СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Вопросы данной темы  рассматриваются в ЕГЭ.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока»

Технологическая карта урока

Авторы: учитель биологии БОУ ОО « Созвездие Орла» Плужник Юлия Вячеславовна



Общая часть

Предмет - биология

Класс - 11

УМК А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Общая биология. 10-11 класс. Изд.:Дрофа.


Тема урока Факторы эволюции (Движущие силы эволюции).

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Должны выяснить что является факторами эволюции: наследственная изменчивость, мутации (виды, свойства), популяционные волны, дрейф генов, изоляции.

Отрабатывают умение работы с информацией, отрабатывают навыки смыслового чтения, составления схем, применения изученной информации.

формируется познавательные потребности на основе интереса к изучению эволюционного процесса.

Словарь урока: наследственная изменчивость, мутации (виды, свойства), популяционные волны, дрейф генов, изоляции.

Ресурсы урока:

1.А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Общая биология. 10-11 класс.Изд.:Дрофа.

2.Методическое пособие к учебнику А.А.Каменский, Е.А.Криксунов, В.В.Пасечник Общая биология. 10-11 класс.Изд.:Дрофа.

3.Задания с сайта «Решу ЕГЭ» биология.

4.ПК; мультимедиапректор, экран, слайд презентации с рисунками.

5.Рабочий лист для каждого учащегося (лист с заданиями для индивидуальной работы).

6.Раздаточный материал для групповой работы.


ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

1. Орг. момент

1 мин.

Здравствуйте! Присаживайтесь.

2.Актуализация знаний 6 мин

Деятельность учителя

Учитель задаёт вопросы и выслушивает ответы обучающихся.







1.Что такое вид?

2.Что такое популяция?

3.Что такое генофонд популяции?

4.Почему именно популяцию, а не отдельную особь считают элементарной эволюционной единицей?

5.Какую популяцию называют идеальной?

6.Стабилен ли генофонд популяции? Каким образом возникает изменение генофонда популяции?


















































Деятельность учащихся

Включаются в работу. Отвечают на вопросы учителя, при этом используют свои знания параграфа изученного на предыдущем уроке.

Предполагаемые ответы:

1.Вид это группа особей, имеющих общее происхождение, морфологическое и физиологическое сходство, занимающих в природе определённый ареал, способных свободно скрещиваться и давать плодовитое потомство.

2.Популяция – группа одновидовых организмов, занимающих определённый участок территории внутри ареала вида, свободно скрещивающихся между собой и частично или полностью изолированных от других популяций.

3.Генофонд популяции – это совокупность всех генов в популяции.

4.Отдельная особь смертна, она не может размножаться и передавать свои гены, тогда как популяция, благодаря процессу размножения остаётся бессмертной, генофонд её богат, гены сохраняются и передаются из поколения в поколение, на её особей действует естественный отбор, сохраняя гены помогающие выжить в условиях окружающей среды, и уничтожающий «не подходящие» гены.

5. «Идеальной», называют популяцию, которая бесконечно велика по численности, скрещивания свободные, не происходит мутаций, она полностью изолирована (нет миграций особей ни в неё, ни из неё), все аллели одинаково влияют на жизнеспособность гамет, и все потомки выживают с равной вероятностью, т.к. не действует естественный отбор.

6.Нет, генофонд популяции не стабилен, т.к. идеальных популяций в природе не существует, потому что, в популяции всегда происходят мутации, нет равновероятного выживания потомков по разным причинам и в популяции всегда действует естественный отбор.

3.Мотивация 3 мин

Деятельность учителя: предоставление материала позволяющего перейти к изучению нового материала.

Ребята, сегодня я хочу показать вам схему «Факторы эволюции», к которой попрошу вас дать пояснения.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Направленные эволюционные факторы

Ненаправленные эволюционные факторы

Естественный отбор (на фоне борьбы за существование)

Наследственная изменчивость

Дрейф генов

Волны жизни

Изоляция

Где действуют? Как изменяют генофонд популяции?

Возможный результат?


Вопрос: скажите, можем ли мы сейчас с вами пояснить эту схему?

