СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Портрет Ивана Грозного в истории и литературе.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока.»

Технологическая карта урока


Данные об учителях: Игумнова Оксана Владимировна, учитель литературы, Каракулова Мария Анатольевна, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 91

Предмет: история, литература Класс: 7 Учебник (УМК):

Тема урока: Портрет Ивана Грозного в истории и литературе. Тип урока: ознакомление с новым материалом

Методы обучения: наглядный, частично – поисковый, контроль и взаимоконтроль

Формы обучения: фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

Дата: 21.03.2016

Оборудование: презентация, раздаточный материал


Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Вид планируемых учебных действий

Учебные действия

Планируемый уровень достижений результатов обучения

Предметные Д

Работа с понятиями опричнина, опричник, земщина, поэма; давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям; формирование умений и навыков анализировать художественное произведение через поиск исторических деталей в тексте

Смогут характеризовать и иллюстрировать примерами характер Ивана Грозного, давать собственную оценку наиболее значимым историческим событиям и персоналиям, формирование умений и навыков анализировать художественное произведение через поиск исторических деталей в тексте

Метапредметные

Познавательные УУД

Анализ текста, систематизировать информацию в виде таблицы, схемы

Представлять информацию в виде таблицы; находить информацию в тексте; сравнивать объекты по критериям

Регулятивные УУД

Постановка цели и задач, планирование деятельности, самопроверка, взаимопроверка

Определять цель и проблему урока; работать в группе; оценивать степень достижения цели работы на уроке

Коммуникативные УУД

Работа в группах, выражать свои суждения, слушать чужое мнение

Планировать работу в группе; использовать ИКТ при выполнении творческого задания

Личностные

Формирование самооценки у обучающегося, ценностных ориентиров в формировании потребностей и мотивации учебной деятельности

Высказывать своё мнение; уважительное отношение друг ко другу









Этапы урока, время

Планируемый результат в области

Универсальные учебные действия, формирующиеся на этапе урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Методы и приемы

Организационный момент (2 мин.)

Готовность каждого ученика к уроку

Личностные: нравственно-этическая ориентация



Проверка готовности учащихся к уроку (наличие рабочих тетрадей, учебных принадлежностей). Проверка отсутствующих на уроке.

Готовится к уроку

Индивидуальная работа учащихся

Мотивация к учебной деятельности. Постановка цели, задач урока.


Понимание и принятие учащимися цели урока. Наличие мотивации.

Регулятивные: волевая саморегуляция, целеполагание

Личностные: понимание необходимости учения

Коммуникативные: умение выражать свои мысли, выстраивать отношения сотрудничества с учителем и сверстниками.

Познавательные: постановка и формулировка проблемы

Учитель литературы: Тема нашего урока – “Портрет Ивана Грозного в истории и литературе”.

Наша задача – составить портрет Ивана Грозного на примере поэмы М.Ю.Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» и сопоставить его с историческим образом как первого русского царя.

1.Отвечают на вопросы, делают вывод




2.Называют тему урока, записывают в тетрадь.

- Задают вопросы





3.Проговаривают задачи урока.

-Определяют план работы

Фронтальный работа, диалог

Изучение нового материала

(25 мин.)






















































Контроль усвоения знаний.




Знать определение понятия

Регулятивные: планирование работы в группе, умение оценить себя

Познавательные: умение структурировать знания в виде таблицы, умение работать с текстом, проводить анализ.

Коммуникативные:


совместная деятельность, направленная на достижение общего результата, умение высказывать свое мнение, слушать друг друга;

Личностные: характеризовать характер и значимость исторической личности

1. События в поэме происходят в 16 веке

16 января 1547 г. / в 1533 году/ состоялось венчание Ивана Васильевича на царство. Именно с этого времени российские монархи начали именоваться царями. Тем самым Иван Васильевич приобрел титул «Великий государь царь великий князь Иван Васильевич всея Руси».

Символами царской власти стали венец «Шапка Мономаха», скипетр, держава, цепь и крест.

С его именем связаны присоединение Казанского и Астраханского ханств, территорий в Сибири. Но при нем же русский народ столкнулся с невероятным по своей жестокости деспотизмом и террором. 

