СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Сложение и вычитание многозначных чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Сложение и вычитание многозначных чисел"»

ФИО обучающегося, который проводит урок: Бехтгольд Полина Александровна

Место проведения: БОУ г. Омска «СОШ №58»

Дата: 17.11.2022 Класс:

Предмет математика

Тема урока «Сложение и вычитание».

Цель: формирование умения письменно складывать и вычитать многозначные числа.


Планируемые результаты (программа по предмету):

Личностные

Метапредметные (Р, П, К)

Предметные

-способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

-самоконтроль: оценивать достижения на уроке через незаконченные предложения.

П: -овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между процессами через связь алгоритма вычисления примеров с трехзначными числами и многозначными числами.

К: -готовность слушать собеседника; умение излагать свое мнение.

-уметь складывать и вычитать многозначные числа письменным способом;

-применять алгоритм сложения и вычитания.


Задачи урока

Дидактические (обучающие)

Развивающие

Воспитательные

-выполнять письменно сложение и вычитание многозначных чисел, опираясь на знание алгоритмов их выполнения.

-развивать навык контроля через оценивание достижений на уроке;

-развивать умение излагать своё мнение через работу в парах.

-воспитывать положительное отношения к учебной деятельности через мотивацию.


Учебные задачи для обучающихся (предложение с глаголом)

Узнаем

Научимся

-письменный способ сложения и вычитания многозначных чисел.


-выполнять вычислительные действия с многозначными числами письменным способом.


Тип урока: открытие нового знания.

Принципы обучения: принцип научности, доступности, последовательности.

Методы обучения: словесный, наглядный, практический.

Форма организации обучения на уроке: фронтальная, индивидуальная, парная.

Средства и формы контроля: самоконтроль, взаимоконтроль.

Оборудование для обучающихся: учебник, раздаточный материал.

Оборудование для учителя: учебник, раздаточный материал.

Основные термины, понятия, определения, правила: письменный способ, алгоритм, переместительное свойство, сочетательное свойство.


Оформление классной доски.



































Ход урока

Этап/время

Цель этапа

(планируемый результат)

Деятельность учителя

(прямая речь + действия)

Сопровождение

(методические

материалы)

Деятельность обучающихся

(действия +примерные ответы)

Орг. Момент.

Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку.

-Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь, пенал.

-Откройте тетради, запишите число (17 ноября), классная работа.


Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Мотивация к учебной деятельности.

Л: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Сегодня на урок я принесла с собой несколько счастливых билетиков, которые могут дать вам возможность выбрать всего одно любое задание в самостоятельной работе в конце урока. У каждого из вас есть шанс получить такой билетик, но получить его не так уж и просто. Только активная работа на уроке поможет вам его получить.



Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Л: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

-Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно повторить ранее изученный материал. Поработаем на карточках №1.

Самопроверка по образцу.




Карточка №1









Прил. №1.




1. Переместительное свойство.

2. Сочетательное свойство.

1. 4900

2. 2500

3. 4440

Выявление места и причин затруднения.

П: -овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между процессами через связь алгоритма вычисления примеров с трехзначными числами и многозначными числами.


-Заметили ли вы какое-нибудь отличие между примерами? Были ли трудно решать какой-либо пример?


-Последний пример отличается от других тем, что в нем мы складывали более сложные числа. Поэтому было сложно решать его устно.

Построение проекта выхода из затруднения.

Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;


-Тема нашего сегодняшнего урока «Сложение и вычитание многозначных чисел» письменным способом.

-Какую цель мы поставим перед собой?






-Узнать, как складывать и вычитать многозначные числа. Научиться складывать и вычитать многозначные числа.

Реализация построенного проекта.

Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

П: -овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между процессами через связь алгоритма вычисления примеров с трехзначными числами и многозначными числами.

К: -готовность слушать собеседника; умение излагать свое мнение.

П: -уметь складывать и вычитать многозначные числа письменным способом;

-применять алгоритм сложения и вычитания.

