Используемая линия УМК | О.А. Климанова, А.И. Алексеева. География 5 - 9 классы. |
Учебник | География: Землеведение: 5 – 6 классы: учебник/ О.А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.В. Климановой.- 13-е изд., стереотип. – М.: Просвещение, 2021. – 272 с.: ил., карт. |
Раздел, тема и номер урока | Изображения земной поверхности, планы местности, 4 урок из 5. |
Тип урока | Урок формирования новых знаний и умений с элементами практической работы |
Формы работы обучающихся | Фронтальная, парная, индивидуальная |
Цель учителя | Создание условий для формирования представлений об ориентировании по плану и на местности |
Учебные задачи, в т.ч. коррекционно – развивающая | сформировать представления о способах ориентирования на местности: по местным признакам, мобильным приложениям, по азимуту; сформировать умения в определении своего местоположения на плане местности, сторон горизонта, азимута, расстояний на плане; сформировать у обучающихся с ЗПР навыков анализа, синтеза с опорой на наглядные материалы, географические источники информации. |
Ожидаемые результаты | 1. Личностные: Духовно – нравственного воспитания: готовность оценивать своё поведение и поступки; Ценности научного познания: овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико – ориентированных задач; Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет – среде. 2. Метапредметные: Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов; самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; Работа с информацией: применять инструменты (линейка или кронциркуль) при поиске и отборе информации из плана местности с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; Общение: устно формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов; Совместная деятельность (сотрудничество): планировать организацию совместной работы, участвовать в парной форме работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с напарником; Самоконтроль (рефлексия): объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту. 3. Предметные: выбирать источник географической информации (топографическая карта, интернет-ресурсы); определять направления, расстояния по плану местности; использовать условные обозначения планов местности для получения информации, необходимой для решения учебных и задач; применять понятия «план местности», «ориентирование на местности», «стороны горизонта» для решения учебных и практико-ориентированных задач; ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях. |
Оборудование | Атласы, компасы, учебная презентация, индивидуальные карточки – инструкции для обучающихся с ЗПР, линейки, кронциркуль. |
Понятия, формируемые на занятии | Ориентирование, компас, азимут. |
Цифровые образовательные ресурсы | https://2gis.ru/yakutsk/geo/70030076128027053 |
Организационный момент |
Действия учителя | Действия учащихся | Действия учащихся с ЗПР | Формирование УУД |
Приветствие учителя, проверка готовности учащихся к уроку Настрой на парную работу | Проверка учебных принадлежностей | Так же | ЛУУД: готовность оценивать своё поведение и поступки МУУД: планировать организацию совместной работы |
1 этап. Проверка домашнего задания |
Географический диктант по предыдущей теме «Способы изображения земной поверхности» с использованием карты атласа с. 16 «План местности» (Приложение 1) | Слушая учителя, письменно отвечают на вопросы диктанта. Обмен тетрадями (работа по парам) Разбор правильных ответов Взаимопроверка | Работают с карточкой, а затем совместно с другими (Приложение 2) При выставлении оценки индивидуальный подход | МУУД: участвовать в парной форме работы, выполнять свою часть работы |
2 этап. Актуализация знаний |
Что объединяет данные рисунки на слайде? Какие есть основные и промежуточные стороны горизонта? Как называется умение определять на местности стороны горизонта? С помощью чего можно ориентироваться? Где могут понадобиться эти умения? Запишем тему и дату урока «Ориентирование на плане и на местности» (§ 36, стр. 153) Значит, что необходимо сделать перед большим путешествием? Главное условие, чтоб приложение работало без сети Интернета | Показывают стороны горизонта Север – Юг, Восток – запад СВ, ЮВ, ЮЗ, СЗ Ориентирование Местным признакам, географической карты, плана местности, мобильных приложений, компасом. В лесу, в путешествии, в крупном городе Взять с собой топографическую туристическую карту или устанавливаем мобильное приложение | Работают совместно, отвечают на вопросы, пытаются сформулировать ответы | ЛУУД: соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет – среде МУУД: устно формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов; ПУУД: выбирать источник географической информации (топографическая карта, интернет-ресурсы); |
3 этап. Создание проблемной ситуации |
Представьте, что вы оказались одни в глухой тайге. Какие чувства будут при этом? Как можно выйти из этой ситуации? Что надо знать и уметь, чтоб ориентироваться на местности? | Вступают в диалог с учителем, ищут пути решения проблемной ситуации. | Работают совместно | ЛУУД: готовность оценивать своё поведение и поступки; МУУД: ПУУД: |
4 этап. Целеполагание |
Какую информацию мы можем получить из плана местности? Что мы хотим узнать об ориентировании по плану и на местности? Чему мы должны научиться на этом уроке? Итак, наша цель урока: определять своё местоположение на плане, научиться ориентироваться по плану и на местности, определять азимут и расстояния на карте (Желательно зафиксировать на обратной стороне доски) | Примерные вопросы ребят: - что такое компас? - определять своё местоположение на карте и на местности - Как пользоваться компасом? - пользоваться планом местности - Кто занимается ориентированием? - Кому нужен план местности и т.д. | Работают совместно | ЛУУД: МУУД: ПУУД: |
5 этап. Изучение нового материала |