Давайте уточним с вами тему сегодняшнего урока, и определимся с тем, какие вопросы мы сегодня с вами изучим и разработаем план урока.

Вступают в диалог с учителем и окончательно формулируют тему урока, говорят о том, что будут изучать на уроке.













Предполагаемые ответы: нет, нам не хватает знаний, нам необходимо поработать на уроке. Мы будем говорить о факторах, которые будут нарушать «идеальность» популяции и приводят к эволюционным изменениям.


Учитель: Сегодня на уроке мы будем говорить о факторах, которые будут нарушать «идеальность» популяции, а по другому их называют факторами эволюции или движущие силы эволюции.


Общий итог этапа мотивациикорректировка темы урока предложенной обучающимися и запись её рабочий лист. Факторы эволюции (движущие силы эволюции).

4.Целеполагание 1 мин

Целеполагание: рассмотрите пожалуйста лежащие перед вами рабочие листы. Можете ли вы сразу выполнить предложенную вам работу?

А что необходимо сделать, чтобы успешно справиться с предложенной вам работой?


Предполагаемые ответы: нет, нам не хватает наших знаний.


Нам необходима информация.

5.Планирование 1 мин

- обсуждение с учащимися плана урока (определение содержания и последовательности действий для решения поставленных задач)

Нам нужно изучить новый для нас материал и тогда мы сможем выполнить данные нам задания, ответить на предложенные нам вопросы.

- Кто нам поможет решать поставленные задачи и ответить на все возникшие у вас вопросы?

(видеофрагмент, учебник, учитель)

Хорошо

Какие вопросы мы будем с вами рассматривать на уроке?

1.Что такое эволюционные факторы? Какие бывают эволюционные факторы?

2.Что такое естественный отбор и почему он является направленным эволюционным фактором?

3.Какие существуют ненаправленные эволюционные факторы?

А)наследственная изменчивость Б)дрейф генов, В)волны жизни Г)изоляции

4.К чему приводит действие эволюционных факторов?

6.Открытие нового знания 16-20 мин

Деятельность учителя: я предлагаю вам поработать группами (по 5 человек) над предложенными вопросами. А по истечении 7 минут мы с вами обсудим получившиеся результаты, сделаем необходимые уточнения и записи.

Работа по группам.

Группа 1. Воспользуйтесь приведённой таблицей и текстом учебника, параграфа 56 на стр.202 и стр.204, ответьте на вопрос, что такое эволюционные факторы? Какими они бывают?


Группа 2

Прочитайте текст, вспомните из курса 9 класса, что такое борьба за существование, почему она возникает и к чему она приводит? Сделайте если необходимо схему, запишите примеры, сформулируйте определения (естественный отбор, борьба за существование). Почему естественный отбор это направленный фактор эволюции? Для работы воспользуйтесь текстом стр.205-206.

































Группа 3. Какие бывают ненаправленные факторы эволюции? Охарактеризуйте наследственную изменчивость, при необходимости составьте схему, приведите примеры мутаций снижающих жизнеспособность организма. Стр.200-201, текст предоставленный учителем.


















Группа 4. Какие бывают ненаправленные факторы эволюции? Охарактеризуйте дрейф генов, приведите примеры. Стр.204, воспользуйтесь текстом, предоставленным учителем.












Группа 5. Прочитайте текст, предоставленный учителем, расскажите про ненаправленные факторы эволюции: волны жизни (популяционные волны). Охарактеризуйте их, назовите примеры.


















Группа 6. Прочитайте статью параграфа стр.213-216, расскажите про ненаправленные факторы эволюции: изоляции. Охарактеризуйте их, назовите примеры.








Представление работы групп, заполнение рабочих листов.


Предполагаемые ответы обучающихся, основанные на анализе материалов учебника или ранее полученных знаний.



Группа 1 Предполагаемый ответ (обсудить и коротко записать всем в рабочий лист):

Эволюционные факторы – это факторы, вызывающие нарушение генофонда популяции. Это естественный отбор (на фоне борьбы за существование), наследственная изменчивость, волны жизни, дрейф генов, изоляция.


