Этап/время | Цель этапа (планируемый результат) | Деятельность учителя (прямая речь + действия) | Сопровождение (методические материалы) | Деятельность обучающихся (действия +примерные ответы) |
Орг. Момент. | Организация внимания всех учащихся; создание комфортной атмосферы для успешной работы; проверка готовности к уроку. | -Здравствуйте, ребята! Меня зовут Полина Александровна, сегодня урок русского языка проведу у вас я. Проверьте свою готовность к уроку, на ваших партах должен лежать учебник, тетрадь, пенал. -Откройте тетради, запишите число (17 ноября), классная работа. | | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку. |
Мотивация к учебной деятельности. | Л: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | -Сегодня на урок я принесла с собой несколько счастливых билетиков, которые могут дать вам возможность выбрать всего одно любое задание в самостоятельной работе в конце урока. У каждого из вас есть шанс получить такой билетик, но получить его не так уж и просто. Только активная работа на уроке поможет вам его получить. | | |
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. | Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; Л: -способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. | -Чтобы узнать тему нашего сегодняшнего урока, нам нужно повторить ранее изученный материал. Поработаем на карточках №1. Самопроверка по образцу. | Карточка №1 Прил. №1. | 1. Переместительное свойство. 2. Сочетательное свойство. 1. 4900 2. 2500 3. 4440 |
Выявление места и причин затруднения. | П: -овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между процессами через связь алгоритма вычисления примеров с трехзначными числами и многозначными числами. | -Заметили ли вы какое-нибудь отличие между примерами? Были ли трудно решать какой-либо пример? | | -Последний пример отличается от других тем, что в нем мы складывали более сложные числа. Поэтому было сложно решать его устно. |
Построение проекта выхода из затруднения. | Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | -Тема нашего сегодняшнего урока «Сложение и вычитание многозначных чисел» письменным способом. -Какую цель мы поставим перед собой? | | -Узнать, как складывать и вычитать многозначные числа. Научиться складывать и вычитать многозначные числа. |
Реализация построенного проекта. | Р: -самоорганизация: понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; П: -овладение базовыми предметными понятиями, отражающими существенные связи между процессами через связь алгоритма вычисления примеров с трехзначными числами и многозначными числами. К: -готовность слушать собеседника; умение излагать свое мнение. П: -уметь складывать и вычитать многозначные числа письменным способом; -применять алгоритм сложения и вычитания. | -У меня на доске записаны примеры. Попробуем их решить, озвучивая свои действия. Один ребенок у доски, остальные в тетрадях. В ходе решения на доске появляется алгоритм решения. (Примеры записаны в столбик) 1. 72+26= 2. 272+326= -Во время решения примеров вы проговаривали алгоритм своих действий. Отличается ли алгоритм решения первого примера от второго? -А будет ли отличаться алгоритм решения последнего примера от двух предыдущих? -Тогда попробуем его решить. 3. 52 272+41 326= -Мы можем не называть единицы тысяч, десятки тысяч и т.д., а называть их «следующий разряд». -Как вы думаете, будет ли отличаться алгоритм вычитания многозначных чисел от алгоритма сложения? | Прил. 2 | -Складываем единицы (2+6=8), записываем единицы под единицами. Складываем десятки (7+2=9), записываем десятки под десятками. Читаем ответ – 89. -Складываем единицы (2+6=8), записываем единицы под единицами. Складываем десятки (7+2=9), записываем десятки под десятками. Складываем сотни (2+3=5), записываем сотни под сотнями. Читаем ответ – 895. -Нет, во втором примере добавился разряд сотен. -Нет. - Складываем единицы (2+6=8), записываем единицы под единицами. Складываем десятки (7+2=9), записываем десятки под десятками. Складываем сотни (2+3=5), записываем сотни под сотнями. Складываем единицы тысяч (2+1=3), записываем единицы тысяч под единицами тысяч. Складываем десятки тысяч (5+4=9), записываем десятки тысяч под десятками тысяч. Читаем ответ – 89 539. -Нет. |