Представьте, мы живём в Полтавке и находимся в школе. Задание 1. Возьмите компас в руки и внимательно ознакомьтесь с инструкцией на стр. 154 Задание 2. Выпишите из текста термин «азимут» в тетради. Инструкция учителя по работе с компасом Предоставление права выбора между линейкой и кронциркулем | 1 ученик читает инструкцию Записывают в тетради: Азимут – угол между направлением на север и направлением на любой объект местности 1) Ребята совмещают верхний край плана с севером на компасе; 2) находят условный знак нужного объекта; 3) проводят от школы до него линию 4) определяют азимут 5) измеряют расстояние в см и переводят с помощью масштаба в метры. | Работают совместно | МУУД: овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико – ориентированных задач ПУУД: |
Физкультминутка |
Ноги по ширине плеч, руки на талию и наклоны «На север, север» «На юг, юг», «На восток, восток», «На запад, запад», «И кругосветное путешествие» – круговое вращение тазом |
6 этап. Решение учебных задач. Применение нового знания. |
Задание 3. Запишите в тетради сторону горизонта, азимут и расстояние от: 1) школы до родника; 2) от школы до клуба; 3) от моста «К 17-5» до моста «Д 15-5» Правильный ответ на слайде Ребята, а как определить по плану своё местоположение? Задание 4. Определите своё местоположение на плане местности, если: - вы находитесь у глубокой ямы на краю лиственного леса, а напротив видны фруктовые сады? - идёте по автодороге без покрытия, к востоку от вас стоит мельница, к западу стоят сады. Какие мобильные картографические приложения вы знаете? Работа с приложением https://2gis.ru/yakutsk/geo/70030076128027053 Какой из вариантов Вам удобен? Почему? Итог: Мы учимся читать планы местности, добывать нужную для нас информацию. Давайте еще раз закрепим новые умения | Используя образец записи ответа на слайде, учатся чтению плана местности, оформляют свои ответы Проговаривание правильных ответов. Взаимопроверка, при наличии ошибок – проводят совместную коррекционную работу Ученик зачитывает абзац на стр. 154, а также обсуждают рис. 99 с. 155 Фронтальная работа. Ребята показывают это место ГИС2, Индрайвер и т.д Один ученик выходит к доске показывает работу приложения Совместная учебная дискуссия | Дополнительно используют инструкцию (приложение 3) Пытаются ответить Участвуют в беседе | МУУД: оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования; применять инструменты (линейка или кронциркуль) при поиске и отборе информации из плана местности с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев; достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с напарником; ПУУД: определять направления, расстояния по плану местности; использовать условные обозначения планов местности для получения информации, необходимой для решения учебных задач; применять понятия «план местности», «ориентирование на местности», «стороны горизонта» для решения учебных задач; ориентироваться на местности по плану и с помощью планов местности в мобильных приложениях. МУУД: -сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев; -выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов; устно формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов; |
7 этап. Закрепление |
Что необходимо иметь, чтоб не заблудиться в лесу, городе? Что такое азимут? Людям каких профессий нужно уметь определять азимут? Достаточно ли знать только азимут? На зрительную память (на слайде рисунок компаса и 2 варианта заданий) | Отвечают устно Нет, нужно также расстояние 2 вариант Указаны азимуты в градусах, а вы рядом пишите сторону горизонта 000, 1800, 900, 450, 1000, 2700, 3000, 3600 | Показывают на слайде 1 вариант Подчеркните слова, относящиеся к теме урока НЕБОАЗИМУТРАБОТАКОМПАСОБЛАСТЬКНИГАОРИЕНТИРОВАНИЕДОСКАСЕВЕРМОРЕЮГЗАЛИВРАССТОЯНИЕ | ПУУД: применять понятия «план местности», «ориентирование на местности», «стороны горизонта» для решения учебных задач; |
8 этап. Рефлексия |
- Что вас заинтересовало? (Открыть доску с вопросами) Ответили ли мы на свои вопросы? Какие вопросы у вас ещё возникли? - За что себя можешь похвалить? - Что вызвало затруднение? - Над чем еще надо поработать? | Отвечают устно | Выбери/дорисуй смайл | ЛУУД: готовность оценивать своё поведение и поступки; объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту. |
9 этап. Домашнее задание |
Повторить § 36, выполнить задание 1,2 стр. 156 в тетради | | Повторить § 36, нарисовать рис. 98 стр. 154 | |
Совокупность неровностей земной поверхности это…
Линии, соединяющие точки с одинаковой абсолютной высотой – это …
Прибор для определения относительной высоты холма – это…
Наука о земле, занимающаяся измерениями на местности – это …
Указатели склона на горизонталях топографических карты, указывающие направление вниз по склону – это…
Определите абсолютную высоту родника (стр.16 атласа)
Какова разница в высоте между максимальной высотой местности и местом, где расположена школа в городе Беленецк? (стр.16 атласа)
Какая деревня расположена выше: Сенниково или Лещины? (стр.16 атласа)
На каком участке можно заниматься школьникам из горно – лыжной секции? (по презентации)
Укажите правильное строение холма (по презентации)
О ткрой страницу 16 в атласе «План местности»;
Определи условные знаки нужных объектов;
С помощью линейки и карандаша соедини 2 нужных объекта;
Верхний край плана местности всегда указывает на север;
Поворачивай компас до тех пор, пока стрелка укажет на «Север» или на «0»;
Положи компас на план местности так, чтобы стрелка на север указывала ровно на верхний край плана местности (см. фото);
По окружности компаса установи цифру, где проходит твоя линия. Это АЗИМУТ.
По рисунку 98 ст. 154 определи сторону горизонта. Например, «С», «СВ» и т.д.
Измерь линейкой расстояние между объектами.
С помощью масштаба переведи см в метры. Например: 3 см = 300 м.
Оформи ответ следующим образом:
Колодец расположен к северо – западу от родника (азимут 320⁰), расстояние 250 м.