СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе на тему "Безличные предложения"

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе

Дата________

Тема:   Безличные предложения

Цель урока: формирование понятия безличного предложения

Задачи урока: организовать на уроке образовательное пространство, работающее на результаты:

предметные: познакомить учащихся с понятием «безличное предложение», помочь им определить способ отличия безличных предложений от других односоставных по значению, по способу выражения сказуемого, по структурным особенностям; выявить способы выражения сказуемого в безличных предложениях; определить роль безличных предложений в тексте;

метапредметные: побуждать учащихся применять для решения учебных задач урока мыслительные операции: синтез, анализ, сравнение, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения и выводы; выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме (познавательные УУД); помочь учащимся сформулировать цель деятельности на уроке и составить план последовательности действий решения учебной задачи, побуждать учащихся корректировать и оценивать свои действия, использовать волевую саморегуляцию (регулятивные УУД). Вступление учащихся в учебный диалог с учителем, с одноклассниками, выдвижение версии, выражение собственной мысли (коммуникативные УУД);

личностные: воспитание умения преодолевать трудности; воспитание стремления трудиться.

Оборудование:учебник,раздаточный материал, мультимедийная установка

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность уч.-ся

Формируемые УУД

I. Оргмомент.


Организация начала урока.

Приветствует.

Создаёт положительный эмоциональный фон.

- Здравствуйте!

Что особого тем мы друг другу сказали?

Просто «здравствуйте», больше

Ведь ничего не сказали.

Отчего же на капельку солнца

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку счастья

Прибавилось в мире?

Отчего же на капельку радостней

Сделалась жизнь? (Вл. Солоухин)

Готовят рабочие места.

Приветствуют учителя.


Личностные: саморегуляция

Коммуникативные: вступление в диалог с учителем по ситуации организационного момента


Актуализация знаний


Предлагает текст, записанный на доске (предложения пронумерованы):

Какое сырое утро!

1)За окном мутно. 2)Капает с крыши. 3)Окна залеплены серым снегом. 4)Он сползает по стеклу, лепится к рамам, набухает. 5)Как болят кости! 6)Но надо вставать и работать. 7)Наступило утро. 8)В деревне уже выходят на работу. 9)И мне надо работать. 10)Но как мне нездоровится! 11)Полежу еще чуть-чуть. 12)Всё то же сырое утро… (В.Астафьев).

Вопросы к тексту:

В каком стиле написан текст?

О чём этот текст?

Какова основная мысль текста?

Какая часть речи наиболее часто употребляется?

Почему такое обилие глаголов?

Задание: дать характеристику каждому предложению с точки зрения структуры грамматической основы, определить вид односоставных предложений (заполнить таблицу).


Выполняют задание, тренирующее способы определения вида предложения, по группам. Производят мыслительные операции. При возникновении затруднений обращаются к учебнику

Познавательные: выполнение учебных действий в материализованной и умственной форме, применение мыслительных операций.

Познавательные: умение слушать, анализировать, извлекать информацию, устанавливать причинно-следственные связи.


2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Организует первичное микроисследование полученных результатов. Примерные вопросы:

Чем схожи увиденные вами в тексте определенно-личные и неопределенно-личные предложения? (они простые, распространенные, односоставные).

Что характерно также для тех предложений, вид которых вы затруднились определить?

Учитель подводит класс к тому, что это тоже односоставные предложения и сообщают они о таком состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим.

- Можно ли в этих предложениях ответить на вопрос «кто?» формой именительного падежа?

- Можно ли точно сказать, кто производит действия, кто испытывает состояния природы? (и др.).

- Какова роль таких предложений в тексте? (определяем, что вносится оттенок стихийности, используются для описания пейзажа, обстановки, чувств человека, а повествованию придается лиричность, лаконичность, выразительность).

- Как мы будем называть такой тип односоставных предложений?

Безличные (??).


Анализируют данные исследования текста.

Понимают, что есть еще вид односоставных предложений, им неизвестный.

Пытаются дать названия таким предложениям, используя аналогию с названиями «определенно-личные», «неопределенно-личные предложения», выдвигают версии названий, обосновывая их. Делают вывод, что есть такие предложения, в которых затруднительно определить лицо, совершающее действие.

Ставят перед собой задачу, определив зону своего знания и незнания.

Формулируют тему урока.

Составляют план работы, связанный с предметными знаниями и умениями, понимая, что есть некое затруднение, которое им следует преодолеть.


Регулятивные: целеполагание, планирование.

Коммуникативные: умение слушать других и выражать собственную мысль, оценивать, комментировать точку зрения другого человека.


4) Первичное закрепление нового материала


Устанавливает осознанность восприятия, производит первичное закрепление, выявляя способы выражения сказуемого в безличных предложениях

- Читаем предложения и называем, чем выражено сказуемое:

1.За окном мутно. (словом категории состояния).

2.Капает с крыши. (личным глаголом в безличном значении).

3.Но надо вставать. Надо вставать и работать. (инфинитивом).

4.Мне нездоровится. (безличным глаголом).

5.И нет сил. (словом «нет»).

6.В избе было жарко натоплено. (кратким причастием).

7.Мне не хочется работать. (возвратным глаголом в безличном значении).


Смотрят информацию в учебнике, сравнивают с уже полученным знанием.

Решают типовые учебные задачи с проговариванием алгоритма способа действия.


Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выявление и осознание того, что уже освоено, и того, что еще подлежит освоению.

Коммуникативные: вступление в учебный диалог с учителем.

Познавательные: выполнение учебно-познавательных действий с применением мыслительных операций.


6) Первичная проверка понимания


Самостоятельная работа - самопроверка

Учитель организует деятельность по применению новых знаний самостоятельно. Предлагается из данных предложений выбрать безличные и указать, чем выражено в них сказуемое (по тексту упр. 217).


Работают самостоятельно, сверяясь пошагово с ранее составленным способом действия, осуществляют самопроверку, сверяясь с ключом учителя.

Смотрят на лист самооценки, считают, сколько правильных результатов, оценивают себя.


Регулятивные: самоконтроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже освоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Познавательные: понимать информацию, представленную в виде алгоритма, умение устанавливать причинно-следственные связи.


Задание на дом:

Упр.220 9 устно) упр.219 - письменно


Личностные УУД: ответственное отношение к учёбе

Рефлексия

Предлагает вопросы:

Что я научился делать?

Как я научился это делать?

Зачем я научился это делать?

Что было трудно делать?

На что обращу внимание при подготовке домашнего задания к следующему уроку?

Организует работу, побуждает к высказыванию собственного мнения.

«Мне радостно, интересно, весело думать о нашей новой встрече».

Какое предложение я придумала в конце урока?

(безличное).

Выставление оценок за урок.


Оценивают свою деятельность на всех этапах урока, формулируют сведения о себе как об ученике и «удерживают» добытые предметные и личностные знания в памяти. Оценивают свою работу и общее впечатление от нее тезисом или афоризмом.

Отвечают на вопрос учителя.


Познавательные: применение мыслительных операций анализа и сравнения.

Регулятивные: самооценка.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!