СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта "Средства массовой информации"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана для проведения занятия элективного курса по обществознанию. Может быть использован и на уроках 

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта "Средства массовой информации"»

Технологическая карта

10 класс (общ. электив)

Тема: Средства массовой информации

Цели и задачи:

1) Познакомить с видами и особенностями различных СМИ.

2) Развивать умение работать с разнородными источниками социальной информации , критически осмысливать информацию, которая содержится в СМИ.

3)Создать условия для формирования активной гражданской позиции, интереса к политической жизни общества.

4) Подвести к выводу о важной роли СМИ в разных сферах жизни общества. Раскрыть роль СМИ в политической, экономической, духовной жизни общества.

Тип урока: урок изучения нового материала

Оборудование урока: мультимедиа проектор, презентация к уроку, Конституция РФ, распечатка из текста Закона РФ « О средствах массовой информации»


Ход урока:

  1. Орг момент

  2. Опрос д/з: тестирование

  3. Изучение нового:



  1. Понятие СМИ. 

Понятие средств массовой информации в XXI веке знакомо даже ребенку. С точки зрения социологии, СМИ – это социальные институты, занятые сбором, обработкой, анализом и распространением информации в массовом масштабе. С точки зрения политологии, средства массовой информации – это еще и способ политической пропаганды, агитации и политической манипуляции населения.

Первые СМИ появились еще в древности, когда глашатай выходил на центральную площадь оглашать новый королевский указ и последние события королевства.

С развитием современных технологий, развились и средства массовой информации. У классической прессы (газеты, журналы и другая периодика) появились конкуренты – радио, телевидение, а затем и интернет.

 

  1. Виды СМИ.

К видам средств массовой информации относятся:

  • пресса (газеты, журналы);

  • книжные издательства;

  • агентства печати;

  • радиовещание;

  • телевидение;

  • кино-, видео-, звукозапись;

  • интернет.

С точки зрения некоторых исследователей, развитие некоторых социальных сетей (ВКонтакте, Facebook, Одноклассники, Twitter) позволяет добавить их как еще один отдельный вид СМИ.

Суть средств массовой информации заключается в том, что их информация предназначена не для одного человека, а для всего общества.

 

  1. Функции СМИ.

 

В некоторых функциях средств массовой информации отчетливо прослеживается их политическая составляющая:

  1. Информационная функция – сбор и передача населению каких-либо сведений, касающихся любой из сфер общественной жизни (экономической, социальной, политической, духовной).

  2. Функция формирования общественного мнения к различным явлениям любой из сфер общества (здесь уже начинают прослеживаться элементы навязывания точки зрения).

  3. Образовательная функция – донесение знаний, расширение познавательных способностей человека (например, передачи History Channel, которые, кстати, тоже могут содержать некоторую идеологическую составляющую).

  4. «Тиражирование» образцов поведения государственных органов, политиков, политических партий и других субъектов политической сферы.

  5. Управленческая функция – средство мобилизации масс для решения конкретных социальных, экономических, политических задач. Пример – передачи и статьи на тему «Заплати налоги и живи спокойно», «Не выбрасывай мусор в лесу», «Не гоняй на дорогах» и т.д.

  6. Функция политического маркетинга - представляет из себя «продажу» политического товара (политических идей, политических программ кандидатов на выборах и т.д.).

  •  Информационная – предоставление массовому читателю, зрителю, слушателю актуальной информации

  • Регулирующая – воздействие на массовую аудиторию( установление контактов, достижение контроля над массовым сознанием)

  • Культурологическая – ознакомление с достижениями культуры и искусства

  • Транслирующая – передача культурных ценностей из поколения в поколение.

  • Мобилизационная – воздействие на общество с целью совместного решения важных проблем.

  • Образовательная— создание условий для образования и самообразования людей

  • Воспитательная— воспитание нравственности

  • Социализирующая— формирование нравственных основ личности

  1. Политика и СМИ.