Группа 2. Предполагаемый ответ (обсудить и коротко записать всем в рабочий лист):

Как утверждал Чарльз Дарвин, организмы способны размножаться без ограничения, но всё же по какой – то причине этого не происходит. Причиной, ограничивающей бесконтрольное размножение организмов является ограниченность ресурсов среды обитания.

Борьба за существование

внутривидовая

межвидовая

борьба с неблагоприятными условиями среды

1)окунь, поедающий свою молодь

2)сосны в одновозрастной посадке

3)борьба оленей за самку

1)волк – заяц

2)лиса – мышь

3)саранча – др.травоядные животные, обитающие на данной территории

1)борьба с засухой

2)выживание при заморозках

3)выживание в период наводнения

и т.д.

Борьба за существование – это сложные и многообразные отношения организмов между собой и с условиями неживой природы. Результатом борьбы за существование является естественный отбор – выживание особей, наиболее приспособленных к условиям окружающей среды. Естественный отбор, является направленным фактором эволюции потому что, выживают наиболее приспособленные организмы к определённым условия среды (он как бы направляет, организмы с «полезными» признаками к выживанию, с «вредными» для данных условий признаками, к вымиранию.


Группа 3.Предполагаемый ответ (обсудить) Наследственная изменчивость, волны жизни, дрейф генов, изоляции.

Наследственная изменчивость

Комбинативная

(рецессивные гомозиготы)

мутационная

Геномная

Синдром Дауна(трисомия 21 хр)

Генная

Серповидно-клеточная анемия

Хромосомная

Тяжёлая форма лейкимии (утрата участка 21 хр)

Все виды наследственной изменчивости являются материалом для естественного отбора, особенно интересны изменения, происходящие на основе мутаций, т.к. они бывают летальные, полулетальные, нейтральные, положительные. Будучи рецессивным в процессе размножения они накапливаются в популяции и накопившись в достаточном количестве, становятся материалом для отбора. Полезные поддерживаются естественным отбором, вредные элиминируются им. Их относят к ненаправленным, т.к. эти изменения носят случайный характер.


Группа 4.

Дрейф генов – это случайное ненаправленное изменение частоты генов в популяции. Дрейф генов в популяции может привести к исчезновению популяции или к возникновению большей приспособленности к условиям среды.

Пример: в пробирку посадили два самца и две самки дрозофилл гетерозиготных, соотношение нормального и мутантного аллелей было одинаково, частота мутантного гена меняется случайно, т.к. через некоторое время часть популяций не содержала мутантного гена, в части популяций соотношение нормального и мутантного гена было одинаково, в других популяциях все особи были гомозиготны по мутантному гену.

Группа 5. Предполагаемый ответ (обсудить)

Волны жизни (популяционные волны С.С.Четвериков) – это периодическое колебание численностей особей в популяции (особенно заметно у особей с коротким циклом жизни 3-4 года мыши, лемминги), происходящие из-за изменения условий окружающей среды. В благополучные по погодным условиям годы численность грызунов и соответственно питающихся ими животными возрастает, затем при истощении ресурсов так-же падает. Резкое падение численности, с непредсказуемым выпадением генов происходит при: а)засухах, пожарах и др. природных катастрофах;

Б)хищничестве;

В)вспышке эпидемий;

Г)освоении для жизни новых территорий с благоприятными для жизни условиями.

Группа 6.

Представление работы групп, заполнение рабочих листов.

Изоляции – это исключение или затруднение свободного размножения особей внутри вида.

Изоляция

Эколого – этологическая

(популяции форели в оз.Севан)

Морфофизиологическая

(по строению не подходят половые органы)

генетическая

(мул не даёт потомства)

Изоляции ведут к видообразованию.

7.Включение нового знания в систему знаний 7 мин


Деятельность учителя: читает задания, выслушивает ответы, исправляет ошибки если нужно.


Отработка полученных знаний, решение заданий ЕГЭ:


1. Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

2. Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

3.Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

4. Чем можно объяснить тот факт, что ча­стота встречаемости наследственных забо­леваний в маленьких, обособленных общинах намного выше, чем обычно?

5. Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах. Приведите не менее трёх причин.



Деятельность обучающихся:

Ответы к заданиям:


1.Какова роль движущих сил эволюции в формировании приспособленности организмов?