Связано это с событиями 1565-1572 годы, с проводившейся в этот период опричниной. Вся страна была разделена на две части: одна называлась «земщиной», другая часть получила название «опричнина» здесь власть царя была безраздельна.

- свой особый удел – опричнину, в который вошли наиболее важные в экономическом и политическом плане земли;

- земщину, которая была обложена высокими налогами на устройство опричнины.

Иван IV учредил себе особое войско, куда собрал около 6 тысяч воинов. Он одел их в черную одежду, посадил на черных коней; основным символом были собачьи головы и метлы. Они говорили о собачьей преданности государю и намерении вымести всю измену из русской земли.

Со своими опричниками Иван Грозный провел множество казней своих противников. Но он добился главного - ему удалось стать полным самодержцем в своем государстве.

2. Учитель истории: А сейчас мы с вами рассмотрим, какую характеристику дают Ивану IV историки и каким предстаёт царь в поэме у Лермонтова. Для этого разделимся на две группы.

Задание. 5-7 мин. Ответьте на поставленные вопросы. Ответы запишите на листах.

3. В ходе работы следит за временем работы

4. Проверка выполнения задания

На доске прикрепляют варианты таблицы

На доске прикрепляет

правильный вариант таблицы

5.Учитель истории: Вывод: Царь жесток, подозрителен, несправедлив, мстителен. Но он может быть щедрым к людям, которых любит, готов помочь чужому горю и проявить милосердие. Об этом говорят гусляры, которые рассказывают историю, которая разыгралась в 16 веке (по песне)

6. Учитель литературы: Слово учителя: “Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова” написана Лермонтовым в Пятигорске в 1837 году и опубликована в 1838 году в “Литературных прибавлениях” к “Русскому инвалиду”. Царская цензура посчитала совершенно невозможной публикацию произведения ссыльного поэта. Только благодаря хлопотам заботливого Жуковского, который был “в великом восторге от нее”, она была напечатана – без указания имени автора.

7.Учитель истории: Вопрос: Почему автор обращается к жанру песни?

Почему М.Ю. Лермонтов обращается к эпохе Ивана Грозного?










8. Презентация

1. Записывают в тетрадь определение.























































2. делятся на группы, читают и отвечают на вопросы, заполняют таблицу









4.обсуждают, записывают, корректируют

































7. Оцениваю свой выбор

Учитель истории: Ответ.

Режим власти Ивана Грозного и Николая 1 были схожи. Эта эпоха отличалась крайней консервативностью и реакционностью. Николай I был убежден во вредности любых революционных и реформаторских процессов и видел спасение страны в стабильности и консерватизме, усилении самодержавия.

Существовал особый круг людей, приближенных царю, которым было всё дозволено.

Индивидуальная работа в тетради, с текстом.

Групповая работа в группах.


Рефлексия, подведение итогов урока

(2 мин.)


Показать успешность овладения содержанием урока, вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.


Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Личностные: самооценка, понимают значимость знаний


Подводит итоги урока:


«Ребята, все ли вопросы мы обсудили на уроке?»


А сейчас мы напишем даймонд, исходя из нашего урока. Инструктаж даймонд:

Тема.

1 строка - 1 сущ.

2 строка – 2 прил.

3 строка – 3 глагола

4 строка - 4 слова – предложение: 1,2 слова характеризуют первое сущ,

3, 4 – второе сущ.

5 строка - 3 глагола

6 строка - 2 прил.

7 строка - сущ. – антоним

(противоположное первому сущ.)



Высказывают свое мнение, отвечают на вопросы.


Фронтальная, индивидуальная работа

Задание на дом

(2 мин.)

Закрепить полученные на уроке знания.

Познавательные: умение

Регулятивные: волевая саморегуляция.

Задает и объясняет задание:


Записывают задание.






















Приложения 1

  • ПОЭМА – один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).

  • ЭПИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ - произведение, в котором автор рассказывает о людях, об окружающем мире, о различных событиях.

  • ЛИРИЧЕСКОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ – произведение, в котором автор выражает свое душевное состояние, свои мысли о мире и человеке.

  • УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО - словесное поэтическое творчество народа ( поговорка, пословица, загадка, песня, сказка, легенда)

  • Опричнина – особый удел, в который вошли наиболее важные в экономическом и политическом плане земли, находившаяся в непосредственном управлении царя и служившая ему опорой в борьбе за создание сильной центральной власти; Специальные войска этого времени.

