2.Целеполагание | Слайд 2 Учитель: ребята, обратите внимание на эпиграф к нашему уроку. « Люди, не перелетные птицы, и их перемещение объясняется не биологическими, а общественными причинами» Н.Н. Баранский Учитель: Как Вы понимаете эти слова? Учитель. - Сформулируйте тему урока Работа по таблице. Учитель : Мы с вами уже знакомы с с одим из процессов изменения численности населения- естественным приростом населения, сегодня на уроке мы познакомимся еще с одним процессом изменения численности населения – механическим -миграция . Учитель : Назовите основные показатели естественного процесса изменения численности населения. Учитель: Какой же процесс изменения численности населения в стране мы можем отнести к механическому движению? | обучающиеся читают эпиграф. Делают свои предположения о чём идёт речь в данном высказывание. (Люди переезжают из одних мест в другие не по причине смены времени года, а по общественным или социальным причинам).Обучающиеся называют тему урока «Миграция населения» Учащиеся делают свои предположения ( рожд.,смерт, естественный прирост) Делают свои предположения(миграци) |
3.Изучение нового материала (открытие нового знания) 4.ФИЗ.пауза | Учитель. Как вы считаете ,какие вопросы мы должны с вами рассмотреть при изучении данной темы? Учитель: Если верить археологам, то мигрантами являются почти все люди на Земле: человечество, зародившись в Африке примерно 200 тыс. лет назад, распространилось по всему миру – в Европу, Азию, Австралию, Америку. Человек ищет, где лучше. Так было, так есть, так будет... Поэтому тема нашего урока, как никогда актуальна! Учитель. – Дайте вспомним, что такое миграция и рассмотрим виды миграции мы уже знаем? ( Найдите определение в параграфе 7 вашего учебника. Работа по таблице. Виды миграции: – Внешние миграции связанны с переселением из одной страны в другую. Внутренние миграции происходят в пределах одной страны. Учитель. – Скажите какой из этих типов миграции влияют на численность населения страны? Учитель: - Внешняя миграция по направлению движения людей подразделяется на эмиграцию и иммиграцию, реэмиграцию. Эмиграция – выезд людей из своей страны. Иммиграция – въезд населения в страну. Учитель : Люди осуществляют разные типы миграционных процессов, давайте сейчас определим, какие же государства ,регионы являются главными центрами притяжения мигрантов ( работа в группах по индивид. заданиям) на работу 5-7минут Слайд 3 Работа по карте. Работа совместная:: ( как образец) Север-Юг Какова география потоки международной миграции 1 группа: Юг- Север 2-я группа: Север-Север 3-я группа: Юг-Юг Слайд 4 Учитель, итак, мы можем сделать вывод, что основными центрами притяжения мигрантов являются(дети кружочками обозначают эти центры на карте у длски)) Слайд 5. Учитель: Назовите регионы, страны с наибольшим числом Иммигрантов и Эмигрантов. Таблица. Учитель. – Ребята приведите примеры, когда люди меняют место жительство в пределах страны. С чем это связано? Учитель. – для рассмотрения видов внутренней миграции у вас на партах расположен дополнительный материал (текст). Вам необходимо, работая в парах, прочитать текст и заполнить таблицу в тетради по образцу. 1.Название типа миграции 2.определение 3 Примеры 1-й ряд- сезонная 2.миграция село-город 3 Маятниковая Учитель. – проверяем правильность заполнения таблицы ( устные ответы) Работа по таблице Учитель. – В зависимости от мотивов перемещения можно выделить так же добровольную и вынужденную миграцию. Добровольная миграция — это перемещение людей в пространстве по собственной воле. При вынужденной миграции перемещение осуществляется в силу чрезвычайных обстоятельств, угрожающих жизни или здоровью человека. Непосредственными причинами вынужденной миграции являются индивидуальное преследование, войны, всеобщее насилие, серьезные нарушения прав человека. Принудительные – депортация народа. Упражнения для глаз, спины Учитель. Сели ровно. Север-юг, запад-восток. По моей команде показываем руками стороны горизонта Левой рукой –С, правой – юг, Левой – запад, правой-восток и так 2 раза. Рисование носом. Посмотреть на контур Ростовской области.