Пояснение.

1) Благодаря наследственной изменчивости и половому размножению популяция становится неоднородной.

2) В ней происходит борьба за существование, которая приводит к естественному отбору.

3) Естественный отбор в ряду многих поколений сохраняет полезные в данных условиях признаки, так формируются приспособления к среде.

2.Почему со временем повышается устойчивость насекомых-вредителей к ядохимикатам?

Пояснение.

1) В популяции насекомых–вредителей из-за появления мутаций со временем появляются особи, устойчивые к ядохимикатам.

2) Эти особи сохраняются естественным отбором и их количество в последующих поколениях увеличивается.

3) Поэтому прежние дозы или виды ядохимикатов уже перестают действовать на вредителей.


Задание №3

Популяцию считают единицей эволюции. Обоснуйте это утверждение.

Пояснение.

1) в популяции: накапливаются мутации, приводящие к изменению генофонда;

2) происходит миграция особей и обмен генами;

3) происходит борьба за существование и естественный отбор.


Задание №4

Чем можно объяснить тот факт, что ча­стота встречаемости наследственных забо­леваний в маленьких, обособленных общи­нах намного выше, чем обычно?

Пояснение.

1) В маленьких общинах распростране­ны родственные браки.

2) Родственные браки ведут к повыше­нию гомозиготности людей по ряду признаков.

3) Переход рецессивных мутаций в го­мозиготное состояние ведёт к различного рода заболеваниям, которые, как правило, не проявляются в гетерозиготном состоя­нии в популяциях, где родственные браки не приняты.


Задание №5. Объясните, почему в озере Байкал обитает много видов животных, не встречающихся в других водоёмах. Приведите не менее трёх причин.

Пояснение.

Причина — географическая изоляция и действие стабилизирующего отбора.

1) Байкал длительное время (около 20 млн. лет) не имеет соединения с другими водоемами, поэтому организмы из других водоемов не могут попасть в Байкал.

2) В Байкале могли сохраниться виды, которые во всех остальных (связанных между собой) водоемах уже вымерли.

3) В результате мутаций и естественного отбора изменился генофонд исходных организмов, что привело в возникновению новых видов. Байкальские популяции, не имеющие связи с популяциями других водоемов, эволюционировали независимо от других популяция своих видов и превратились в отдельные эндемичные виды.

4) В озере Байкал уникальные условия (например, высокое содержание кислорода) и своя уникальная экосистема, поэтому направление эволюции организмов в озере Байкал отличается от направления эволюции организмов в других водоемах.


8.Рефлексия и оценивание

5мин

Основные задачи учителя:

Формирование способности объективно оценивать меру своего продвижения к цели урока.

Вызывать сопереживания в связи с успехом или неудачей товарищей.

- Ребята! Наш урок заканчивается. Давайте вспомним, какие цели мы ставили с вами перед собой в начале урока: выяснить, что является факторами эволюции, где они действуют? Как изменяют генофонд популяции и к чему приводят? Теперь мы можем ответить на все эти вопросы.

ЭВОЛЮЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ

Направленные эволюционные факторы

Ненаправленные эволюционные факторы

Естественный отбор (на фоне борьбы за существование)

Наследственная изменчивость

Дрейф генов

Волны жизни

Изоляция

Где действуют? Как изменяют генофонд популяции?

Действуют в популяции, изменяют её генофонд.

Возможный результат?

Возникновение новых популяций, подвидов, видов (видообразование).


Достигли ли мы с вами поставленных целей?

Оцените свою работу на уроке. Поставьте отметку в свой рабочий лист.

Пожалуйста. Давайте оценим самых активных.


Отмечают достижение общей цели; успешные ответы одноклассников, участников группы (взаимооценка).






Определяют степень своего продвижения к цели (самооценка).


9.Домашнее задание

1 мин.

Домашнее задание: изучить текст параграфов 52, 55, 56, 59 используя свой рабочий лист представлять направленные и ненаправленные эволюционные факторы; понимать к чему приводит в эволюции воздействие на генофонд популяции тех или иных факторов; уметь объяснять схемы, приводить примеры.

***Оформите представленный материал в виде учебной презентации.



2



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!