 

Еще в XIX веке Оноре де Бальзак назвал прессу «четвертой властью» после законодательной власти, исполнительной и судебной.

Более полувека назад, когда телевидение было в диковинку и единственной возможностью увидеть политических и культурных деятелей, кумиров общества, а также то, что происходит в далеких странах. В те времена сказанное по телевизору воспринималось как истина первой инстанции. Естественно, политики этим пользовались в своей пропаганде и политической агитации, а бизнесмены в рекламе своего продукта.

Казалось бы, что в эпоху развития научных технологий (особенно интернета) когда люди имеют возможность всесторонне изучать информацию, получать ее из разных источников с разными точками зрения, такое влияние пропаганды, агитации и рекламы должно снизиться. Но это не так. Причиной этому могут быть следующие факторы:

  1. Лень и не желание людей копаться в информации. По телевизору сказали, что Слободан Милошевич преступник и диктатор, значит так и есть. Зачем копаться в источниках, чтобы найти синонимичную информацию?

  2. Незнание того, что существуют альтернативные точки зрения. По телевизору сказали, что Панадол – эффективное средство от головной боли, но не сказали, что его состав идентичен Парацетамолу, который стоит во много раз дешевле.

  3. Некоторые люди осознанно идут на поводу рекламы или пропаганды. «В этом списке политических кандидатов я знаю только одного, потому что видел его на местном телеканале, значит проголосую за него». «Возьму эту зубную пасту, а не другую, потому что первую я видел в рекламе». Человек где-то глубоко понимает, что от этого средства пятна, как в рекламе, не исчезнут волшебным образом, и придется замачивать, стирать, оттирать, короче прилагать усилия, но он все равно купит его. Так же и в политике. Если реклама – двигатель торговли, то агитация – двигатель политики.

  4. Развитие новых технологий и интернета повлияло не только на возможность людей получать информацию из конкурирующих или независимых источников, но и повлияло на развитие самих средств массовой информации. Технические возможности некоторых устройств (видеокамер, фотокамер, диктофонов) в совокупности с возможностями Фотошопа, видеоредакторов и других программ монтажа позволяют преподнести информацию в выгодном свете. Пример – использование ракурса, эффекта света и тени, перспективы при видеосъемке. Если стать практически между двумя артиллерийскими орудиями, направленными в одну сторону, то, имея определенную сноровку и навыки, можно их снять так, что на ролике будет казаться, что орудия направлены почти в противоположные стороны. Пример взят, как говорится, из жизни.

Чаще всего достаточно не лгать, а просто недоговорить или умолчать, вырезать кусок интервью или иначе смонтировать, чтобы преподнести информацию в выгодном свете.

Пропагандистский уклон имеют и российские, и западные СМИ, но и те, и другие редко скатываются в откровенную ложь (чего не скажешь о большинстве современных украинских средств массовой информации, или скорее – массовой дезинформации).

Однако не все так грустно, как кажется, и этому есть несколько причин.

Всегда остаются мыслящие люди среди населения. Не перевелись еще журналисты с независимым взглядом (пример – украинский блогер Анатолий Шарий).

Даже глубоко заангажированные СМИ порой выдают достоверную информацию. Иногда технические возможности играют злую шутку с некоторыми представителями средств массовой информации: возникают различные сбои, ляпы и казусы – при этом правда всплывает наружу. Чаще всего такое происходит в прямом телевизионном или интернет вещании. Вообще, прямой эфир – это такой способ подачи контента, где возможность скрыть информацию сводится к минимуму.

Возможно, одна маленькая девочка из Цхинвала изменила общественное мнение западных стран в отношении России, когда в прямом эфире CNN на вопрос: «Кто стрелял по городу?», ответила «Грузия». Это было незапланированно, и это попытались замять, но не получилось.

Развитие отношений общество-СМИ-власть продолжается, и, к чему оно приведет, неизвестно. Поэтому пока что мы может только согласиться с Бальзаком, что средства массовой информации – это «четвертая власть» государства.