-У меня на доске записаны примеры. Попробуем их решить, озвучивая свои действия. Один ребенок у доски, остальные в тетрадях. В ходе решения на доске появляется алгоритм решения.

(Примеры записаны в столбик)

1. 72+26=





2. 272+326=







-Во время решения примеров вы проговаривали алгоритм своих действий. Отличается ли алгоритм решения первого примера от второго?

-А будет ли отличаться алгоритм решения последнего примера от двух предыдущих?

-Тогда попробуем его решить.

3. 52 272+41 326=







-Мы можем не называть единицы тысяч, десятки тысяч и т.д., а называть их «следующий разряд».




-Как вы думаете, будет ли отличаться алгоритм вычитания многозначных чисел от алгоритма сложения?

Прил. 2







-Складываем единицы (2+6=8), записываем единицы под единицами. Складываем десятки (7+2=9), записываем десятки под десятками. Читаем ответ – 89.

-Складываем единицы (2+6=8), записываем единицы под единицами. Складываем десятки (7+2=9), записываем десятки под десятками. Складываем сотни (2+3=5), записываем сотни под сотнями. Читаем ответ – 895.


-Нет, во втором примере добавился разряд сотен.


-Нет.


- Складываем единицы (2+6=8), записываем единицы под единицами. Складываем десятки (7+2=9), записываем десятки под десятками. Складываем сотни (2+3=5), записываем сотни под сотнями. Складываем единицы тысяч (2+1=3), записываем единицы тысяч под единицами тысяч. Складываем десятки тысяч (5+4=9), записываем десятки тысяч под десятками тысяч. Читаем ответ – 89 539.



-Нет.

Реализация построенного проекта.


-Решим пример на вычитание.

52 674-41 341=













-Какой мы можем сделать вывод?




-Потренируемся в вычислениях. Откройте учебник на странице 60, упражнение 262.

1 ученик – 1 пример у доски, остальные в тетрадях. Проверяем сложение вычитанием, а вычитание сложением.

1. 528 047+106 875=


Прил. 3


-Вычитаем единицы (4-1=3), записываем единицы под единицами. Вычитаем десятки (7- -4=3), записываем десятки под десятками. Вычитаем сотни (6-3=3), записываем сотни под сотнями. Вычитаем следующий разряд

(2-1=1), записываем единицы тысяч под единицами тысяч. Вычитаем следующий разряд (5-4=1), записываем десятки тысяч под десятками тысяч. Читаем ответ – 11 333.

-Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трехзначных чисел.




-Складываем единицы (7+5=12), 2 записываем под единицами, а 1 запоминаем и записываем над следующим разрядом (точка или 1). Складываем десятки (4+7=11, и ещё 1, которую запоминали =12), 2 записываем под десятками, 1 запоминаем и записываем над следующим разрядом. Складываем сотни (0+8=8, и ещё 1, которую запоминали =9), записываем под сотнями. Складываем следующий разряд (8+6=14), 4 записываем, 1 запоминаем и записываем над следующим разрядом. Складываем след. Разряд (2+0=2, и ещё 1, которую запоминали =3), записываем. Складываем след. Разряд (5+1=6), записываем. Читаем ответ - 634 922.



2. 385 746+23 352=

3. 320 260+21 476=



























4. 605 209-353 672=

-Ребята, мы с вами владеем разными математическими знаниями, поэтому сейчас ваша задача применить это знания в решении задачи №264.

-Прочитайте задачу.

-Все ли слова в задаче вам понятны?

-О чем задача?

-Какое условие в задаче? Что нам известно?



-Какой вопрос? Что нужно узнать?


-2 по алгоритму = 409 098.

