I. Оргмомент. | Организация начала урока. Приветствует. Создаёт положительный эмоциональный фон. - Здравствуйте! Что особого тем мы друг другу сказали? Просто «здравствуйте», больше Ведь ничего не сказали. Отчего же на капельку солнца Прибавилось в мире? Отчего же на капельку счастья Прибавилось в мире? Отчего же на капельку радостней Сделалась жизнь? (Вл. Солоухин) | Готовят рабочие места. Приветствуют учителя. | Личностные: саморегуляция Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента |
Актуализация знаний | Предлагает текст, записанный на доске (предложения пронумерованы): Какое сырое утро! 1)За окном мутно. 2)Капает с крыши. 3)Окна залеплены серым снегом. 4)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает. 5)Как болят кости! 6)Но надо вставать и работать. 7)Наступило утро. 8)В деревне уже выходят на работу. 9)И мне надо работать. 10)Но как мне нездоровится! 11)Полежу еще чуть-чуть. 12)Всё то же сырое утро… (В.Астафьев). Вопросы к тексту: В каком стиле написан текст? О чём этот текст? Какова основная мысль текста? Какая часть речи наиболее часто употребляется? Почему такое обилие глаголов? Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений (заполнить таблицу). | Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднений обращаются к учебнику | Познавательные: выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме, применение мыслительных операций. Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи. |
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | Организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы: Чем схожи увиденные вами в тексте определенно-личные и неопределенно-личные предложения? (они простые, распространенные, односоставные). Что характерно также для тех предложений, вид которых вы затруднились определить? Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим. - Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто?» формой именительного падежа? - Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояния природы? (и др.). - Какова роль таких предложений в тексте? (определяем, что вносится оттенок стихийности, используются для описания пейзажа, обстановки, чувств человека, а повествованию придается лиричность, лаконичность, выразительность). - Как мы будем называть такой тип односоставных предложений? Безличные (??). | Анализируют данные исследования текста. Понимают, что есть еще вид односоставных предложений, им неизвестный. Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «определенно-личные», «неопределенно-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их. Делают вывод, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие. Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания. Формулируют тему урока. Составляют план работы, связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть. | Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека. |
4) Первичное закрепление нового материала | Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в безличных предложениях - Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое: 1.За окном мутно. (словом категории состояния). 2.Капает с крыши. (личным глаголом в безличном значении). 3.Но надо вставать. Надо вставать и работать. (инфинитивом). 4.Мне нездоровится. (безличным глаголом). 5.И нет сил. (словом «нет»). 6.В избе было жарко натоплено. (кратким причастием). 7.Мне не хочется работать. (возвратным глаголом в безличном значении). | Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием. Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия. | Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже освоено, и того, что еще подлежит освоению. Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем. Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций. |
6) Первичная проверка понимания | Самостоятельная работа - самопроверка Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается из данных предложений выбрать безличные и указать, чем выражено в них сказуемое (по тексту упр. 217). | Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя. Смотрят на лист самооценки, считают, сколько правильных результатов, оценивают себя. | Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения. Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма, умение устанавливать причинно-следственные связи. |
Рефлексия | Предлагает вопросы: Что я научился делать? Как я научился это делать? Зачем я научился это делать? Что было трудно делать? На что обращу внимание при подготовке домашнего задания к следующему уроку? Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения. «Мне радостно, интересно, весело думать о нашей новой встрече». Какое предложение я придумала в конце урока? (безличное). Выставление оценок за урок. | Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от нее тезисом или афоризмом. Отвечают на вопрос учителя. | Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения. Регулятивные: самооценка. |