В обществе важную роль играет массовая коммуникация.

Коммуникация — информационный обмен. Это социально обусловленное явление, главная функция которого — воздействие на аудиторию посредством передаваемой информации.

Основе средство массовой коммуникации — СМИ, средства массовой коммуникации,  система органов публичной передачи информации с помощью технических средств.

Особенности СМИ:

  • Обращённость к массовой аудитории

  • Общедоступность

  • Корпоративный характер производства и распространения информации.

  • Информация не изнашивается, а наоборот, в процессе использования обогащается, дополняется.

  • Быстрый обмен информацией

 

Средства массовой информации призваны осуществлять:

а) поиск;
б) получение;
в) передачу;
г) производство;
д) распространение информации.

При этом они могут решать пропагандистские, идеологические, агитационные, воспитательные задачи.

К СМИ относятся:

  • Пресса

  • Радио

  • Телевидение

  • Интернет

  • Кинематограф

  • Видеозаписи

  • Реклама 

Влияние СМИ на общество

Позитивное влияние:

  • Возможность мобилизации общества на решение важных проблем (мер, оказание гуманитарной помощи определённой стране) .

  • Большое воспитательное значение, формирование нравственности людей ( например, оказание помощи больным детям, инвалидам, домам престарелых)

  • Удовлетворение вкусов различной аудитории ( например, телепередачи для детей для людей, увлекающихся спортом, музыкой и т.д.)

Негативное влияние:

  • Искажение информации, политическая направленность её в интересах определённых кругов общества. Власть фильтрует информацию, подавая в нужном для себя ключе.

  • Сталкивание различных интересов( например, перед выборами- выступление представителей различных партий).Появилось даже понятие « посредническая среда», то есть СМИ используются для поддержки определённого кандидата, его программы.

  • Отвлечение общества от насущных проблем путём выпуска передач, программ развлекательного характера, различных шоу

В современной России существуют как государственные, так и коммерческие, частные СМИ, независимые СМИ.

Наличие государственных СМИ – обязательно, без этого государство не сможет конструктивно выполнять такую свою функцию, как своевременное оповещение общества о принятии новых законодательных актов (Федеральный Закон РФ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» от 15 декабря 1994 г., ст. 3). Все ветви государственной власти должны иметь равные возможности доступа к средствам массовой информации.

Основные законы РФ, регулирующие деятельность СМИ:

  • Конституция РФ (ст. 29 и др.).

  • «О средствах массовой информации» от 27 декабря 1991 г .

  • «Об информации, информатизации и защите информации» от 20 февраля 1995 г.

  • «О рекламе» от 14 июня 1995 г.;

  • «О связи» от 16 февраля 1995 г.;

  • Указы Президента РФ «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» от 31 декабря 1993 г.

  • «О Судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации» от 31 декабря 1993 г. и др.

Взаимодействие СМИ и государства в РФ:

  • государство создает нормативно-правовую базу деятельности СМИ, определяет правовое положение каждой из их разновидностей;

  • государство может иметь свои собственные, государственные СМИ, которые в обществе, основанном на принципе политического плюрализма, функционируют наряду с другими, негосударственными СМИ;

  • государство не вмешивается в конкретную деятельность независимых СМИ;

  • государство в целях защиты информационных прав граждан, интересов государства и разрешения конфликтов между различными СМИ может создавать специальные органы. В Российской Федерации таким органом является Судебная палата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации, которая в системе государственных органов занимает особое место и не входит в систему федеральных судов РФ.

Таким образом, в постиндустриальном обществе, которое ещё называют информационным, роль СМИ огромна. И по тому, насколько они свободны, честны, правдивы, можно судить и об уровне демократии в стране. Не случайно СМИ часто называют «четвёртой властью» в обществе.

