ по презентации) Полное имя императрицы Екатерины II до ее приезда в Россию и принятия православия было София Фредерика Августа Ангальт-Цербстская. Она была немецкой принцессой. Ещё в детстве, если, конечно, верить преданию, маленькая принцесса услышала от какого-то странствующего монаха предсказание о том, что, в конце концов, она «наденет на голову корону великой империи, которой в настоящее время правит женщина». Похоже, что и в самом деле речь в этом предсказании шла о России, которой в то время правила императрица Елизавета Петровна (дочь Петра I) Острый и живой ум, красота немецкой принцессы обратили на себя внимание императрицы Елизаветы Петровны. (императрицы, которая правила в России) В 1744 Екатерина с матерью была вызвана в Россию императрицей, крещена по православному обычаю под именем Екатерины Алексеевны и обвенчалась с Петром III, будущим императором России. Блистая при русском дворе красотою и умом, Екатерина весь свой досуг употребляла на самообразование. Она много читала, изучала труды разных учёных и получила массу разнообразных сведений в юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Едва ли в целой России была женщина образованнее неё. Она считала, что образование – это самое главное! В то же время Екатерина усвоила обычаи и дух русского народа, а русский язык выучила так, что знала все поговорки, писала сочинения, выводила цитаты. После смерти супруга Петра III в 1762 году Екатерина сделалась императрицей. В делах она принимала за образец Петра Великого и постоянно спрашивала себя « Как бы поступил в таком случае Пётр? ». Екатерина царствовала 34 года. Все это время наполнено громкими победами русских и мудрыми распоряжениями императрицы. Поэтому история дала ей имя Великой. В ее честь в Петербурге поставлен памятник. А сейчас проверим, как внимательно вы слушали рассказ.. Ответив на несколько вопросов: - Кто стал продолжателем дел Петра 1? (Екатерина II.) - Где родилась Екатерина Великая? Ответ: В Германии - Кем она была до того как стала русской императрицей? Ответ: Немецкой принцессой - Сколько лет царствовала Екатерина II? (34 года.) - Чем отличалась Екатерина? (Трудолюбием, сильным характером и острым умом.) - Какой редкий дар был у Екатерины? (Выбирать себе помощников и советников.) | | Личностные УУД: - широкая мотивационная основа учебной деятельности; - учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленной задачи |
8. Раскрытие темы урока | Работаем дальше. Послушайте о том, какой она приняла Россию. Вот её слова: «Финансы России были истощены. Армия не получала жалованья. Военное ведомство было погружено в долги. Торговля находилась в упадке. Правосудие продавалось с торгу». - Для дальнейшей работы мы разделись на 3 группы и выясним какие изменения произошли в России при Екатерине II - Каждая группа будет работать по своей теме, используя материал учебника на с. 106-110 и подобранный дополнительный материал «Путешествие в Санкт-Петербург» - 1 группа «Дворяне и крепостные крестьяне» - 2 группа «Знаменитые военачальники» - 3 группа - С какой следующей задачей мы должны с вами справиться? - Что приобрела Россия за 34 года, которые назвали целой эпохой, об этом мы сейчас узнаем? Подведём итоги: - Какие изменения произошли в Санкт – Петербурге при Екатерине Великой? (возник памятник Петру Великому «Медный всадник; Нева оделась в каменные берега; строились мосты; был возведен Зимний дворец) – Почему Екатерина Вторая воздвигла памятник Петру Первому? Послушаем ответы 2 группы «Дворяне и крепостные крестьяне» Ребята, скажите, кто такие дворяне? Ответы детей Дворяне – это люди, которые принадлежали к господствующему слою населения. Они могли владеть землями, деревнями, крепостными крестьянами. А крепостные крестьяне Ответы детей Крепостные крестьяне – это крестьяне, “прикреплённые” к своим владельцам, то есть господин (дворянин) имел право распоряжаться судьбой такого крестьянина. Он мог продать его, или обменять на что угодно. Например, на породистую собаку или проиграть крестьянина в карты. Усиление крепостной зависимости Восстание крестьян Еще в начале своего правления Екатерина II попыталась поставить перед обществом вопрос об отмене крепостного права, но встретила оппозицию со стороны дворянства. Идти же наперекор дворянству было для царицы рискованно. Это означало неизбежную потерю трона. Слушаем ответы 3 группы «Знаменитые военачальники» Подведём итоги: - Назовите самого известного полководца того времени. Ответ: А.В. Суворов - А теперь самого известного флотоводца. Ответ: Ф.