  • Земщина - Иваном Грозным в управление боярам, главным образом на окраинах, часть государства которая была обложена высокими налогами на устройство опричнины.



Приложение 2

  1. Прочитайте высказывания историков об Иване Грозном, каким предстаёт перед нами этот исторический деятель?

  2. Каковы взаимоотношения царя и доверенных людей, опричников?

  3. Напишите характерные черты Ивана Грозного? (напишите на листе)



С.М. СОЛОВЬЕВ (русский историк XIX в.):

«Подобно деду своему, Иоанну III, Иоанн IV был очень высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкою грудью; по иностранным свидетельствам, он был полон, а по русским — сухощав, глаза у него были маленькие и живые, нос выгнутый, усы длинные. Привычки, приобретенные им во вторую половину жизни, дали лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его. Он имел обширную память, обнаруживал большую деятельность; сам рассматривал все просьбы; всякому можно было обращаться прямо к нему с жалобами на областных правителей. Подобно отцу, любил монастырскую жизнь, но по живости природы своей не довольствовался одним посещением монастырей, созерцанием тамошнего быта: в Александровской слободе (там находилась резиденция царя в период введения опричнины) завел монастырские обычаи, сам был игуменом, опричники — братиею….



В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.):

«…Нравственной неровностью, чередованием высоких подъемов духа с самыми постыдными падениями объясняется и государственная деятельность Ивана. Царь совершил или задумывал много хорошего, умного, даже великого, и рядом с этим наделал еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений. По природе или воспитанию он был лишен устойчивого нравственного равновесия и при малейшем житейском затруднении охотнее склонялся в дурную сторону. От него ежеминутно можно было ожидать грубой выходки: он не умел сладить с малейшим неприятным случаем.

… В каждом встречном он прежде всего видел врага. Всего труднее было приобрести его доверие. Для этого таким людям надобно ежеминутно давать чувствовать, что их любят и уважают, всецело им преданы, и, кому удавалось уверить в этом царя Ивана, тот пользовался его доверием до излишества. Тогда в нем вскрывалось свойство, облегчающее таким людям тягость постоянно напряженного злого настроения, — это привязчивость. Эта двойственность характера лишала его устойчивости.



«От природы он получил ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум. Но обстоятельства, среди которых протекало детство, рано испортили этот ум, дали ему неестественное болезненное развитие. Он рано осиротел – на четвертом году жизни лишился отца, а на восьмом потерял мать. Он с детства видел себя среди чужих людей. В душе его рано и глубоко врезалось и на всю жизнь сохранилось чувство сиротства, брошенности, одиночества, о чем он твердил при всяком случае: «Родственники мои не заботились обо мне».

В.Б. КОБРИН (советский историк):

«Главная ценность для него — ничем не ограниченная самодержавная власть. Думается, нет более лаконичного, четкого и даже талантливого определения деспотизма, чем то, которое дал Иван Грозный: «А жаловати есмя своих холопей вольны, а и казнити вольны же...» В этих словах выражена суть именно деспотизма, а не абсолютной монархии, хотя эти два явления подчас путают. Царь Иван был уверен, что служить ему — нравственный и христианский долг его подданных. Сам Господь поручил их ему в «работу», то есть в рабство. Самодержавную власть Грозный считал единственно возможной формой правления. С презрением пишет он о тех «безбожных» государях, которые «царствии своими не владеют, како им повелят работные их, так и владеют». Вспомним, что и английскую королеву Елизавету он порицал за некоторую ограниченность ее власти: «...у тебя мимо тебя люди владеют». Царь и деятелей «Избранной рады» обвинял прежде всего в узурпации царской власти: они «во всем свое хотение улучиша», «от прародителей наших данную нам власть от нас отъяша».»

«Безобразные сцены боярского своеволия и насилия, среди которых рос (он), были первыми политическими его впечатлениями. Они превратили его робость в нервную пугливость, из которой с летами развилась наклонность преувеличивать опасность, образовалось то, что называют страхом с великими глазами. Вечно тревожный и подозрительный, (он) рано привык думать, что окружен только врагами, и воспитал в себе печальную наклонность – высматривать, как плетется вокруг него бесконечная сеть козней, которые чудилось ему, стараются опутать его со всех сторон.