-Вычитаем единицы (из 0 вычесть 6 не можем, занимаем из десятков 10 и ставим точку над разрядом из которого занимали – 16-6=10, записываем 6, 1 запоминаем и записываем над след. Разрядом). Вычитаем десятки (6-7, т.к. мы занимали один десяток, то 5-7, но из 5 вычесть 7 мы не можем, занимаем 10 из след. Разряда и ставим точку над разрядом из которого занимали, 15-7=8, записываем). Вычитаем сотни (2-4, т.к. мы занимали один десяток, то 1-4, но из 1 вычесть 4 мы не можем, но след. Разряд – 0, значит занимаем из след. Разряда и ставим над ним точку – 10, а над 0 записываем 9, 11-4=7, записываем). Вычитаем след. Разряд (0-1, но над единицей у нас записана 9, значит 9-1=8, записываем). Вычитаем след. Разряд. (2-2, т.к. мы занимали один десяток, то 1-2, из 1 вычесть 2 мы не можем, занимаем 10 из след. Разряда и ставим точку над разрядом из которого занимали, 11-2=9, записываем). Считаем след. Разряд, из 3 мы занимали десяток – 2, записываем. Читаем ответ – 298 784.

-4 по алгоритму = 251 537.





Читают задачу.

-Все слова понятны.

-Задача о книгах.

-Условие – было выдано 327 книг и известно, что осталось на 246 книг меньше, чем было выдано.

-Сколько всего книг в библиотеке?



Составим краткую запись.

Учитель составляет на доске, учащиеся в тетрадях.

В ыдано – 327 к.

Осталось - ? к. на 246

-Кто выйдет к доске и решит задачу?





-Поработаем в парах. Я предлагаю вам разгадать математические ребусы.

(В столбик на доске)

3*4 - *8*=109

*29+1*9=1038

42*-*5*=274

Учитель осуществляет самопроверку.


Составляют краткую запись.




Один учащийся выходит к доске и решает задачу, остальные работают в тетрадях.

1. 327-246=81 (к.) – осталось.

2. 327+81=408 (к.)

Ответ: 408 книг всего в библиотеке.




394-285=109

929+109=1038

426-152=274

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Закрепление пройденного материала.

-Закрепим пройденный материал.

Учитель раздает «счастливые билеты» ученикам за активную работу на уроке.

-Выполняем самостоятельную работу на карточках №2.


Карточка №2.

Выполняют самостоятельную работу.



Сдают работы на проверку.

Подведение итогов урока, рефлексия.

Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке через незаконченные предложения.


-Наш урок подходит к концу.

-Как звучала тема нашего урока?


-Какую цель мы ставили перед собой?




-Достигли ли мы этой цели?




-Сложение и вычитание многозначных чисел.

- Узнать, как складывать и вычитать многозначные числа. Научиться складывать и вычитать многозначные числа.

-Да.

Подведение итогов урока, рефлексия.


Учитель спрашивает теоретический материал, если остается время.

Незаконченные предложения:

Я знаю…

Я умею…

Я могу…

-Дополните предложения.

-Спасибо за урок! До свидания!






Прил. 4



Работа с незаконченными предложениями.




-До свидания!



















































Прил. 1

Карточка №1

Задание 1. Вставь слова в определение.

1. От перестановки слагаемых сумма не изменяется - переместительное свойство.

2. Два соседних слагаемых можно заменять их суммой - сочетательное свойство.

Задание 2. Реши примеры устно.

1. 4600+50+250=4 900

2. 2000+350+150=2 500

3. 2653+1787=4 440















































Прил. 2

Алгоритм сложения:

  1. Записываем слагаемые в столбик (единицы под единицами, десятки под десятками и т.д.)

  2. Складываем единицы.

  3. Складываем десятки.

  4. Складываем сотни.

  5. Складываем следующие разряды.

  6. Читаем ответ.

Прил. 3

Алгоритм вычитания:

  1. Записываем число так, чтобы единицы были под единицами, десятки под десятками и т.д.

  2. Вычитаем единицы.

  3. Вычитаем десятки.

  4. Вычитаем сотки.

  5. Вычитаем следующие разряды.

  6. Читаем ответ.











Прил. 4

Я знаю…

Я умею…

Я могу…


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!