ЗАКОН

 

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Свобода массовой информации 

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Вопросы: 1. Что относится к СМИ? Что понимается под свободой СМИ?

2. Виды СМИ

Ответы учащихся:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (Закон РФ о СМИ)

Вопрос: Что говориться в Законе о свободе СМИ? Как вы это понимаете?

Свобода СМИ.

«Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается.»

статья 29 Конституции РФ

Вопрос: Значит ли это, что СМИ не имеют никаких ограничений? Чем все-таки СМИ могут быть ограничены? В каких источниках права мы можем об этом узнать?

Ответы: Конечно, ограничения СМИ существуют и об этом говориться в самой Конституции . Могут быть ограничены, если это содержит угрозу конституционному строю ,нравственности , здоровью, соблюдению прав других лиц. Ответственность существует за клевету, оскорбление, распространение сведений о частной жизни и т.д.









































Группа 1 Роль СМИ в политической сфере жизни общества.

Задание 1

Раскройте содержание названных функций СМИ в политической жизни общества, приведите примеры.


Название функции

Содержание

Пример

Информационная




Политической социализации




Регулирующая(критики и контроля)




Мобилизационная




Идеологическая




Задание 2. Что такое политическая манипуляция?( прочитайте в тексте) Приведите известные вам из общественно- политической жизни примеры.

Задание 3

Как вы думаете, почему СМИ называют «Четвертой властью в обществе»?






Группа 2 Роль СМИ в экономической сфере жизни общества.

Задание .

Какую главную роль играют СМИ в рыночной экономике? Назовите функции СМИ в экономике?

Какую роль играет реклама как СМИ в жизни современного общества?

Назовите ,в чем позитивное и негативное влияние СМИ и ,в частности, рекламы.

Как вы считаете, насколько можно доверять рекламе как СМИ?









Группа 3. Роль СМИ в духовной жизни общества.

Задание .

Раскройте главные функции СМИ в духовной жизни общества.( В чем заключается информационная, культурологическая, функция социализации применимо к духовной сфере)

В распространении какой культуры СМИ играют решающую роль?

Каковы позитивное и негативное влияние массовой культуры на общество?

Какие опасные тенденции вы видите в связи с этим в духовной жизни современного российского общества?










ЗАКОН

 

О СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

 Глава I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Статья 1. Свобода массовой информации 

В Российской Федерации поиск, получение, производство и распространение массовой информации,

учреждение средств массовой информации, владение, пользование и распоряжение ими,

изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация технических устройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производства и распространения продукции средств массовой информации, не подлежат ограничениям, за исключением предусмотренных законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации.

Статья 2. Средства массовой информации. Основные понятия

Для целей настоящего Закона:

под массовой информацией понимаются предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы;

под средством массовой информации понимается периодическое печатное издание, сетевое издание, телеканал, радиоканал, телепрограмма, радиопрограмма, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием);

под периодическим печатным изданием понимается газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное наименование (название), текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год;

под радио-, теле-, видео-, кинохроникальной программой понимается совокупность периодических аудио-, аудиовизуальных сообщений и материалов (передач), имеющая постоянное наименование (название) и выходящая в свет (в эфир) не реже одного раза в год;

под продукцией средства массовой информации понимается тираж или часть тиража отдельного номера периодического печатного издания, отдельный выпуск телеканала, радиоканала, радиопрограммы, телепрограммы, кинохроникальной программы, тираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы, отдельный выпуск либо обновление сетевого издания, отдельный выпуск иного средства массовой информации;

под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации в соответствии с настоящим Законом.

Вопросы: 1. Что относится к СМИ? Что понимается под свободой СМИ?

2. Виды СМИ

Вопрос: Что говориться в Законе о свободе СМИ? Как вы это понимаете?

Свобода СМИ.

Вопрос: Значит ли это, что СМИ не имеют никаких ограничений? Чем все-таки СМИ могут быть ограничены? В каких источниках права мы можем об этом узнать?







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!