Ф. Ушаков – Чем прославились А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков? - С какой поставленной задачей мы справились? Можно её назвать Великой? - Это положительные стороны правления Екатерины? (да) - Как вы думаете, были ли отрицательные стороны? | Работа группах. Дети читают текст и на основе текста находят таблички с основными положениями Ответы 1 группы: «Путешествие в Петербург» Слайд 7 Самым многолюдным городом империи был Санкт-Петербург, который стал ещё красивее, чем прежде. На одной из главных площадей столицы – Сенатской – вознёсся Медный всадник – памятник Петру Первому. Он стал одним из символов города. Постамент памятника высечен из Гром - камня (его расколола молния). Это была огромная скала, которую с огромным трудом перевезли в Петербург. Для этого использовали огромные, обитые медью желоба и бронзовые шары. В каменные набережные оделась Нева. Строились каменные и чугунные мосты через реки и каналы. В середине XVIII века на набережной Невы возводится Зимний дворец Это огромное нарядное здание построено архитектором Франческо Бартоломео Растрелли для дочери Петра – императрицы Елизаветы. Правда пожить в нём она так и не успела. При Елизавете Петровне Россия стала могучей державой. В Петербурге жили посланники многих иностранных правителей. Жизнь дворян | Жизнь крестьян | Никогда ещё дворянам не жилось так вольготно. Многие покинули Москву и Петербург и переселились в свои усадьбы. Наиболее отличившихся дворян из числа своих любимцев Екатерина жаловала поместьями с тысячами крепостных крестьян. | Крепостной полностью зависел от своего господина. Тот мог продать его, подарить, проиграть в карты, а то и обменять на породистую собаку. | В 1785 году Екатерина II издает «Жалованную грамоту дворянству», согласно которой: 1) дворяне освобождались от телесных наказаний, налога, обязательной службы; 2) подтверждалось право собственности на землю и крепостных крестьян. 3) Дворяне владели крепостными крестьянами | Многие крестьяне, не выдерживая такой жизни, бежали. Другие собирались в разбойные шайки, грабили на дорогах, нападали на помещичьи усадьбы, убивали их хозяев, жен и детей. | Восстание | поднял восстание, для того чтобы крестьяне получили независимость. | Предводитель | Емельян Пугачёв | Чем закончилось восстание? | Но силы были неравными. Обученные войска разгромили восставших. | - Во время царствования Екатерины Великой Россия утвердилась на берегах Черного и Азовского морей. Блестящие победы одержали знаменитые военачальники А. В. Суворов и Ф. Ф. Ушаков. Разгром турецкого флота, взятие крепости Измаил. Федор Федорович Ушаков, флотоводец, адмирал, один из создателей российского Черноморского флота и с 1790 года его командующий. Разработал и применил маневренную тактику, одержав ряд крупных побед над турецким флотом в Керченском морском сражении. Он успешно провел Средиземноморский поход российского флота во время войны против Франции. Александр Васильевич Суворов. В 1729 году в семье офицера Василия Суворова родился сын. Мальчик был хилым и болезненным, но с ранних лет мечтал лишь об одном – служить в армии и стать полководцем. Отец не верил, что Александру удастся вынести тяготы и лишения военной службы – уж слишком слаб он был здоровьем. Но в 15 лет Александр Суворов поступил в военную школу. Десять лет он прослужил простым солдатом, а в 1754 году был произведен в офицеры. Суворов изнутри знал солдатскую службу, поэтому всегда в первую очередь заботился о солдатах. Они платили ему за это любовью и уважением. С именем Суворова связаны многие победы русской армии. Прямой и честный характер Суворова не позволял ему склонять голову даже перед императорами. В 1799 году Суворов стал генералиссимусом – это наивысшее воинское звание в русской армии. Умер Суворов в 1800 году, похоронили его в Александро-Невской Лавре. А после него, кроме памяти о трудных походах и замечательных победах, осталась книга «Наука побеждать». Итог: Оба они с уважением относились к солдатам и морякам. Их отличало мужество, решительность, бесстрашие. Во время боя они всегда находились в самом опасном месте, воодушевляя примером своих воинов. | Познавательные УУД: - устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений. - осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков - умение извлекать информацию из текстов, иллюстраций; Коммуникативные УУД: - умение слушать и понимать других - умение строить речевое высказывание - допускать возможность существования у людей разных точек зрения |
10. Рефлексия, оценивание | - Отметьте на шкале знаний насколько расширились ваши знания по теме урока? - Вы всё знаете про Екатерину Великую? - Где вы можете найти дополнительную информацию? А вот как усвоили, сегодняшнюю тему урока вы сейчас проверите. Предлагаю вам поиграть в дидактическую игру «Историческое домино». - У каждой группы на столе набор карточек. - Победит та команда, которая быстрее всех составит большее количество верных цепочек из карточек домино. - Оцените свою работу на уроке. Прокомментируйте. - Мне сегодня понравилась работа… Спасибо! | | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: - адекватно воспринимать оценку учителя |