Закрыть глаза. Начертить в воздухе объект носом. Открыть глаза, сравните с оригиналом Глобус Представить большой глобус. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки. Затем соедените Северный полюс с южным полюсов ( 3 раза) Учитель : Отдохнули и за работу. | Учащиеся отвечают: понятие «Миграция населения» рассмотреть типы и виды миграции ,выявить причины миграционных процессов Работа в тетрадях ( запись) Обучающиеся работают с текстом учебника. Миграция населения – это перемещение людей связанные с постоянной или временной переменой места жительства. Типы миграции: внешняя миграция и внутренняя (работа по таблице) Ответ обучающиеся – внешняя. . Обучающиеся работают каждый по своему варианту Дают ответы на поставленные вопросы: Основной центр международной миграции в каждом направлении Ребята работают по презентации Ребята работают по презентации Ответ учеников (сезонные рабочие из других районов, едут отдыхать на море.) Обучающиеся заполняют колонки в таблице (вид, продолжительность, причины) (ответ: Сезонные миграции населения - это перемещения главным образом трудоспособного населения к местам временной работы и жительства Миграция село – город, происходящая в развивающихся странах в процессе индустриализации, а также из городов в сельскую местность, более распространённую в развитых странах. Маятниковые миграции представляют ежедневные или еженедельные поездки населения от мест жительства до мест работы (и обратно), расположенных в разных населённых пунктах, и их нельзя рассматривать как миграции населения в чистом виде. Работа по таблице Ребята выполняют упражнение |
5.Первоначальное осмысление и закрепление | Фронтальная беседа с классом: Как вы думаете по каким причинам мигрируют люди ? Все их можно объединить в 5 групп: Политические, экономические, религиозные, социально- бытовые, природные. Слайд 6 Учитель: выполняем задание №3 У вас в задании указаны причины миграции и приведены примеры , к каждой причине миграции. Вам нужно сопоставить. Слайд 7 Учитель: для определения миграционного прироста населения используют такое понятие как Сальдо (работа с Толковым словарем) Записываем в тетрадь определение « Сальдо» Слайд 8 Учитель. Как изменился миграционный прирост в пределах России? Слайд 9 Миграционная политика. Учитель: Документ о миграционной политике В России.( краткий рассказ о документе. | Ответы обучающихся Причины для миграции могут носить различный характер, и, в зависимости от их происхождения, выделяют миграции: экономические, политические, религиозные, социально- бытовые , природные.. Ребята работают в паре. Отвечают на вопросы. Работа по презентации, толковым словарем, в тетрадях Ребята анализируют диаграмму. |
6.Рефлексия | Учитель. Итак, подитожим наш урок просмотром видеосюжета Работают по презентации (на листах) Учитель :Закрепим наши знания написанием географического диктанта. Географический диктант -Определите, к каким видам миграции относятся, а также по каким причинам были совершены следующие примеры миграций: 1.Выпускница университета из Германии учится в Великобритании. Какую миграцию она осуществляет? 2.В Казахстане на уборке урожая ежегодно работают 80 тыс. граждан Кыргызстана. Что это за миграция? 3.Соотечественник уехал на постоянное жительство в Германию, но через год вернулся на родину, в Россию. Что это за миграция? 4.На месторождении нефти в Мексиканском заливе работают бурильщики из ближайших городов. Их смена длится 15 дней. Затем 15 дней они отдыхают дома. Какую миграцию регулярно осуществляют эти рабочие? 5.Семья из Латвии переселилась в на постоянное время жительства Польшу . Кто он с точки зрения миграции? Учитель: Прошу заполненные листы передать на первую парту ,выполненные задания я оценю и выставлю оценки . Учитель :Проверяем выполненную работу. | Просмотр видеосюжета. Ребята отвечают и передают листы-опрсники с выполненным заданием. 1.временная,2. сезонная, 3.реэмиграция 4.трудовая временная миграция (вахтовая) 5.эмигранты. Ответы обучающихся Ребята определяют вид миграции, зачитывая текст и отвечая на него. |