Приложение 3

  1. Прочитайте 1 главу поэмы и выделите строки, описывающие Ивана Грозного.

  2. Каким предстаёт перед нами царь?

  3. Как описаны взаимоотношения царя и опричников?

Песня про купца Калашникова / Поэмы

Песня про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова


Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Про тебя нашу песню сложили мы,
Про твово любимого опричника
Да про смелого купца, про Калашникова;
Мы сложили ее на старинный лад,
Мы певали ее под гуслярский звон
И причитывали да присказывали.
Православный народ ею тешился,
А боярин Матвей Ромодановский
Нам чарку поднес меду пенного,
А боярыня его белолицая
Поднесла нам на блюде серебряном
Полотенце новое, шелком шитое.
Угощали нас три дни. три ночи
И все слушали не наслушались.


I


Не сияет на небе солнце красное,
Не любуются им тучки синие:
То за трапезой сидит во златом венце,
Сидит грозный царь Иван Васильевич.
Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья,
И пирует царь во славу божию,
В удовольствие свое и веселие.

Улыбаясь, царь повелел тогда
Вина сладкого заморского
Нацедить в свой золоченый ковш
И поднесть его опричникам.
- И все пили, царя славили.


Лишь один из них, из опричников,
Удалой боец, буйный молодец,
в золотом ковше не мочил усов;
Опустил он в землю очи темные,
Опустил головушку на широку грудь -
А в груди его была дума крепкая.





"Не родилась та рука заколдованная
Ни в боярском роду, ни в купеческом;
Аргамак мой степной ходит весело;
Как стекло горит сабля вострая;
А на праздничный день твоею милостью
Мы не хуже другого нарядимся.

Как я сяду поеду на лихом коне
За Моску-реку покатитися,
Кушачком подтянуся шелковым,
Заломлю на бочок шапку бархатную,
Черным соболем отороченную, -
У ворот стоят у тесовыих
Красны девушки да молодушки
И любуются, глядя, перешептываясь;
Лишь одна не глядит, не любуется,
Полосатой фатой закрывается...

На святой Руси, нашей матушке,
Не найти, не сыскать такой красавицы:
Ходит плавно — будто лебедушка;
Смотрит сладко — как голубушка;
Молвит слово — соловей поет;
Горят щеки ее румяные,
Как заря на небе божием;
Косы русые, золотистые,
В ленты яркие заплетенные,
По плечам бегут, извиваются.
во семье родилась она купеческой,
Прозывается Аленой Дмитревной.

Как увижу ее, я сам не свой,
Опускаются руки сильные,
Помрачаются очи буйные;
Скучно, грустно мне, православный царь,
Одному по свету маяться
Опостыли мне кони легкие,
Опостыли наряды парчовые,
И не надо мне золотой казны:
С кем казною своей поделюсь теперь?

Вот нахмурил царь брови черные
И навел на него очи зоркие,
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого, -
Да не поднял глаз молодой боец.
Вот об землю царь стукнул палкою,
и дубовый пол на полчетверти
Он железным пробил оконечником -
Да не вздрогнул и тут молодой боец.
Вот промолвил царь слово грозное -
И очнулся тогда добрый молодец.

"Гей ты, верный наш слуга, Кирибеевич,
Аль ты думу затаил нечестивую?
Али славе нашей завидуешь?
Али служба тебе честная прискучила?
Когда входит месяц — звезды радуются,
Что светлей им гулять по поднебесью;
А которая в тучу прячется,
Та стремглав на на землю падает...
Неприлично же тебе, Кирибеевич,
Царской радостью гнушатися;
А из роду ты ведь Скуратовых,
И семьею ты вскормлен Малютиной!.."

Отвечает так Кирибеевич,
Царю грозному в пояс кланяясь:

"Государь ты наш, Иван Васильевич!
Не кори ты раба недостойного:
Сердца жаркого не залить вином,
Думу черную — не запотчевать!