Реализация построенного проекта. | | -Решим пример на вычитание. 52 674-41 341= -Какой мы можем сделать вывод? -Потренируемся в вычислениях. Откройте учебник на странице 60, упражнение 262. 1 ученик – 1 пример у доски, остальные в тетрадях. Проверяем сложение вычитанием, а вычитание сложением. 1. 528 047+106 875= | Прил. 3 | -Вычитаем единицы (4-1=3), записываем единицы под единицами. Вычитаем десятки (7- -4=3), записываем десятки под десятками. Вычитаем сотни (6-3=3), записываем сотни под сотнями. Вычитаем следующий разряд (2-1=1), записываем единицы тысяч под единицами тысяч. Вычитаем следующий разряд (5-4=1), записываем десятки тысяч под десятками тысяч. Читаем ответ – 11 333. -Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трехзначных чисел. -Складываем единицы (7+5=12), 2 записываем под единицами, а 1 запоминаем и записываем над следующим разрядом (точка или 1). Складываем десятки (4+7=11, и ещё 1, которую запоминали =12), 2 записываем под десятками, 1 запоминаем и записываем над следующим разрядом. Складываем сотни (0+8=8, и ещё 1, которую запоминали =9), записываем под сотнями. Складываем следующий разряд (8+6=14), 4 записываем, 1 запоминаем и записываем над следующим разрядом. Складываем след. Разряд (2+0=2, и ещё 1, которую запоминали =3), записываем. Складываем след. Разряд (5+1=6), записываем. Читаем ответ - 634 922. |
| | 2. 385 746+23 352= 3. 320 260+21 476= 4. 605 209-353 672= -Ребята, мы с вами владеем разными математическими знаниями, поэтому сейчас ваша задача применить это знания в решении задачи №264. -Прочитайте задачу. -Все ли слова в задаче вам понятны? -О чем задача? -Какое условие в задаче? Что нам известно? -Какой вопрос? Что нужно узнать? | | -2 по алгоритму = 409 098. -Вычитаем единицы (из 0 вычесть 6 не можем, занимаем из десятков 10 и ставим точку над разрядом из которого занимали – 16-6=10, записываем 6, 1 запоминаем и записываем над след. Разрядом). Вычитаем десятки (6-7, т.к. мы занимали один десяток, то 5-7, но из 5 вычесть 7 мы не можем, занимаем 10 из след. Разряда и ставим точку над разрядом из которого занимали, 15-7=8, записываем). Вычитаем сотни (2-4, т.к. мы занимали один десяток, то 1-4, но из 1 вычесть 4 мы не можем, но след. Разряд – 0, значит занимаем из след. Разряда и ставим над ним точку – 10, а над 0 записываем 9, 11-4=7, записываем). Вычитаем след. Разряд (0-1, но над единицей у нас записана 9, значит 9-1=8, записываем). Вычитаем след. Разряд. (2-2, т.к. мы занимали один десяток, то 1-2, из 1 вычесть 2 мы не можем, занимаем 10 из след. Разряда и ставим точку над разрядом из которого занимали, 11-2=9, записываем). Считаем след. Разряд, из 3 мы занимали десяток – 2, записываем. Читаем ответ – 298 784. -4 по алгоритму = 251 537. Читают задачу. -Все слова понятны. -Задача о книгах. -Условие – было выдано 327 книг и известно, что осталось на 246 книг меньше, чем было выдано. -Сколько всего книг в библиотеке? |
| | Составим краткую запись. Учитель составляет на доске, учащиеся в тетрадях. В ыдано – 327 к. Осталось - ? к. на 246 -Кто выйдет к доске и решит задачу? -Поработаем в парах. Я предлагаю вам разгадать математические ребусы. (В столбик на доске) 3*4 - *8*=109 *29+1*9=1038 42*-*5*=274 Учитель осуществляет самопроверку. | | Составляют краткую запись. Один учащийся выходит к доске и решает задачу, остальные работают в тетрадях. 1. 327-246=81 (к.) – осталось. 2. 327+81=408 (к.) Ответ: 408 книг всего в библиотеке. 394-285=109 929+109=1038 426-152=274 |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. | Закрепление пройденного материала. | -Закрепим пройденный материал. Учитель раздает «счастливые билеты» ученикам за активную работу на уроке. -Выполняем самостоятельную работу на карточках №2. | Карточка №2. | Выполняют самостоятельную работу. Сдают работы на проверку. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | Р: -самоконтроль: оценивать достижения на уроке через незаконченные предложения. | -Наш урок подходит к концу. -Как звучала тема нашего урока? -Какую цель мы ставили перед собой? -Достигли ли мы этой цели? | | -Сложение и вычитание многозначных чисел. - Узнать, как складывать и вычитать многозначные числа. Научиться складывать и вычитать многозначные числа. -Да. |
Подведение итогов урока, рефлексия. | | Учитель спрашивает теоретический материал, если остается время. Незаконченные предложения: Я знаю… Я умею… Я могу… -Дополните предложения. -Спасибо за урок! До свидания! | Прил. 4 | Работа с незаконченными предложениями. -До свидания! |
Прил. 1
1. От перестановки слагаемых сумма не изменяется - переместительное свойство.
2. Два соседних слагаемых можно заменять их суммой - сочетательное свойство.
1. 4600+50+250=4 900
2. 2000+350+150=2 500
3. 2653+1787=4 440
Прил. 2
Прил. 3
Прил. 4