А прогневал тебя — воля царская;
Прикажи казнить, рубить голову,
Тяготит она плечи богатырские,
И сама к сырой земле она клонится".
И сказал ему Царь Иван Васильевич:
"Да об чем тебе, молодцу, кручиниться?
Не истерся ли твой парчевый кафтан?
Не измялась ли шапка соболиная?
Не казна ли у тебя поистратилась?
Иль зазубрилась сабля закаленная?
Или конь захромал, худо кованный?
Или с ног тебя сбил на кулачном бою,
На Москве-реке, сын купеческий?"

Отвечает так Кирибеевич,
Покачав головою кудрявою:
Перед кем покажу удальство свое?
Перед кем я нарядом похвастаюсь?
Отпусти меня в степи приволжские,
На житье на вольное, на казацкое,
Уж сложу я там буйную головушку
И сложу на копье бусурманское;
И разделят по себе злы татаровья
Коня доброго саблю острую
И седельце бранное черкасское.
Мои очи слезные коршун выклюет,
Мои кости сирые дождик вымоет,
И без похорон горемычный прах
На четыре стороны развеется!.."

И сказал, смеясь, Иван Васильевич:
"Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
Твоему горю пособить постараюся.
Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
Да возьми ожерелье жемчужное.
Прежде свахе смышленой покланяйся
И пошли дары драгоценные
Ты своей Алене Дмитревне:
Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся".

Ох ты гой еси, царь Иван Васильевич!
Обманул тебя твой лукавый раб,
Не сказал тебе правды истинной,
Не поведал тебе, что красавица
В церкви божией перевенчана,
Перевенчана с молодым купцом
По закону нашему христианскому.

* * *
Ай, ребята, пойте — только гусли стройте!
Ай, ребята, пейте — дело разумейте!
Уж потешьте вы доброго боярина
И боярыню его белолицую



Приложение 4

история

литература

  1. высокого роста, хорошо сложен, с высокими плечами, широкою грудью

  2. сухощав, глаза у него были маленькие и живые, нос выгнутый, усы длинные.

  3. лицу его мрачное, недовольное выражение, хотя смех беспрестанно выходил из уст его

  4. обширную память, обнаруживал большую деятельность

  5. сам рассматривал все просьбы

  6. любил монастырскую жизнь,

  7. в Александровской слободе (там находилась резиденция царя в период введения опричнины) завел монастырские обычаи, сам был игуменом, опричники — братиею….

  8. Нравственной неровностью

  9. ежеминутно можно было ожидать грубой выходки

  10. прежде всего видел врага

  11. Всего труднее было приобрести его доверие

  12. тот пользовался его доверием до излишества

  13. ум бойкий и гибкий, вдумчивый и немного насмешливый, настоящий великорусский, московский ум

  14. рано осиротел

  15. чувство сиротства, брошенности, одиночества

политик:

  1. ничем не ограниченная самодержавная власть

  2. Вечно тревожный и подозрительный

Мы видим царя, сидящего за трапезой во дворце:

1. То за трапезой сидит во златом венце,
2. Сидит грозный царь Иван Васильевич.

3. Позади его стоят стольники,
Супротив его все бояре да князья

4. И поднесть его опричникам.
- И все пили, царя славили.

Описание внешности царя.

5.Очи зоркие, брови черные…
Словно ястреб взглянул с высоты небес
На младого голубя сизокрылого…

  1. Иван Грозный показан по-настоящему грозным, гневным. Его настроение дано в развитии, недовольство Кирибеевичем постепенно растет. Сначала царь нахмурил брови, посмотрел с неудовольствием, потом ударил об пол палкой с железным наконечником, да так, что пробил его «на полчетверти»,

  2. а потом заговорил, угрожая расправой.

  3. Аль ты думу затаил нечестивую?
    Али славе нашей завидуешь?
    Али служба тебе честная прискучила

  4. А из роду ты ведь Скуратовых,
    И семьею ты вскормлен Малютиной!

  5. Царю грозному в пояс кланяясь:

  6. раба недостойного

  7. воля царская;

  8. Прикажи казнить, рубить голову

  9. "Ну, мой верный слуга! я твоей беде,
    Твоему горю пособить постараюся.
    Вот возьми перстенек ты мой яхонтовый
    Да возьми ожерелье жемчужное.

Как полюбишься — празднуй свадебку,
Не полюбишься — не прогневайся".



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!